Удалёнка в ИТ: основные тренды

Прошло время с тех пор, как мы впервые столкнулись с удалённой работой. Теперь этот формат прочно вошёл в нашу жизнь и, разумеется, существенно её изменил. В ИТ-сфере удалённая работа крайне популярна, при этом она сильно влияет на взаимодействие команд, постановку задач и рабочую атмосферу.

Удалёнка в ИТ: основные тренды

Сначала — немного о дистанционной (или удалённой) работе как таковой.

Кстати, изначально между этими понятиями существовала разница. «Дистанционной» работу называли в том случае, когда сотрудник изначально, по условиям трудового договора работал из дома. А «удалённой» — если сотрудника перевели из офиса домой. Но с января 2021 года в ТК РФ закреплено, что дистанционная и удалённая работа — это одно и то же.

Минусы дистанционной работы

Когда нас всех внезапно отправили по домам, интернет заполнили смешные истории: дети врывались на рабочие совещания, ванные комнаты превращались в кабинеты, коллеги познакомились с домашними животными друг друга (да и всеми домашними), ремонт у соседей начал влиять на качество созвонов, а деловой вид мог быть только в виде пиджака, но не брюк или юбки вкупе.

И уже в 2020 году в опросе на HH.ru отметили, что один из гланых отвлекающих факторов — это родственники. Многие мои коллеги или знакомые рассказывали о том, что мешают им не дети, а старшее поколение. Сейчас это уже очевидная и понятная проблема. Распорядок дня для детей мы наладили: открылись детские сады и школы, снова заработали группы продленного дня или дополнительные курсы. А вот со взрослыми членами семьи сладить оказалось труднее. В сознании людей, которые не привыкли к дистанционному формату работы, прочно закрепилось убеждение: «сидит дома» равно «свободен». И если пятилетнему сыну легко объяснить, что мама занята и трогать её не нужно, то донести ту же мысль до восьмидесятилетней бабушки — задача почти нереальная.

Удалёнка в ИТ: основные тренды

Ещё один недостаток удалёнки по отзывам моих коллег — … холодильник. Когда в любой момент к нему можно подойти, он мешает сосредоточиться не меньше, чем соседская электродрель. Перекусы, чаепития и общение с родными (нельзя же сделать чай только себе!) вырывают из рабочего ритма.

Нельзя не упомянуть и о домашних обязанностях. Когда дел много, кажется, что это отличная идея — отвлечься от отчётности на мытьё плиты. Однако по факту переключение между социальными ролями отнимает очень много ресурсов, а время на отдых сокращается.

Удалёнка в ИТ: основные тренды

По-прежнему сохраняется проблема, о которой говорят ещё с первых дней пандемии: зачастую во время дистанционки люди работают больше в течение дня, от профессиональных задач сложнее отстраниться. В офисе есть яркие маркеры: коллеги собираются по домам, рабочий день заканчивается, надо прерваться. А дома засидеться над проектом до восьми, девяти вечера очень просто.

Плюсы дистанционной работы

Интересно, что удалённая работа не всегда показывала одинаковые результаты. Так, в 2021 году Ростелеком проводил своё исследование (опубликовано по ссылке), «Как изменилась работа сотрудников на удалёнке», которое подчёркивало низкую эффективность сотрудников, работающих из дома. Причина очевидна: формат из вынужденного стал привычным, а процессы под него оказались не выстроены. Одно дело — несколько месяцев в экстренном формате подстёгивать сотрудников, которые не бывают в офисе, объединять их и мотивировать. Другое — делать это на постоянной основе.

Однако достоинства дистанта уже тогда стали очевидны: люди экономят время на дорогу, компании сокращают расходы на офисные площади. Сотрудники могут с утра сходить в МФЦ за документами или успеть забрать ребёнка из детского сада.

Удалёнка в ИТ: основные тренды

Обрадовались интроверты и все, кто работает с большими объёмами информации — можно с головой уйти в свои дела, не опасаясь, что коллеги будут отвлекать. В ИТ-сфере, где много специалистов, занятых разработкой, приверженцев удалённого формата оказалось особенно много.

Удалёнка сильно улучшила жизнь «сов»: тех, кто тяжело встаёт с утра и активен до позднего вечера. Мало того, что можно поспать лишние час-полтора до начала рабочего дня, так ещё и многим удаётся так перераспределить нагрузку, чтобы с утра спать, а вечером выполнять рабочие задачи (разумеется, где это позволяет сделать рабочий процесс). Для должностей, где важно не присутствие в течение дня на связи, а итоговый результат, это отлично подходит.

Сейчас у нас в Softline 15% всех сотрудников работают полностью удалённо. Ещё 25% — в гибридном формате.

В общем, у дистанционного формата работы есть и плюсы, и минусы. Предсказуемо, компании делают всё возможное, чтобы усилить первые и минимизировать последние. Всё это формирует отчётливые тренды современной удалённой работы. Я выделю три основных.

Тренд 1. Цифровая рабочая среда

Сейчас всё больше компаний обращают внимание на создание гибкой цифровой рабочей среды для удалённой работы. Развиваются специальные инструменты и программное обеспечение, которые облегчают общение и управление проектами. Это позволяет эффективно взаимодействовать и оставаться на связи независимо от местоположения.

Важным элементом гибкой рабочей среды становится коммуникация и связь между удалёнными сотрудниками и командами. Появляются внутренние системы, которые поддерживают удалённую работу — планировщики, комнаты для проведения виртуальных встреч, онлайн-системы адаптации для новых сотрудников.

Растёт и уровень информационной безопасности — компании всё больше внимания уделяют тому, чтобы их сервисы работали безупречно и были защищены от проникновения извне.

Гибкая рабочая среда также включает в себя возможность выбора места работы. Сотрудники могут работать из офиса или из дома, из коворкингов, кафе и других удобных мест. Это позволяет создать комфортное окружение и сосредоточиться на выполнении задач.

Тренд 2. Развитие распределённых команд

С ростом удалённой работы становится все более популярным формирование регионально-распределённых команд. У нас таких много — особенно среди разработчиков, специалистов по безопасности, автоматизации. Если для работы не принципиально присутствие сотрудника в офисе или на площадках клиентов, то мы охотно рассматриваем кандидатов по всей стране.

Однако такие команды требуют новых подходов к управлению и мотивации. Сложность в том, что зачастую над одним проектом коллегам приходится работать из разных часовых поясов, и это становится новым вызовом для менеджмента. Особенно когда разница во времени — до 6-7 часов!

И, конечно, приходится находить варианты, как познакомить людей между собой, объединить их. Мы поощряем встречи отделов и департаментов, выездные мероприятия. Многие региональные команды у нас регулярно (1-2 раза в год) встречаются очно, обсуждают рабочие кейсы, делятся опытом, проводят время в неформальной обстановке.

Тренд 3. Развитие культуры удалённой работы

Компании активно развивают культуру удалённой работы, чтобы укрепить командный дух и связь между сотрудниками. Они организуют онлайн-мероприятия, виртуальные чаты, командные игры и круглые столы, чтобы общаться и узнавать друг друга. Это помогает сотрудникам чувствовать себя частью команды, даже находясь на удалёнке.

Появляются правила использования систем коммуникации — чаты по рабочим вопросам, чаты для болтовни и шуток. Формируется этикет созвонов. Все мы учимся учитывать разницу во времени, к примеру, не звонить в Хабаровск в два-три часа дня по Москве.

Можно отметить, что развитие удалённой работы отражается в целом на том, как компании подходят к личному времени сотрудников. Появилось больше внимания к людям, больше понимания того, что работа — это очень важная, но не единственная часть жизни человека.

В конце прошлого года многие компании заговорили о возвращении сотрудников полностью в офис. И для некоторых сфер это оправдано. Офис — отдельный мир, в котором складываются особые отношения, формируется своя атмосфера. Человек, как часто говорят, социальное животное, и в общении с другими людьми мы аккумулируем энергию, обмениваемся идеями. Получаем поддержку, узнаём новости, вливаемся в коллектив.

Но игнорировать преимущества дистанционной работы тоже не выходит. И в ИТ, на мой взгляд, этот формат обосновался прочно. Комфортная работа, управление своим временем, следование своему графику — это очень привлекательно. И тот факт, что компания поддерживает дистант или гибрид, становится мощным аргументом в пользу выбора работодателя.

Как итог, могу сказать, что внешние факторы меняются очень быстро, технологии развиваются, растёт скорость работы. Из-за этого удалённый формат прочно вошёл в нашу жизнь, особенно в ИТ-направлениях, где есть реальная возможность не быть привязанным к какому-то конкретному офису или территории. Посмотрим, что будет дальше.

Желаю всем отличной рабочей недели!

44
2 комментария

Человек, как часто говорят, социальное животное, и в общении с другими людьми мы аккумулируем энергию, обмениваемся идеями. Получаем поддержку, узнаём новости, вливаемся в коллектив.


Про офис и что "конечно же человек социальное животное и поэтому надо в офис" я бы поспорил - например раньше были такие штуки как "распределенные мануфактуры". Сам об этом недавно узнал.
Суть была в том,что заказ дробился на много подзаказов и распределеялся вдоль тракта , в котором каждая деревня занималась чем то своим.
А покупатель в конце цикла проходил по тракту и собирал свой заказ.

В то время это было очень медленно, но и время тогда текло иначе)))

В общем,я к тому что и распределенные команды это не что-то совершенно новое.

И в конце добавил бы,что удаленка позволила региональным специалистам выйти на обзеросийсский рынок труда и зарабатывать достойные деньги, тогда как раньше или приходилось мириться с региональными перекосами в зарплатах (в сторону уменьшения конечно же) или ехать покорять Москву.

Офис в обязательном порядке - отнимает время. Удаленка - это очень удобно, но постепенно - она расслабляет сотрудников. Наше решение как раз призвано убрать все минусы удаленки, так чтобы руководители компаний даже не думали возвращаться в офис))

Как наладить коммуникацию между удаленными и офисными сотрудниками: инструкция для руководителей

За последние несколько лет бизнес привык к новому стилю работы. Начальные проблемы вроде контроля и мотивации удаленщиков уже решены. Теперь компании пробуют по-новому выстраивать корпоративную культуру — с учетом особенностей гибридных команд.

Главная трудность на этому пути — проблемы во взаимодействии офисных и удаленных сотрудников, которым бывает сложно наладить контакт без личного общения. Обычно маркерами таких проблем являются снижение производительности и качества работы, нехватка мотивации и увлеченности, частые конфликты между офисом и удаленщиками и высокая текучесть кадров ср…

реклама
разместить
Как объединить команду на удаленке: лайфхаки для успешного управления и продуктивности
Как объединить команду на удаленке: лайфхаки для успешного управления и продуктивности
33
Как вернуть «потерянный» товар за 30 минут (и без нервного срыва)

Сегодня расскажем, как «потерянный» товар волшебным образом нашёлся за полчаса, почему Ozon реагирует на слово «самовыкуп» быстрее, чем на официальные жалобы, и какие лайфхаки помогут выжить в 2025 году.

Как вернуть «потерянный» товар за 30 минут (и без нервного срыва)
11
Удаленка: как путь к успеху в бизнесе
Удаленка: как путь к успеху в бизнесе
22
Удалёнка — не миф. Как начать новичку без опыта и навыков

По данным аналитиков Центра трудовых исследований Высшей школы экономики около 1 млн человек в России работают удалённо. Чаще всего дистанционная работа встречается в компаниях с современным подходом к менеджменту.

Бизнес онлайн: 5 шагов, как компаниям перейти на «удаленку»
Бизнес онлайн: 5 шагов, как компаниям перейти на «удаленку»

Удаленная работа – это уже не новинка, а необходимый инструмент для многих компаний. Она позволяет расширить кадровый потенциал, подключить специалистов из разных регионов, а также снизить затраты. Однако у части руководителей есть сомнения по поводу снижения контроля над работой сотрудников. Несмотря на это, многие компании успешно перешли на удал…

11
Тонкости перевозок: зачем и как автоматизировать логистику

Управление перевозками — непростая задача. Нужно не только отслеживать доставки, но и организовывать документооборот, вести учет топлива, рассчитывать зарплаты, вовремя платить штрафы. А еще важно контролировать водителей, чтобы нарушений было меньше. Расскажем, без какого инструмента не обойтись транспортным компаниям 🚚

Тонкости перевозок: зачем и как автоматизировать логистику
11
Будущее удаленной работы и аутсорсинга в IT: мнение основателя IT-компании PHPDev.ORG.

Удаленная работа и аутсорсинг с каждым годом набирают огромную популярность, и я уверен, что мы только в начале этого пути.

Будущее удаленной работы и аутсорсинга в IT: мнение основателя IT-компании PHPDev.ORG.
77
[]