«Да кому нужны мои идеи». Как предотвратить выученную беспомощность у сотрудников
Иногда мы не верим, что наши действия могут изменить то, что нам не нравится. Такое поведение часто называют выученной беспомощностью. Вместе с психологом Таисией Кудрявцевой разбираем этот термин и размышляем, как не допустить развития такого мышления у наших сотрудников.
Что такое выученная беспомощность?
Термин появился после эксперимента американского психолога Мартина Селигмана, который тот проводил в 1960-е годы. Этичность эксперимента вызывает вопросы: Селигман подвергал собак неконтролируемым электрическим ударам. После этого, даже когда животным давали возможность избежать удара, они не пытались этого сделать. Они «выучили», что их действия бесполезны, и это привело к пассивности и чувству беспомощности.
Позже похожие эксперименты проводились и с участием людей, но результаты были неоднозначными. Однако термин прижился в популярной психологии.
В этой статье будем отталкиваться от того, что иногда разные люди ведут себя схожим образом по схожим причинам, но не вся пассивность на работе связана с выученной беспомощностью.
Выученная беспомощность — это когда человек после серии неудач в прошлом не верит, что его действия могут изменить действительность.
Как выученная беспомощность проявляется в работе?
Такие сотрудники часто избегают инициативы, они не стремятся к новым задачам и не верят в свои силы. Они могут хорошо и долго имитировать работу, а когда им ставят задачу, аргументированно рассказывают, почему у них ничего не получится. Они не вызываются делать что-то новое и бегут от ответственности.
Такой сотрудник (или даже целая команда) может поддерживать текущие задачи, но вряд ли пойдет на риск. Это тормозит развитие бизнеса и негативно влияет на показатели.
Человек с признаками выученной беспомощности постоянно жалуется на свою жизнь и работу, но не предлагает никаких шагов, которые могли бы что-то изменить. Для них виноват всегда кто-то другой: коллеги, начальник, судьба. Такая позиция плохо влияет на отношения и атмосферу внутри коллектива.
Что может сделать руководитель?
Если вы узнали кого-то из своих сотрудников в этом описании, нужно проанализировать: это личностные особенности или поведение, сформировавшееся уже на работе? Если к вам приходят люди, полные энтузиазма и идей, но постепенно они теряют запал и проявляют признаки неуверенности, стоит присмотреться к корпоративной культуре, стилю руководства и обратной связи в компании.
Способствовать развитию такого поведения могут беспричинная критика, игнорирование запросов сотрудников, высмеивание идей, «наказания за инициативность»: когда в ответ на любой энтузиазм человека заваливают работой.
Как предотвратить такое поведение?
- Обеспечить команду ресурсами и поддержкой, необходимыми для успешного выполнения задач.
- Регулярно встречаться с командой, проводить 1-1.
- Обсуждать цели и смыслы организации.
- Прислушиваться к идеям сотрудников.
- Выстраивать процессы и автоматизировать их.
- Поддерживать открытое и прозрачное общение, регулярно давать позитивную обратную связь и отмечать успехи команды.
- Избегать фаворитизма, обесценивания и перехода на личности.
- Уметь давать негативную обратную связь конструктивно: знакомимся с я-посланием, 360-градусной обратной связью, SBI, сэндвичем и другими техниками.
Также можно попробовать методику постановки и мониторинга целей OKR. Ее преимущество — в поддержании фокуса: так как количество целей ограничено, это помогает команде избегать рассеивания усилий. Всё внимание команды сосредоточено на приоритетных задачах. Людям правда важно чувствовать себя видимыми и значимыми и иметь ощущение включенности и контроля над общим делом.
Кроме того, OKR стимулирует ставить амбициозные цели, ведь в ее рамках успешной считается задача, которая выполнена на 70%. Это значит, что она была достаточно смелой, но не невозможной. Такая методика помогает людям понять, что они могут гораздо больше, чем им кажется.
Кроме того, разобраться с выученной беспомощностью поможет терапия для сотрудников. Психолог сможет выявить причины и истоки такого поведения, а также начать принимать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.
Причины задержек на работе надо искать в организации труда, методах управления и корпоративной культуре. Мы изучили, как устроены процессы в разных компаниях, выяснили, в чём проблема, и нашли способ победить сверхурочные.
4 верных способа уничтожить свою команду. Только неправильные советы
Кейс внедрения продуктов MANGO OFFICE в сеть клиник «Норма»
Начинающие управленцы часто боятся делегировать по двум причинам: они думают, что сотрудники не справятся или что сами сделают работу лучше. Если это происходит, то команда не растет. Поэтому так важно научиться эффективно передавать задачи подчиненным. В этой статье рассказываю про 6 шагов, которые помогут это сделать.
В управлении людьми нет универсальных решений, и каждая команда требует индивидуального подхода. Важно помнить, что успех компании напрямую зависит не только от четкости поставленных целей и задач, но и от того, насколько внимательно руководитель относится к состоянию своих сотрудников. Часто проблемы сотрудников не видны на поверхности — они могут…
Что делать, чтобы стратегия на следующий год наконец реализовалась и принесла результат. Желательно руками команды, а не своими переработками
Рассматриваем текущую ситуацию на рынке IT-специалистов и предлагаем решения для эффективного сотрудничества, основанные на данных Kwork.
Мы все сталкиваемся с коллегами, которые превращают офис (или рабочий чат) в клуб нытиков. Уверены, что у вас на работе точно есть один такой персонаж! Негативные комментарии о задачах и токсичная атмосфера могут демотивировать даже самых стойких. Как справляться с такой ситуацией? Разделим рекомендации для коллег и руководителей таких работников �…