{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как доказать авторские и смежные права

Авторское право — совокупность норм закона, которые охраняют форму творческого выражения человека. Российским законодательством не определен исчерпывающий перечень таких форм. Но дан примерный список объектов охраны — это произведения:

  • литературы (поэзия, проза и т.д.),
  • живописи,
  • архитектуры,
  • музыкальные произведения,
  • хореография и танцы,
  • пантомимы,
  • театральные постановки, включая, различные шоу,
  • кинематография,
  • компьютерные программы,
  • научные работы и т.д.

К объектам охраны могут быть отнесены и не перечисленные в законе произведения.

Основы авторского права содержатся в статьях Гражданского кодекса РФ. В нем указано, что автором признается исключительно гражданин — либо группа лиц, если речь идет о соавторстве — творческим трудом которого создано произведение, подлежащее охране. Пока нормы права не регулируют объекты, созданные искусственным интеллектом. Таким образом, субъектом авторских прав признается автор, либо правообладатель (физическое или юридическое лицо, к которому авторские права перешли на законных основаниях — например, в порядке наследования или по лицензионному договору).

Одной из особенностей авторского права является международный характер охраны произведений. С 1886 года страны начали присоединяться к главному международному договору в сфере авторских прав — Бернской конвенции. Тогда основные принципы охраны прав авторов стали, по сути, международными.

Российское авторское право полностью соответствует всем общепризнанным в мировом сообществе нормам, которые изложены в Бернской конвенции и иных международных соглашениях, и провозглашает презумпцию авторских прав и принцип приоритета.

Это означает, что авторские право на произведение возникает в момент его создания, не зависит от того, опубликовано оно или нет, сколько затрачено на данное произведение сил, творчества и времени, является ли оно ценным, важным и т.д. Главное, чтобы оно было оригинальным. Любое выражение творчества, обретенное в форму, которую способен воспринять другой человек, охраняется нормами закона. Презумпция авторских прав означает также, что лицо, указанное в качестве автора, признается таковым пока не доказано иное. Принцип приоритета означает, что автором произведения признается тот, кто ранее создал его.

Российское законодательство, как и в большинстве стран мира, не требует каких-либо формальных процедур регистраций для защиты авторских прав. С одной стороны, это кажется удобным и простым — произведение в любом случае охраняется. Но с другой стороны, это создает массу трудностей для автора, в случае, когда на авторские права посягают или создается угроза их нарушения. Дело в том, что тогда для защиты своих прав автору придется доказать самостоятельно, что произведение создано его трудом и создано в определенный момент времени — раньше, например, чем аналогичное произведение с указанием на другого автора.

Таким образом, основным моментом и камнем преткновения в авторском праве является не момент возникновения охраны и не определение объектов и субъектов, а именно процедуры и процесс доказывания авторских прав в случае споров.

Разница между охраной авторских прав и защитой прав автора

Под охраной авторских прав понимается наличие специальных норм, согласно которым автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права. Личные, неотчуждаемые права — это:

  • имя автора произведения,
  • его право на псевдоним,
  • право на обнародование произведения или наоборот сокрытие его от общественности,
  • право на неприкосновенность результата своего творчества от изменений и модификаций.

Законом предусматривается, что эти права охраняются. Они возникают у автора с момента создания своего произведения.

Права автора, связанные с использованием своего произведения, в том числе в целях получения материального дохода:

  • публикация,
  • издание,
  • исполнение,
  • продажа,
  • передача в пользование другим лицам на любых условиях —

эти права считаются материальными и могут переходить от автора к другим правообладателям. Например, после смерти автора имущественные — материальные — права могут перейти к его наследникам. Переход имущественных прав может быть на основании договора с автором. Все подобные случаи предусмотрены нормами закона (Гражданским кодексом РФ), которые в совокупности составляют нормативную базу для охраны прав авторов.

Но провозглашение и охраноспособность объектов — это еще не гарантия, что права на произведения не будут нарушаться. В случае, когда произведения используются неправомерно, имеет место быть пиратство или иные правонарушения и преступления по отношению к объектам охраны, права необходимо защищать.

И здесь уже используются иные правовые нормы — общие нормы гражданского законодательства, уголовного или административного права.

Так, в рамках гражданско-правовой защиты авторских прав предусматривается взыскание через суд различных компенсаций, причиненного ущерба, убытков и так далее. То есть нарушитель наказывается материально. А автор, чьи права нарушены, восстанавливает справедливость и получает возмещение.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ отвечают преступники при совершении серьезных нарушений авторских прав. В российском уголовном законодательстве применяются наказания в виде штрафов, исправительных работ, обязательных работ, ареста и тюремного заключения. Нарушители авторских прав также могут быть наказаны и в административном порядке.

Таким образом, для охраны авторских прав используются нормативные акты Гражданского кодекса РФ и иных нормативных актов — источников авторского права. А для защиты нарушенных прав применяются статьи законов и кодексов, которые содержат меры ответственности и наказания.

Проблема доказывания авторских и смежных прав

Итак, проблема доказывания авторских прав возникает тогда, когда необходимо права доказать. То есть тогда, когда существует либо угроза нарушения, либо права напрямую нарушаются.

Но и здесь возникает некий парадокс. Когда автор уже увидел свое произведение, опубликованное в интернете под чужим именем, доказательства уже должны быть. Нарушителю нужно что-то предъявить, указать на факты, что автором он не является, либо противопоставить документальные факты на заявления и доказательства нарушителя.

Таким образом, проблема доказывания авторских прав — это проблема подтверждения авторства еще до момента, когда права нарушены. С одной стороны — казалось бы — зачем обеспечивать доказательства, если нарушения нет и, вполне возможно, не будет. Но с другой стороны, когда оно уже произошло, собирать доказательства может быть поздно.

Простой пример. Автор опубликовал свой рассказ в интернете, а через некоторое время увидел его в сети под чужим авторством. Чем доказать авторство? И время, когда произведение опубликовано, но еще не обеспечено доказательствами авторства, — самое опасное. Может произойти так, что у незаконного «автора» этот рассказ уже будет задепонирован под своим именем. И положительный исход спора становится очень призрачным.

Такие ситуации заставляют задуматься о фиксации авторства еще до момента, когда произведение увидит свет. И тут автор становится перед выбором — какой способ подтверждения своего авторства выбрать, чтобы обезопасить себя и свое творчество от незаконных посягательств.

Способы подтверждения авторских и смежных прав

Сегодня авторам предлагается несколько способов зафиксировать свое авторство и обеспечить себя доказательствами.

Самый «древний» - отправить себе по почте письмо с оригиналом произведения и не вскрывать его до нужного момента, когда придется предъявить доказательство. Способ не очень надежный, особенно, когда не знаешь, долго ли его придется хранить — и конверт может не сохраниться, и важные штампы о датах стереться. Да и не любое произведение в принципе в конверт можно запечатать.

Занимаются фиксацией даты и подписи нотариальные конторы. Нотариус не устанавливает авторство, а фиксирует время заявления и форму произведения с подписью автора. Способ подходит для текстовых форматов, но совершенно невозможен, например, для музыкальных произведений или, допустим, хореографии. Да и дорогой достаточно вариант доказательства.

Можно использовать для фиксации авторства подтверждения от различных авторских обществ. Однако они занимаются этими услугами только в отношении своих членов. То есть сначала надо будет озаботиться вступлением в такое авторское общество.

Самый современный и удобный способ — депонирование. В цифровой реальности внести оригинальное произведение в электронный реестр — дело десяти минут. Автор может выбрать, какого формата получить свидетельство — в электронном виде или в бумажном. Кроме того, сервисы, которые управляют такими электронными реестрами, оказывают авторам массу дополнительных ценных услуг. Это и круглосуточный доступ к профилю с произведениями из любой точки мира, и поддержка документально в суде в случае спора, и много чего еще.

Все вышеуказанные способы будут вещественными и документальными доказательствами в случае спора при досудебном урегулировании конфликта и во время судебных разбирательств. Наличие их не подтверждает авторство на 100%, но существенно повышает шансы на выигрыш дела.

Плагиат и пиратство процветают — особенно в интернете — а способов эффективной борьбы с этими явлениями еще не придумали. Поэтому авторам стоит обеспечить себя доказательствами заранее, лучше до момента опубликования своего произведения.

Доказательство творческого труда автора

Немало случаев, когда спор и угроза нарушения прав есть, а доказательств вышеуказанными способами — нет. Тогда авторство приходится устанавливать иными путями.

Если нет:

  • свидетельства о депонировании произведения,
  • нераспечатанного конверта,
  • доказательств фиксации авторства в авторском обществе или у нотариуса и т.д.,

либо все эти варианты не подходят в качестве доказательств по разным причинам — возникает вопрос, как доказать, что произведение действительно создано творческим трудом конкретного автора.

Здесь доказательствами может служить все, что угодно, перечня вариантов в законе не установлено. Например, для доказательства авторства на фотографию могут служить данные с устройства (фотоаппарата), где фиксируется время снимка, место и данные о файле. Либо это может быть наличие у автора «исходников», серии фотографий — как правило, профессиональные фотографы не ограничиваются единичными снимками.

Доказать авторство на литературные, художественные или музыкальные произведения можно наличием у автора:

  • черновиков,
  • заметок,
  • макетов,
  • зарисовок,
  • промежуточных вариантов произведения,
  • файлов и ресурсов, необходимых для создания произведения и т.д.

Отдельными способами доказывания могут быть:

  • переписка автора с издателями,
  • корректорами и иными лицами,
  • экспертиза авторства
  • и даже свидетельские показания.

Все эти способы возможны и в досудебном урегулировании конфликта, а также принимаются судом в качестве доказательств. Суд в данном случае оценивает их в совокупности с другими доказательствами по своему убеждению, принимая во внимание допустимость и относимость к делу таких доказательств.

Доказательство приоритета авторских прав и когда это нужно

Есть вероятность, что гениальная идея или творческий порыв выльется в одинаковую форму у нескольких авторов. И тогда авторство будет признано за тем субъектом, кто выразил свой творческий труд в конкретное произведение раньше по времени. Остальные произведения будут считаться либо производными, либо плагиатом.

Особенно уязвимы объекты после опубликования и до документальной фиксации авторства — например, до депонирования экземпляра. Есть вероятность, что присвоивший авторство нарушитель задепонирует произведение раньше и будет считаться автором. Реестры не устанавливают авторство, а фиксируют авторство за тем, кто об этом заявил ранее.

Именно в таких случаях важна фиксация времени создания произведения, поскольку российскими законами признается принцип приоритета — кто раньше создал произведение, тот и автор. В случае спора исход его решен будет исходя из доказательств, кто раньше зафиксировал.

Время устанавливается во всех вышеперечисленных способах подтверждения авторских и смежных прав — исходя из штепмеля почты на конверте, датой, проставленной нотариусом или авторским обществом, свидетельством из электронного депозитария (реестра). Даты могут быть установлены также экспертизой или в суде на основании анализа доказательств.

Депонирование

Среди всех имеющихся на сегодняшний день средств фиксации авторства депонирование — наиболее простой и удобный. Он еще и более дешевый и универсальный. Депонированию подлежат любые файлы любого формата и объема. То есть сервисы современных электронных реестров позволяют фиксировать огромные объемы различных типов файлов, что недоступно при других рассмотренных способах.

Например, заполнение формы на депонирование в сервисе COPYTRUST занимает около десяти минут — и автор уже становится обладателем весьма надежного доказательства своего авторства. Выдаваемое сервисом COPYTRUST свидетельство — совершенно законное доказательство, которое принимается всеми органами и судами в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Кроме того, сервис окажет документальную поддержку в случае необходимости в суде и даже проведет экспертизу с заботой о своих клиентах. Разные тарифы на обслуживание позволяют гибко подходить к требованиям и задачам различных авторов с позиции экономии.

Через подобные системы авторы могут заполучить доказательства своего творчества с любого устройства, в любой момент времени и из любой точки мира. COPYTRUST берет на себя сопровождение доказательства, а авторам оставляет свободу творить, реализовывать свой потенциал и создавать бесценные произведения.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда