10 важных выводов после четырех месяцев трэвеливинга

Это – длиннопост про мои выводы и итоги по результатам нашего более чем четырехмесячного путешествия по Юго-Восточной Азии. Мы пожили в трех странах (Таиланд, Вьетнам, Малайзия) и в десяти разных городах внутри этих стран. Я постараюсь обобщить свой опыт и выделить ключевые моменты, которые были мне неочевидны перед началом поездки, но которые оказались крайне важными по итогу. Это, скорее, больше памятка для самого себя на следующее путешествие – вряд ли кто-то еще осилит такой объем текста по своей воле. Но, если вы все же прочтете – надеюсь, найдете что-то полезное и для вас тоже.

10 важных выводов после четырех месяцев трэвеливинга

1. База нужна

Мы начинали наше путешествие по хардкору – мы забрали с собой все вещи, которые у нас есть. Вообще все, всю нашу жизнь. И возили с собой два полных чемодана, умудряясь при этом вписываться в ограничения авиакомпаний по весу и количеству багажа. Ну почти. Изначально мне это казалось очень крутой идеей – жить как настоящие путешественники, не привязываясь ни к какому конкретному городу. Все свое с собой, радикальный минимализм и цифровое кочевничество в чистом виде. В теории, это позволяло нам путешествовать куда угодно и на сколько угодно, меняя города и страны так часто, как хотелось, без необходимости куда-либо возвращаться за вещами. На практике же оказалось, что оно того не стоит. Три четверти барахла, которое было у нас в чемоданах – так и пролежало нетронутым все четыре месяца. Зато – мы это всё перли на себе от места к месту, не могли ничего себе купить материального, т.к. понимали что пространства для маневра почти нет, а в конечном итоге нам аукнулось это еще и огромной переплатой одному излишне хитрожопому лоу-костеру. Так что – база нужна. Пусть будет где-то место, где лежат зимние вещи, ненужная в тропиках одежда и обувь и прочие штуки, которые в самом путешествии не понадобятся. Жизнь в Юго-Восточной Азии предполагает пару футболок, шорты и сланцы. Ну, может еще кроссовки для вылазок на дикую природу и худи для (сюрприз!) походов в тайские торговые центры – потому что там дико холодно. И всё, остальное пространство лучше оставить пустым и сберечь для подарков друзьям и близким, когда соберетесь возвращаться.

2. Короткие переезды истощают ЦНС

В своем путешествии мы попробовали разные временные промежутки нахождения в одном месте – от одного-двух дней до месяца. Оказалось, что такой формат трэвеливинга очень затратен по нервной энергии. Во-первых, это постоянный поиск нового места, новой квартиры – сам по себе процесс очень изматывающий. Во-вторых, в каждом новом месте по-новому происходит процесс адаптации психики к изменениям условий жизни. Новая страна, новое жилье, новая инфраструктура, новые продукты питания. На своей шкуре я эмпирически вывел, что, для того чтобы более-менее адаптироваться и наработать какие-то ритуалы жизни в привычном ключе, мне лично нужен примерно месяц. Если пребывать на одном месте как раз один месяц, то я только-только вхожу в ритм – и уже нужно уезжать. Если же поездки короче, по две недели, то адаптации вообще не происходит, я все это время нахожусь в режиме «туриста» и достаточно сильно трачу свой психоэмоциональный ресурс. Так что, в следующем сезоне надо будет переходить на трехмесячные итерации – в таком режиме трэвеливинга будет гораздо больше «ливинга», чем «трэвела».

10 важных выводов после четырех месяцев трэвеливинга

3. Выстраивай рутину трех ключевых процессов: питание, работа, тренировки

В продолжение предыдущего пункта. Когда прыгаешь с места на место, то очень легко превратить свой повседневный лайфстайл в беспорядочный и низкоэффективный режим туриста – когда вы основную часть времени гоняете от достопримечательности к достопримечательности, а все остальное время живете как-то, по остаточному принципу. И первым по бороде идет питание. Либо начинаешь жрать уличную еду и еду в кафешках (а это, как правило масло на масле в масле), либо – топаешь в «Seven Eleven» и покупаешь дошики и снэки вприкуску с фруктами. Как следствие и того и другого варианта, ваш внешний вид через пару-тройку месяцев такой диеты может вам очень сильно не понравиться. Мы в итоге пришли к тому, что начали готовить дома плюс-минус обычную нашу пищу (но с гораздо бОльшей долей фруктов, рыбы и морепродуктов) и закупаться в больших гипермаркетах. Но, опять же, двухнедельные переезды не дают возможности выстраивать продуктовые закупки эффективно. Ты не можешь, например, купить пятикилограммовый пакет риса, потому что ты его не съешь за этот срок – а меньший объем иди попробуй еще найди.

После питания в анус летит работа – и это тоже, как оказалось, очень важный аспект, о котором мы не задумывались в начале нашего путешествия. Квартиру с полноценным рабочим местом найти очень сложно – в лучшем случае это будет небольшой макияжный столик у зеркала. С двумя же рабочими местами, которые нам необходимы, да еще и так, чтобы не мешать друг другу – такого почти не бывает. Коворкинги есть далеко не везде, работать с ноутбуком у бассейна прикольно только на картинках. Приходится как-то выходить из положения, что-то придумывать. Причем, придумывать каждые две недели, на каждом новом месте. Если вы наемный сотрудник и выполняете заранее поставленные вам задачи – наверное, вам будет сложно работать, вы будете делать только необходимый минимум. Но если же вы предприниматель или «вольный художник» – вам конец. Будьте готовы к критическому падению эффективности и постепенному переползанию на кровать с ноутбуком с соответствующим провалом по результатам. Хотя, возможно, это я такой распиздяй, а более организованный человек сможет даже в режиме двухнедельных перемещений по городам и странам эффективно работать по 6-8 часов часов в сутки на протяжении четырех месяцев. Я вот – не смог.

Ну и третье важное – в режиме туриста очень сильно страдают тренировки. Да, в большинстве кондо, которые мы снимали, есть собственный тренажерный зал и бассейн, и это очень здорово. Но, на практике оказалось, что залы не совсем полноценные, в них разный набор тренажеров (почти нигде нет свободных весов, максимум - гантели) и эти тренажеры далеко не всегда все находятся в рабочем состоянии. В целом – заниматься можно, но, опять же, нужно находить свой ритм и корректировать свою программу тренировок в каждом новом месте, что выматывает психику. Я, по итогу, ходил в зал как придется и делал что придется, и больше налегал на бассейн. А вот моя женщина старательно пыталась поддерживать тренировочный график и программу – и далеко не всегда и не везде у нее это получалось сделать.

Рутины крайне нужны и крайне важны для человека, нам нужно выйти на свое обычное расписание и поддерживать некий «День Сурка» в хорошем смысле этого слова. Скоростной двухнедельный трэвеливинг делает задачу построения и поддержания рутин постоянно активной, чем, опять-таки истощает нервно-мозговой ресурс. Поэтому – нужны более длинные остановки.

4. Учи разговорный английский

Перед поездкой я понимал, что мой разговорный английский плох – но не догадывался о том, насколько он плох. Да, я могу посмотреть любой фильм или сериал без перевода, или прочитать любую статью на инглише, но когда дело касается именно ежедневных разговоров с другими людьми – тут я прям сильно сдуваюсь. Между тем, в Азии английский знают почти все местные из тех, с кем вы будете контактировать – водители, продавцы, сотрудники кондминиумов и пр. Разговаривать придется – и придется достаточно много. Так что – надо обязательно практиковать разговорный английский. Благо, это должен быть именно простой английский – без сложных языковых конструкций, без past perfect continuous, без гребаных фразовых глаголов и прочего. Но – базовый набор слов и конструкции простых предложений должны вылетать изо рта на автомате. Что толку от того, что ты грамотно построил предложение, начал с would you kindly – а потом забыл какое-то слово? У меня такая фигня постоянно происходила. По итогу, я справлялся, конечно, но всё равно понимаю, что мой разговорный скилл никуда не годится.

Не, безусловно, можно ходить с гугл-переводчиком и пытаться тыкать им в каждого собеседника – или разговаривать как типичный русский турист, косплея «Заводной апельсин» (гив ме ту salfetka’s плиз) – но лучше уж попрактиковаться немного перед следующей поездкой.

10 важных выводов после четырех месяцев трэвеливинга

5. Выбирай жилье по разным критериям

Следующая неочевидная вещь, которую мы поняли в ходе нашего путешествия – к выбору жилья на разный срок нужно подходить по-разному. Если вы выбираете где пожить от пары дней до двух недель, то лучше сначала зайти на maps.me и отметить все интересные объекты в городе, которые вы хотели бы посмотреть. А потом – искать жилье в плюс-минус шаговой доступности от этих мест. То есть, в таком случае ключевым фактором является локация – и только потом уже все остальное. А вот к жилью на долгосрок критерии выбора должны быть совсем иные! Это, например, размер холодильника – да, для нас был большим сюрпризом, когда мы сняли на месяц хорошую квартирку в роскошном комплексе с девятью бассейнами и тренажерный залом – что холодильник у нас в кондо был крошечный. И это сильно повлияло на нашу стратегию закупок и готовки еды, являясь капец каким ограничением. Или еще один важный фактор – расстояние до ближайшего продуктового магазинчика. Например, если в Таиланде «Seven Eleven» есть на каждом углу, то во Вьетнаме, в Нячанге их еще попробуй найди. Потом – рабочее место, опять же. Через две-три итерации съемов жилья вы понимаете что именно вам нужно и у вас появляется чек-лист важных критериев, по которым вы ищете следующую локацию.

6. Делай международные права на байк

Однозначный вывод, который я сделал: не иметь в Азии байк – все равно что смотреть на мир одним глазом. Наличие байка открывает совершенно другие возможности в изучении локаций, перемещений по городу и за его пределами. Да, мы брали напрокат машину – для дальних поездок это очень удобно и не особо дорого, но вот внутри города и в радиусе 30-50 километров за его пределами, байк – must have. Но есть несколько нюансов. Да, можно арендовать байк и без прав, и даже не имея опыта вождения, но это колоссальный риск. Во-первых, к местному движению нужно привыкнуть и только начинать водить в этих странах – это очень плохая идея. Особенно во Вьетнаме, где этих байков просто миллиард и где все ездят как угодно, но только не по правилам дорожного движения. Во-вторых, в случае ДТП страховка путешественника не сработает, если у тебя нет международных прав – и можно попасть на десяток-другой тысяч долларов на лечение (про ущерб здоровью я не говорю). И, наконец, будет постоянный риск быть пойманным – либо платить взятки направо-налево, либо можно загреметь в местную тюрьму. Короче, нужны права категории А.

10 важных выводов после четырех месяцев трэвеливинга

7. Максимум гибкости, минимум ожиданий

Отправляясь в длительное путешествие в незнакомые страны с чужой культурой и совершенно иным бытом – мы погружаем себя в ситуацию высокой неопределенности. И заниматься жестким планированием в такой среде – это означает практически гарантированно испытывать фрустрацию по поводу того, что все идет не так как ты запланировал. Постоянно будут накладки, постоянно все оказывается не таким, каким представлялось, постоянно будут возникать куча нюансов или мешающих обстоятельств. В таких ситуациях лучше всего быть максимально гибким – иметь четкое представление о том, какой результат ты хочешь получить (куда добраться, что сделать и пр.), но не цепляться за процесс, а отталкиваться от текущей ситуации. Как яхтсмен ловит ветер, как серфер ловит волну – не сковывать себя жестким планом, не пытаться прогнуть реальность, но импровизировать, приспосабливаться.

8. Потери будут

Неизбежно. Это надо принять заранее – и не просто смириться с этим, а подготовиться к этому изначально. Вы будете что-то забывать из вещей. Вы будете переплачивать за что-то больше, чем оно стоит. Вы будете неоптимально планировать маршруты, забредать в тупики и терять время. Вы будете ошибаться и терять деньги. Вы обязательно что-то не учтете – и огребете последствий. Потери не просто вероятны – это неотъемлемая часть пути. Мы прилетели в Хошимин вечером 9 февраля. Билеты мы брали сильно заранее и не знали что это за дата. По итогу – мы попали в Китайский Новый Год, и в следующие четыре дня не работало почти ничего, в том числе и супермаркеты. Даже такси вызвать было большой проблемой – мы ходили по 20 километров в день, потому что уехать в одну сторону у нас получалось, а вот вернуться – уже нет. В последние дни в Джорджтауне я искупал в морской воде свой телефон – и теперь мне предстоит достаточно дорогостоящий ремонт. В наш финальный перелет авиакомпания отказала в проносе гитары и маленького чемоданчика в салон самолета – нам пришлось заплатить 15 000 рублей сверху за то, что предыдущие девять перелетов вообще не вызывало никаких проблем и сложностей. Так что – потери неизбежны. Да, со временем понимаешь риски и начинаешь их хэджировать. С тем же телефоном, например – у меня был с собой свой старый, но вполне рабочий аппарат, а про данные внутри телефона я вообще не переживаю, т.к. все в облаке. Но против всех рисков все равно не убережешься, поэтому важно особое внимание уделять трем приоритетным вещам (документы, дебетовые карты и телефоны), а на всё остальное просто иметь запас. Запас денег, запас времени, запас здорового пофигизма и принятия ситуации.

10 важных выводов после четырех месяцев трэвеливинга

9. Трэвеливинг – отличный стресс-тест отношений

Если ехать в путешествие вдвоем – то можно очень многое понять о человеке в очень короткий срок. Нет больше привычного лайфстайла, нет офиса или хобби, нет тусовок – вы остаетесь один на один и проходите этот квест вместе от начала до конца. Вы понимаете каково это – находиться с ним 24/7, четко видите всё, что вас сближает – и так же четко всё то, что отдаляет или раздражает. Близкий человек становится единственным вашим постоянным собеседником, единственной компанией, единственным лицом, которое не меняется от города к городу, от страны к стране, от перелета к перелету. За несколько месяцев трэвеливинга можно узнать о человеке больше, чем за пару лет «обычной» жизни. Если есть какие-то проблемы в отношениях, которые могли скрыться за бытом и рутиной – там они обнажатся. Но и наоборот тоже работает. Я, лично, окончательно убедился в том, что моя женщина – это Моя Женщина, с которой можно отправляться в любое путешествие (в том числе, простите за пошлость, и в путешествие по жизни) и быть счастливым при этом.

10. Оно того стоит

Возможно, после прочтения всего вышенаписанного могло сложиться впечатление, что трэвеливинг – это муторно, стрессово, дорого и неудобно. Так вот – это вообще не так. Всё, о чем я упомянул – всего лишь маленькая чайная ложечка дегтя в огромной двухсотлитровой бочке меда. Это как я, начитавшись про Азию, думал что там змеи и сколопендры ползают на каждом шагу, включая метро и аэропорт. А по факту, за все наше путешествие, включая прогулки по реликтовым тропическим лесам, мы видели только варанов в городском парке да забавных геккончиков на балконах кондоминиумов. Травеливинг – это великолепно! Это пока что самое яркое, самое насыщенное и самое кайфовое переживание в моей жизни. И это совсем не то, что скататься на отдых в отель на 10 дней – кардинально разный экспириенс. Я настоятельно всем рекомендую попробовать хоть раз провести зиму без снега, без холодных дождей серого на сером ноября, без грязи по колено, без стояния в пробках или прозябания на остановках общественного транспорта. Жизнь, оказывается, может быть другой. Можно встать утром первого января и пойти окунуться в теплые воды Сиамского Залива. Можно есть манго и арбузы каждый день четыре месяца подряд, и это не надоест. Можно жить в царском дворце на закрытом острове с бассейнами, садом, музеем ретро-мотоциклов и видом из окна как на инстаграммных фоточках – и все это за цену съема обычной двушки в российском городе-миллионнике. Трэвеливинг дает возможность понять и почувствовать это на своей шкуре. Да, от него тоже можно устать – как и от всего в жизни, в принципе. Но попробовать пожить так хотя бы раз – безусловно стоит!

10 важных выводов после четырех месяцев трэвеливинга
11
Начать дискуссию