Минцифры предложило запретить анонимные спам-звонки — все, что я об этом думаю после 30 лет работы в продажах

• Как планируют отрегулировать массовые обзвоны?
• Какими альтернативными инструментами можно пользоваться для привлечения клиентов?
• Как организовать процесс лидгена, чтобы ни одно ведомство на него не влияло?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобрать новость о законопроекте по запрету спам-звонков

Минцифры предложило запретить анонимные спам-звонки — все, что я об этом думаю после 30 лет работы в продажах

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды руководителей отделов продаж и маркетинга). В продажах давно — ровно 30 лет. Каждый день пишу по одной экспертной статье.

Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

О законопроекте

По данным РБК, ведомство подготовило законопроект, по которой компании должны будут сообщать операторам данные о себе и целях массовых звонков, а операторы — маркировать такие вызовы у абонентов. Массовые рекламные звонки могут попасть под полный запрет. Документ размещен на портале проектов нормативных актов.

Телефонные вызовы в сети связи общего пользования, осуществляемые абонентами — юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, а также массовые телефонные вызовы <...> допускаются при условии информирования на безвозмездной основе абонента, на пользовательское (оконечное) оборудование которого осуществляется пропуск такого вызова, об инициаторе вызова и целях такого вызова

Из законопроекта

Как пояснили в Минцифры, будет работать следующий алгоритм: компании будут сообщать операторам данные о себе и цели звонков. На телефоне абонентов будет отображаться источник звонка. Соответственно, если компания откажется предоставить информацию, вызов заблокируют. Абоненты смогут отказаться от массовых звонков или же выбрать компании, которым будет разрешено звонить им. Массовые звонки в рекламных целях собираются запретить совсем.

О разработке законопроекта в апреле рассказал глава Минцифры Максут Шадаев. Он сказал, что запрет собираются ввести на «рекламные обзвоны, особенно если они проводятся роботами». Чиновник сказал, что у абонентов выработалось очень напряженное отношение к любым входящим голосовым звонкам и дальше возникнет вопрос, как быть с мессенджерами, потому что распространение спама и мошенничество переместились в них.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России поддерживает меры, направленные на сокращение спам-звонков и SMS-сообщений, которые направляются абонентам без их согласия. По информации ФАС, такая реклама и сейчас запрещена законом «О рекламе», но в течение нескольких последних лет подобные нарушения являются самыми распространенными. Так, в 2023 г. реклама по сетям связи без согласия абонента составила 31,4% от всех выявленных службой нарушений закона «О рекламе».

В конце 2022 г. в России была запущена система «Антифрод», которая должна выявлять звонки, совершенные мошенниками с подменных номеров. До 1 марта этого года к ней должны были подключиться все российские операторы связи. Как сообщил Шадаев, к настоящему времени к системе подключилось 90% операторов России, закончить подключение Минцифры рассчитывает к концу 2024 г.

История вопроса

В доцифровую эпоху со спамом в основном боролся народный фольклор. Так бренд самого злостного негодяя стал именем нарицательным. Я имею в виду тушенку SPAM.

Бренд известен с 1930-х годов, но в 1980-е слово «спам» приобрело новый смысл. Новое значение пришлось не по душе корпорации, она даже судилась с производителями антиспамового ПО SpamArrest. Суд был выигран ответчиком, которому разрешили использовать слово «спам».

В России середины нулевых за спам могли просто убить. Так 25 июля 2005 года стало известно о гибели московского предпринимателя Вардана Вардановича Кушнира. Его тело обнаружили в квартире в центре Москвы на Садовой-Каретной улице с множественными ушибами головы. Один из ударов привел к закрытой черепно-мозговой травме и смерти.

Кушнир возглавлял «Центр английского разговорного языка», (он же «Центр американского английского»). Эта компания была хорошо известна в сети, т.к. в течение многих лет рекламировалась с помощью спамерских рассылок, захламляя миллионы почтовых ящиков.

Для людей, не заставших те времена, поясню, что инструментов антиспама у почтовых сервисов не было. Плюс к этому было принято писать на почту, а не в мессенджеры. Было даже такое выражение «общаться по электронной почте».

Большинство пользователей, комментирующих в то время факт его смерти, склоняются к тому, что убийство произошло именно на почве спамерской деятельности — кто-то из получателей его предложений обозлился до последней степени, нашел и убил спамера.

Безусловно я осуждаю любое насилие и нарушение закона. Но вместе с тем считаю, что любые коммуникации с низкой конверсией выжигают рынок и однозначно аукнутся рассыльщикам. То же касается некачественного контента, но это уже тема для другого разговора.

Какие инструменты использовать, чтобы не зависеть от подобных ограничений

Настроить робота или посадить менеджера на обзвон легче, чем доработать продукт и каналы привлечения клиентов. Роль продуктолога есть в любой компании, но как правило она остается вакантной.

Однако, если продуктолог выполняет свою работу, то конверсия холодных звонков может быть от 50% и выше. Я писал об этом в статье «Все, что я думаю про холодные звонки после 29 лет работы в продажах».

Проблема холодных звонков еще и в том, что менеджеры не поддерживают контакт с клиентом. Со временем накапливается база, в которой клиенты давно забыли и о менеджере и о предмете разговора с ним. Приходится звонить вхолодную.

Как станет понятно из статьи, ни один скриптолог не выполнит эту работу. Равно как и менеджер по продажам. Но холодные звонки — это далеко не единственный инструмент привлечения клиентов. Я много лет вел бизнес-завтрак, о чем написал в статье «16 лет веду бизнес-завтрак в Москве: выкладываю все нюансы и чек-листы».

Можно смело использовать и электронную почту, но не массово, а так, чтобы людям было полезно. Как это можно посмотреть в статье «Как получить open rate 88% и целевые лиды в B2B с помощью холодной email-рассылки».

Вообще, если посмотреть на рынок, то можно обнаружить места, где клиентов гораздо больше, чем поставщиков. Пример и инструкцию можно найти в статье «Клиентский ажиотаж в B2B — где бывает и как не пропустить».

Нельзя недооценивать и нетворкинг. Если подойти к нему с умом, то можно дотянуться практически до кого угодно, и количество таких контактов может быть на удивление большим. Подробнее в статье «Все что я думаю о нетворкинге после 30 лет работы в продажах».

Справедливости ради, способов получить контакты ЛПР и других нужных людей несколько больше. Подробнее можно посмотреть в статье «Контакты ЛПР — топ-5 простых проверенных способов найти телефон нужного человека».

Сейчас я сосредоточился на контент-маркетинге, о чем, разумеется, написал статью «Контент-маркетинг — как я пишу по статье в день, что это дает и как не сдуться».

Итого

Есть популярное убеждение, что время — это самый ограниченный ресурс. Мне кажется, что еще более ограниченный и более важный ресурс — это фантазия. Если день закончился, то завтра будет новый, а если фантазия закончилась, но завтра новая не появится.

При этом именно фантазия дает возможность получить доступ к любому ресурсу, в т.ч. к времени.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • А еще познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
2929
77
22
11
11
11
11
11
81 комментарий

Сочувствую. Но рад, что запретили ;)

8
Ответить

Мы и не пользовались никогда. Я очень жду когда запретят)

3
Ответить

Надеюсь, поможет этот закон. Помимо спама и мошенников поступают ведь и нужные звонки, по работе, например. И каждый раз думаешь - брать трубку или нет.

6
Ответить

Я вообще никогда не беру. Кому надо — пусть в WhatsApp пишут)

1
Ответить

Так вроде речь не про полную блокировку. Если это даже коснется _вообще все_ звонков от компаний (потому что не выходит отличить) - судя по статье - у клиента будет выбор от каких компаний принимать звонки, если с вашей работы - не проблема (ситуация что компания в которой работаешь еще и спамит как клиенту - врядли частая и у сотрудника тут больше способов воздействия).
Для меня такой закон - скорее поводу подумать а не стоит ли все же ослабить настройку "все кто не в контакт листе - общаются с Олей тиньковской а я потом подумаю стоит ли перезванивать". Курьеры - временно фильтр снимается.

Ответить

Редко, когда беру трубку от незнакомого номера, если по работе звонят, то могут перезвонить.

Ответить

Наконец-то. Уже устала пополнять черный список, а у них все номера не заканчиваются. Причем роботу на той стороне по фиг, что ты не можешь говорить. Человек отключается, а робот продолжает, мол я всего на минуточку ((

4
Ответить