Что может скрываться в рекламе франшиз под фразами «инновационный бизнес» и «запатентованная технология»

Чтобы назвать свою франшизу «запатентованной», а бизнес — «уникальным», не обязательно получать настоящий патент. Я юрист по интеллектуальной собственности, и сегодня я расскажу занимательные истории о том, что на самом деле может прятаться в рекламе франшиз под рекламными фразами о патентах и инновациях.

Каждые пару недель мне передают на проверку франшизные договоры, чтобы убедиться в том, что все в порядке и франшизу можно покупать. Некоторые франшизы бывают и правда неплохими, но иногда продавцы франшиз недоговаривают, а иногда — откровенно врут. Порой мне показывают договоры, которые настолько расходятся с рекламой франшизы, что я просто диву даюсь.

Что может скрываться в рекламе франшиз под фразами «инновационный бизнес» и «запатентованная технология»

Бывает, мошенники прут напролом: в рекламе говорят, что у них есть патент, а когда дело доходит до договора, то про патент «забывают» и потом оказывается, что у них вообще ничего нет. Это глупо, обыденно и неинтересно. Вместо этого сегодня разберем три более занимательных истории, когда патент вроде бы и есть, а на самом деле его нет.

Получают свидетельство на программу — в рекламе называют его «патентом»

Чтобы запатентовать изобретение в России, нужно потратить 100–150 тысяч рублей на патентный поиск, заявку и прохождение экспертизы Роспатента. Около года экспертиза проверяет, действительно ли изобретение работает и не имеет слишком близких аналогов во всем мире.

Если все в порядке, то патент выдают и владелец получает монополию: 20 лет никто кроме него не сможет использовать изобретение, а с нарушителей можно взыскать до 5 млн рублей компенсации.

Но тратить 100 тысяч на патентование и ждать год готовы не все предприниматели, особенно если сама компания открылась пару месяцев назад. Успешные франчайзеры уже давно нашли выход из ситуации:

​Так выглядят указания на «запатентованность» на сайте франшизы
​Так выглядят указания на «запатентованность» на сайте франшизы
На деле никакого патента нет, есть только свидетельство на программу, а это уже совершенно другая история
На деле никакого патента нет, есть только свидетельство на программу, а это уже совершенно другая история

Вместо того чтобы тратить деньги и время на получение настоящего патента, можно просто зарегистрировать компьютерную программу. Совсем другое дело: два месяца, 15 тысяч рублей и всё, свидетельство уже на руках.

Заявку на программу никто в Роспатенте не проверяет, можно подать на регистрацию любой код, хоть случайную последовательность символов — зарегистрируют все что угодно. А то что свидетельство на программу относится к авторскому праву и вообще никакого отношения не имеет к патентам — это, видимо, неважно, никто и не заметит.

Вполне может быть, что сама франшиза работает и приносит деньги и франчайзеру. Но это никак не отменяет того факта, что никакого патента у франшизы на самом деле нет.

Слева — свидетельство на программу, справа — патент.

Патент защищает саму суть устройства, а свидетельство защищает только исходный код от копирования, авторское право, не более того. Это принципиально разные вещи, но покупателю франшизы об этом рассказывают далеко не все франчайзеры.

Вряд ли в таких деталях разбирается и полиция: если что-то пойдет не так, то благодаря бумажке за 15 тысяч рублей аферист может превратиться в несчастного разработчика, у которого просто не взлетел гениальный стартап. Не у всех же всё должно получаться с первого раза, ошибки — это лишь ступеньки на пути к успеху, а паушальный взнос уже потрачен на следующие инновации, извините.

Регистрируют товарный знак — говорят, что «зарегистрировали идею бизнеса»

Одна известная франшиза получила свидетельство на товарный знак в виде стакана с портретом девушки на нем. В рекламе ее основатели начали говорить, что они «запатентовали идею рисовать портреты на стаканах». На сайте пишут про «зарегистрированную технологию».

Франчайзер считает, что регистрация товарного знака дает ему монополию на рисование портретов на стаканчиках
Франчайзер считает, что регистрация товарного знака дает ему монополию на рисование портретов на стаканчиках
Так выглядит изображение товарного знака франчайзера в базе товарных знаков. Стакан указан в заявке как неохраняемый элемент, значит охраняется только портрет
Так выглядит изображение товарного знака франчайзера в базе товарных знаков. Стакан указан в заявке как неохраняемый элемент, значит охраняется только портрет

Дело в том, что товарный знак и патент — это абсолютно разные вещи. Патент защищает суть технического решения, а товарный знак — конкретную маркировку, по которой товар будут узнавать покупатели, например, название или логотип.

Саму суть идеи «портрет на стакане» товарный знак уж точно никак не защищает, как минимум потому, что товарный знак в принципе не защищает «идеи».

Нарушение товарного знака суды признают, если нарушитель полностью скопировал изображение или изменил оригинал так слабо, что обычный покупатель все равно их перепутает.

Если вы нарисуете портрет другой женщины на стакане, то едва ли суд увидит нарушение товарного знака — портреты то разные и не похожи между собой. Говорить о том, что любые портреты любых людей сходны между собой до степени смешения, было бы по меньшей мере странно.

Получается, что такой знак защищает только именно этот портрет и его небольшие вариации: тот же портрет, но с чуть другой формой глаз или волос, не более того.

Говорить о том, что благодаря такой регистрации теперь только эта компания имеет право рисовать портреты на стаканчиках — по меньшей мере слишком самонадеянно. Юристы, конечно, молодцы, что нашли хотя бы такой экстравагантный вариант защиты, но едва ли такая защита устоит в суде. А называть этот эксперимент «запатентованной идеей» уж точно нельзя.

Запатентовали полезную модель без прохождения государственной экспертизы

Наверняка вы видели предложения «инновационных» франшиз, в корне которых кроется какой-нибудь очень незамысловатый патент. Казалось бы, незатейливая конструкция уже давно всем известна, а значит Роспатент должен был отказать в выдаче такого патента.

Но у франчайзёра действительно есть патент: его видно в патентной базе и он действует. Сейчас расскажу, откуда берутся такие патенты и где прячутся их подводные камни.

Есть такой вид патента — патент на полезную модель. Раньше его называли «малым изобретением»: это почти то же самое, что и патент на изобретение, только срок действия поменьше и получить такой патент можно быстрее.

Обычно в качестве полезных моделей патентуют несложные устройства в едином корпусе: зубная щетка с встроенным дозатором пасты, полотенце на магнитах, датчик включения света и все в таком духе. Сложные системы устройств, химические вещества и способы так не запатентуешь, а простые устройства — пожалуйста.

Нюанс заключается в том, что до 1 октября 2014 года Роспатент выдавал патенты на полезные модели без проведения экспертизы. Изобретения проверяли на работоспособность и мировую новизну, а полезные модели — нет.

Их просто выдавали под ответственность заявителя. По логике законодателя заявитель должен был сам убедиться в том, что его полезная модель патентоспособна: является новой и промышленно применимой. Подал документы, заплатил пошлину — получил патент на полезную модель.

Патент на полезную модель выглядит так же, как патент на изобретение, но получить его проще, быстрее и дешевле
Патент на полезную модель выглядит так же, как патент на изобретение, но получить его проще, быстрее и дешевле

Такой подход привел к тому, что в то время в РФ расплодились сотни никем не проверенных патентов. Рынок наводнили правообладатели патентов на бутылки, пакеты, визитки и прочую чепуху. Они стали бегать по стране и трясти своими патентами: взыскивать компенсации за нарушения в судах, продавать лицензии в стиле «мужик, купи кирпич» и, само собой, продавать «инновационные» франшизы.

В случае конфликтов у судов и госорганов не было иного выхода, кроме как удовлетворять иски: патент выдан, значит он действует и его нужно защищать. Это еще больше укрепляло уверенность патентообладателей и вселяло страх в «нарушителей»

Лишь некоторые «нарушители» добирались до патентного поверенного, который объяснял, что даже выданный патент можно аннулировать, если он не соответствует критериям патентоспособности.

Когда патент аннулируют, отменяют само решение о выдаче патента: получается, что патента как будто бы никогда и не было, а значит и нарушить его никто не мог.

Тогда в Палате по патентным спорам начали оспаривать решения о выдаче патентов на полезные модели, поданные в Роспатент до 1 октября 2014 года. Тем, кто дошел до Палаты, это нередко удавалось.

Автор запатентовал плафон с датчиком движения и стал предъявлять претензии производителям таких плафонов. В Палате по патентным спорам выяснилось, что такие плафоны известны еще с 80-х годов. В итоге патент аннулировали
Автор запатентовал плафон с датчиком движения и стал предъявлять претензии производителям таких плафонов. В Палате по патентным спорам выяснилось, что такие плафоны известны еще с 80-х годов. В итоге патент аннулировали

Если вам доведется покупать франшизу с патентом, посмотрите сам патент и дату подачи заявки на него. Если окажется, что там патент на полезную модель, а заявка подана до 1 октября 2014 года, то посоветуйтесь с патентным поверенным: может оказаться что патент — пустышка.

Франшизные сети на таких патентах похожи на карточные домики: стоят, пока никто не дунул. Чем больше франчайзер атакует окружающих своим патентом, тем больше вероятности, что рано или поздно найдется «нарушитель», который все-таки пойдет в Палату по патентным спорам и аннулирует патент. Что тогда останется от франшизы — большой вопрос.

Патент на полезную модель действует 10 лет. Это значит, что до 2024 года мы будем сталкиваться с последствиями регистрации полезных моделей без проведения экспертизы.

Патенты, товарные знаки и авторские свидетельства — это абсолютно разные правовые инструменты, они просто живут в разных юридических мирах. Но когда нужно продать франшиз побольше и побыстрее, реклама ловким движением превращает одно в другое. Возможно, покупатель и не заметит.

Франчайзеры могут возразить, мол, они не обязаны разбираться в таких деталях, они предприниматели, а не юристы. Но на мой взгляд, если ты решился продавать франшизу, если ты собираешься учить людей своему бизнесу, то ты должен разбираться в этом бизнесе вплоть до самых мельчайших деталей.

Нет ничего плохого в том, чтобы получать свидетельства на программы, полезные модели и товарные знаки. Каждый из этих инструментов по своему полезен для бизнеса. Но на мой взгляд, как минимум неэтично выдавать одно за другое: свидетельство за патент, программу за изобретение.

Абсолютная честность и искренность — залог успеха в бизнесе, поэтому все, о чем компания говорит в рекламе, должно совпадать с тем, что написано в договоре и тем, что числится в государственных реестрах.

Если пост был полезен, поставьте вверх или сохраните его в закладки. Я тогда в следующих постах расскажу о других подводных камнях франшиз: как франчайзёры мошенничают при расчетах, подменяют договоры и другие занимательные истории из моей практики.

Возможно, вам пригодится мой небольшой Telegram-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый пост максимально понятным и полезным. Этот канал появился благодаря читателям моих прошлых публикаций на vc.ru:

Если вы когда-нибудь сами сталкивались с подозрительными «инновационными» франшизами, напишите о них в комментариях. У меня есть доступы к полным официальным базам товарных знаков и патентов, поэтому я могу посмотреть и рассказать, что там происходит на самом деле.

7979
реклама
разместить
21 комментарий

Спасибо автору за интересную статью, некоторые пункты пришлись очень кстати)) Местами, конечно, копнул слишком глубоко, но с другой стороны я считаю, что если продажник приукрашивает хотя бы в мелочах, то наверняка где-то потом найдутся недоговорки и посерьезнее.

11

если ты припиздил в договоре, то и в бизнес-модели и во всем остальном, скорее всего, какой-то мутнячок. отсюда вопрос, Алексей, по личному ощущению, какой процент "честных и открытых" договоров среди всех, что через вас прошли? просто интерес насколько чистоплотный бизнес франшиз в стране 

4

если как-то ранжировать франшизы, то я бы взял бы чуть более дробное деление и расставил бы его так:

~10% - реальные мошенники. просят скинуть деньги на яндекс кошелек, созваниваются по скайпу, давят на чувство дефицита: купи-купи-купи, а то заберут.

~20% - уже не то чтобы и мошенники, но просто дно. свой бизнес еле работает, франчайзер даже не понимает, что он собирается продавать, систематизация бизнеса никакая, с документами тоже все плохо. некоторые на вопрос "чем вы отличаетесь от конкурентов" отвечают "ды ничем, а что?" (это не шутка, это из жизни, к сожалению). в том же котле варятся и ребята, которые реально продают франшизу еще не запущенного нигде, даже у самих себя бизнеса. лендинги с тикающими таймерами, белые человечки на презентациях прилагаются. часто давят на то, что их бизнес может запустить кто угодно, никаких знаний не нужно, все такое. у некоторых даже нет ни ООО, ни ИП.

~30% - свой бизнес работает нормально. хотят продавать франшизу, но плохо представляют, как работает франшизный бизнес. по документам самого предприятия все нормально более менее, но для продажи франшизы ничего толком нет. самая главная их ошибка в том, что они еще не разобрались в том, что продажа франшиз - это вообще отдельный бизнес. ну то есть если у них хорошо работает их ресторан, то это совсем не значит, что у них хорошо будет работать компания по продаже ресторанов.  

~20% - свой бизнес работает хорошо. хотят продавать франшизу и очень вдумчиво подходят к вопросу. даже если еще ни одной франшизы не продали, то заранее интересуются документами. скорее всего уже зарегистрирован товарный знак. прорабатывают бизнес-модель нормально, да и сам договор. в целом ответственные ребята, даже если они еще ни одной франшизы не продали, с ними не страшно начать работать в обмен на хорошие условия по цене. можно вообще договориться на работу без паушального взноса.

~10% - небольшие уютные франшизы. у них все хорошо по документам, можно внести какие-нибудь косметические правки в договор, но в целом итак все хорошо. у таких уже обычно десяток-два действующих франчайзи есть, и это скорее не их выбирают среди других, а они подбирают себе нормального франчайзи. за количеством франшиз особо не гонятся, работают достаточно размеренно.

~ 10% - верхушка рынка, компании с мировым именем. макдональдсы и прочие кфс живут где-то здесь. они в принципе по сравнению с остальными франшизами летают в какой-то своей стратосфере. я даже не уверен, что их корректно сравнивать с остальными франшизами, это просто другой уровень, причем с очень большим разрывом.

как-то так) наверное, ответ получился немного сумбурным, похоже стоит подумать на эту тему побольше, собрать материалы и написать отдельную статью. спасибо за вопрос)

19

Как понял, тут речь про запатентованный сокол кофе с их патентом рисовать на стаканчиках)

4

Да, тут уши торчат просто по самое «не балуйся». И ведь ребята покупали!!!!
Точно так же, как с Мята Лаундж - хороший бренд, но совершенно не упакован, условия меняются, поддержки нет, роялти - Слава богу - тоже...
Как можно было Ильясу это называть франшизой и не поднять 5-ю точку, чтобы помочь улучшить бизнес своих франшизи....

Отличная статья!
Автору респект и уважуха!
А что насчёт "интеллектуальных инноваций" при продаже франшизы?
Например, "уникальная таблица для начисления бонусных баллов за покупки" ?
Это может быть "отличием от конкурентов" и "инструментом для увеличения продаж" ?
Я вот тоже несколько лет назад купил у немцев за 35 тысяч евро SaaS-платформу для "стимулирования продаж с помощью бонусной программы лояльности покупателей". Планирую в 2020 году начать продавать франшизу на мою платформу.
Как по-вашему, я смогу найти покупателей на свою франшизу?
(все предложения - в личку)

3

Первая франшиза
это want result

2