Инновации и стремление к устойчивости: тренды телеком-рынка в 2025 году

Разбираем новые технологии и регуляторные требования, которые будут определять развитие рынка телекоммуникаций.

Инновации и стремление к устойчивости: тренды телеком-рынка в 2025 году

В 2024 год телеком вошел с рекордными за 10 лет показателями — 5% рост год к году или 1,9 трлн рублей в абсолютных цифрах. Сможет ли рынок удержать такой темп в 2025-м? Эксперты биллинговой системы LANBilling подготовили обзор наиболее важных трендов, которые будут определять развитие телеком-отрасли в наступающем году.

Объем инвестиций в отрасль остается стабильно высоким и составляет около 550 млрд рублей в год в течение последних трех лет или около 3,1% от общего объема инвестиций крупных и средних компаний в России.

Отдельные сегменты растут еще быстрее ― так, рынок унифицированных коммуникаций прибавил в 2024 году 21%. Доступная стоимость интернета создала массовую аудиторию для распространения цифровых сервисов: маркетплейсов, доставки, онлайн-телевидения, каршеринга и многих других.

Вместе с тем давление на отрасль оказывает рост ключевой ставки ЦБ РФ и ужесточение регуляторных требований к импортозамещению и кибербезопасности.

Развитие экосистемного подхода

Будущее телеком-рынка эксперты связывают с развитием экосистемных предложений: интернет, телефония и телевидение будут идти в паре с медиасервисами, например, стриминговыми платформами, банковскими и страховыми услугами, умными технологиями и сервисами онлайн-образования и здоровья.

Экосистема как подход к реализации клиентского сервиса доступен не только крупнейшим, но и средним и малым игрокам телеком-рынка за счет партнерских программ.

Господдержка отрасли

В утвержденной Правительством страны стратегии развития отрасли связи до 2035 года государство планирует предоставлять телеком-компаниям льготы и преференции. Для операторов фиксированной связи предусмотрены следующие меры:

  • Снижение страховых взносов до 7,6%;
  • Уменьшение налога на прибыль до 3%;
  • Отмена плановых проверок надзорных органов до 2030 года;
  • Приостановка требований «закона Яровой» по хранению видеотрафика и увеличению емкости носителей на 15%;
  • Индексации тарифов операторов связи;
  • Льготные кредиты по ставке не более 3% на покупку телекоммуникационного оборудования и поддержку инфраструктуры связи.

В числе факторов, сдерживающих развитие телеком-рынка, эксперты называют рост себестоимости услуг в условиях курса на технологический суверенитет и импортозамещение.

ИИ как драйвер трансформации

Основная сфера использования ИИ в телекоме — совершенствование клиентского опыта. На индустрию окажет влияние развитие генеративного ИИ, который позволит снизить себестоимость качественной аналитики и клиентской поддержки. По оценкам консалтинговой компании McKinsey, внедрение решений на базе генеративного ИИ способно обеспечить компании дополнительный маржинальный доход в 3-4% в течение двух лет и 8-10% на горизонте пяти лет.

Что могут модели генеративного ИИ:

  • Повышать эффективность работы специалистов клиентской поддержки, а по мере развития моделей, полностью заменить работников;
  • Достигать уровня персонализации, который невозможен силами живых операторов, причем, в омниканальном режиме и с адаптацией к tone of voice каждой из платформ;
  • Совершенствовать аналитику, обеспечивать оператору максимум информации о поведении, предпочтениях и жалобах клиентов.

По данным CNews со ссылкой на Минэкономразвития, Россия занимает четвертое место в мире по численности генеративных моделей и входит в топ-10 стран по объему совокупных вычислительных мощностей.

Умные города и безопасная среда

Видеонаблюдение, интеллектуальная домофония и системы управления городской инфраструктурой становятся стандартами девелопмента в крупных городах. Проект Минстроя России «Умный город» подразумевает активное участие операторов фиксированной связи в цифровизации городского хозяйства.

Системы видеонаблюдения и домофонии требуют мощной инфраструктуры для обработки и хранения данных. Операторы могут предложить решения для эффективного управления подписками и оплатами таких сервисов.

Использование облачных платформ и искусственного интеллекта в «умных городах» позволит интегрировать биллинг с умными сервисами, обеспечивая не только безопасное и эффективное управление ресурсами, но и удобство для конечных пользователей. В результате операторы могут предлагать более гибкие тарифы, улучшать качество обслуживания и оптимизировать процессы в реальном времени.

Интернет вещей (IoT)

По итогам 2023 года, объем российского рынка интернета вещей достиг 172 млрд рублей. В телекоммуникациях чаще всего используется стандарт NB-IoT — технология узкополосного интернета вещей. Преимущества технологии — низкое энергопотребление и высокая дальность передачи данных, до 10 км в городе и до 40 км на открытой местности.

1 ноября 2024 года Росстандарт утвердил ГОСТ для этого протокола передачи данных. Операторы могут интегрировать IoT-системы для управления умными домами, мониторинга состояния сетевой инфраструктуры и улучшения пользовательского опыта. Сети связи становятся основой IoT-решений для умных городов, промышленности и транспорта, устанавливает и подключает камеры видеонаблюдения, умные системы учета и интеллектуальные системы для транспорта.

Импортозамещение и технологический суверенитет

Требования Минпромторга к уровню локализации телеком-оборудования ставят отрасль в затруднительное положение, когда российских аналогов просто не существует для ряда иностранных компонентов. 80% сетевого и 95% клиентского оборудования сетей фиксированной связи представлены иностранного производителями.

Российские компании в сотрудничестве с вендорами ведут разработку отечественных решений. В их числе такие предприятия, как Eltex, RDP, Qtech и SNR.

Защита критической инфраструктуры

В 2024 году количество кибератак на российские компании выросло более чем в два раза год к году. 10% из них пришлось на телекоммуникационную инфраструктуру.

В таких обстоятельствах государство ожидаемо идет на ужесточение мер контроля за безопасностью объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Так, с 1 января 2025 года категорирование объектов КИИ полностью переходит под контроль государства в лице ФСТЭК. Это мера направлена против занижения численности и категории объектов КИИ на предприятиях с целью снизить расходы на кибербезопасность.

Кроме того, госкомпаниям запрещается использовать на объектах КИИ иностранное программное обеспечение и аппаратную часть.

За нарушение требований безопасности КИИ предусмотрена административная и уголовная ответственность. Строгость наказания зависит от размера последствий — за нарушения, выявленные при проверке, можно получить штраф, а за инцидент с человеческими жертвами — срок до 10 лет.

Также к сентябрю 2025 года законодатели планируют ограничить возможность пропуска голосового трафика в телефонных сетях общего пользования. Эта услуга будет доступна только при наличии лицензии на предоставление услуг местной телефонии и передачи данных.

Дефицит квалифицированных IT-специалистов

Телеком-отрасль испытывает серьезную нехватку инженерных кадров.

В абсолютных цифрах нехватка специалистов оценивается в 500-700 тысяч человек.

В наибольшем дефиците ― инженеры-схемотехники, конструкторы, тестировщики, DevOps-инженеры и разработчики С/С++. Операторам, которые занимаются предоставлением услуг связи, не хватает линейного персонала — монтажников и специалистов техподдержки. Конкурировать за рабочие руки приходится со службами курьерской доставки и складами крупных маркетплейсов.

По данным сервиса HeadHunter, в 2024 году медианная зарплата в отрасли выросла на 18% год к году и составила около 105 тысяч рублей, но эта компенсация остается недостаточной для закрытия вакансий.

Оптимизация расходов и рост тарифов

Растет фонд оплаты труда, стоимость оборудования и комплектующих, дополнительную финансовую нагрузку создают требования регулятора по кибербезопасности критической инфраструктуры и переходу на отечественное ПО.

В сложившейся ситуации участники телеком-рынка все больше внимания уделяют оптимизации расходов.

В числе самых эффективных мер оптимизации — автоматизация работы службы поддержки, перевод на аутсорс части бизнес-процессов и организация управленческого учета. Работу с требованиями ФСТЭК и других регуляторных органов также нередко передают на аутсорс, на рынке есть предложения от узкоспециализированных компаний и специалистов.

Все это приводит к тому, что большинство участников рынка планируют повышать тарифы на услуги. Это отражает рост себестоимости услуг и инфляционные ожидания в в 2025 году.

Баланс приоритетов для телеком-рынка

В 2025 году представителям телеком-отрасли предстоит находить компромисс между задачами технологического обновления и сохранения текущей устойчивости и рентабельности бизнеса.

В среднесрочной перспективе конкурентоспособность телеком-бизнеса будет зависеть от объема инвестиций в ИИ, интернет вещей, межмашинные коммуникации и другие прорывные технологии.

В ближайшей перспективе задачи участников рынка в большей мере связаны с вопросами кибербезопасности, импортозамещения, преодоления кадрового дефицита и поддержания положительной юнит-экономики.

Больше новостей телеком-рынка ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

1212
33
1 комментарий