Почему все «прутся» в IT

Кого только не найдешь в IT: инженеров КИПиА, электротехников, начальников службы охраны, химиков, бухгалтеров, экономистов, металлургов, юристов, медбратьев, руководителей отдела рекламы. И не только молодых, но и даже после 50. Почему? Потому что нигде перспектив нет: можно работать за МРОТ на гос или квазигоскомпании как половина страны, за модальную в 23 000 на ООО «Вектор», а можно пройти курсы и через полгода устроиться стажером за зарплату, которая все равно будет выше, чем твоя после 10 лет стажа на «нормальной работе».

Почему все «прутся» в IT

Прошлые статьи, которые помогут ознакомиться с контекстом:

Краткая выжимка: в IT все больше вакансий, при этом начать пилить или тестировать условные микросервисы можно даже без диплома — он никому не сдался. Ну а если есть — зачтут как опыт. И даже стажерам платят больше модальной по стране, а у джунов на старте зарплата выше, чем школе/больнице/Семерочке/на заводе после 10 лет работы и повышения квалификации.

Краткая выжимка закончилось. Дальше можно не читать.

Но если вы все же решили читать, то давайте поподробнее и с сылками.

Спрос есть

Нужны ли новички в IT?

Из исследования hh.ru следует, что в начале 2021 года на ресурсе было опубликовано 250 000 вакансий в сфере «ИТ, системная интеграция, интернет». При этом спрос только увеличивался. Цитата:

«Число ИТ-вакансий в России в апреле-мае выросло на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также на 23% по сравнению с январем-февралем 2021-го. Всего же, по сравнению с 1-м кварталом 2020 года, в 2021-м количество предложений о работе в ИТ-сфере в целом по стране выросло на 38%. При этом в рамках квартала можно увидеть хорошую положительную динамику: в январе этого года российские работодатели разместили на 2% вакансий больше, чем в декабре 2020-го, в феврале уже на 22% больше, чем месяцем ранее, а в марте еще на 6%»

Почему все «прутся» в IT

А вот диаграмма спроса за 10 лет.

Почему все «прутся» в IT

Вакансий из Москвы и Питера было не больше половины от общего числа — 41% суммарно. Остальные — из регионов.

И работодателям нужно больше новичков. В половине случаев ищут программистов с опытом от 1 года до 3 лет, а совсем без опыта ищут в 17% вакансий. Получается в стране есть 42 000 вакансии на разработчиков вообще без опыта.

Стране нужны джуны и стажеры — спрос есть. При этом им не обязательно иметь «вышку», а если она есть — зачтут как опыт.

Для «вкатывания» диплом не нужен

В IT чаще всего «не спрашивают» дипломы.

Цитата из статьи Т — Ж.

«Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться.


Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс…Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на 3 года увяз в болоте — в работе, где нет развития.Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше. Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время»

Подобные истории, когда на условного JavaScript-разработчика идут устраиваться с дипломом «Фармацевта», а на системного администратора с дипломом «Химика», обычное дело. И ведь берут, главное, чтобы опыт был. Цитата из статьи «Я программист, хотя даже школу не закончил: нужны ли ИТ-работодателям дипломы»

«В Selectel я чаще всего собеседую продакт-менеджеров, но через меня проходят кандидаты на все позиции в департаменте…В моей практике профильное образование — ВУЗ или конкретный факультет — ни разу не было решающим фактором при приёме на работу. Из двух лучших фронтенд-разработчиков, с которыми я работал, один получил высшее техническое образование, другой заканчивал морской техникум или что-то подобное.


Среди лучших проектировщиков интерфейсов встречал психологов, социологов и человека с образованием в сфере туризма. Про образование большинства продакт-менеджеров не могу даже вспомнить — настолько вуз и факультет не важны для этой должности».

Антон Куликов, Директор по продукту, Selectel, Санкт-Петербург

Именно так и есть. Продакт с дипломом психолога, учителя русского языка, фармацевта, химика или инженера-микроэлектронщика стоит в одном ряду с тем, кто этого диплома не имеет (вспоминаем прошлую статью). Но это относится не только к тем, кто не пишет код.

«В вузах не учат программированию как таковому, а дают лишь базовые алгоритмы, и наличие диплома не гарантирует профессионализм сотрудника. Для IT особенно свойственна высокая скорость изменений, поэтому все учебные планы в университетах устаревают к моменту их согласования и внедрения в процесс обучения. Для нас сейчас наличие высшего образования у кандидата говорит только о том, что у него хватило дисциплинированности и базовых знаний, чтобы получить диплом. У джунов диплом вообще не спрашиваем» .

Андрей Коваленко, Сооснователь и СТО Voximplant

Примерно такие же мысли и у многих других СТО. В статье «Обязательно ли высшее образование в IT?» автор привел данные опроса из канала «Техдирские заметки» Дмитрия Симонова и знакомых CTO и СEO, с которыми уже проводил интервью. И вот типичные ответы.

Почему все «прутся» в IT

Наличие вышки зависит от уровня — на роль СТО вас с дипломом об окончании 9-го класса скорее всего не возьмут. Но «вкатиться» с ним на начальные позиции с околонулевым опытом — вообще не проблема. Вот еще стата.

Почему все «прутся» в IT

Иначе говоря, диплом — это показатель того, что вы способны сидеть 5 лет на одном месте и не бухтеть. Кстати, если вам 18-20 лет (можно и позже, но лучше пораньше) — рекомендуем не тратить время на ВУЗ, а спросить у СТО из статьи, как вам к ним устроиться: что изучить, какие курсы пройти, как попасть на стажировку, если она есть.

И поторопитесь, ведь после «вышки» вам все равно придется делать то же самое, если хотите получать достойные деньги, а так хоть время сэкономите. Почему? Потому что…

«В России между дипломом и трудоустройством вообще нет прямой связи. Мне приходилось принимать на работу в ИТ и 20-летних юношей и девушек с опытом только в общепите, и молодого человека, который только в армии служил, и женщин после декретов, и бывших инженеров старше 35 в джуны»

Евгения Ланягина, Руководитель группы регионального ИТ-подбора Тинькофф, Санкт-Петербург

Дембель, молодая мама, официантка, инженер за 30 — буквально все «лезут» в IT. При этом даже не обязательно уметь кодить — как будто ваш скрам-мастер умеет это делать? И взглянув на эту ситуацию, чем же тогда выпускник вуза отличается от выпускника онлайн-школ программирования? Да только тем, что диплом могут зачесть как опыт.

«При найме на работу мы редко ориентируемся именно на диплом. Если речь о вакансии стажёра, то строчка с дипломом в резюме помогает понять, какие вопросы лучше задавать на собеседовании. Дипломную работу мы можем рассмотреть как аналог опыта работы, если человек ещё не успел никуда устроиться»

Евгения Куликова,, Руководитель службы академических программ «Яндекса»

Ну а если нет, то не страшно.

«Раньше высшее образование являлось гарантом качества — человек с ним мог рассчитывать на лучшую заработную плату и определенные рабочие места. Сейчас диплом вуза необходимым чаще в государственном секторе. Однако сегодня сфера образования меняется: открываются сотни онлайн-курсов и университетов, в которых готовят специалистов по новым профессиям. Поэтому можно отметить, что образование при трудоустройстве все еще нужно — другой вопрос, где и как его получать»

Ирина Святицкая, Руководитель молодежного направления hh.ru

При этом на старте людям дают деньги, а не «еду»

Деньги дают

Еще в 2018 стартовые зарплаты начинались от цифры 30 000+ в месяц, а уже спустя год — от 40 000.

Почему все «прутся» в IT

При этом в IT зарплаты даже стажерам платят больше модальной по стране — самой часто встречаемой, в 23 000. Даже стажерам без опыта, не джунам.

Почему все «прутся» в IT

А у джунов зарплаты выше, чем медианная по стране. Цитата:

«Самая низкая зарплата среди джунов у PHP, С# и JavaScript-разработчиков — 50 000 рублей. Джуниоры С++ чуть-чуть обгоняют и в среднем получают 52 000. Самые высокооплачиваемые джуны — в RoR-разработке. Их зарплата 80 000»

Например, у Java-джунов доходы начинаются от 19 000 и доходят до 70 000.

Почему все «прутся» в IT

Это наше прошлогоднее исследование. А вот уже за этот год по языкам от Хабра, к нему, наверно, больше доверия.

Почему все «прутся» в IT
Почему все «прутся» в IT

Джунам в Java платят больше, чем «сеньору» учителю, пожарному, инженеру или бухгалтеру.

Почему все «прутся» в IT

Но даже не это неприятно. Неприятно то, что мы здесь сталкиваемся с обесцениванием «вышки», когда человеку с высшим образованием

Почему все «прутся» в IT

…платят на уровне или ниже человека, которому образование не нужно.

Почему все «прутся» в IT
Почему все «прутся» в IT
Почему все «прутся» в IT

Стране нужны стажеры и джуны и им платят. По сравнению с тем, что платят в остальной стране это «рай», потому что буквально полстраны работает за еду или МРОТ.

МРОТы

МРОТ — общефедеральный минимальный размер оплаты труда в России. При полном рабочем дне зарплата не может быть ниже МРОТ. Зависит от величины прожиточного минимума, а минимум зависит от величины среднедушевого медианного дохода. С 1 января 2021 года — это 42 % медианной зарплаты или 12 792 рубля. Медианная как раз получается в районе 30 000.

МРОТ напрямую сказывается на зарплатах — очень много людей получают на этом уровне. Цитата .

«В прошлом году мы закончили год со средней заработной платой 36 703 рубля — это средняя цифра по экономике. Но я обращаю внимание, что на уровне МРОТ работают 4, 9 млн человек. О какой производительности труда можно говорить, если за месяц работы человек получает такие деньги»

Ольга Голодец, Вице-премьер правительства РФ в 2017

МРОТ это не непонятная эфемерная цифра, это деньги за которые работают почти 5 млн человек. И это не маргиналы, что разгружают ящики за бутылку. Эти люди работают рядом с вами.

Почему все «прутся» в IT

Зарплаты на уровне МРОТ — это реальность.

Почему все «прутся» в IT

Это реальность, за которую работают «бюджетники». А их очень много. Навскидку.

Уже получается 14,7 млн человек или почти 20% от 71 млн работающего населения. Представляете, каждый пятый работающий — бюджетник. Если мы начнем считать людей, которые работают в госкомпаниях или квазигоскомпаниях, то там суммы будут намного больше.

При даже без этих цифр, как подсчитали аналитики НКР, бюджетников, как таковых, и тех, что не работают, например, пенсионеров, — 42% населения или 60 млн человек.

Почему все «прутся» в IT

Об этом же говорят и западные аналитики из ING в статье о российском бюджете. В ней прямо и указано, что 42% населения напрямую поддерживается из бюджета.

Почему все «прутся» в IT

Получается, что у нас половина страны — люди, которые напрямую или косвенно зависят от государства. Зачем нам эти цифры? Почему это важно? А потому что:

  • Зарплаты бюджетникам устанавливает государство. А устанавливает оно зарплаты и начисления по «ставкам» и «тарифам», которые зависят от МРОТ и прожиточного минимума. Просто потому что ниже МРОТа нельзя платить при полном рабочем дне.
  • «Бюджетники» — это большая часть населения, и, своей «гравитацией» влияет на зарплаты остальных секторов. Как там говорят: «У нас зарплата выше чем по региону» Да, конечно выше, если большая часть работающего населения работает «на бюджете» с зарплатой 13 000, то там любая зарплата будет выше.

И это не выдумки: «в республике Тыва госпредприятия и бюджетные организации обеспечивают 37% валового регионального продукта, в Чечне и Ингушетии — по 34%, а в республике Алтай — 29%. При этом доля налогов государственного и муниципального сектора в бюджете Ингушетии достигает 69%, в Чечне — 67%, а в Тыве — 53%»

Есть регионы, в которых буквально одни «бюджетники», потому что больше работы нет. При этом есть интересная корреляция: чем беднее регион, тем больше в нем бюджетников — выше доля госсектора в его экономике и налоговых сборах.

Чем больше бюджетных позиций, тем беднее регион.

Почему же так? Наверно потому, что...

На «это» не прожить

Прожиточный минимум у нас чуть меньше 11 700 рублей с копейками. Вычитая из МРОТ налоги получим уровень выживания, если не двигаться. Если хотите — попробуйте прожить на МРОТ. Вот ребята попробовали: из 14 человек дожили 4. Остальные не выдержали.

МРОТ это даже не уровень «еды» — это уровень «миски похлебки и хлебушка» О каком стремлении к чему-то можно говорить, если не удовлетворяются базовые потребности человека просто в еде?

Но ладно 5 млн, у нас есть почти 20 млн нищих — тех, что зарабатывают меньше прожиточного минимума в месяц. В эти 20 млн входят и дети, потому что у нас 88% населения — семейные. В среднем в семье 3 человека: в среднем папа, в среднем мама и в среднем ребенок. Отсюда и получается каждый четвертый ребенок, который проживает за чертой бедности. При 30 млн детей по статистике — это 7,5 млн детей или те же 20 млн человек, считая всю семью, потому что не может быть ребенок нищим при богатых родителях.

Но если разобраться, то людей у края бедности будет больше. Примерно 70% населения в 2019 году зарабатывали меньше средней зарплаты по стране, а самая распространенная зарплата (модальная) составила 23 000 рублей.

Почему все «прутся» в IT

Все эти люди с трудом могут влезть в прожиточный минимум. Прожиточный минимум считает только затраты на самое необходимое: еда, коммуналка, проезд. При этом по статистике 50% семей тратит на это до половины бюджета, еще 20% — почти 75% бюджета, а 12% семей — почти все деньги.

Всего 18% семей тратят на самое необходимое 25% бюджета — именно их можно назвать семьями с достатком. 72% семей тратят большую часть бюджета не на излишества, а чтобы просто жить. Ни на что остальное нет ни сил, ни желания.

Цитата Алексея Кудрина, когда он был главой Счётной палаты:

«Бедность в России стала позором. За время кризиса уровень жизни упал почти на 9%, и сейчас около 12,5% населения России находятся за чертой официальной нищеты – это люди, доходы которых меньше прожиточного минимума. Это потеря в том числе в функциональном развитии, в питании, качестве жизни, здоровье»

Алексей Кудрин, глава Счетной палаты на тот момент

Итог

Вот и получается, как вначале и писали:

  • люди учатся 5 лет на вышке;
  • потом работают за 15 000 рублей;
  • в какой-то момент приходит осознание, а «зачем мне вот это все» за еду, тем более, что даже не еду этого не хватает, особенно с детьми;
  • но куда идти работать, если везде все одинаково;
  • тут у нас на глаза попадаются истории успешного успеха от онлайн-школы и люди видят «благословенное IT», где через полгода обучения будешь получать больше, чем на своей работе;
  • учатся, стучатся рекрутерам;
  • рекрутеры на дипломы не смотрят, ну а если есть — ну ладно, значит усидчивый;
  • вкатываются стажером/джуном на удаленку, тем более, что у нас половина должностей вообще не требует писать код;
  • профит.

А вариантов-то больше и нет. Куда еще вкатываться? А больше некуда. Тем более, что поток историй про успешный успех после 40, на которые тратятся пухлые бюджеты разных школ этому только способствуют.

И пока полстраны будет работать за МРОТ, пока модальная зарплата в 23 000 будет меньше не «на», а «в», чем джуновская, то...чего еще ждать-то? Точно можно только ожидать, что школ, курсов и историй «вкатывания» будет только больше.

150150
686 комментариев
150 ₽

Нормальные вакансии, без забивания данных в таблички в госсекторе на headz.io (https://headz.io/), после которых не захочется жаловаться в комментах про то, как с 10 годами опыта вам в госконторе платят как джуну в региональном IT-аутсорсе)

7
Ответить

Я бы ещё добавил в Итог:
Если ты дочитал эту статью до конца -ты красавчик, с кучей свободного времени, которое некуда девать :)

122
Ответить

Я читал через строчку

33
Ответить

Комментарий недоступен

22
Ответить

я знал, что не зря пролистываю ее до каментов, чтобы понять - есть ли смысл вчитываться, или очередная вода

3
Ответить