Mechazilla
Краш-тест

Учить нельзя нанять: как создать ИТ-команду, которая будет приносить прибыль?

Кадры решают всё — фраза избитая, но сегодня она актуальна как никогда. Российская ИТ-отрасль остро нуждается в сотнях тысяч специалистов. На поиск кандидатов с опытом работодатели тратят до полугода. В этой статье мы разберем несколько стратегий, которые используются компаниями для построения эффективных ИТ-команд, рассмотрим опыт Swordfish Security и приемы повышения лояльности сотрудников.

Учить нельзя нанять: как создать ИТ-команду, которая будет приносить прибыль?

Как ИТ-компании строят команды?

Сценарий «Звездный выход»

Суть подхода: под каждый запланированный или свершившийся взлет компания покупает на рынке специалистов, которые обладают более высокими компетенциями, по сравнению с текущей командой.

Плюсы: «звезды» имеют большой опыт работы, их не нужно обучать. То есть компания практически сразу получает рабочую единицу, благодаря которой экономит время и деньги. Готовый специалист может выступать как в роли «тяжелой артиллерии», там и с позиции драйвера изменений, призванного оптимизировать старые процессы или построить новые.

Минусы: даже опытные специалисты первое время будут инородными элементами в команде. Всем нужно время, чтобы влиться в новые процессы, кому-то хватает двух недель, а кому-то требуется полгода. Вдобавок к этому есть риск, что «звезды» не приживутся из-за своего бэкграунда. Люди, достигшие определенного уровня в профессиональном развитии, становятся менее гибкими, им бывает непросто переделать себя под новые проекты.

Еще один нюанс заключается в привязке к онбордингу — от него зависит как минимум половина успеха всей затеи. Онбординг должен включать в себя встречи с руководством, HR, командой и строиться на простом общении. Но зачастую компании только на входе оказывают «звездам» поддержку и при этом направляют ее не на развитие сотрудников и включение их в процессы, а на результат, ради которого всё затевалось. С первых дней специалисты испытывают давление, связанное с возложенными на них ожиданиями. В работе они концентрируются на результатах, забывая, что инфраструктура вокруг другая. Длится это обычно недолго и часто заканчивается ничем. На словах итог можно описать так: «Компания была не готова к такому темпу», — говорит нанятая «звезда»; «Потратили кучу денег непонятно на что», — сетуют акционеры.

Кому подходит: стартапам, которым нужно оперативно запустить продукты, компаниям с горящими дедлайнами, быстрорастущему бизнесу.

Сценарий «Берем на вырост»

Суть подхода: компания нанимает новичков и обучает их, а также развивает существующих сотрудников.

Плюсы: сценарий позволяет вырастить специалистов, компетенции которых будут максимально соответствовать потребностям компании. Но здесь всё же важно давать сотрудникам свободу выбора, чтобы «не заглушить» их рвение к саморазвитию. Кроме этого, выращенные специалисты в большинстве случаев будут питать особую лояльность к компании, в отличие от нанятых «звезд».

К плюсам подхода можно отнести и то, что он гибкий, поскольку компания сама решает, как растить сотрудников, исходя из размера бюджета и компетенций команды. В целях экономии можно обойтись собственными силами: создать внутреннюю базу знаний и накапливать в ней полезные материалы, разработать образовательные курсы «для своих». При неограниченных ресурсах можно «выйти за рамки», например, закупить тренинги, пригласить внешних менторов.

Кроме того, в условиях дефицита опытных айтишников это выигрышный сценарий. Никаких трудностей с поиском «джунов» сегодня нет, ранее СМИ писали о том, что на рынке много новичков, которые только окончили университеты или онлайн-курсы. Правда, сегодня работодатели стали всё чаще обращать на них внимание из-за усилившегося дефицита.

Минусы: во-первых, в новичков нужно вкладываться; во-вторых, приходится ждать, когда они «созреют», в это время кто-то должен выполнять горящие задачи; в-третьих, «джунам» требуется менторство — это дополнительная нагрузка для старших членов команды, которая отнимает в среднем 10–20% рабочего времени. К тому же роль наставника подходит не каждому, для нее нужны хорошо развитые soft skills. Помимо этого, сценарий часто критикуют в следующем ключе: «Растишь сотрудников, чтобы они приносили больше денег, а по факту они дорожают в цене для своего же работодателя, да еще и к конкуренту потом уходят». К сожалению, с этим сложно не согласиться.

Кому подходит: компаниям с щадящими сроками и стабильной командой, в которой есть опытные специалисты, готовые быть менторами.

Какой сценарий мы выбрали: опыт Swordfish Security

Мы прикинули, сколько денег и времени нужно на то, чтобы новичок в области ИБ дорос до «мидла», какое количество работы он сделает за этот промежуток, какую прибыль получит компания. Затем посчитали, во сколько примерно обойдется найм и содержание «звезды», сколько денег она нам принесет за тот же отрезок времени. Получившиеся числа мы сравнили и пришли к выводу, что нам выгоднее растить таланты внутри. Тем более что наша команда уже устоялась, многие специалисты работают больше двух лет.

В рамках сценария «Берем на вырост» мы делаем основной упор на менторство и внутренние образовательные активности — тренинги и семинары. В команду редко приходят готовые наставники, поэтому их тоже приходится растить. Один из способов — призвать на помощь PR-отдел. Среди наших «звезд» есть группа тех, кто развивает личный бренд. Как показывает практика, медийные сотрудники не только повышают узнаваемость нашей компании, но и хорошо справляются с ролью ментора — это видно по новичкам. Поэтому в рамках выбранной стратегии мы стараемся расширять группу таких экспертов через поэтапную «вербовку».

На вводной встрече PR и HR-специалисты, а также тимлиды подчеркивают сильные стороны специалистов и предлагают им продемонстрировать свои скиллы массам, например, написать статью или выступить на вебинаре. Дальше мы начинаем работать с теми, кто заинтересовался предложением, даем им время освоиться в медиапространстве, научиться объяснять сложные вещи простым языком, помогаем побороть страх публичных выступлений. При необходимости подключаются «старички»-наставники и проводят мастер-классы. Со временем сотрудники, решившие развивать личный бренд, пробуют себя непосредственно в роли ментора. Многие показывают высокую эффективность — новички потом сами приходят к ним за помощью.

Что касается обучения «джунов», здесь наша команда придерживается простого правила — не ставить ограничений по времени, объему, показателям. И даже если человек приходит к нам с минимальным опытом, мы готовы вкладываться в его развитие до необходимого уровня. Для этого мы не только даем ему возможность получать новые знания в рамках обучающих программ, но и выделяем ментора, который помогает специалисту во всех сложных моментах.

Как сохранить команду?

Какой бы сценарий ни использовала компания при построении команды, всегда есть риск увольнения. Например, мы как-то растили AppSec-инженера около двух лет, а он потом ушел к крупному конкуренту. Минимизировать число таких случаев можно с помощью многоступенчатых процессов найма и тщательного анализа интересов кандидатов, а также нематериальных факторов. Последние направлены на повышение лояльности специалистов, они важны для айтишников не меньше, чем размер зарплаты. В числе таких факторов:

  • Бренд. Безусловно, ИТ-гиганты привлекают, но они не для всех. Специалистам, которым важно быть значимыми и видеть свой вклад в общее дело, больше подходят малые и средние компании — в них сложно затеряться. Таким организациям тоже нужно развивать бренд, заявлять о себе в медиа, чтобы повышать свою привлекательность в глазах соискателей.
  • Процессы. Они должны строиться на коммуникации, чтобы специалисты могли регулярно взаимодействовать друг с другом, решать проблемы вместе и обмениваться опытом. Также процессы должны быть гибкими, открытыми для инициатив сотрудников.
  • Команда. Часто айтишники, принимая предложение о работе, идут на имена тех, с кем хотят работать. Это еще один повод развивать личный бренд сотрудников. Также специалисты охотно примыкают к тем компаниям, в которых сформировано профессиональное ИТ-сообщество, у которого есть чему поучиться.
  • Продукты. Нередко этот фактор выступает на первый план у самых амбициозных и дальновидных кандидатов. Зачастую они соглашаются работать с перспективными продуктами, даже если уровень заработной платы им не совсем подходит.
  • Обучение. Большинство ИТ-специалистов постоянно учатся, чтобы оставаться востребованными на рынке. Их привлекают компании, в которых можно развиваться и при этом самостоятельно выбирать направление.
  • Культура компании. Айтишникам нужна свобода — возможность работать удаленно и самостоятельно организовывать свой рабочий день. Также им важна атмосфера в команде, она должна быть «человеческой». Чтобы сделать ее такой, нужно построить корпоративную культуру на таких принципах, как уважение, признание, благодарность, партнерство, поддержка и доверие.

Вывод

При выборе сценария развития ИТ-команды стоит ориентироваться на бизнес-цели, которые ставит перед собой компания, ее потребности и бюджет. Универсального инструмента не существует, но есть вполне рабочие сценарии со своими плюсами и минусами. Если адаптировать их под особенности бизнеса или совместить, можно добиться высокого результата. Но построить команду — это полдела, ее еще нужно удержать. Хорошей зарплаты будет мало, нужно также создать для специалистов комфортные условия, в которых они будут самореализовываться и тем самым приносить компании пользу.

99
реклама
разместить
Начать дискуссию
В московском метро открыли кафе с выпечкой и напитками

Пока на одной станции — но в будущем их будет больше.

Источник: московский Дептранс
1010
66
Мы жители регионов очень рады за развитие столицы нашей.
реклама
разместить
Apple собирается добавить в Apple Watch камеры и ИИ-функции — Bloomberg

Но выйдут такие устройства нескоро.

Пример работы «Визуального интеллекта». Источник: Apple
55
11
Как провести стратегическую сессию?

Сессия стратегического планирования — это не просто встреча, а важное мероприятие, цель которого заключается в формулировании стратегии компании. Главная цель такой сессии — выявить текущие проблемы и возможности бизнеса, проанализировав внешнюю и внутреннюю среду. Это позволяет команде сосредоточиться на приоритетах, которые необходимо развивать.…

Сколько можно заработать на продаже тюльпанов к 8 марта? Реальный опыт мамы в декрете

Пока Батюшка Бизнесменский продолжает делиться кейсами, найденными в интернете, я хочу рассказать о своем реальном опыте продаж цветов к 8 марта.

Мои авторские букеты
2525
Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали

Ненавижу копирайтинг. Тот самый "правильный" копирайтинг, которому учат на курсах за 50 тысяч. С его формулами AIDA, болевыми точками и призывами к действию.

Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали
5858
11
11
Немного попорчу ваше жонглирование цифрами. На примере средней продолжительности жизни в древней греции к примеру и современной же греции. Мог бы и на примере россии, но информации о средней продолжительности жизни россиян 2000 лет назад как-то маловато. Тогда средняя продолжительность жизни была около 30 лет. Сейчас перевалила за 70. Значит ли это что основная масса населения помирала в 30 лет? Совсем нет. Люди в нашем понимании этого термина в основном помирали как и сейчас в возрасте за 60. Тогда откуда взялось 30? Из-за того, что была высока смертность в младенчестве. Ну то есть люди до года или чуть старше имели куда больше шансов умереть. Так и в вашем тексте. 8 секунд в среднем, это к примеру 19 человек, которые провели одну секунду на вашем сайте просто потому, что открыли сразу несколько вкладок, ваша была не третья, а они нашли что хотели уже на второй. И один человек который потратил на чтение 2.5 минуты. И это не значит, что если бы у вас был другой текст, то количество читающих резко бы выросло. На это в нашей истории больше влияет каким по счету будет ваш сайт для вашего будущего клиента и не перехватит ли его ваш конкурент, который полностью закроет его потребности, оказавшись всего лишь строчкой выше. Тексты становятся важными для удержания, когда человек, который уже пьет ваше пиво, вдруг решает познакомиться с вами поближе. Он читает прекрасную, часто выдуманную и шаблонную историю о том, как я работал в офисе и решил сбросить кабалу и что мне надо больше пива, куда больше, и если вкус напитка ему нравится, то почему бы и не дочитать этот шаблон до конца? Делать-то все равно нечего. Что же до увеличения конверсии, то изменение текстов на сайте часто приводит после индексации к повышению в позиции. Потому что тот же яндекс, стремится выдать максимально свежую из примерно одинаковой информации. Я очень надеялся прочитать нестандартный текст о том как писать нестандартные тексты, но прочитал шаблонный текст о том как, как ваш гений помог зацвести бизнесу. Готов поспорить, что в конце статьи есть ваши контакты, потому, что при таком тексте надежды на то, что читатель полезет к вам в профиль у вас нет. И это правильно.
Как мы построили маркетинг и принесли 120+ млн. руб. агентству недвижимости, а о нас начали распускать слухи
Как мы построили маркетинг и принесли 120+ млн. руб. агентству недвижимости, а о нас начали распускать слухи

В этой статье поделюсь опытом моей компании о сотрудничестве с агентством недвижимости, продающего самые дорогие объекты России. Расскажу правду о устройстве рынка недвижимости, о том как мы вывели компанию на поток лидов и крутую прибыль, а получили вместо благодарности хейт и слухи за спиной.

99
33
22
Как гарантированно продолбать здоровье, веру в людей и мотивацию команды?

Любой бизнес начинается с основателя. Сначала он и чтец, и жнец, и на дуде игрец. Бизнес растет, набирается команда. Надо бы понемногу передавать ответственность, но...

Как гарантированно продолбать здоровье, веру в людей и мотивацию команды?
44
22
11
Исследование: самый популярный лимит времени игры в шахматы на Lichess

Перед вами таблица с режимами игры в шахматы на Lichess. Как вы думаете, какой лимит времени самый популярный среди игроков? Какой бы режим выбрали лично вы и почему? Зависит ли наш выбор от предложения? Давайте проведем исследование.

Стандартные режимы игры в шахматы на Lichess (меню)
66
11
ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жёсткий, так что и вся неделя получилась жёсткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно. Новые максимумы рисует, ещё и льготные ипотеки расширяют. Из позитивного можно выделить новые дивиденды, ну и наш с…

ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест
1313
11
11
реклама
разместить
Автоматический заработок на Youtube - создаем пассивный доход

На этой неделе благодаря замечательному человеку Александру Шевцову я выступал с докладом "Автоматическое создание видеороликов в Youtube".

1515
США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?

Администрация Дональда Трампа сделала ход, которого от нее давно ждали, но все равно удивились: впервые наказала Китай за покупку нефти, попавшей под американские санкции.

США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?
55
[]