Ярослав Орлов: Начнем с того, что это круто, когда компании взаимодействуют лично с клиентами, отвечают им в директе Whatsapp, Instagram и других мессенджерах. Во многих фирмах сервисный отдел, отвечающий за взаимодействие с клиентами по поводу возникших у них вопросов, относится к PR-отделу, так как именно от уровня сервиса зависит лояльность клиента в будущем. Мессенджеры - это прямой путь, который позволяет получить мгновенный ответ. Когда вы пишете в мессенджер, вы знаете, что человек может получить сообщение в течение пяти минут, чего нельзя достичь с помощью e-mail рассылок или рекламы в социальных сетях. Они дают возможность напрямую связаться как с компанией, так и с представителем того отдела, который непосредственно заинтересован в реализации товара или в решении проблемы, которая возникла. Такое сложно представить, если вы позвоните просто по номеру телефона: чаще всего общение происходит с ботом, а не с живым человеком. К сожалению, многие крупные компании в попытках оптимизации ресурсов теперь и в мессенджерах используют боты, которые не всегда могут решить возникшую проблему, ведь в них заложен лишь определенный скрипт. Именно поэтому лучше всего доверить задачу общения с клиентами определенному сотруднику. Оптимальный вариант - разделить отделы компании, которые взаимодействуют с клиентами Например, боты не могут отвечать в техподдержке: даже самый лучший робот не в способен дать полный, развернутый ответ на технический вопрос. Поэтому при возникновении какого-то нестандартного вопроса, в мессенджере должна быть возможность напрямую соединиться с оператором. Оптимизация должна быть грамотной и не превращаться в простое автоматизирование всего процесса коммуникации. Технологии технологиями, но возможность своевременной связи с сотрудником должна оставаться. В фэшн-бизнесе, например, очень важно живое общение, поэтому коммуникации через директ и другие мессенджеры должны обязательно вестись с реальным человеком. Однако в малом бизнесе часто случается ситуация, когда клиент перенаправляется в мессенджер для общения с сотрудником, а потом очень долго не получает ответа, а потом, когда всё-таки получает, то это оказывается односложное предложение, не особо и полезное. Так происходит из-за необученности сотрудников, а также отсутствия оптимизации и автоматизации. Сотрудники часто не видят сообщение от клиента либо просто забывают о том, что им кто-то написал. В связи с этим не стоит забывать о CRM и автоматизации, которые позволят обрабатывать запросы.