Адаптивность в бизнесе

Для начала…

Представим ситуацию: кто-то решил превратить свою идею в продукт или услугу. Для этого провёл анализ рынка, выяснил, кто его целевая аудитория, выстроил бизнес-модель, оценил риски, составил бизнес-план, позаботился не только об операционном, но и стратегическом плане. Продукт или услуга вышли на рынок, появились клиенты, всё идёт согласно плану, владелец доволен. И тут происходит нечто, что рушит все планы. Реализовались риски, которые, возможно, были даже не прогнозируемы (да, это я на пандемию намекаю).

А дальше есть варианты:

1. бизнес подстраивается и «выплывает»,
2. не подстраивается и терпит крах,
3. выжидает, когда ситуация стабилизируется и наверстывает.

Для третьего варианта нужна солидная «подушка безопасности», но тут есть риск, что и её окажется не достаточно. Тогда придётся идти по первому или второму пути.

Второй вариант, мягко говоря, не привлекательный, но позволяет избежать ещё больших потерь, если первый не доступен. «Иногда нужно признать поражение, чтобы двигаться вперед» (с).

Первый вариант. Именно к нему хочется стремиться. Это путь изменений. И первое, что должно на себе их почувствовать — это бизнес-модель. От того, насколько она адаптивна, будет зависеть, станет ли процесс изменений долгим, сложным и затратным.

Рассмотрим на примере.

Адаптивность: бизнес-история

История начинается с цветочного бутика — не больше, не меньше. Удачное месторасположение, подход к клиенту и оригинальность создаваемых букетов позволило молодому бренду быстро получить стабильную долю рынка.

Адаптивность в бизнесе

У бренда есть вся необходимая атрибутика, чтобы его можно было невооружённым взглядом отличить от остальных: логотип, узнаваемый дизайн, цветовое решение. И есть канал в Инстаграм с солидным числом подписчиков.

Но когда случилось так, что в офлайн работать стало невозможно, начался резкий спад. Спрос упал, появились невостребованные избытки, цветы портились, арендную плату никто не отменял. В таких ситуациях становится понятно, насколько бизнес адаптивен.

Не секрет, что в пандемию выжили те, кто смог быстро перейти в онлайн. В данном случае это решение тоже сработало бы, если не ряд «но»:
— за время работы компания отказалась от сайта. Он был, но его надобность не была очевидна владельцу: покупатели выбирали цветы вживую.
— Инстаграм был в состоянии спячки. Подписчики были, но взаимодействия с ними не было.
— планирование спроса отсутствовало, цветы закупались «на глаз». Из-за этого регулярно цветы либо пропадали (вместе с деньгами) из-за отсутствия спроса, либо их было недостаточно и прибыль была упущена.
— не было налажено каналов оповещения клиентов об изменениях. Например, когда все сидели по домам, бренд стал осуществлять приём заказов в мессенджерах и доставлять букеты с курьером. Но об этом узнали только те, кто сам поинтересовался, а можно ли…

В данном случае трансформация бизнес-модели затрагивает процессы логистики, customer service и маркетинга. Но, с учетом перечисленных выше проблем, нет «мостика», который бы сделал переход легко осуществимым.

Бизнес был настолько заточен под офлайн, завязан на место и лояльных клиентов, что для перехода на новую модель пришлось потратить не мало времени, чтобы:
— создать сайт с каталогом и формой заказа для нового процесса работы с клиентами.
— раскрутить аудиторию Инстаграм, расширить ЦА, актуализировать информацию о бренде и его услугах.
— выстроить новый процесс планирования спроса, составить план продаж, установить KPI и наладить источники получения данных для их отслеживания.

И в этом секрет адаптивности

Планируя дело и его развитие, выстраивая процессы, всегда нужно оставлять возможность для трансформаций. Для каждого бизнеса этот путь будет свой. Но чем выше гибкость и результативность процессов, тем быстрее и дешевле получится их изменить. Что, в свою очередь, позволит не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень.

А больше полезной информации о создании и развитии бизнеса, процессах и автоматизации вы найдете в моем ТГ канале Бизнес аналитика «без воды».

33
Начать дискуссию