Фармацевты наворовали на 1 000 000 рублей, но их поймали маркетологи
В региональной сети аптек сотрудники вытащили из бюджета около 1 млн рублей через программу лояльности. Выявил это наш CRM-маркетолог, случайно. Читайте статью, чтобы узнать, как обнаружить мошенников в своем бизнесе до того, как вы потеряете деньги.
Есть преступления, которые легко обнаружить и доказать. Например, когда покупателю пробивают лишний товар или не отдают чек, а потом оформляют возврат и забирают прибыль себе. Это очевидная кража, за которую легко прижать вора.
А есть фрод — мошенничество со стороны персонала, которое трудно заметить и доказать. И еще сложнее — восстановить справедливость.
Фрод может быть связан и с программами лояльности. В таком случае сотрудники воруют деньги у бизнеса прямо через бонусную систему.
Как это происходит в аптеке?
Фармацевт проводит чужие покупки через свою карту лояльности, начисляя бонусы себе на счет. Когда на нем накапливается достаточно много баллов, он находит способ их обналичить и потратить. Так бонусы становятся реальными деньгами, которые сотрудник ворует у бизнеса.
Это довольно хитрый вид мошенничества, который трудно выявить. Особенно, если вы о нем не знаете (к вам это уже не относится, поздравляем!)
Случай в одной сети аптек, после которого хочется лишний раз проверить персонал
Что случилось?
Мы платформа для управления лояльностью и коммуникациями MAXMA.com. Среди пользователей нашей платформы много аптечных сетей. Наши CRM-маркетологи периодически анализируют клиентскую базу бизнесов, чтобы подсказать какие-то решения для увеличения выручки. И в один «прекрасный» день мы заметили в базе одной аптечной сети подозрительную активность.
Покопались, посчитали и выяснилось, что мошенники через программу лояльности вытащили из сети аптек около 1 млн рублей.
Кража была максимально не очевидна, но в итоге накопилась вполне реальная для бюджета потеря. И такое может случиться с каждым (простите за клише, но такова реальность).
Как мы обнаруживаем этих мошенников и что советуем нашим пользователям для защиты от них
В целом заметить кражу можно, но выявить фродеров довольно трудно. Не говоря уже о том, чтобы доказать их вину. Поэтому мы дали клиенту несколько рекомендаций, которые помогут держать ситуацию под контролем и предотвращать такие ситуации.
- Замечать
В первую очередь нужно начать отслеживать подозрительную покупательскую активность. На нашей платформе есть специальная функция под названием «Антифрод», которая как раз позволяет это сделать.
Как она работает?
Мы проводим RFM-анализ, чтобы выявить частоту, давность и сумму покупок по каждому клиенту. На основе этих данных определяем типичное поведение разных сегментов покупателей и нетипичное — то, которое выбивается из любой группы. Статистические вылеты по частоте или сумме покупок здесь видны хорошо.
Далее мы настраиваем сегмент с вычисленными порогами, в который попадают все карточки клиентов с подозрительным поведением.
И здесь варианта два: либо это оптовик, которому действительно нужно было закупиться в таком объеме; либо мошенник, который уже натаскал N-ную сумму из бюджета.
Чтобы первые случайно не попали под блокировку, мы делаем два сегмента: подозрение на фрод и «ну, это железно фрод!»
В этом кейсе мы анализировали ситуацию по аномальному списанию бонусов:
1. Начали с 10 000 (в аптечной сети это нонсенс)
2. Далее постепенно снижали число бонусов (до 5 000)
3. А потом смотрели на количество покупок
Даже с низким % начисления один сотрудник ворует у вашего бизнеса по 3000–5000 за несколько месяцев. Важно выявить все случаи, чтобы однажды не обнаружить, что из бизнеса вывели миллион.
- Принимать меры
Сначала базовые: проводить с сотрудниками беседы, выявлять причины таких ситуаций и думать, как их решить.
А дальше уже подключать конкретные действия в виде закрытия доступа к программе лояльности. При этом важно не удалять мошенников из системы, а именно блокировать — иначе они просто зарегистрируется снова и продолжат у вас воровать.
- Предотвращать
Для того, чтобы минимизировать кражи, можно ввести разумные ограничения на использование карт лояльности.
Например, проводить через нее до 2–3 покупок (или до определенной суммы) в день. Редко кто-то тратит по 10 000 в сутки на лекарства или ходит в аптеку каждые 3 часа.
Суммируем
Программа лояльности создана для того, чтобы удерживать клиентов и мотивировать их на покупки. Но, к сожалению, и в ней есть лазейки, которые умело используют мошенники.
Главное — предотвращать или замечать подозрительную покупательскую активность, чтобы вовремя принять меры и защитить свой бизнес.
Над материалом работали: Editor Ирина Лазарева, команда MAXMA.com
Читайте в блоге MAXMA.com:
12 автоматических рассылок, которые каждый день будут генерировать вам выручку
Как перестать давать скидки, но не потерять клиентов?
8 способов использовать промокоды в бизнесе
Как вернуть клиентов? 3 сценария реактивации с примерами и расчетами
Чек-лист идеального пуша. Что писать, кому, как часто и во сколько отправлять?
Даже небольшие торговые точки уже внедряют прорывные технологии 🤖 Нейросети в сельмаге — не кликбейт: они действительно помогли разгрузить сотрудников магазинов из Ростовской области. Собрали 7 прикольных историй от владельцев бизнесов: как им помогают доступные торговые программы, за которые не надо платить сотни тысяч рублей.
Последние несколько постов были посвящены изменениям, которые напрямую настигли маркетплейсы. Знаю, что многие селлеры уже начали адаптироваться к недавним изменениям. Сегодня же поговорим о теме, которая всегда будет витать над продавцами — штрафы, несмотря на то, как давно вы в e-commerce, всегда важно помнить об этом. Разбираемся как играть по п…
Зубная паста — это не просто средство для чистки зубов, но и важный элемент ухода за полостью рта. В ней содержатся различные ингредиенты, которые помогают поддерживать здоровье зубов и десен. В этой статье мы рассмотрим полезные компоненты, которые могут значительно улучшить состояние вашей улыбки.
За последний год появилось так много мошеннических схем, что распознать злодея сразу бывает сложно. Поэтому все чаще звучат новости о краже крупных сумм у российских граждан. Как не попасться на уловки аферистов и на что важно обращать внимание при контакте с незнакомцами — читайте в этом обзоре.
Брошенные корзины — это серьезная проблема для интернет-магазинов и миллионы рублей упущенной выручки. Почему покупатель бросил товар в корзине? Как побудить его вернуться и купить? Ответы — в статье.
В работе с клиентами важно не только понимать, кто и почему покупает ваш продукт, но и анализировать отказников — тех, кто проявил интерес, но в итоге не стал вашим клиентом. Это огромный и часто недооценённый ресурс для роста.
ИИ тоже может принять участие в фестивале искусств на Луне, но проблематично, в его нынешнем состоянии, "создать" произведение искусства в том же смысле, что и человек. ИИ не обладает эмоциями, интуицией или личным опытом, которые являются ключевыми компонентами художественного творчества. ИИ пока только может генерировать изображения, музыку, текс…
Вы не с симптомами боритесь, а причину устраняйте. Сделайте нормальные программы лояльности - не с дурацкими баллами, а с человечными скидками. И зарплату адекватную.
Со скидками, кстати, тоже фродят. Если клиент забывает карту или вообще забывает, что есть скидка. Или, например, кассир берет с покупателя всю сумму, или с небольшой клиентской скидкой, а пробивает со своей скидкой внутренней. Или потом делает возврат и пробывает со скидкой заново тот же состав чека.
У нас в сфере медицины людям копейки платят, вот и выкручиваются
Ну, во-первых медицина и фарма вещи разные, во-вторых низкая зп не оправдание. Идешь и устраиваешься туда, где тебя ценят больше.
это их вообще не оправдывает
Зато без рецепта какую-то фигню не продадут) гениально)
Ну, потому что там быстро заметят)