«Черный» PR: этюд в мрачных тонах или 12 кругов ада
🐱👤 Обратная похвала
Еще один распространенный прием – когда внешне позитивный отзыв в то же время содержит элемент дискредитации, который может нанести серьезный репутационный ущерб. Например, «этот политик умеет красиво говорить, но абсолютно безответственен и не выполняет обещаний».
Пример: в 2019 году конкуренты автомобильного производителя Tesla использовали тактику завышенной похвалы. Они публиковали фейковые отзывы и статьи, в которых продукция Tesla как бы восхвалялась, но в тоже время и высмеивалась. В итоге все эти манипуляции зародили сомнения у потенциальных клиентов Tesla и создали отрицательное впечатление о бренде.
🐱👤 Фейковые негативные отзывы
Чтобы создать видимость единого крайне негативного мнения пользователей о компании или человеке, в соцсетях и на форумах запускают массовую публикацию ложных негативных комментариев и рецензий. Это может быть осуществлено посредством людей, фейковых аккаунтов и ботов.
Пример: в 2018 году популярный туристический портал TripAdvisor столкнулся с целым шквалом негативных отзывов. Чтобы подорвать доверие потребителей к порталу и его рекомендациям, конкуренты использовали фейковые аккаунты, в которых публиковали поддельные истории, отрицательные отзывы и комментарии. Отличить правдивые отзывы от поддельных оказалось не так просто, но в итоге TripAdvisor заблокировал и удалил около 1,4 млн фейковых отзывов.
🐱👤 Общественное возмущение и нагнетание
Один из самых эффективных методов черного PR – искусственно создать в обществе атмосферу возмущения и недовольства нужным объектом, дискредитировать его в глазах общественности. Для этого активно распространяют провокационную информацию, призывают к протестным акциям, организовывают травлю в соцсетях.
Пример: в 1977 году организация «Гринпис» начала кампанию против Nestlé и их продукта – детской смеси. В заявлении утверждалось, что Nestlé активно продвигает свою продукцию в развивающихся странах, но реклама и методы маркетинга противоречат рекомендациям ВОЗ по естественному вскармливанию грудью, а это приводит к негативным последствиям для здоровья детей. Целью такой кампании было подорвать доверие потребителей к продукции Nestlé и привлечь внимание к проблеме искусственного вскармливания.«Гринпис» устраивала протесты, инициировала письма и кампании в СМИ, активно использовала общественное возмущение и нагнетание вокруг этого вопроса. И хотя Nestlé предпринимала шаги для улучшения своих практик и соответствия стандартам, компания столкнулась с серьезной репутационной угрозой и снижением продаж.
🐱👤 «Авторитетное» мнение
Часто для дискредитации используют цитаты и оценки, приписываемые авторитетным и уважаемым людям. На самом деле, такие «мнения» могут быть просто выдуманы «черными» пиарщиками.
Пример: в 2021 году издание The Washington Post опубликовало фрагмент разговора Дональда Трампа с руководителем группы, занимающейся расследованием возможных нарушений на президентских выборах в штате Джорджия. Судя по фразе, Трамп пытался оказать давление на собеседника. После выяснения обстоятельств миру явилась правда: издание просто напросто приписало бывшему президенту США слова, которые тот не произносил. Спустя два месяца на страницах The Washington Post появилось опровержение материала, однако репутация Трампа в очередной раз попала под удар.
🐱👤 Компромат
Сбор и публикация порочащей информации об объекте атаки для дискредитации, подрыва репутации и доверия общества – один из самых распространенных методов черного PR. Компромат часто бывает заказным или сфабрикованным. Слив фальшивых «утечек» особенно эффективен в период выборов.
Пример: в 2011 году было возбуждено уголовное дело в отношении главы Международного валютного фонда. Доминика Стросс-Кана обвиняли в сексуальном насилии над горничной нью-йоркского отеля. Через несколько месяцев судебных разбирательств все обвинения со Стросс-Кана были сняты. Но если учесть, что на тот момент он считался ведущим кандидатом на пост президента Франции, ввиду колоссального репутационного ущерба его политическая карьера, не успев начаться, была помножена на ноль.
🐱👤 Преувеличение, доведение до абсурда
Еще один распространенный метод «черных» пиарщиков – намеренное преувеличение и доведение реальных фактов и событий до абсурда. Цель - представить действия человека или организации в самом негативном и компрометирующем свете.
Пример: в 2012 году в сети обрела популярность фотография гамбургера от McDonald's, который, якобы, нашли в некой коробке спустя несколько лет почти в первозданном виде и без признаков разложения. Это создало впечатление, что продукция McDonald's содержит химические добавки и не является натуральной.
Дальнейшее расследование показало, что фотография была сделана в особых условиях. И хотя компания предъявляла доказательства в защиту качества своей продукции, «черный» пиар заметно повлиял на восприятие продукции потребителями.
🐱👤 Неблагонадежная аудитория
Еще один прием – демонстрация поддержки со стороны скомпрометированных лиц и групп, чтобы подорвать доверие целевой аудитории. При этом, любое сближение с неблагонадежной публикой автоматически становится информационным поводом для атак.
Пример: в 2018 году, когда разразился скандал с участием игроков сборной России по футболу Кокорина и Мамаева, одним из тех, кто поддержал драчунов, оказался не менее скандально известный шоумен Стас Барецкий. Более того, шоумен оценил и совместные фотографии двух друзей, на которых они, мол, выглядят как геи. Такая «поддержка» однозначно придала громкому инфоповоду дополнительный импульс, однако восстановлению репутации футболистов не помогла, а только усугубила. Не исключено, что поддержать хулиганов Барецкий вызвался сам, но своим заявлением оказал им медвежью услугу.
🐱👤 Ловушка
Распространенный прием – заманить объект атаки в ловушку, спровоцировав на опрометчивые высказывания или поступки. Например, подставить провокатора на встрече с политиком, чтобы вынудить его сказать что-то компрометирующее. Или инспирировать конфликтную ситуацию, чтобы спровоцировать необдуманную реакцию, которую затем можно использовать против человека.
Пример: в 2022 году на ютуб-канале Ксении Собчак вышло ее интервью с ныне печально известной Еленой Блиновской. В этом видео Ксения задает организатору «Марафона желаний» провокационный вопрос, на что собеседница обещает журналистке буквально «в рожу плюнуть». К счастью или к сожалению, внутри одного информационного повода новый не случился, но респондента от репутационных потерь это не уберегло.
🐱👤 Создание негативных ассоциаций
Еще один эффективный метод – установление искусственной ассоциативной связи между объектом атаки и чем-то негативным. Например, намеренно распространять фотографии политика на фоне неприятных и отталкивающих объектов или людей. Или привязывать его имя к непопулярным явлениям. Таким образом формируется стойкое негативное восприятие.
Данный метод, скорее, относится к технологиям «серого» пиара, но из-за негативной, черной подоплеки его тоже можно отнести к «черному» пиару.
Пример: в 2016 году на телеканале Fox News были обнародованы фотоснимки, на которых Барак Обама предстает в мусульманской одежде. Фотографии не были фейковыми – на них действительно запечатлен Обама во время свадьбы сводного брата. Не довольствуясь произведенным эффектом, телеведущий заявил о том, что у президента «глубокие эмоциональные связи» с исламом и это, мол, не дает американскому лидеру в полной мере оценить террористическую угрозу. К этому моменту рейтинг 44-го президента США уже оставлял желать лучшего, но по иронии судьбы наибольшей поддержкой он стал пользоваться именно у мусульман.
🐱👤 Искусственная проблема
Еще один распространенный метод – создание искусственного инфоповода, несуществующей проблемы, которую затем можно использовать для атаки на объект «черного» пиара. Например, распространить слух об аварии на производстве компании-конкурента. Или организовать провокацию с участием оппонента. Главное – создать картину, которую можно выгодно интерпретировать.
Пример: в 2009 году в компанию PepsiCo поступила жалоба от покупателя о том, что в банке с Mountain Dew обнаружен труп мыши. В суде компании удалось доказать несостоятельность претензии, однако скандал привел к значительному снижению продаж и репутационным потерям для PepsiCo.
🐱👤 Маскировка высокопарными словами
Часто черный PR маскируют под благородную деятельность – борьбу за права человека, справедливость, свободу и т.п. Например, дискредитация политика может подаваться как «борьба с коррупцией» или «борьба за социальную справедливость». А нападки на бизнес-конкурента – как «защита прав потребителей» или «борьба за добросовестную конкуренцию». Такая подмена понятий за счет громких лозунгов облегчает манипулирование общественным мнением.
Пример: крупные табачные компании, столкнувшиеся с обвинениями в нанесении вреда здоровью, решили использовать стратегию «борьбы за свободу выбора». Они распространяли идею о том, что каждый взрослый человек имеет право сам решать, курить ему или нет, и что государственное регулирование в этом вопросе является вмешательством в личные свободы. Таким образом, попытка ограничить продажу табачных изделий была преподнесена как нарушение прав человека на свободу выбора.
🚀 Риски и последствия «черного» PR
Разумеется, технологии черного пиара в первую очередь бьют по жертве атаки. Атакуемый несет репутационные и финансовые потери, утрачивает доверие со стороны партнеров и аудитории, становится объектом травли в СМИ и соцсетях, втягивается в судебные разбирательства, теряет бизнес или значимость на политической арене.
Однако «черный» PR не менее опасен и для самого заказчика.
Правда, в некоторых ситуациях из-за труднодоказуемости выявить и привлечь виновного к ответственности не представляется возможным.
Но иногда «черные» проделки всё же возвращаются злоумышленникам «бумерангом».Например, в 1994 году на рынке стиральных порошков появился новый продукт – Persil от компании Unilever. Столкнувшись с падением продаж, компания Procter&Gamble начала «черную» PR-кампанию против Unilever и их продукта, а именно: активно распространяла слухи о негативном влиянии Persil на ткани и окружающую среду. Анонимные отзывы и статьи в СМИ должны были вскрыть некие опасные химические составляющие порошка.Неожиданно на сторону жертвы PR-атаки встали сами потребители, которые сочли подобные манипуляции неэтичными, а борьбу с конкурентами - нечестной. Это привело к еще большему росту популярности порошка Persil, которому шумиха пошла только на пользу.
Еще один пример: в 2013 году тайваньская компания HTC столкнулась с многочисленными критическими отзывами о своей продукции. Позже обнаружился и заказчик – компания Samsung. Южнокорейская корпорация нанимала людей, выдающих себя за обычных потребителей, чтобы те писали в интернете комментарии, восхваляющие смартфоны Samsung и критикующие аналогичную продукцию конкурента. Некоторые из проплаченных оказались и вовсе действующими или бывшими сотрудниками Samsung. Сам же южнокорейский гигант был оштрафован на крупную сумму.
Как вы уже поняли, с «черный» пиаром, как с нецензурной речью или огнестрельным оружием, следует обращаться весьма осторожно. Еще лучше – вообще не применять его в своей практике.
В любом случае, это не избавляет от необходимости иметь полное о нем представление и знать методы борьбы с ним.
В целом, планирование и организация «черной» PR-кампании проводится точно так же, как и обычная PR-кампания. Из этических соображений мы не будем приводить здесь подробную инструкцию, а расскажем о мерах противодействия «черному» пиару.
🤼♂Как бороться с «черным» пиаром 🤼♀
К сожалению, никто не застрахован от информационных атак «чёрных» пиарщиков. Но если заблаговременно подготовиться к атакам и правильно на них реагировать, ущерб можно минимизировать.
Вот основные рекомендации.
👾 Профилактическая работа, мониторинг угроз
Чтобы вовремя заметить надвигающуюся информационную атаку, нужно постоянно отслеживать все упоминания о себе в СМИ и соцсетях. При появлении первых негативных сигналов сразу же провести анализ, откуда они исходят и к чему могут привести. Профессиональные PR-менеджеры умеют распознавать признаки намечающейся травли и могут заблаговременно подготовиться к отражению атаки.
👾 Формирование позитивного имиджа
Чем больше у человека или компании позитивного имиджевого «запаса прочности», тем легче пережить информационную атаку. Поэтому нужно вести постоянную работу над укреплением своей репутации, повышать узнаваемость, культивировать лояльность аудитории. Тогда конкурентам будет сложнее найти ваши уязвимые места и болевые точки.
«Лечебное кровопускание»
Если вы осведомлены о каких-то собственных уязвимостях, лучше самим их обнародовать в позитивном ключе, не дожидаясь атаки оппонентов. Это лишит их возможного информационного повода для нападок. Главное – подать эти факты как уже решенную проблему, подчеркнув открытость и готовность к диалогу.
👾 Оперативная реакция
Как только обнаруживаются признаки информационной атаки черных пиарщиков, реагировать нужно незамедлительно. Пока скандал не разросся, оперативно, аргументированно и по существу, не опускаясь до грязных методов оппонентов, разоблачить используемые манипуляции и дезинформацию, дать опровержение фейковым обвинениям в авторитетных СМИ и соцсетях.
👾 Открытая коммуникация
Лучшая защита от информационных атак – открытый диалог с аудиторией. Честно рассказывать о своей деятельности, признавать имеющиеся проблемы. Внимательно реагировать на критику. Это повышает доверие пользователей, делает бренд менее уязвимым.
👾 Правовая защита репутации
Если «черные» пиарщики распространяют заведомую ложь и клевету, это может квалифицироваться как диффамация. В таких случаях необходимо использовать правовые механизмы защиты – подавать иски в суд, обращаться в полицию. Угроза серьезных правовых последствий может остановить даже самых циничных манипуляторов.
👾 Исправление ошибок, устранение последствий
Если информационная атака все же привела к негативным последствиям, нужно оперативно исправлять ситуацию. Реальные нарушения в работе компании надо быстро устранить. Также важно извлекать уроки, проводить работу над ошибками, внутренние расследования, выявлять слабые места в работе компании и устранять их. Эти меры сделают организацию сильнее.
👾 Постоянный мониторинг репутации
Даже после отражения атаки нельзя расслабляться. Необходим регулярный мониторинг соцмедиа и других источников, чтобы отслеживать упоминания и настроения аудитории. Это повысит вашу готовность к новым информационным угрозам, предотвратит эскалацию негатива в будущем.
Резюме
Закрываем досье «черного» братца. Выдыхаем. На всякий случай, помоем руки.
Ну что сказать? Аморальный и безнравственный тип. К сожалению, востребован и довольно часто эффективен. Зато не всесилен и, самое главное – наказуем. Держитесь от него подальше, но не рассчитывайте на то, что папка с вашим именем на корешке не окажется в его шкафу. А как ему противодействовать, вы уже знаете.
Ну а нас ждет знакомство с последним из братьев – «белым» пиаром. Не зря оставили его напоследок – как-никак, хочется завершить цикл статей на позитиве.
Следите за нашими публикациями!
Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?
Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:
Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?
Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:
черный пиар вседа ассоциировался с американскими селебритис- показать сис*ку на людях, слить свое хоум видео, забыть ноут в прачечной - прям такая темка пиндосская!
а формат такой мне нрацца!
🤓🙊🤩
а у меня наоборот с Карандашьянами или как их там...
Кимуся - ван лааввочка
Спасибо за ваше мнение, подписывайтесь, ставьте лайки
ава - топ 😂
плохой пиар - тоже пиар, а самое обидное, что только он заставляет улей активно жужжать.
Вспомнить хотя б - съедил звездун какой-то в фонд и тишина, никто не будет на первые полосы выводить новость. Но стоит ему чем-нибудь не там светануть и все... "Звезда родилась"
подписывайтесь, ставьте лайки. А это будет в следующих статьях 🤣🤣🤣🤓