Идея выращивать искусственное мясо — блестящая, но из неё вряд ли что-то получится
И именно её привлекательность не позволяет замечать проблем: небольшие объёмы производства, «заоблачные» цены и отсутствие прорывов.
Материал издания «Идеономика».
Мясо, выращенное в лаборатории, это одна из тех идей, которая, кажется, способна махом разрубить узел мучительных проблем. И этических, и экологических. Но, вероятно, это только кажется. О том, почему эта блестящая идея, призванная изменить так много, вряд ли сработает, рассказывает журналист Джо Фасслер, несколько лет наблюдавший за попытками ее воплощения.
О том, насколько привлекательной оказалась идея культивированного мяса, лучше всего свидетельствуют инвестиции. Так, с 2016 по 2022 год в эту отрасль было вложено почти 3 миллиарда долларов. В этом хотели поучаствовать и венчурные, и национальные фонды (SoftBank, Temasek, Инвестиционное управление Катара), селебрити и миллиардеры (Леонардо Ди Каприо, Билл Гейтс, Ричард Брэнсон), и даже крупные производители мяса (JBS, Tyson, Cargill). В результате, стоимость двух ведущих компаний – Eat Just и Upside Foods, являющихся одновременно и стартапами, – оценивалась в миллиард долларов. И количество желающих только прибывало, потому что, по словам участников рынка, было ощущение «что-то происходит».
И это воодушевляло. Так, кардиолог Ума Валети, в 2016 году основавший Upside Foods (первое название Memphis Meats), в том же году в разных СМИ заявлял, что человечество находится на пороге «второго одомашнивания», и всего через несколько лет его компания «сможет продавать полностью культивированную свинину, говядину и курятину», а через 20 лет «основная часть продаваемого в магазинах мяса будет культивированным». Брюс Фридрих, президент некоммерческой организации Good Food Institute, называл культивирование мяса «огромной инвестиционной возможностью». Джош Тетрик – основатель Eat Just (названной сначала Hampton Creek) – планировал к 2030 году стать руководителем «крупнейшей в мире мясной компании». А занимающийся инновациями аналитический центр RethinkX к тому же сроку предрекал 70-процентное падение спроса на говядину, банкротство ее производителей и «аналогичные траектории» для других рынков мяса.
Но главным источником воодушевления был все-таки «сияющий образ мира», где мясо в изобилии и доступно по цене, но не требует убийства животных и не наносит вреда окружающей среде. И при этом оно является не очередным растительным аналогом, а именно плотью, выращенной из животных клеток и превращающейся на выходе в сочные стейки и отбивные, причем в таком количестве, что хватит накормить нацию.
Позволяя решать вызванные животноводством экологические проблемы вроде расхода пресной воды, вырубки лесов под пастбища, выброса парниковых газов и т. п., этот образ, по словам Фасслера, был не лишен альтруизма, но, по сути, он был все-таки гедонистическим – «лазейкой для сохранения человеческих излишеств». И в этом заключалась его фундаментальная проблема.
«Изменение климата при всей своей ужасающей безотлагательности – это приглашение перестроить экономику, переосмыслить потребление и наши отношения с природой и друг с другом, – говорит он. – Культивирование мяса оказалось предлогом уклониться от этой тяжелой и необходимой работы. Идея выглядела футуристично, но ее привлекательность заключалась… в способе притвориться, что всё и дальше будет идти своим чередом и ничего менять не надо».
Именно привлекательность идеи позволила участникам рынка почти десятилетие не замечать слишком очевидных проблем, суть которых, по словам Фасслера, в том, что «широкая революция в области культивирования мяса не была реальной перспективой, по крайней мере, в те сроки, которые у нас есть для предотвращения климатической катастрофы».
И в первую очередь нереалистичными были обещания доступной цены. К примеру, первая в мире котлета из культивированной говядины, которую волокно за волокном вырастил голландский ученый Марк Пост, объявив об этом в 2013 году, обошлась более чем в 300 тысяч долларов. Однако, несмотря на стоимость, именно этот проект, говорит Фасслер, стимулировал стартапы «начать собирать деньги, делать смелые заявления и устанавливать жесткие сроки выпуска продукции». Сам он недавно посетил офис Eat Just, где для дегустации ему предложили пару ломтиков культивированной курятины, которая, по его наблюдениям, до сих пор в компании воспринимается как событие и стоит соответственно – 10 тысяч долларов.
Главное не забывать, что подобные исследования могут быть проплачены лоббистами мясокомбинатов. Тем более что идет тренд на поедания меньшего количества мяса, таких "исследований" будет все больше)
Там не только проблемы с собственно технологией выращивания.
Подсчет затрат электроэнергии на поддержание директора даёт 100 очков в пользу коровы.
Короче, надо сами фермы улучшать, больше очистных сооружений и все будет хорошо.
Ну и много потребляют пресной воды, а через выделения отдают ее обратно. По этому если фильтровать то принципе вторичное использование воды сведет проблему на нет!
Интересная идея. Полезнее чем куча криптовалют которые постоянно прогорают. Лучше уж туда пусть деньги идут. А по выводам, статья такая в стиле ямщика 1912 года, который сомневается что автомобили смогут возить также как лошади. Любая технология в начале пути казалась невозможной. Но в итоге эволюция шла. Научатся делать, научаться масштабировать.
Уже делают, и масштабируют)
Я против искусственно выращенного мяса, но качество натурального сейчас не лучше, недавно купил свиную шейку, разрезаю, а она с бензиновыми пятнами, не подскажите, что это??
Попробуйте сменить магазин