Тупые грейды для оболванивания людей с целью посеять смуту и чувство неполноценности в человеке

Недавно писал статью-отзыв по раш агентам и как меня оболванили на часы когда я устраивался на middle позицию под бурж и наткнулся на вроде бы всем знакомую штуку — ГРЕЙДЫ

Ну это те самые "Джуниор, Middle, и сеньер-помидор" в основном используются в IT

Вроде как такой некий стандарт как тиктокарь 3-его разряда.

Все кто реально работают токарями не обижайтесь — это шутка, никого обидеть не хочу)

В общем что хочу сказать

Все эти грейды влились и стали такими привычными для нас, это как

"чтобы жить — надо пить воду и кушать, а еще ходить в туалет"

В целом всем очевидно и понятно.

НО, пораскинув головой и посмотрев на ситуацию со стороны я пришел к выводу

Что современные ГРЕЙДЫ в том виде в котором они есть - это искусственно созданный ваакум целью которого является продажа этого самого специалиста дяде с деньгами и развития чувства неполноценности, что человек должен идти дальше и не сидеть на одном и том же грейде (чтобы затем продать его еще дороже и срубать капусты) "Ты уже 2 года работаешь,ты че еще Джун?"

Посмотрите на рынок вакансий в IT-маркетинге сегодня, к примеру требования от senior специалиста

Вакансия Senior специалиста. 
Вакансия Senior специалиста. 

А вот вакансия для джуна (зарплата в 2 раза меньше)

Требования для Джуна
Требования для Джуна

Так чем же отличается SEO джуниор специалист от SEO сеньора? Инструменты те же, подходы плюс-минус одинаковые и обязанности практически идентичные

В целом ничем, логика одна, все те же технологии и качества (1. быть преданным, думать и работать во БЛАГО компании, и лучше без своих проектов на стороне (об этом никто не говорит, но в реальности могут кикнуть из конторы)2. знать весь базовый инвентарь (типо screaming frog, GA) а вот мы вам даём печеньки, hapiness менеджера, который скажет что всё хорошо и flexible часы, можете начать не в 08:50 а 09:00)

Скажу так, я сам прошел путь с 0 опытом до 6 лет опыта работы в SEO, и в целом отличия в обязанностях практический никаких — возможно только меньше работать стал руками и больше ответственности (поскольку хочется отдать качество, а не количество). В моем конкретном случае на зарплату повлияло то, что я перешел к работе с западными проектами на английском поскольку уровень моего английского UPPER-INTERMEDIATE (B2)

А теперь перейдем к тому, чем реально может отличаться "боевой опыт" и грейд сотрудника при этом служить некой "Полярной звездой" при поиске опытного специалиста — так это наличие количественного опыта работы, например 1 год и 5 лет — разные вещи. Тут всё ок, либо знание определенных технологий или качеств (например SEO специалист должен уметь продавать продукт), либо конкретный опыт в нише (например в ставках на спорт, или в e-commerce), либо взятие на себя определенного уровня ответственности, например за найм других специалистов ну или знаний определенного языка или языков, например часто вижу вакансий со знанием немецкого в тандеме с английским (оба должны быть разговорными)

Так зачем же нам нужны грейды там, где отсутствуют четкие стандарты индустрии?

Вот например из моей прошлой статьи-отзыва на Rush Agency мне вообще сказали что у компании собственный стандарт и даже если ты отработал 6 лет — ты джун (поскольку ты не знаешь что такое ssr и написал "RushAgency слитно, а не раздельно). Куда смотрят та служба которая должна смотреть на рынок вакансий. Есть ли вообще такая служба или кто-то ответственный за этот хаос на рынке вакансий?

Про стандарты. Как это вижу я

Стандарты существуют, чтобы упрощать жизнь людей и приводить к какому-то общему знаменателю, а именно иметь общее видение на (объективно-понятные вещи) которые подвергаются спорам в процессе работы, либо вещи которые можно сделать лучше посредством данного стандарта и повысить производительность (сократить время, силы)

Условно у нас дано 1+1 = 2 - это стандарт в арифметике, который учится в 1 классе или до школы, и нам не нужно созывать совет математиков и тратить на это неделю своего времени, чтобы доказать другому "особо умному" человеку который думает что 1+1 = 5.

Соответственно тут мы экономим время и силы — имея данный стандарт, что решает проблему и подходит под определение "Стандарта"

Достаточно его принять и объяснить людям, чтобы в дальнейшем ссылаться на этот свод правил который уже был утвержден и доказан основываясь на всем понятном языке, а не на том "как сегодня себя чувствует руководство или потому что HR менеджер так решила)

Как это видит интернет

Стандарт (от англ. standard) — нормативный технический документ, устанавливающий нормы, правила, требования к объекту стандартизации

Ссылка на википедию 
Ссылка на википедию 

А теперь вопросы

А кто-нибудь видел технический документ принятый на международном ИЛИ хотя бы на региональном официальном уровне который бы четко описывал свод правил и технических требований например к вакансии SEO специалист?

А как можно создать такой стандарт например к таким сущностям как SEO или SMM - если это не является специалитетом?

Поскольку само определение понятия "Стандарт" требует некий свод правил который должен быть описан в техническом документе, и условно человек из Китая сможет понять человека из "России" (см. пример с арифметикой) о чем тот говорит при разговоре о том же грейде поскольку он был принят на международном уровне, или человек из Москвы поймет человека из Санкт-Петербурга потому что внутри нашей страны существует такой стандарт

Какие ваши доказательства?

Тупые грейды для оболванивания людей с целью посеять смуту и чувство неполноценности в человеке

И сейчас я попытаюсь вам это доказать на реальных данных которые я собрал в real-time что все эти грейды лохотрон с которого получают все, но не вы:)

Давайте сравним специальности.

Напомню что специальность — это то где есть "специалитет" например SEO оптимизация (чем занимаюсь я) - НЕ является специальностью, поскольку нет такой кафедры "SEO специалист" а вот маркетинг является, поскольку эту специальность можно получить в университете с официальной бумажкой, все остальное, типо "курсы маркетолога от частной школы имени Ивана Ивановича, сруби 100к за 3 дня сидя под пальмой со смузи" это не более чем дилетантство

Что частично затрагивает другую тему

Чтобы стать специалистом, например в рекламе или SEO, или SMM неважно (вам нужно быть специалистом в маркетинге в целом). Но это уже другая история...

А теперь перейдем к требованиям (грейдам) которые десятилетиями держались у рабочего класса и к грейдам зумерского поколения долбителей клавиатур и облизывания интерфейсов (A.K.A джуны, сеньёры и мидлы)

Стандарты токарей

Документ ГОСТ 18097-93, который чётко и ясно поясняет как нужно работать со станком чтобы не отрубить свою или руку коллеги

Документ Об утверждении профессионального стандарта который четко и понятно определяет разряд (грейд) специалиста и необходимые умения

Ну и соответственно рынок вакансий, где никакой HR менеджер спросони не скинет вам лет так 5 опыта и не урежет вашу ЗП на 150% потому что у них государство в государстве и свои молодежные стандарты

Возможно есть неадекваты которые и будут вам диктовать нереальные требования, поскольку я не работал токарем не могу точно сказать насколько часто

Теперь обсудим кто выигрывает и выгодно ли это? Неужели это win-win?

Поскольку такой "стандарт" существует значит на него есть спрос, а значит что кому-то это выгодно и удобно, иначе зачем? (просто только кошки писают)

Теперь рассуждаем

  1. Выгодно ли это компании в которой вы работаете?
    -Да
    1.1 Компания может продать джуна как сеньора, и никакой клиент не будет заглядывать к вам в комнату и смотреть правда ли вы сеньор или нет, ведь в каждой компании есть сеньор который проверяет всё за джуном, поэтому работа будет плюс-минус выполнена норм — но клиент заплатит по итогу больше минимум в 2 раза на 1 сотрудника
    1.2. Проще найти сотрудника по "стандарту" и проще убедить его в том, что он чуть-чуть недотягивает до грейда выше (вы думаете зачем на собеседовании нужны каверзные вопросы?) и дать ему меньший уровень ЗП и соответственно посеять смуту в его голове (чтобы работал лучше и усерднее, чтобы корма было побольше и не в подольске отдых, а в турции)
  2. Выгодно ли это клиенту?
    И да и нет
    2.1. Во-первых, можно получить больше бюджета на аппетиты отдельных людей получая с этого неплохой процент для этих людей

    2.2 С точки зрения "ментальных гарантий" проще работать с компанией которая кичиться своими сеньорами, и соответственно якобы их продает, поскольку вам как владельцу будет спокойнее, чем ходить и проверять за недоджунами всю работу. По сути это условная "работа под ключ"

    2.3. Со средней вероятностью получить нормальную услугу под ключ, опять же завышенную по цене (компании тоже хотят кушать)

    3. И самое главное, выгодно ли это вам мои дорогие специалисты?
    Абсолютно точно нет.
    И вот почему
    3.1 Грейды служат в качестве "угнетения" - ты не middle не потому что мы такие, это ты недотягиваешь до требований (а они меняются каждый день), прослужи у нас 1 год на junior и будешь middle :)
    3.2. Грейды служат остановочным пунктом между вашим карманом и деньгой которую вы хотите получить. Именно поэтому не существует общего стандарта который есть у токарей. Иначе можно было бы прийти к боссу тыкнуть ему бумажку и сказать вот мои умения, вот средний уровень ЗП, бабки на стол либо ищи другого лоха
    3.3 Очень тяжело получить конкретику не только от работодателя, но и к самому себе. Как можно определить твой уровень грейда если нет четких сводов правил и общей политики по вопросу?

И вот именно поэтому я считаю что грейды придумали те же создатели злополучного календаря, который рисует правила по которым играть можно как удобно и как угодно (ПН-ПТ рабочие дни, а сб-вс выходные), но самое главное что в минусе всегда тот кто делает работу и у кого меньше влияния (если вы конечно не хитрый и не "прохАвали ситуацию")

А что вы думаете по вопросу грейда?

Также пользуясь случаем (поскольку я видимо не отстану от публикаций на VC) всем тем кто заинтересован или работает на западный рынок по маркетингу (английский язык) и кому интересно почитать на английском про SEO - предлагаю подписаться на мой блог

Там я пишу и рассказываю про SEO простыми словами показывая конкретные примеры оптимизации сайтов под поисковые системы начиная с базовых вещей. Кстати в течение 2 недель опубликую новый материал связанный с SEO маркетингом в целом, для аудитории которая хочет понять как SEO может помочь их бизнесу получать больше трафика и денег, но простыми словами с понятными примерами и аналогиями.

Подписаться можно в форме ниже на главной странице сайта

Тупые грейды для оболванивания людей с целью посеять смуту и чувство неполноценности в человеке
22
Начать дискуссию