Гуманный геноцид: влияние IT на рынок труда и общество в 2020-е

Аннотация

В статье рассматривается актуальное положение дел на рынках труда и IT в РФ и мире, а также тенденции их взаимовлияния; объясняется, как и почему новые программные решения оставят бо́льшую часть работоспособного населения мира без дохода, и какие парадоксальные меры в связи с этим смогут предпринять правящие элиты государств в ближайшем будущем.

Предметные области

Антропология, экономика, право, демография, IT и HR(M)

Введение

Не секрет, что человек, как и любой другой участник биологической эволюции, сформировался, выжил, размножился и продолжает существовать исключительно благодаря эгоизму, свойственному каждой особи, проявляющемуся в её следующих устремлениях:

  • не погибнуть и не получить увечье (социо-культ. форма — "обрести физическую и правовую защиту со стороны общины/государства");
  • наесться (социо-культ. форма — "получить образование", "построить карьеру/бизнес", "развиться и реализоваться", в итоге "разбогатеть" и (или) "обрести власть", "максимально приблизиться к элите общества");
  • спариться (социо-культ. форма — "организовать семью", "спланировать и произвести потомство").

Данные мотивы поведения человека, в сознании обывателя часто упакованные в маслоускую "пирамиду", есть не что иное, как потребности любого стайного млекопитающего, эволюционно отточенные сугубо для обеспечения выживания особи и воспроизводства её генома. Что при этом дополняет сценарий поведения современного антропа в отличие от прочих видов? Наличие культурологически накопленных надстроек ("сдержек и противовесов" — более запутанных способов достижения всё тех же биологически детерминированных целей): не просто отобрать кусок мяса у соплеменника и утолить голод, а в идеале — выучиться, заработать деньги и купить аналогичный кусок мяса с прилавка. В обоих случаях результат идентичен — голод особи утолён.

Таким образом прослеживается связь между базовыми биологическими потребностями людей и их склонностью к накоплению знаний, денег и власти. Системой экономики, максимально релевантной для удовлетворения биологических потребностей человека и одновременно способной обеспечить безопасность каждому из индивидов, является капитализм (не путать с квазикапитализмом, сложившимся в практике хозяйствования некоторых государств), включающий "сторожевые" элементы государственного регулирования — правоохранительный, антимонопольный и фискальный — в республиканском, реже конституционно-монархическом, не авторитарном государстве. Капитализм есть не идеальный, но самый "окультуренный" и одновременно "анатомически подходящий" человеку, с учётом действия естественного отбора, тип экономического устройства общества: в большей степени интеллектуально развитые, трудоспособные, социализированные и (или) волевые индивиды приобретают максимум благ: деньги, активы, средства производства и власть, подчиняя своим интересам менее сильных, но одновременно не притесняя их физически и юридически. Так формируется элита, выявляются подлинные достижения человечества и одновременно формулируются мотиваторы роста для представителей низших слоёв. Наоборот, противоестественным для здоровой особи, получившей доступ к благам, является поведение, связанное с безвозмездным разделением благ с более слабыми соплеменниками,— концепция социализма противоречит неотъемлемому принципу естественного отбора, в соответствии с которым выживает и продолжает род сильнейший. По всей видимости, идейные социалисты изучили только гуманитарный аспект, но не знакомы с подлинной природой человеческого существа...

Элита буржуазного общества в лице крупных собственников средств производства — основной первичный потребитель плодов научно-технического прогресса и главный интересант в данном процессе. Его польза с точки зрения предпринимателей заключается в возможности замещения ручного либо интеллектуального труда живого работника машинным (программно-аппаратным) и, следовательно, в сокращении весомых издержек на оплату труда человека и прочих вытекающих рисков. Данная стратегия увеличивает чистую прибыль предприятия при относительной дешевизне эксплуатации требуемой взамен человека технологии. История показывает немало прецедентов уничтожения ряда профессий посредством тотального замещения живых работников техникой: фонарщиков — электролампами, трубочистов — системами центрального отопления, телефонисток — автоматическими телефонными станциями, а современных турагентов — букинг-сервисами и т.д.

Что IT умеет сегодня; на что будет способна завтра, и как элита этим воспользуется

В фокусе внимания прикладных исследований, а так же медиа сегодня находится так называемая технология искусственной нейросети (англ. Artificial neural networks). Это одно из самых бурно развивающихся и потенциально дешёвых средств автоматизации труда в частности. С его помощью уже сегодня либо в ближайшем будущем возможно автоматически:

  • сочинять музыку в любом стиле либо с фирменным почерком любого композитора или аранжировщика;
  • обучать саму нейросеть любым новым навыкам, как ребёнка (метод Machine Learning).

Приняв во внимание эти широко известные примеры использования искусственных нейросетей, несложно сделать вывод: многие виды труда, которые ещё 15 лет назад были подвластны только высшей нервной деятельности человека, уже сегодня могут быть на 100% осуществляемы компьютером (программно-аппаратным комплексом). Речь идёт о том, что главный вектор развития данной технологии — рост числа цифровых связей и алгоритмов, с опережающими качеством и скоростью повторяющих всевозможные условные рефлексы головного мозга, требуемые для достижения общественно полезных результатов.

Оценка динамики развития нейросетевой технологии и её внедрения уже сегодня позволяет спрогнозировать вытеснение ею значительного числа профессиональных работников различных сфер к 2030 году. Многие навыки, которым человек обучается годами, сегодня в лучшем качестве отрабатываются программами. Ключевое различие внедрения бизнесом нейросети в 21 веке по сравнению с внедрением прочих средств автоматизации труда в середине 20 века заключается в том, что в прежние времена, во-первых, соотношение офисных работников и работников физического труда было иным (с бо́льшим уклоном в сторону последних), во-вторых, работники офиса ещё не использовали персональные компьютеры, их не объединял общий инструментарий. Сегодня в самых экономически благополучных странах мира, а также РФ и многих других мы наблюдаем иную картину:

  • основная доля населения проживает в городах;
  • бо́льшая доля трудоспособных жителей городов работает в офисах;
  • главными инструментами труда большинства офисных работников являются персональные компьютеры с установленными на них программами и доступом в интернет.

Три вышеуказанных составляющих, отражающих собирательный образ современного среднестатистического трудящегося в любой точке мира, наглядно подтверждают возможность упрощения поиска средств автоматизации труда (делают прогрессию развития данного процесса геометрической) и, следовательно, приближают момент избавления работодателей от тотальной необходимости кормить роты офисных работников либо фрилансеров в ближайшем будущем. В группу риска стать ненужными (замененными на нейросеть) в первую очередь попадают "информационные работники" in-house: офисные менеджеры (в том числе проектные и sales-), рядовые секретари, юристы, бухгалтеры, аналитики, специалисты по PR и рекламе, спичрайтеры, переводчики и т.д.; другими словами — профессионалы, предметом деятельности которых является обработка информации и составление текстовых фалов (документов) в результате.

Учитывая, что задача искусственной нейросети в частности — замещать необходимые для получения того или иного результата условные рефлексы головного мозга человека, технически принципиальной разницы между замещением ею живого композитора либо бухгалтера — нет. Механизм мышления представителей различных профессий един, следовательно, алгоритм работы замещающей их искуственной нейросети принципиально унифицирован также. Уже сегодня мы наблюдаем активизацию онлайн-сервисов, замещающих штатных бухгалтеров для малого и среднего бизнеса. Зачастую роль роботов-бухгалтеров исполняют программные мощности банков, управляющих расчётными счетами и (или) зарплатными проектами малого и среднего бизнеса.

Какие меры могут предпринять бизнес- и политические элиты различных стран в ближайшем будущем

По данным Росстата численность рабочей силы в РФ к началу 2020 г. составляет 76,2 млн человек или, 52% от общей численности населения страны. Статусом "занятых" обладает 72,7 млн человек, то есть менее 50% от общей численности населения страны. Так называемыми информационными работниками но состоянию на начало 2020 г. является более 46,5 млн человек, то есть 1/3 от общей численности населения страны. И чем более экономически развитым является государство (в основном, страны с постиндустриальной экономикой), тем выше в нём доля "информационных работников".

Сложив факторы:

  • наличия биологических мотиваторов человека бороться за доступ к благам (которые в той же мере присущи бизнес- и политической элите любого государства, всегда желающей минимизировать издержки в своей деятельности);
  • сегодняшнего, а так же потенциального уровней развития IT, в частности технологии нейросетей и тренда поглощения ею рабочих мест в ближайшем будущем;
  • данных о количестве "информационных работников" на примере РФ,

мы можем сделать следующий вывод: бизнес- и управленческая элита экономического госсектора в РФ и многих других государствах имеет все основания произвести глобальные сокращения "информационных работников" в 2020-е годы за их фактической ненадобностью. В ходе развития данного сценария в РФ, рабочих мест (а также связей формата "фриланс") может лишиться до 45-50 млн человек, что составляет 1/3 от общей численности населения страны. В развитых экономиках доля населения, рабочую функцию которой заменят искусственной нейросетью, сможет достигнуть половины от общей численности.

Каким может быть выход из постепенно нарастающего тренда? Разумеется, консолидированный бюджет ни одного государства в мире не смог бы увеличить статью расходов на социальные выплаты, чтобы содержать хотя бы 1/3 населения страны на пособии по безработице, при том, что всё это — работоспособные граждане средних лет, ядро налогоплательщиков. Принятие мер подобного характера было бы крайне расточительным даже в скандинавских странах. Следовательно, возможным для политической элиты выходом в случае резкой активизации использования нейросетей в офисах является политика сдерживания естественного и механического прироста населения страны; назовём её политикой "мягкой депопуляции", вводя в оборот соответствующий новый термин.

Потенциальные меры, из которых в теории может состоять соответствующая демографическая политика любого государства, сталкивающегося с процессом вымещения нейросетью «информационных работников»:

  • радикальное ограничение въезда трудовых мигрантов и беженцев из третьих стран, стимуляция их плавного оттока с территории государства;
  • радикальное усложнение процедуры натурализации;
  • суперактивное содействие росту экономики государства, в случае РФ — переключение внимания с сырьевого на интеллектуально-творческий сектор;
  • пропаганда использования противозачаточных средств и абортов;
  • постепенное создание экономических и правовых цензов по планированию деторождения для граждан и иностранных лиц, постоянно пребывающих на территории государства (В РФ — отмена выплаты "материнского капитала" и льгот по рождению ребёнка, взимание платы за услуги дошкольного и школьного образования);
  • постепенное усложнение доступности высшего образования, а так же одновременно повышение его качества для будущих поколений (сокращение количества вузов, сокращение доли бюджетных мест для обучающихся, увеличение стоимости платного обучения);
  • установление юридических стандартов и правил отцовства и материнства (отмена презумпции родительских прав);
  • популяризация в слоях общества ниже среднего внеофисных профессий, вакансии в рамках которых в частности появятся вследствие оттока трудовых мигрантов.

Принятие данных мер элитой в долгосрочной перспективе может быть направлено на улучшение качества жизни всего населения государства и одновременно на снижение уровня его естественного прироста посредством доведения до всеобщего сведения тезиса о том, что рост благосостояния граждан основан не на их количественном увеличении, а на качественных преобразованиях в их жизни. В сущности это — депопуляризация в обществе устаревших для 21 века, иррациональных, феодальных идей, сводящихся к формуле "больше детей — лучше". Историко-статистически в мировой демографии чётко прослеживается следующая обратная пропорция: чем выше экономически, технически и интеллектуально развито общество, тем в среднем меньше в нём детей приходится на одну семью; и также мы наблюдаем обратную картину: сегодня типичные представители самых неразвитых и бедных государств либо общин-меньшинств, живущих на территориях развитых стран, неконтролируемо рожают бесчисленное потомство, обречённое на бедное существование и маргинализацию. Данный факт объясняется следующим образом: чем развитее в интеллектуальном и экономическом плане являются родители, тем важнее для них качество жизни ребёнка в настоящем и будущем (им необходимо, чтобы воспитание ребёнка не являлось финансово обременительным и было одновременно максимально качественным; чтобы семья могла позволить себе оплату образования в любом заведении, в котором ребёнок желает учиться; чтобы в итоге ребёнок стал полноценной личностью и ему было что наследовать). Деторождение в семьях развитого общества — вопрос сугубо рациональный, требующий стратегического планирования на десятилетия вперёд. Таким образом, трезвомыслящие семьи, не усматривающие возможность на должном высоком уровне поддерживать воспитание ребёнка, попросту не рассматривают для себя идею деторождения. Они считают недопустимым появление на свет человека, который по воле родителей обречён на неполноценное детство и туманное будущее. Данный подход можно сформулировать следующим образом: "одной из высших форм гуманизма является отказ семьи от планирования ребёнка в случаях, когда его возможное рождение, воспитание и будущее становление не в достаточной мере обеспечены должной (высокой) материальной поддержкой и гарантией счастливой судьбы". Следовательно, цель возможной при наступлении эры доминирования нейросетей политики "мягкой депопуляции" — воспитание с помощью экономико-юридических рычагов сознательного общества, представители которого, исходя из объективной дороговизны содержания ребёнка (новых экономических цензов), станут ответственнее относиться к вопросу деторождения, чаще отказываться от планирования детей из-за невозможности их достойного воспитания и содержания. Таким образом, число представителей той самой 1/3 оставшегося безработным населения со временем пойдёт на спад.

Концепция "мягкой депопуляции" с точки зрения роста экономики в частности в контексте наполняемости бюджета для государства, не только минимизирует негативные изменения, но и страхует от них, так как:

  • бывших живых "информационных работников" заменяют нейросети и роботы, в организациях, которые продолжают платить налог;
  • число оставшихся безработных (бывших «информационных работников»), живущих на пособие, снижается, так как новая демографическая и трудовая политика государств затрудняет для них планирование деторождения, одновременно давая возможность занять рабочие места, в прошлом принадлежащие трудовым мигрантам;
  • при стабильном уровне экономической активности бизнеса и одновременном снижении численности населения из-за естественного убывания и его одновременной замены нейросетями, в стране фактически остаётся меньше людей, но они делят между собой тот же объём благ, следовательно, ВВП, ППС и уровень жизни на душу населения в целом становятся выше.

Что делать простым россиянам от 18 до 45 лет сегодня

Можно ожидать идущий по миру #коронавирус, а можно — развиваться интеллектуально. При этом, заставить себя рассматривать концепцию собственного развития безотносительно деторождения; принять как данность то, что с большой вероятностью возможности родить и качественно воспитать ребёнка не выдастся, а шанс его рождения рассматривать только как бонус, как минимум, к по-настоящему на высоком финансовом уровне устроенной собственной жизни. Нуждающимся в «маткапитале» ради ипотеки — продолжать внимать обещаниям их авторитетов и размножаться, следуя политике партии. Лицам, относящимся по профессии к категории «информационных работников», перестать, не видя смены дня и ночи, строить свои текущие карьеры. Пора заметить риск стать ненужными, помноженный на осознание в тот драматический момент, что всю свою молодость они потратили на карьерный рост зря. Стоит рассмотреть возможности переквалификации в другие, менее подверженные натиску «нейросетизации» профессии и (или) искать способы вложения доступных в настоящий момент средств в различные активы, дабы как минимум, иметь шанс жить на пассивный доход в недалёком будущем.

55
53 комментария

  Как подать одномерный псевдоаналитический бред с пафосом главной речи спасителя вселенной. Два галоперидола этому джентльмену.
https://i.ytimg.com/vi/60BeLbWJ4AE/maxresdefault.jpg

14
Ответить

В точку, Эндрю!

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Ну что вы. Все дети знают, что это все придумал Маск и Яндекс. А Foxconn просто невыгодно ставить роботов, т.к. китайцы работают за чашку риса в месяц. 

А если серьезно, то чем дальше, тем больше простым смертным приходится и учиться и работать.

1
Ответить

разговорам о том что механизмы и роботы вытеснят людей - уже полтора столетия.
На самом деле автоматизация не убивает как таковые рабочие места, а изменяет к ним требования, обычно эти требования растут , то есть надо больше знать и уметь

1
Ответить

Возможно. Но в отличие от роботов искусственному интеллекту не нужно столько железа. Основная (периферийная) часть инфраструктуры для его массового внедрения существует уже сегодня в наших офисах, домах. Есть компьютер, есть принтер, есть бумага. Сегодня документ (типичный договор) на бумаге создаёт живой работник, а завтра он будет создан автоматически в аналогичном качестве и подан на подпись директору пока ещё не заменённой роботом-разносчиком секретаршей. 

Не забывайте, что совсем недавно кое-кем в кое-какой стране даже кибернетика официально считалась бесперспективной (буржуазной) дисциплиной.

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить