Удалёнка в ИТ: основные тренды

Прошло время с тех пор, как мы впервые столкнулись с удалённой работой. Теперь этот формат прочно вошёл в нашу жизнь и, разумеется, существенно её изменил. В ИТ-сфере удалённая работа крайне популярна, при этом она сильно влияет на взаимодействие команд, постановку задач и рабочую атмосферу.

Удалёнка в ИТ: основные тренды

Сначала — немного о дистанционной (или удалённой) работе как таковой.

Кстати, изначально между этими понятиями существовала разница. «Дистанционной» работу называли в том случае, когда сотрудник изначально, по условиям трудового договора работал из дома. А «удалённой» — если сотрудника перевели из офиса домой. Но с января 2021 года в ТК РФ закреплено, что дистанционная и удалённая работа — это одно и то же.

Минусы дистанционной работы

Когда нас всех внезапно отправили по домам, интернет заполнили смешные истории: дети врывались на рабочие совещания, ванные комнаты превращались в кабинеты, коллеги познакомились с домашними животными друг друга (да и всеми домашними), ремонт у соседей начал влиять на качество созвонов, а деловой вид мог быть только в виде пиджака, но не брюк или юбки вкупе.

И уже в 2020 году в опросе на HH.ru отметили, что один из гланых отвлекающих факторов — это родственники. Многие мои коллеги или знакомые рассказывали о том, что мешают им не дети, а старшее поколение. Сейчас это уже очевидная и понятная проблема. Распорядок дня для детей мы наладили: открылись детские сады и школы, снова заработали группы продленного дня или дополнительные курсы. А вот со взрослыми членами семьи сладить оказалось труднее. В сознании людей, которые не привыкли к дистанционному формату работы, прочно закрепилось убеждение: «сидит дома» равно «свободен». И если пятилетнему сыну легко объяснить, что мама занята и трогать её не нужно, то донести ту же мысль до восьмидесятилетней бабушки — задача почти нереальная.

Удалёнка в ИТ: основные тренды

Ещё один недостаток удалёнки по отзывам моих коллег — … холодильник. Когда в любой момент к нему можно подойти, он мешает сосредоточиться не меньше, чем соседская электродрель. Перекусы, чаепития и общение с родными (нельзя же сделать чай только себе!) вырывают из рабочего ритма.

Нельзя не упомянуть и о домашних обязанностях. Когда дел много, кажется, что это отличная идея — отвлечься от отчётности на мытьё плиты. Однако по факту переключение между социальными ролями отнимает очень много ресурсов, а время на отдых сокращается.

Удалёнка в ИТ: основные тренды

По-прежнему сохраняется проблема, о которой говорят ещё с первых дней пандемии: зачастую во время дистанционки люди работают больше в течение дня, от профессиональных задач сложнее отстраниться. В офисе есть яркие маркеры: коллеги собираются по домам, рабочий день заканчивается, надо прерваться. А дома засидеться над проектом до восьми, девяти вечера очень просто.

Плюсы дистанционной работы

Интересно, что удалённая работа не всегда показывала одинаковые результаты. Так, в 2021 году Ростелеком проводил своё исследование (опубликовано по ссылке), «Как изменилась работа сотрудников на удалёнке», которое подчёркивало низкую эффективность сотрудников, работающих из дома. Причина очевидна: формат из вынужденного стал привычным, а процессы под него оказались не выстроены. Одно дело — несколько месяцев в экстренном формате подстёгивать сотрудников, которые не бывают в офисе, объединять их и мотивировать. Другое — делать это на постоянной основе.

Однако достоинства дистанта уже тогда стали очевидны: люди экономят время на дорогу, компании сокращают расходы на офисные площади. Сотрудники могут с утра сходить в МФЦ за документами или успеть забрать ребёнка из детского сада.

Удалёнка в ИТ: основные тренды

Обрадовались интроверты и все, кто работает с большими объёмами информации — можно с головой уйти в свои дела, не опасаясь, что коллеги будут отвлекать. В ИТ-сфере, где много специалистов, занятых разработкой, приверженцев удалённого формата оказалось особенно много.

Удалёнка сильно улучшила жизнь «сов»: тех, кто тяжело встаёт с утра и активен до позднего вечера. Мало того, что можно поспать лишние час-полтора до начала рабочего дня, так ещё и многим удаётся так перераспределить нагрузку, чтобы с утра спать, а вечером выполнять рабочие задачи (разумеется, где это позволяет сделать рабочий процесс). Для должностей, где важно не присутствие в течение дня на связи, а итоговый результат, это отлично подходит.

Сейчас у нас в Softline 15% всех сотрудников работают полностью удалённо. Ещё 25% — в гибридном формате.

В общем, у дистанционного формата работы есть и плюсы, и минусы. Предсказуемо, компании делают всё возможное, чтобы усилить первые и минимизировать последние. Всё это формирует отчётливые тренды современной удалённой работы. Я выделю три основных.

Тренд 1. Цифровая рабочая среда

Сейчас всё больше компаний обращают внимание на создание гибкой цифровой рабочей среды для удалённой работы. Развиваются специальные инструменты и программное обеспечение, которые облегчают общение и управление проектами. Это позволяет эффективно взаимодействовать и оставаться на связи независимо от местоположения.

Важным элементом гибкой рабочей среды становится коммуникация и связь между удалёнными сотрудниками и командами. Появляются внутренние системы, которые поддерживают удалённую работу — планировщики, комнаты для проведения виртуальных встреч, онлайн-системы адаптации для новых сотрудников.

Растёт и уровень информационной безопасности — компании всё больше внимания уделяют тому, чтобы их сервисы работали безупречно и были защищены от проникновения извне.

Гибкая рабочая среда также включает в себя возможность выбора места работы. Сотрудники могут работать из офиса или из дома, из коворкингов, кафе и других удобных мест. Это позволяет создать комфортное окружение и сосредоточиться на выполнении задач.

Тренд 2. Развитие распределённых команд

С ростом удалённой работы становится все более популярным формирование регионально-распределённых команд. У нас таких много — особенно среди разработчиков, специалистов по безопасности, автоматизации. Если для работы не принципиально присутствие сотрудника в офисе или на площадках клиентов, то мы охотно рассматриваем кандидатов по всей стране.

Однако такие команды требуют новых подходов к управлению и мотивации. Сложность в том, что зачастую над одним проектом коллегам приходится работать из разных часовых поясов, и это становится новым вызовом для менеджмента. Особенно когда разница во времени — до 6-7 часов!

И, конечно, приходится находить варианты, как познакомить людей между собой, объединить их. Мы поощряем встречи отделов и департаментов, выездные мероприятия. Многие региональные команды у нас регулярно (1-2 раза в год) встречаются очно, обсуждают рабочие кейсы, делятся опытом, проводят время в неформальной обстановке.

Тренд 3. Развитие культуры удалённой работы

Компании активно развивают культуру удалённой работы, чтобы укрепить командный дух и связь между сотрудниками. Они организуют онлайн-мероприятия, виртуальные чаты, командные игры и круглые столы, чтобы общаться и узнавать друг друга. Это помогает сотрудникам чувствовать себя частью команды, даже находясь на удалёнке.

Появляются правила использования систем коммуникации — чаты по рабочим вопросам, чаты для болтовни и шуток. Формируется этикет созвонов. Все мы учимся учитывать разницу во времени, к примеру, не звонить в Хабаровск в два-три часа дня по Москве.

Можно отметить, что развитие удалённой работы отражается в целом на том, как компании подходят к личному времени сотрудников. Появилось больше внимания к людям, больше понимания того, что работа — это очень важная, но не единственная часть жизни человека.

В конце прошлого года многие компании заговорили о возвращении сотрудников полностью в офис. И для некоторых сфер это оправдано. Офис — отдельный мир, в котором складываются особые отношения, формируется своя атмосфера. Человек, как часто говорят, социальное животное, и в общении с другими людьми мы аккумулируем энергию, обмениваемся идеями. Получаем поддержку, узнаём новости, вливаемся в коллектив.

Но игнорировать преимущества дистанционной работы тоже не выходит. И в ИТ, на мой взгляд, этот формат обосновался прочно. Комфортная работа, управление своим временем, следование своему графику — это очень привлекательно. И тот факт, что компания поддерживает дистант или гибрид, становится мощным аргументом в пользу выбора работодателя.

Как итог, могу сказать, что внешние факторы меняются очень быстро, технологии развиваются, растёт скорость работы. Из-за этого удалённый формат прочно вошёл в нашу жизнь, особенно в ИТ-направлениях, где есть реальная возможность не быть привязанным к какому-то конкретному офису или территории. Посмотрим, что будет дальше.

Желаю всем отличной рабочей недели!

44
2 комментария

Человек, как часто говорят, социальное животное, и в общении с другими людьми мы аккумулируем энергию, обмениваемся идеями. Получаем поддержку, узнаём новости, вливаемся в коллектив.


Про офис и что "конечно же человек социальное животное и поэтому надо в офис" я бы поспорил - например раньше были такие штуки как "распределенные мануфактуры". Сам об этом недавно узнал.
Суть была в том,что заказ дробился на много подзаказов и распределеялся вдоль тракта , в котором каждая деревня занималась чем то своим.
А покупатель в конце цикла проходил по тракту и собирал свой заказ.

В то время это было очень медленно, но и время тогда текло иначе)))

В общем,я к тому что и распределенные команды это не что-то совершенно новое.

И в конце добавил бы,что удаленка позволила региональным специалистам выйти на обзеросийсский рынок труда и зарабатывать достойные деньги, тогда как раньше или приходилось мириться с региональными перекосами в зарплатах (в сторону уменьшения конечно же) или ехать покорять Москву.

Офис в обязательном порядке - отнимает время. Удаленка - это очень удобно, но постепенно - она расслабляет сотрудников. Наше решение как раз призвано убрать все минусы удаленки, так чтобы руководители компаний даже не думали возвращаться в офис))