Искусственный интеллект для бизнеса: доверяем и проверяем

Искусственный интеллект ворвался в нашу жизнь и стремительно набирает популярность. Когда в 2022 году компания OpenAI выпустила ChatGPT, только за первые 5 дней сервис набрал 1 млн пользователей. Теперь эксперименты с ИИ повсюду — нейросеть генерирует изображения, тексты, сдает экзамены в вузы. Учитывая ажиотаж, который существует вокруг ИИ, как реагировать бизнесу и нужно ли спешить знакомиться с нейросетями? Технический директор Контура Артем Прескарьян рассказал, что сейчас умеет ИИ и как это можно использовать на практике.

Искусственный интеллект для бизнеса: доверяем и проверяем

Какие задачи передать ИИ

Деятельность по открытой информации глубоко убыточна. Если говорить про разворачивание существующих моделей — здесь затраты меньше, но все же это десятки млн рублей. Раз это настолько дорогая тема, стоит ли бизнесу вообще смотреть в сторону ИИ? Обязательно. Есть категории задач, для которых искусственный интеллект можно применять уже сейчас, и это позволит существенно их ускорить и удешевить. Разберем три категории таких задач — от более сложных к простым.

1. Автоматизация типовых бизнес-процессов — например, техподдержка клиентов или обработка больших массивов информации. Но, как у любого инструмента, у ИИ есть свои ограничения, которые важно учитывать. Задайте три вопроса, прежде чем применять нейросеть.

— Достаточно ли сценарий массовый? Если у компании колл-центр, где работает 1000 консультантов, и большой поток коммуникаций, внедрение ИИ оправдает себя. Нейросеть сможет переводить записи аудиозвонков в текст, обрабатывать его, отвечать на типовые запросы в чат-боте. А если для общения с клиентами выделено 10-20 специалистов, то баланс затрат и выгоды от использования нейросети будет не в пользу бизнеса.

Привлечение ИИ для массовых задач предполагает, что у компании есть внутренняя разработка. Но если это не так, можно использовать готовые решения, например, голосовые роботы, которые напомнят о записи на мероприятие, соберут обратную связь, найдут контакты ЛПР и так далее.

— Получится ли обеспечить нужное качество? Тот же чат-бот в техподдержке — это дешево и удобно для компании, но не всегда устраивает клиентов. Никому не нравится слушать шаблонные фразы, когда ситуация требует индивидуального подхода. Вероятно, что здесь использование ИИ приведет к снижению лояльности клиентов.

— Точно ли нужен ИИ? Искусственный интеллект хорош, когда надо классифицировать огромное количество параметров и на их основе выдавать ответ. Но если параметров не так много и они статичные, например, регион, часовой пояс, задачу можно решить стандартными алгоритмами. Проверьте, может, в каком-то случае будет достаточно Excel.

2. Исследовательские задачи. На базе технологии ИИ созданы различные сервисы, которые позволяют более эффективно решать узкие специализированные задачи — провести анализ рынка, маркетинговые исследования, сделать транскрипты интервью и многие другие. Существуют целые библиотеки сервисов, чтобы подобрать нужный под конкретный запрос.

Можно даже запустить бизнес, имея в команде лишь «помощников» на базе искусственного интеллекта. Они сгенерируют бизнес-идею, проведут тестирование рынка, сформулируют ценностное предложение, сделают тестовые продажи и создадут MVP на базе сайта и приложения. В итоге запуск такого бизнеса обойдется по цене подписки на эти сервисы.

3. Личная рутина. ИИ упрощает простые ежедневные задачи — переложите на чат-боты подготовку шаблонных писем, поиск картинок и сбор тезисов для презентаций, создание заготовок для текстов.

Что не знает или не умеет ИИ

Есть некоторые аспекты, которые искусственному интеллекту неподвластны.

— Этические и культурные нормы. Модели обучаются на базе массивов данных и совсем не обязательно, что бот знает про определенные общественные правила и ценности. Это нужно учитывать и уточнять свой запрос при работе с ИИ.

— Ответственность за решения. Нейросети очень хорошо ставят диагнозы по данным МРТ, ЭКГ и других объективных исследований, но назначать лечение должен врач. Точно так же — ИИ качественно обрабатывает системы мониторинга работы атомного реактора и может обнаружить аномалии, но решение о дальнейших действиях будет принимать человек.

— Креативность. Искусственный интеллект создает изображения, стихи, музыку, используя уже существующие концепции. То есть выбирает из того, что уже знает и что максимально подходит под ваш запрос, но абсолютно новую концепцию он не предложит.

Держим под контролем

Есть справедливое утверждение, что работать с ИИ можно только по тем вопросам, в которых вы эксперт, иначе есть риск пропустить одну из следующих ошибок.

— Галлюцинации. Нейросеть может выдавать спецэффекты — так называемые галлюцинации. Например, когда рисует на руке человека 6 пальцев или когда неправильно решает простые арифметические примеры.

— Смысловые ошибки — у ИИ может быть недостаточное понимание контекста по определенному запросу, и тогда он дает странные ответы.

— Плагиат. ИИ опирается на базу данных и запросто может предложить результат, который будет до степени смешения похож на уже существующие работы.

Что дальше?

Заменит ли искусственный интеллект человека? Мне стало любопытно, что на это скажет сам ИИ: нейросеть честно ответила «Нет» 🙂. Способность к рассуждению, эмпатия, креативность, свойственные людям, — это те препятствия, которые стоят на пути драматических изменений. Сейчас ИИ — это хороший инструмент, чтобы переложить на него рутину и заниматься творческими вещами, например, думать над стратегией развития своего бизнеса.

Но на всякий случай. В середине прошлого года компания OpenAI поставила на паузу обучение своей новой модели GPT5. Посмотрим, что из этого выйдет.

Начать дискуссию