Запуск реферальной программы по шагам с формулами и метриками
Привет, VC! Передо мной стояла задача спланировать пошаговый запуск реферальной программы, в результате которой 20% платящих пользователей приходят в образовательный продукт по рекомендации.
Задача: 20% платящих пользователей приходят по рекомендации
Я посвятила этой задаче больше недели. На русском языке материалов по теме с конкретными формулами мало, на английском – больше, но зачастую по подписке. В итоге, перелопатив просторы Интернета, сделала дизайн реферальной программы.
Но, увы, запускать мне рефералку так и не пришлось. Но в этом бесконечном мире кто-то точно с этим столкнется и будет здорово, если моя работа кому-то поможет. У меня стратегия относится к образовательному продукту – воспринимайте это как пример, логику можно использовать почти везде.
Кстати, раньше я уже публиковала чек-лист перед запуском реферальной программы. Если интересно, то гляньте сначала его.
Итак, погнали.
Я представляю реферальную программу как систему нескольких частей:
· вознаграждение;
· призыв поделиться;
· приглашение реферала (уточнение: реферал – приглашенный, рефри – приглашающий);
· покупка рефералом;
· удовлетворенность пользователей и ретеншн.
Достижение конечной цели (20% платящих приходит по рекомендации) зависит от достижения целевого действия на каждом из этапов программы. В связи с этим строю дизайн таким образом: по каждому элементу описываю общий подход, задаю гипотезу, метрику оценки на основе целевого действия, а также принцип оценки результатов.
После запуска программы, по мере того, как мы будем получать знания о конкретных конверсиях и абсолютных значениях, гипотезы будут корректироваться.
1. Задать вознаграждение
1.1. Общий подход
Наибольшую эффективность доказали двусторонние реферальные программы, которые несут ценность как для реферала, так и для рефери. Поэтому определяем ценностное предложение исходя из следующих принципов:
· Вознаграждение привлекательно как для рефери, так и для реферала
· Вознаграждение должно быть уникальным. Его нельзя получить более простым способом
Экономическое ограничение. Однако, чтобы программа была эффективна для бизнеса, важно, чтобы соблюдалось условие — стоимость привлечения (САС) реферала должна быть меньше совокупной прибыли компании, получаемой от одного реферала (LTV).
Формула САС реферала: CAC for Referral Marketing = All Sales & Marketing Expenses on promoting referrals+incentives / Total number of New Customers From Referrals
LTV (for Referrals) = average value of a conversion x average # of conversions in a time frame x average customer lifetime.
В нашем случае можно считать, что LTV=стоимость 1 курса.
1.2. Гипотеза
30% текущих пользователей будут приглашать друзей на курс за вознаграждение — кэшбэк 3000 рублей рефери и рефералу
1.3. Метрика успеха
Количество рефери.
AUSI (active users sending invites)= # рефери за последние 30 дней
Оцениваем насколько интересно наше предложение для пользователей по количеству пользователей, отправивших приглашение другу
1.4. Анализ результата
+ Если количество рефери составляет 30% * от всех пользователей, то гипотеза подтвердилась. Предложение интересно пользователям.
- Если нет, то меняем ценностное предложение
2. Определить место для призыва
2.1. Общий подход
Нужно определить момент, в который пользователь захочет пригласить друга в продукт и усилить это желание. 99% текущих пользователей должны видеть предложение привести друга.
2.2. Гипотеза
99% текущих пользователей увидят призыв на разделах сайта:
· «Начать учиться» (Мотивация: на начальном этапе пользователю интереснее учиться вместе с другом, чтобы делиться впечатлениями, обсуждать задания);
· «Записаться на обучение» (Мотивация: пользователь хочет получить скидку);
· «Прохождение темы» (Мотивация: пользователь хочет покичиться своими достижениями, а заодно и поделиться полезным курсом);
· «Неожиданное открытие» (Мотивация: интересный факт, статистика, которая всплыла во время обучения. Пользователь захотел им поделиться и заодно приглашает друзей).
2.3. Метрика успеха
2.3.1. Количество рефералов, приходящихся на 1 рефери
Invitees Per Referer = # of referral links or codes shared by each referrer
2.3.2. Когда один пользователь приглашает в продукт 2 и более друзей, то запускается виральность (K factor) – вирусное распространение за счет увеличения пользователей в геометрической прогрессии.
K factor = i x c
i = количество приглашений, исходящих от одного пользователя
c = конверсия в покупки (например, если один из пяти приглашенных друзей оплатит курс, то c = 0, 2.
2.4. Анализ результата
+ 60% активных пользователей пригласили по 2 друга
- если нет, то меняем места размещения призывов
3. Помочь пользователям успешно приглашать друзей
3.1. Общий подход
На выбор рефери: отправить автоматическое сообщение или написать самому. Возможность импорта контактов и массовой отправки приглашения.
Автоматическое сообщение в дружеском стиле кратко описывает ценность продукта.
Для тех, кто решил написать сам сообщение мы показываем сбоку гайд, что можно написать (так делает SkyEng). Например, что тебе нравится в курсе больше всего, что сложно, почему стоит попробовать, конечная цель.
3.2. Гипотеза
Автоматическое и сообщения, написанные по гайду подтолкнут 30% друзей проходить трайл-период.
3.3. Метрика успеха
Конверсия в прохождение трайл-периода.
Trail Per Invite = # of friends who started trail period / # of friends who recieve invitation
Оцениваем насколько интересно приглашение для друзей.
3.4. Анализ результата
+ гипотеза подтвердилась
- меняем сообщения, делаем их более креативными. В автоматические сообщения можно вставлять ссылки на короткие загадки как в группе Практикума во ВК, например.
*3.5. Промоутеры
Пользователям, от которых пришли платящие рефералы, отправлять email с предложением продолжить продвигать продукт на особых условиях. За каждого последующего платящего пользователя промоутер получает вознаграждение.
Так делают, например, в канадском образовательном стартапе GenM. Вознаграждение может быть как в виде реальных денег, так и в виде сумм, которые можно потратить только на продукт. Однако, первый вариант встречается чаще.
4. Подтолкнуть рефералов к покупке
4.1. Общий подход
Если друг сразу не совершил целевое действие, то нужно помочь ему с онбордингом. Поэтому отправляем пуши-напоминания приглашенным, но не активированным рефералам. Дополнительно можно их мотивировать объемом вознаграждения или истекающим временем на активацию вознаграждения.
4.2. Гипотеза
20% приглашенных купят курс.
4.3. Метрика успеха
Конверсия рефералов в покупки
# of friends who received the invitation / # of friends who paid for the course
Эта метрика показывает эффективность реферальной программы. Также позволяет посчитать САС реферала. Сверяем с условием «CAC меньше LTV».
4.4. Анализ результата
+ гипотеза подтвердилась
- увеличивать целевые показатели метрик:
· Active users sending invites (п.1.3.),
· Invitees Per Referer & K factor (п.2.3.),
· Trail Per Invite (п.3.3.).
5. Мониторить ретеншн, NPS и растить рефери
5.1. Общий подход
Пользователи, как правило, рекомендуют только продукт, который им нравится. Основными показателями удовлетворенности являются Customer retention rate & NPS. NPS должен быть в промежутке от 9 до 10 из 10.
NPS мониторим по мере внедрения реферальной программы. Таким образом, чтобы удовлетворенность текущих пользователей не падала.
Довольные клиенты – будущие рефери.
5.2. Гипотеза
NPS = 9, 5
Retention Rate = 80%
5.3. Метрика успеха
Customer Retention Rate = ((CE‑CN)/CS)) X 100
CE = количество пользователей на конец периода
CN = количество пользователей в течении всего периода
CS = количество пользователей на начало периода
CRR противоположен churn rate- 20% CRR значит 80% churn rate. Помогает измерять лояльность пользователей.
NPS = group total / total number of survey responses (измеряем опросом «оцените от 1 до 10 продукт»).
5.4. Анализ результата
+ гипотеза подтвердилась
- напрямую и по отзывам узнаем причину падения удовлетворенности. Если значимое количество претензий, то понижаем агрессивность реферальной программы.
Спасибо, что прочитали!
Например, запретить только исходящие звонки и сообщения от компаний.
«Опять эти лишние кнопки!», «Раньше было проще!», «Зачем нам это?» – если слышите такие жалобы, поздравляем: ваша CRM начала работать. Особенно это актуально для строительного бизнеса, где привыкли к звонкам и бумажкам. Почему сопротивление – это хорошо? Разбираемся!
Дата их запуска пока неизвестна.
История о том, как мы взломали рекламу недвижки и продавали мечты, а не квартиры
Не радуют результаты на Авито? Возможно, проблема не в площадке, а в отсутствии тестов и новых подходов? Не обязательно быть маркетологом или экспертом в рекламе — достаточно простых инструментов, таких как A/B тестирование. Разбираем в статье какие изменения в объявлениях действительно работают, а какие нет.
Самая большая ошибка, которую совершают эксперты, — это убеждение, что успех кроется в постоянных новшествах.
Действительно, крутой кейс-гайд. В сохраненочки)
О, рада, что понравилось) Спасибо!
Спасибо! Крутой и понятный гайд, бери и делай
Спасибо! Если будете делать, то поделитесь потом своим опытом - с какими проблемами столкнулись, как решили, дополнения.
Тема, похоже, востребованная. Написала эту статью полгода назад, а до сих пор периодически мне по ней пишут.
Так что ваш опыт точно пригодится сообществу :)
Полина, спасибо большое за статью) Очень интересная тема. Вы структурно разложили по полочкам.
1) Подскажите, в какой образовательной компании работали/ работаете?
2) Почему выбрали в качестве вознаграждения деньги? а не, например, само обучение?
Евгения, спасибо!
1) образовательный продукт взят исключительно в качестве примера, чтобы описать общий подход, который можно использовать в любом другом проекте. Я сама работаю в финтехе)
2) вознаграждение тут выбрано тоже в качестве примера как наиболее универсальное и понятное.
Оно, конечно, может быть любым. Главное, чтобы вознаграждение было привлекательно для обеих сторон: и реферала, и рефери. И в то же время было выгодно и вам - не выше обычной стоимости привлечения клиента.
Полина, поняла) Спасибо)