19 идей использования русской стилистики в графическом дизайне от брендов
Берёзки и Большой Театр, элементы традиций народов России, эстетика СССР и современная поп-культура — если вы искали референсы, как использовать в дизайне тренд на формирование новой российской идентичности в рекламе и маркетинге, это подборка для вас.
Привет! Это Студия Чижова.
Интерес к национальным культурам — один из важных трендов в маркетинге последних лет. Он связан с интересом ко всему оригинальному и необычному, что цепляет внимание и становится вирусным. А национальная специфика разных стран и народов — это бесконечный источник вдохновения для всех, кто связан с креативом.
Хороший пример того, как локальные тренды приобрели всемирную популярность, — это K-Pop. Когда специфическую южнокорейскую поп-музыку внезапно открыли на Западе, она мгновенно стала хитом.
Мощным двигателем поиска и продвижения локальных трендов в последние годы стал TikTok с его способностью моментально разгонять всё оригинальное и необычное — будь то танцующие гробовщики из Ганы или прилипчивый испаноязычный трек «Педро-Педро» из видео с енотом.
Россия в этих процессах в стороне не стоит. Недавно по Telegram даже разлетелась шутка о том, что у России только три союзника — «Мой мармеладный», Юра Борисов и «Сигма Бой». Объединяет их как раз сумасшедшая популярность в западном контуре социальных медиа.
Внутри России тоже растет интерес к национальным русским традициям, культуре народов России, культуре и эстетике Советского Союза. В этой статье мы собрали ряд успешных, на наш взгляд, примеров использования национальных традиций в рекламных интеграциях, которые задают направление креативу.
Зачем брендам использовать в коммуникации российскую идентичность
Недавно мы выпустили презентацию «Тренды-2025», в которой подробно разобрали наиболее важные и актуальные тенденции российского маркетинга. Поиск национальной идентичности — это только одна из тенденций, о которых нужно знать маркетологу сегодня. О других вы узнаете из презентации.
Поиск новых смыслов, которые сделают бренд ближе к своей аудитории, — это постоянный процесс для бренд-маркетолога. Сегодня важно, что запрос на национальную идентичность у аудитории не ограничивается простым использованием традиционных мотивов. Потребители хотят видеть глубокий, осмысленный и современный взгляд на культуру, без стереотипов и клише.
Что такое поиск национальной идентичности сегодня
Это ответ на запросы новой реальности. В условиях глобальных изменений и технологического прогресса люди всё чаще обращаются к своим корням. Поиск идентичности — это не просто тренд, а стратегическая необходимость. Бренды, которые смогут осмыслить национальные ценности по-новому, выиграют в долгосрочной перспективе.
Это создание прочной эмоциональной связи с аудиторией через ностальгию и гордость. Использование сильных эмоциональных образов и музыки вызывает у потребителей чувство ностальгии, гордости и привязанности к бренду. Бренды, которые смогут использовать эти триггеры, смогут укрепить связь с покупателями.
Это современная интерпретация культурного кода. Использование элементов русской культуры больше не ограничивается матрёшками и балалайками. Сегодня это может быть архитектурный минимализм, скандинавско-славянский стиль в одежде, народные орнаменты в digital-дизайне. Бренды, которые находят новые формы национальной идентичности, становятся культурными лидерами.
Это повышение узнаваемости и доверия аудитории. Бренды, работающие с национальным кодом, выглядят аутентично и искренне. Это не только делает их запоминающимися, но и усиливает доверие потребителей. В 2025 году ключевыми сферами, где это работает, становятся локальный туризм, fashion-индустрия и косметика.
Это расширение целевой аудитории. Работа брендов с элементами национального культурного кода — это не ориентир на патриотически настроенную прослойку населения. Новая российская идентичность — это то, что привлекает внимание молодежи и креативного класса, а также формирует устойчивую базу для международного позиционирования бренда.
Это экологичность и натуральность. Один из важных смыслов, которые несет в себе традиционный российский культурный код, — это естественность, близость к природе, экологическая чистота продуктов. В 2025 году эта идея находит отражение в косметике (натуральные русские ингредиенты), текстиле (лен, шерсть) и даже энергетике (альтернативные источники на основе природных ресурсов).
В этой статье поделимся подборкой примеров, как бренды используют традиционные элементы в дизайне.
Как использовать российские традиции в дизайне
Графический дизайн — это один из важных инструментов передачи культурных кодов и национальной идентичности. В эпоху глобализации бренды стремятся выделяться за счет локальных особенностей, а национальные стили становятся мощными маркетинговыми инструментами. Российская идентичность в дизайне — это не только отсылки к традиционным орнаментам и символам, но и новое осмысление богатого визуального наследия страны.
Использование орнамента и узоров в традиционном стиле
Оригинальную современную интерпретацию народных орнаментов предложил ювелирный бренд Qari qris, который выпустил серию «Сказка». По задумке создателей, это «квинтэссенция наших воспоминаний об увиденных когда-то белокаменных церквях, коробочках мака в поле, об иллюстрациях Билибина к русским сказкам и ярких дымковских лошадках».
Ностальгия по мороженому в советских брикетах в предметной съемке украшений, винтажные подвески в форме сказочных яблок — отличный прием.
Коллекцию интерьерных светильников представили дизайнер Элина Туктамишева совместно с российско-французской мастерской «София-Декор». Источником вдохновения для создания этих эксклюзивных предметов декора послужила величественная архитектура храмов Русского Севера.
Светильники отличаются необычным дизайном: их внешняя поверхность украшена черепицей, а внутреннее пространство расписано вручную по мотивам фресок Покровского собора. Такое сочетание создает неповторимый художественный эффект и подчеркивает связь с русским культурным наследием.
Использование традиционных элементов письма в типографике
Богатая культурная традиция России открывает широкий пласт возможностей для работы с типографикой. Можно использовать стилизацию под древнерусский шрифт или элементы традиционной письменности народов России.
Использование цветовых кодов традиционной культуры
Один из самых очевидных ходов — использование отсылок к цветам российского триколора. Но есть и гораздо более интересные варианты. Хороший пример креативного русского дизайна от «Вкусно — и точка».
Во время «Русских недель» художник Рустам Усманов оформил окно выдачи заказов во флагманском заведении в Охотном ряду. Теперь это маленькая арт-инсталляция в виде традиционного русского наличника.
Элементы дизайна в эстетике СССР
Советский период оставил большой след в российской культуре, сформировав уникальный пласт искусства, архитектуры, литературы, кино и музыки. Советская эстетика с ее лаконичностью, яркими цветами и выразительными шрифтами становится инструментом для привлечения внимания.
Сегодня элементы советского конструктивизма в рекламе снова выглядят стильно и оригинально. В эпоху перенасыщенности визуального контента такие элементы выделяются своей смелостью и четкостью. Это не просто ретро — это способ соединить традиции с современностью, создавая свой неповторимый стиль.
Примером служит коллекция Bricks мебельного бренда ZAHODI, в сотрудничестве с архитекторами Кириллом Губернаторовым и Марией Вертинской: модульная система с концепцией советской «стенки» выступает в качестве «машины для жизни» и кресло — стилистическое дополнение, отсылающее к эстетике брутализма.
Еще один пример удачного использования советского наследия описали в нашем кейсе для бренда ОНДУЛИН. В рамках продвижения ВКонтакте успешно протестировали креативную коммуникацию с аудиторией через квиз в стилистике советских плакатов. Полную версию читайте здесь → Омниканальный подход: получили 103 миллиона рекламного охвата и по всем показателям превзошли предыдущего подрядчика для ОНДУЛИН
Для повышения узнаваемости продуктов ONDUTISS среди аудитории во ВКонтакте был запущен квиз «Узнай “Какой ты мастер?”». Изображения создавались с помощью нейросетей. А тексты оформляли в стиле слоганов и поэзии Владимира Маяковского:
Использование символических образов, которые ассоциируются с русской традицией
Российский бренд Kaleydoskop.candle создал свечи, стилизованные под веточку березы, — они выглядят невероятно реалистично благодаря ручной работе. Такой подход позволяет переосмыслить культурное наследие в современном ключе, делая его актуальным для новой аудитории:
Еще один важный для российской культуры образ, который несет мощный эмоциональный посыл, — бабушка. Он всегда ассоциируется с ароматом свежих пирогов, уютными вечерами за вязанием и душевными рассказами о прошлом. Этот образ глубоко укоренился в нашем коллективном сознании, вызывая сильный эмоциональный отклик и напоминая о простых, но таких важных семейных ценностях.
Команда креативного агентства из Якутска сделала стильную рекламу для Немюгюнского хлебозавода. Они вдохновились слоганом предприятия — «Вкусно, как у бабушки».
В рекламной фотосессии приняли участие модели старшего возраста, представленные в ярких и стильных образах. Интересно, что проект был инициативой самого агентства. Руководство предприятия даже не подозревало, что их продукты станут частью подобного креативного проекта.
Использование референсов «большой русской культуры»
Поддержка значимых культурных событий и институций в качестве спонсора или партнера также усиливает связь бренда с богатым культурным наследием России. Коллаборации с такими брендами, как Большой театр, Третьяковская галерея или Эрмитаж, могут стать мощным инструментом позиционирования.
Например, коллаборация Samsung и Эрмитажа. Увидеть результаты многолетней совместной программы «Связь времен — связь технологий» по реставрации шедевров (более 10) можно на YouTube. Также компания предоставляет оборудование для зала заседаний, лекционного зала, школьного центра, студенческого клуба и пресс-центра музея. А экраны Samsung используются для различных демонстрационных целей.
Ярким примером успешной интеграции в культуру, конечно же, является наш свежий кейс по брендингу в нише бытовой химии. Подробнее читайте здесь: → Как балерины помогают продавать бытовую химию: разработка коммуникационной стратегии и имиджевое продвижение в соцсетях для Premium House
Вдохновившись грацией и утонченностью балетного искусства, мы создали коммуникационную стратегию «Уборка как искусство». Наши партнеры не хотели, чтобы процесс уборки ассоциировался с тяжелым трудом по отдраиванию трудных пятен. Они стремились разрушить стереотип и доказать, что создание чистоты — это искусство. А передать эту идею нам помогли образы русского балета.
Использование референсов русской народной культуры и локальных традиций народов России
Использование пословиц, поговорок и фраз из русских сказок делает бренд ярким и самобытным. Названия, отсылающие к фольклору, вызывают теплые ассоциации, а узнаваемые персонажи делают коммуникацию ближе для аудитории. Такой подход усиливает аутентичность и связь с культурой.
Пример — локальный северный бренд «Доска Треска». В его мерче используются фразы вроде «Не страшен мороз, я на Севере рос», принты с географическими отсылками (Архангельск, Белое море) и мотивами мезенской росписи. Вдохновляясь местными традициями и сказками Степана Писахова, бренд умело балансирует между аутентичностью и современной эстетикой, избегая архаичности и излишнего пафоса.
Использование референсов из массовой культуры
Массовая культура — это практически бесконечный источник вдохновения для креативщиков всех направлений. Миллионы людей выросли на одних и тех же фильмах, мультфильмах, музыке и шутках, которые сформировали общее культурное пространство. Узнаваемые образы, от силуэтов хрущевок до культовых сцен из кино или мелодий детства, мгновенно пробуждают в нас эмоции и ассоциации.
Используя эту «коллективную память», можно создавать уникальные креативные концепции, которые не только привлекут внимание, но и пробудят чувство сопричастности, ностальгии или радости. Это мощный инструмент, позволяющий соединить прошлое с настоящим и сделать что-то действительно запоминающееся.
Пример — еще один интересный проект из мира кубиков и конструкторов: бренд Rubrick. Это конструкторы, созданные с особым вниманием к деталям и культурным символам России.
Коллаборация с сериалом «Беспринципные»: «Кусочек “волшебной страны с другим воздухом и гравитацией” прямо у вас в руках. Легендарные лавочки, домик для лебедей, вездесущий черный кот и листья деревьев в форме сердечек — беспринципно симпатичный конструктор».
Использование связанных с Россией образов в нейминге
Выпуск ограниченных серий к традиционным праздникам, таким как Масленица или Пасха, с традиционными блюдами (сбитень, пряники, квас) — пробуждают ностальгию и усиливают эмоциональную связь с брендом. А использование натуральных местных ингредиентов подчеркивает связь продукта с русской природой и традициями и соответствует модной экоповестке.
При создании продуктов, вдохновленных народными традициями, важно не только использовать узнаваемые визуальные образы, но и передавать сам дух и философию национальной культуры.
Так, «Лэтуаль» недавно выпустила коллекцию женского парфюма Soul of Russia. Каждый аромат назван именем связанного с Россией географического объекта: Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Байкал и другие.
Использование AR-фильтров и интерактивных инструментов
Современные технологии (AR-фильтры, интерактивные карты, виртуальные музеи) помогают сделать культурное наследие доступным и привлекательным для новых поколений.
Разработка масок и фильтров для соцсетей с русскими персонажами и узорами позволяет вовлечь аудиторию в коммуникацию бренда. Запуск онлайн-игр и квестов по мотивам русских сказок, былин и исторических событий создает интерактивный опыт погружения в культуру. Музыкальное оформление с использованием народных инструментов усиливает самобытность бренда в digital-среде.
Ну и конечно, куда без геймификации. Яркий пример: историческая RPG-игра «Смута» от Cyberia Nova, события которой разворачиваются в России начала XVII века — в эпоху Смутного времени. Игроку предстоит исследовать исторические локации, участвовать в битвах и принимать решения, влияющие на ход событий. Литературной основой проекта стал роман Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». На промосайте игры можно увидеть концепт-арты: боярскую резиденцию Теплый Стан, модели оружия будущих героев.
Еще один интересный интерактивный проект, для пассажиров пригородных поездов, — от Академии МУБиНТ и «Северной пригородной пассажирской компании». Новый квест «Золотое кольцо» позволяет совершить виртуальное путешествие по Золотому кольцу России прямо в пути.
За один час участники квеста смогут «посетить» такие города, как Ярославль, Кострома, Суздаль, Иваново, Сергиев Посад, Владимир, Углич и Ростов. Доступ к квесту предоставляется в вагонах с Wi-Fi, отмеченных специальными стикерами.
Использование интереса к российской региональной специфике
Развитая идентичность бренда — это всегда глубокое погружение в историю и локации.
Особенно это важно в сфере туризма:
- Разработка уникальных маршрутов по местам, связанным с жизнью известных русских писателей, художников, исторических деятелей.
- Экскурсионные программы, знакомящие с традиционным русским бытом, ремеслами, обрядами — от посещения мастерских народных промыслов до участия в обрядовых действах.
- Гастрономические туры с дегустацией блюд русской кухни и знакомством с региональными кулинарными традициями.
Возможность не только наблюдать, но и участвовать в народной культуре делает туристический опыт интерактивным и увлекательным. Такие активности позволяют туристам не просто увидеть, но и прочувствовать самобытность русской культуры.
Например, организатор туров на Ямале, @visit_yamal, активно развивает этнопутешествия, новые необычные форматы взаимодействия туристов с культурой кочевых народов, с местными достопримечательностями и самой природой Севера.
Но и не только.
Кофейни Coffee Like есть практически во всех регионах России, от Калининграда до Камчатки. И совсем недавно Coffee Like и платформа для дизайнеров Dprofile организовали совместный конкурс «Путешествие по России». В рамках проекта художники раскрывали свое видение многообразных и малоизвестных широкой аудитории красот нашей страны. Участникам нужно было задизайнить кофейные стаканчики и в оформлении использовать образы, которые раскрывают многообразие красот нашей Родины.
Работы победителей конкурса Coffee Like использовала в оформлении кофейных стаканчиков.
Заключение
Дизайнеры и креативщики могут также обращаться к культурным кодам отдельных регионов России — казачьим традициям Юга, шаманским практикам Сибири, культуре малых народов Севера и т. д. Это позволит усилить самобытность и сегментировать аудиторию для визуального воздействия. Главное в таком подходе — истинная аутентичность. Никаких штампов и поверхностных решений — только креативный подход и уместное использование культурных кодов!
Русская идентичность в дизайне должна органично сочетаться с категорией продукта, потребностями аудитории и ценностями бренда. Непродуманный подход может вызвать отторжение, поэтому важно избегать националистических или пропагандистских акцентов. Вместо этого стоит сосредоточиться на позитивных аспектах русской культуры и истории, делая акцент на ее богатстве и уникальности.
Хотите создавать уникальный дизайн, который подчеркнет вашу индивидуальность и привлечет внимание вашей аудитории? Обращайтесь в Студию Чижова, и мы вместе подумаем над брендингом ваших соцсетей. Подписывайтесь на наше сообщество ВКонтакте и telegram-канал.
3D, искусственный интеллект, аморфность, минимализм, смешение стилей и другие.
Показываем, как будут выглядеть Mixit, Nvidia, Фруто-няня и другие компании в противоположных стилях
Это не про случайный выбор цвета или шрифта «потому что нравится». Это про то, чтобы создать у пользователя правильные эмоции, которые подтолкнут его к целевому действию.
Друзья, сегодня подумаем с вами как обыграть русскость в своем бренде и залететь в тематические рубрики и паблики с этим инфоповодом, а для начала посмотрим, что уже делают бренды с русскими мотивами.
Какие ошибки в Agile Testing мешают командам стать по-настоящему гибкими и быстрыми? Олеся Якубова, Agile-коуч и эксперт ScrumTrek, рассказывает, как избежать этих ловушек и что делать, если ваша команда уже столкнулась с ними.
Всем привет! Это снова я, Сергей Кирш, владелец и руководитель компании-производителя уходовой косметики «Гельтек». Но сегодня речь пойдёт не о наших новейших разработках и высокоэффективных новинках.
В этот прекрасный весенний день меня посетила интересная мысль, которой я спешу поделиться с коллегами :)
Знаете ли вы, что 70% потребителей ищут рекомендации в интернете перед покупкой? Это значит, что первое впечатление о бренде, которое мы получаем через его сайт, логотип или упаковку, играет решающую роль в решении, купим ли мы этот продукт или нет.
Почему в рейтинге самых известных и дорогих брендов мира нет российских, а в рейтинге известных брендов России большинство не русские?
Глобализация стирает границы, но не отменяет культурные различия. Рекламная кампания, которая взрывает рынок в США, может провалиться в России, если не учесть локальные ценности, традиции и менталитет. Почему культурная адаптация — это не просто перевод текста на другой язык, а ключ к успеху? Разбираю на примерах российского рынка.
Всё это выглядит как набор клише: матрёшки, балалайки, советская эстетика… Это не вдохновляет, а скорее раздражает. Я понимаю, что бренды хотят быть аутентичными, но когда это становится настолько очевидным и навязчивым, уже не хочется смотреть на все эти банальные попытки сделать старое "модным".
Да все это можно использовать но с умом и осторожно, при этом дизайнер должен выложиться по полной чтобы все грамотно адаптировать иначе будет выглядеть не очень.
В целом согласен: использование русских традиций очень часто сводится к набору клише.
А сейчас очень много примеров, как их используют стильно, модно, молодежно) Мы, наверное, даже отдельно сделаем статью про "русский" маркетинг для зумеров или что-то в этом духе)
А советская эстетика, кстати, переживает новый ренессанс. Вот тут недавно разошелся концепт чемодана в стиле холодильника ЗИЛ. Круто же)
Матрёшки, балалайки и советская эстетика — первое, что приходит в голову. Такие клише будет использовать почти каждый, это правда.
Но если посмотреть вглубь и немного покреативить, можно найти другие более интересные и оригинальные отсылки. Например, мне эстетика панелек вспоминается и какой-нибудь «Запорожец». Думаю, можно как-то аккуратно всё это упаковать)
На днях купил книжку свежую "отцы русского маркетинга", вот там с картинками очень круто описан исторический контекст, как вообще маркетинг зарождался еще при царях, и как некоторые продукты наши благодаря рекламе тех времен становились популярными в мире. Как дополнение к вашей статье рекомендую почитать (с картинками главное)
А про ранний модернистский советский маркетинг не читали?) Конкретные источники не порекомендую, фрагментарно изучал информацию. Но очень любопытно
Спасибо за материал!
Пока читал, вспомнил, что живу в Казани, а тут прям оч сильно развит маркетинг, основанный на национальной идентичности. Эчпочмаки, зеленые цвета, восточные узоры — всё фирменное, татарское почти на каждом шагу.
Даже если локальный бренд не ассоциирует себя напрямую с татарами, но находится в Татарстане, он почти наверняка будет делать отсылки к культуре)
Вот такой интересный феномен)
В Татарстане отдельно бы отметил двуязычные вывески с названиями брендов и подобным) Обращает на себя внимание