Цифровые навыки: путь из «энтузиастов» в «чемпионы»

Что полезно знать для «прокачки» digital skills

Дина Симановская, начальник центра обучения и развития ПГК
Дина Симановская, начальник центра обучения и развития ПГК

Едва мы успели усвоить, что развитый эмоциональный интеллект не менее важен для построения успешной карьеры, чем, скажем, диплом экономиста или инженера, как работодатели начали говорить о необходимости прокачивать еще один вид навыков – цифровых. По данным исследования группы ANCOR, 44% российских работодателей считают, что их сотрудникам не хватает именно digital skills. Более того: для самих кандидатов на трудоустройство именно цифровые навыки – наиболее предпочтительный объект инвестиций в себя. Мы в Первой грузовой компании эти мысли полностью разделяем и хотим рассказать почему.

Правила цифрового этикета

Что такое digital skills? Например, в классификации ЮНЕСКО этот термин трактуется как «набор навыков использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею». На первый взгляд ничего сверх того, что сегодня умеет почти каждый человек. И все же в цифровую эпоху для продвижения по карьерной лестнице уже недостаточно быть просто «уверенным пользователем ПК».

Какого-то строгого перечня цифровых навыков, которые требуются всем без исключения, не существует. Пожалуй, первое, что приходит в голову, – это кибербезопасность. Разумеется, от вас не требуется быть экспертом по отражению DDOS-атак или специалистом по выявлению уязвимостей корпоративного ПО. Но понимать, что в современном мире граница информационной безопасности компании проходит через компьютер каждого из ее сотрудников, нужно. Это означает, что необходимо соблюдать азы «информационной гигиены»: не проходить по незнакомым ссылкам, блокировать неизвестные всплывающие уведомления, регулярно чистить cookies, создавать надежные пароли и регулярно их менять.

Еще один из важнейших digital skills – умение работать с данными. Для этого не обойтись без хотя бы базовых навыков использования инструментов Business Intelligence (BI) – платформ, которые позволяют интерпретировать большое количество разнородной информации. Cложные BI-приложения от крупных вендоров уже заметно потеснили привычный Excel благодаря своим объективным преимуществам. Во-первых, BI-платформы гораздо лучше подходят для работы с big data в отличие от Excel, который становится неудобным уже при наличии 3-4 источников информации. Во-вторых, BI умеют автоматически обновлять сведения (Excel же справляется с подгрузкой данных только в ручном режиме). В-третьих, современные BI-платформы изначально кастомизированы под совместную работу группы пользователей, они минимизируют человеческий фактор. А вот групповой доступ к Excel может превратиться в сущее мучение, стоит лишь кому-то из ваших коллег случайно «снести» нужный файл, либо некорректно вставить данные в неправильном формате. Наконец, у BI-продуктов есть огромное преимущество по usability: эти платформы адаптированы под мобильную версию, и пользователь может с комфортом работать в них даже в «полевых» условиях. Отредактировать на смартфоне или планшете Excel-файл совсем не так удобно.

Цифровизация – это не только про hard и soft, но и, как ни странно, про новые подходы к управлению проектами. Agile-подход вырос именно из IT-сферы и завоевал популярность благодаря своей гибкости и адаптивности, которая была необходима при реализации цифровых проектов. Сейчас методика используется далеко за пределами IT-индустрии, поэтому знакомство с ней можно отнести к числу digital skills, обязательных для любого, кто строит карьеру управленца.

К цифровым навыкам также часто относят навыки цифрового взаимодействия. Такие платформы как Teams, Slack и другие, различные task trackers позволяют интегрировать команду и ускоряют процесс принятия решений. Ну а уже для самых продвинутых совсем не лишними будут и базовые знание о том, что такое data science и машинное обучение, а также азы кодинга.

Цифровая трансформация через культурную

Хотя значимость digital skills растет, некоторые компании только присматриваются к их развитию у сотрудников. Когда-то ПГК, по сути, тоже была «традиционной» железнодорожной компанией с точки зрения организации бизнеса. Все изменилось в 2018 году, когда было принято решение запустить цифровую трансформацию всех процессов. Компания генерирует огромное количество данных, значит, используя современные технологии, можно улучшить качество и скорость их обработки, а внешним клиентам предоставить новые уникальные сервисы.

Довольно быстро внутри ПГК сформировался крупный блок разработчиков, специалистов в области машинного обучения и data science, которые взялись за решение этих задач. Казалось бы, что могло пойти не так? Новые решения появлялись, но не все сотрудники были готовы их предлагать. Выяснилось, что у многих не было достаточных навыков для работы с цифровыми решениями. К тому же было не очень понятно, что и от кого требуется.

Именно тогда мы подумали, что на цифровые навыки для довольно значительной части наших сотрудников следует смотреть как soft skills в цифровую эпоху. Решение пришло само: устранить препятствия для цифровой трансформации с помощью трансформации культурной. Другими словами, не пытаться «продавливать» новые подходы административно, а попытаться «сшить» разрыв между двумя частями команды, погрузив их в единый контекст.

Воронка digital skills

В 2021 году мы совместно с крупным мировым консалтинговым агентством разработали курс «Основы цифровизации», задача которого — познакомить ту самую «неайтишную» часть нашего бизнеса с миром цифровых технологий, основными понятиями и терминами, ключевыми трендами его развития. Важно, что мы не ставили перед собой задачу сделать их квалифицированными IT-специалистами. Важно было погрузить их в общий корпоративный контекст, чтобы такие понятия как «платформенные решения» или agile перестали вызывать у людей недоумение.

В 2022 году мы подошли к подготовке нашей «Школы цифровой трансформации» еще более обстоятельно. Начали с того, что определили для себя, какими мы вообще хотим видеть сотрудников компании через призму прокачанности их digital skills.

Первый уровень – «энтузиасты». Люди, которые обладают самым общим пониманием того, что есть цифровизация, с помощью каких инструментов она реализуется. Таких в компании должно быть, по нашим расчетам, около 70%.

Второй уровень – «практики». Это сотрудники, которые не просто хорошо ориентируются в digital-повестке, но и обладают прикладными навыками в использовании, например, no code или low code решений, а также участвуют в кросс-функциональных цифровых проектах ПГК. Практиков по определению не может быть больше 10%.

Третий уровень – «чемпионы». Такие сотрудники хоть и не являются IT-специалистами, но уже обладают знаниями и навыками примерно на уровне младшего разработчика. Разумеется, это «штучный товар», не превышающий 5% от штатной численности.

Образовательная программа в этом случае должна быть похожа на воронку. Сначала - ориентированный на всех курс с перечнем тем и навыков, которые хотим прокачать исходя из потребностей компании: SDEF, аналитика данных, инструменты аналитики (SQL, Python и другие), искусственный интеллект, Agile. Заинтересовала какая-то более узкая тема (например, машинное обучение), и ты понимаешь, как ее можно использовать в своем сегменте бизнеса? Проводим более глубокое погружение в нее. Третий шаг – для «чемпионов» – полноценное обучение по выбранной тематике с подготовкой итоговой работы.

***

Наш опыт наглядно показывает, как важны digital skills даже для персонала, который напрямую не участвует в цифровой трансформации бизнеса. Уверены, что в эпоху тотальной цифровизации этой проблемой озабочены не только мы. Значит самое время задуматься о подтягивании своих digital skills. Благо возможностей для этого сегодня предостаточно: нужно лишь зайти на сайт любого онлайн-лекториума и начать учиться.

66
3 комментария

Какой добрый пост. Прям аж лайк, что у вас удалось это сделать. Сейчас сам окунулся в эту же ситуацию. Попал в промышленную организацию из начала 90-х. И ситуация тут более чем плачевнее. Даже не представляю с чего тут начинать. Хотелось бы прочитать подробнее о пути 17-20 года, каким образом был выстроен этот путь. Как завлекать тех, кто совершенно не хочет развиваться в "цифру"? Средний возраст тут 45, а то и 50+, директорат вообще 65+... Эх, руки опускаются

1
Ответить

Для начала нужно определиться с тем, для чего вам это нужно. Если есть конкретные бизнес-задачи, говорите об этом. В этом случае людей будет легче замотивировать, потому что понятно, для чего им учиться. Если же вы следуете общему тренду, убедить людей будет сложнее. Вы можете говорить о том, что, осваивая digital skills, сотрудник повышает свои шансы на построение успешной карьеры и в целом будет более востребованным на рынке. Мир меняется, цифровизация проникает во все процессы и ее нельзя игнорировать. Все больше профессий и задач автоматизируются – от элементарного набора текста до аналитики данных.
Сотрудникам также хорошо заходят игры, бонусы и другие поощрения. Например, предложите копить баллы за пройденные курсы, которые можно потратить на покупки в виртуальном интернет-магазине. Приглашайте спикеров, которые смогут интересно рассказать про цифровые инструменты и их использование у себя. Но в любом случае готовьтесь к тому, что это долгосрочная задача. Люди должны вам поверить и начать меняться. Удачи вам, пусть все получится!

1
Ответить