Внутренний аудит в отделе продаж: как оптимизировать бизнес-процессы

Рассказываем, что такое аудит процессов в отделе продаж, в каких случаях стоит его провести и как сделать это самостоятельно, если нет ресурсов для привлечения специалистов.

Image by our-team on Freepik
Image by our-team on Freepik

Что такое внутренний аудит отдела продаж?

Это процедура, которая проверяет работоспособность процессов в компании и достоверность отчётности. С помощью аудита вы сможете:

  • Оценить, эффективно ли работают подразделения бизнеса и налажена ли коммуникация между ними.
  • Оптимизировать процессы: найти лишние или «зависающие» этапы, на которых процесс останавливается или теряется.
  • Проследить, соблюдают ли сотрудники регламенты, инструкции и стандарты. Вы поймёте, нужно ли менять процессы или обсудить с подчинёнными, как они выполняют (или не выполняют) свои обязанности.

Проводить внутренний аудит бизнес-процессов в отделе продаж следует минимум раз в год.

Когда нужно провести аудит в отделе продаж

Эти показатели помогут понять, что аудит нужен компании:

  • План продаж систематически не выполняется.
  • Вы не можете найти ответственного.
  • Нет понимания, откуда приходят и почему уходят клиенты.
  • Нет единой системы, по которой собираются данные для аналитики.
  • Отчёты в CRM не помогают принять верное решение. Вы не можете спрогнозировать прибыль и составить адекватный финансовый план.
  • У вас только одна воронка продаж.
  • Система KPI отдельных сотрудников не отвечает общей финансовой цели компании.
  • Менеджеры не успевают или забывают обрабатывать входящие заявки, из-за чего те копятся на первом этапе воронки.

Самое важное в аудите — сформулировать его цель. Например, увеличить выручку, оптимизировать расходы на маркетинг, повысить конверсию из заявок в продажи, сократить процент отказов и т. д.

Инструкция: как провести аудит бизнес-процессов в отделе продаж

Аудит должны проводить незаинтересованные лица. Во-первых, это поможет собрать достоверную информацию. Во-вторых, взгляд со стороны лучше освещает внутренние процессы. В-третьих, специалисты знают, куда смотреть и на что обращать внимание.

Но вы можете сами быстро оценить процессы в отделе продаж. Делимся нашей инструкцией по экспресс-аудиту.

Шаг 1. Стратегия продаж и внутренних процессов

Внутренний аудит в отделе продаж: как оптимизировать бизнес-процессы

Воронки продаж

1. Копятся ли сделки на определённом этапе воронки? Если да, почему:

  • процесс переноса построен неудобно,
  • нет дедлайна по этапу,
  • нет инструкции по работе,
  • нет понимания, что делать с проигранной сделкой.

2. Сколько у вас воронок продаж? Необходимо подготовить разные воронки для продажи товаров и услуг, работы с физическими и юридическими лицами.

На что обратить внимание:

  1. Сколько у вас целевых аудиторий.
  2. Сколько у компании продуктов — вероятно, для их продажи нужны разные воронки: например, продажа лицензий CRM и внедрения отличаются циклом сделки, стоимостью и этапами.
  3. Сколько способов поиска — так, холодная продажа и обработка входящих заявок содержат разные этапы.
  4. Выигранная или проигранная сделка — не конец. С клиентами нужно поддерживать связь. Тем, кто уже купил, проще допродать сопутствующие товары или предложить продлить лицензию. Те, кто отказался купить, могут вернуться, так что стоит напоминать им о себе.

Модель продаж

  1. Разделены ли менеджеры по типу работы: например, два специалиста работают только со входящими заявками и ещё два — с исходящими.
  2. Соблюдается ли функционал работы менеджера по продажам? Присмотритесь, не приходится ли сейлзу выполнять действия, которые не относятся к его задачам напрямую: проверять приходы в 1С, работать с рекламациями и т. п.

УТП и офферы

  1. Есть ли у вашего продукта конкурентные преимущества (и это не цена), о которых знают менеджеры? Можно ли использовать их в общении с клиентами?
  2. Созданы ли офферы? Умеют ли продажники предлагать их заказчикам?

Количественные метрики этапа:

  • Выручка
  • Средний чек (можно добавить по сегментам, если это важно)
  • Количество новых обращений в месяц
  • Количество сделок по новым клиентам
  • Количество сделок по постоянным клиентам

Качественные метрики этапа:

  • Конверсия из заявок в покупки
  • Срок сделки
  • Срок жизни клиента
  • LTV (деньги от клиента за весь срок жизни)
  • Регулярность покупок на одного клиента

Шаг 2. Команда

Внутренний аудит в отделе продаж: как оптимизировать бизнес-процессы

Система мотивации

1. Она рассчитана на вовлечение сотрудников в работу. В идеале её структура такова:

  • 40% — фиксированная оплата
  • 50% — бонус за продажи
  • 10% — премия

2. Расписание активностей: тимбилдинги, тренинги и т. п. Они должны быть не внезапными, а запланированными и мотивирующими

Наём

  1. Сколько времени занимают поиски сотрудника? Знаете ли вы, какой специалист вам нужен, какие задачи он будет решать и сколько будут стоить его услуги?
  2. Предусмотрена ли в компании система обучения, адаптации и аттестации сотрудников?
  3. Кто нанимает специалистов? Когда к поиску подключается руководитель отдела продаж (РОП)?

Управление

  1. Умеет ли РОП ставить задачи, корректировать план, расставлять сотрудников в зависимости от их сильных сторон?
  2. Понятно ли вам, кто за что отвечает в отделе продаж и является ли результат командной работой?

Количественные метрики этапа:

  • Количество сотрудников в отделе продаж
  • Количество РОПов
  • Количество менеджеров по холодным продажам
  • Количество продажников, закрывающих первую продажу
  • Количество специалистов, которые работают с допродажами и поддерживают контакт с клиентами
  • Количество сделок на одном менеджере
  • Количество продаж на одного менеджера
  • Количество звонков на одного менеджера
  • Количество задач на одного менеджера

Качественные метрики этапа:

  • Конверсия из заявок в покупки
  • Срок сделки
  • Срок жизни клиента
  • LTV (деньги от клиента за весь срок жизни)
  • Регулярность покупок на одного клиента
  • Скорость ответа на новую заявку
  • NPS (индекс потребительской лояльности)

Шаг 3. Инструменты

Внутренний аудит в отделе продаж: как оптимизировать бизнес-процессы

Скрипты

  1. Есть ли в компании рабочие скрипты и используют ли менеджеры их в работе? Знают ли сотрудники их наизусть?
  2. Предусмотрены ли речевые модули (стандарты), по которым говорят продажники, когда обрабатывают входящие и исходящие заявки, встречаются с клиентами и подводят их к покупке?

Презентация

  1. Есть ли в компании шаблоны, которые менеджеры могут быстро переделать под запрос потенциального клиента?
  2. Если да, составлены ли они по всем правилам: в них мало текста, есть цепляющие элементы и призыв к действию?

CRM

  1. Внедрена ли в компании CRM?
  2. Подключена ли к CRM телефония с записью звонков и отбивкой при пропущенном вызове?
  3. Синхронизирована ли с системой почта, чтобы менеджерам не приходилось переключаться между программами?
  4. А есть ли прямая связь с соцсетями и мессенджерами? Увидят ли сейлзы сообщения от клиентов, если те напишут в телеграм или VK?
  5. Настроено ли оптимальное количество воронок, воспринимают ли сотрудники этапы в них как ТЗ?
  6. Отражает ли CRM всю историю взаимодействия с клиентом?
  7. Настроены ли в системе все отчёты для РОПа, чтобы он мог отслеживать ситуацию по сделкам в режиме реального времени и не отвлекать сотрудников?
  8. Предусмотрены ли дашборды с KPI для менеджеров? Можно ли в них посмотреть, где и насколько должен поднажать каждый отдельный специалист, чтобы получить премию в полном или повышенном размере?
  9. Отображаются ли в CRM источники заявок, причины отказов, количество сделок в работе и прогноз выручки?

Количественные метрики этапа:

  • Количество компаний в базе
  • Количество клиентов на одном менеджере
  • Количество коммуникаций с клиентом от первого касания до успешной сделки

Качественная метрика этапа:

  • Скорость ответа на новую заявку
  • Индекс NPS – Net Promoter Score – индекс измерения лояльности клиентов и их готовности рекомендовать компанию.

Что в итоге?

Внутренний аудит помогает привести в порядок бизнес-процессы: добавить недостающие этапы, убрать повторяющиеся и создать из клубка действий выверенную систему. Кроме того, он определяет, качественно ли работают сотрудники, и наводит на мысли, как увеличить прибыль компании.

Мы рекомендуем доверять аудит сторонним специалистам, потому что они смотрят на бизнес-процессы объективно и в принципе знают, на что обращать внимание. Так же вы можете провести экспресс-аудит отдела продаж самостоятельно: мы подготовили google-таблицу с параметрами. Вам нужно просто сделать копию документа и выставить баллы.

44
1 комментарий

Привет!

Я Дима Раскладка - фаундер сервиса для увеличения среднего чека и быстрого создания смет и коммерческих предложений.

Мы как раз развиваем партнерскую программу и будем рады попробовать с вами поработать. У нас есть крутые кейсы для строительных компаний, строителей домов, установщиков окно и интеграторов amoCRM (у нас есть интеграция).

https://estimates.guru/

Ответить