Использование видоизмененного товарного знака

Екатерина Юдина
Помощник юриста

Для успешного ведения бизнеса необходимо чувствовать изменения в потребностях потребителя и вовремя под них подстраиваться. Немаловажной составляющей успеха на рынке является внешняя привлекательность предлагаемого товара и/или услуги, а также их маркировки. Имидж бренда формируется в том числе через адаптацию к трендам внешнего оформления, которое напрямую связано с используемым брендом товарным знаком. В этой связи многие компании и предприниматели задумываются об использовании уже зарегистрированного, привычного потребителю товарного знака, с внесенными в его внешнее оформление изменениями. Но насколько это возможно с точки зрения закона?

Согласно п. 2 ст. 1486 Гражданского Кодекса Российской Федерации, использованием товарного знака признается его использование с изменением отдельных элементов, не меняющим существа товарного знака и не ограничивающим охрану, предоставленную товарному знаку.

Как правило, указанная выше норма применяется в случае, если третье лицо нарушило исключительное право владельца регистрации посредством использования сходного обозначения, однако Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» поясняет, что при использовании обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака, с изменением отдельных элементов судом должна быть проведена оценка наличия или отсутствия сходства товарного знака и используемого обозначения, восприятия потребителями используемого обозначения именно как того же товарного знака, а также влияния изменений на существо товарного знака вследствие такого использования.

Вопрос о том, повлияли ли внесенные правообладателем изменения на существо спорного товарного знака - остался ли он узнаваемым (отличаемым) для обычных потребителей соответствующего товара, - является вопросом факта, который устанавливается судом по результатам комплексного анализа зарегистрированного и используемого обозначения.

Из этого следует, что именно правообладатель должен быть в первую очередь заинтересован в законном использовании «обновленного» обозначения. Законодатель не препятствует незначительным изменениям и разрешает правообладателю отклоняться от зарегистрированного обозначения. Вместе с тем, законодатель не определяет критерии незначительности.

Что же делать добросовестному правообладателю, решившему сменить стиль, но не желающему проходить долгосрочную процедуру регистрации нового обозначения? В данном случае возможно направить в регистрирующий орган (Роспатент) соответствующее ходатайство с просьбой о внесении изменений в зарегистрированное обозначение. На обозрение эксперту должно быть представлено первоначальное изображение, уже прошедшее регистрацию, а также новый вариант исполнения товарного знака.

Значительную роль будут играть элементы, занимающие доминирующее положение. Их изменения могут повлиять на существо товарного знака, в связи с чем регистрация может не состояться. Вместе с тем, рекомендуется предварительно обратиться за консультацией к экспертам в области регистрации товарных знаков, они помогут обозначить перспективы регистрации таких изменений и, в случае необходимости, скорректировать новое исполнение знака так, чтобы оно было зарегистрировано. Номер знака, дата его регистрации и срок действия останутся неизменны, примет ли старый товарный знак новый облик зависит от воли эксперта, рассматривающего заявление, а также от убедительности доводов лица, подавшего такое ходатайство об изменениях. Ведь одна из главных задач товарного знака – идентифицировать товар и/или услугу и оставаться узнаваемым в глазах потребителя, не нарушая прав третьих лиц.

В случае, если предложенные правообладателем элементы настолько видоизменяют товарный знак, что он теряет свое существо, но лицу необходимо использование обозначения в новом исполнении, все же будет необходимо такое обозначение подавать на регистрацию. Однако данный вариант не является вынужденным, ведь подавая новое обозначение на регистрацию, лицо может расширить перечень товаров и/или услуг относительно уже зарегистрированного обозначения, что также может быть полезно для бренда. Внесение изменений в части расширения перечня товаров и/или услуг зарегистрированного товарного знака законодателем не предусмотрено.

Если законодатель допускает использование знака с изменением отдельных элементов, то допустимо ли такое использование лицензиатом? Согласно ст. 1236 ГК РФ обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. В соответствии со ст. 1232 ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства. Из изложенного следует, что лицензиар может предоставить право использования только на тот товарный знак, который уже зарегистрирован Роспатентом. Порой лицензиат, которому предоставлено право использования, может отклониться от использования обозначения в том виде, в котором оно зарегистрировано, и начать использовать товарный знак в произвольной форме. Вместе с тем, такое использование недопустимо с точки зрения закона ввиду того, что лицензиат выходит за пределы прав, которые ему предоставлены договором.

Но может ли сам правообладатель предоставить право использования видоизмененного товарного знака, изменения которого не зарегистрированы в Роспатенте? Многие правообладатели «разрешают» своим лицензиатам использовать знак без отдельных элементов и даже в ином цветовом исполнении, оговариваясь в договоре, с какими именно изменениями товарный знак может быть использован. Однако такое волеизъявление не всегда сможет быть зарегистрировано. Роспатент может посчитать такое условие в договоре как превышающее пределы правовой охраны и попросить правообладателя изменить положение. Лицензиары, допускающие использование видоизмененного товарного знака по договору должны быть уверены в том, что такое обозначение останется узнаваемым в глазах потребителя и не изменит существо товарного знака.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что любые изменения, касающиеся внешнего исполнения товарного знака, следует регистрировать в Роспатенте. Также не рекомендуется превышать пределы предоставленной правовой охраны. Своевременное соблюдение этих простых правил поможет сохранить под охраной действующую регистрацию.

22
Начать дискуссию
Рейд с тракторами и бульдозерами: что известно о «зачистке» на Апраксином дворе в Санкт-Петербурге

Что случилось и что говорят об этом предприниматели.

Источник: «Фонтанка»
1313
55
44
Не убогий, вонючий рынок, а "архитектурный комплекс, крупнейший исторический торговый центр города"...
реклама
разместить
День 1124: Госдума рассмотрит законопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Источник: «Коммерсантъ»
1313
44
22
11
Запретдума рассмотрит запретопроект о запрете рекламы на запрещённых сайтах
Роль удачи в успехе: дерзкое и честное мнение

Успех — штука непредсказуемая. И если вы думаете, что всех успешных решений можно уложить в план по пунктам — приготовьтесь к пробоине в логике. Даже лучшие стратегии будут бесполезны, если случай решит иначе.

Роль удачи в успехе: дерзкое и честное мнение
Как мы построили маркетинг и принесли 120+ млн. руб. агентству недвижимости, а о нас начали распускать слухи
Как мы построили маркетинг и принесли 120+ млн. руб. агентству недвижимости, а о нас начали распускать слухи

В этой статье поделюсь опытом моей компании о сотрудничестве с агентством недвижимости, продающего самые дорогие объекты России. Расскажу правду о устройстве рынка недвижимости, о том как мы вывели компанию на поток лидов и крутую прибыль, а получили вместо благодарности хейт и слухи за спиной.

88
33
22
Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали

Ненавижу копирайтинг. Тот самый "правильный" копирайтинг, которому учат на курсах за 50 тысяч. С его формулами AIDA, болевыми точками и призывами к действию.

Как мой сломанный копирайтинг принес клиенту 300% ROI за месяц, когда стандартные тексты не работали
4444
11
Немного попорчу ваше жонглирование цифрами. На примере средней продолжительности жизни в древней греции к примеру и современной же греции. Мог бы и на примере россии, но информации о средней продолжительности жизни россиян 2000 лет назад как-то маловато. Тогда средняя продолжительность жизни была около 30 лет. Сейчас перевалила за 70. Значит ли это что основная масса населения помирала в 30 лет? Совсем нет. Люди в нашем понимании этого термина в основном помирали как и сейчас в возрасте за 60. Тогда откуда взялось 30? Из-за того, что была высока смертность в младенчестве. Ну то есть люди до года или чуть старше имели куда больше шансов умереть. Так и в вашем тексте. 8 секунд в среднем, это к примеру 19 человек, которые провели одну секунду на вашем сайте просто потому, что открыли сразу несколько вкладок, ваша была не третья, а они нашли что хотели уже на второй. И один человек который потратил на чтение 2.5 минуты. И это не значит, что если бы у вас был другой текст, то количество читающих резко бы выросло. На это в нашей истории больше влияет каким по счету будет ваш сайт для вашего будущего клиента и не перехватит ли его ваш конкурент, который полностью закроет его потребности, оказавшись всего лишь строчкой выше. Тексты становятся важными для удержания, когда человек, который уже пьет ваше пиво, вдруг решает познакомиться с вами поближе. Он читает прекрасную, часто выдуманную и шаблонную историю о том, как я работал в офисе и решил сбросить кабалу и что мне надо больше пива, куда больше, и если вкус напитка ему нравится, то почему бы и не дочитать этот шаблон до конца? Делать-то все равно нечего. Что же до увеличения конверсии, то изменение текстов на сайте часто приводит после индексации к повышению в позиции. Потому что тот же яндекс, стремится выдать максимально свежую из примерно одинаковой информации. Я очень надеялся прочитать нестандартный текст о том как писать нестандартные тексты, но прочитал шаблонный текст о том как, как ваш гений помог зацвести бизнесу. Готов поспорить, что в конце статьи есть ваши контакты, потому, что при таком тексте надежды на то, что читатель полезет к вам в профиль у вас нет. И это правильно.
ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жёсткий, так что и вся неделя получилась жёсткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно. Новые максимумы рисует, ещё и льготные ипотеки расширяют. Из позитивного можно выделить новые дивиденды, ну и наш с…

ДКП и рубль остаются жёсткими, инвесторы идут в недвижку, которая растёт, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест
1313
11
11
Какой формат даты выбрать: практическое руководство для UX/UI дизайнеров

Дата — это всего три числа, но даже такой маленький элемент интерфейса может серьезно повлиять на пользовательский опыт

Какой формат даты выбрать: практическое руководство для UX/UI дизайнеров
США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?

Администрация Дональда Трампа сделала ход, которого от нее давно ждали, но все равно удивились: впервые наказала Китай за покупку нефти, попавшей под американские санкции.

США впервые наказали Китай за иранскую нефть: а что с Россией?
33
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность
Корпоративное ЕГЭ или как обучение сотрудников НЕ влияет на рост и эффективность

Короче, в какой-то момент каждому из наc кажется что Солнце как-то не так заходит за горизонт и нужно «заменеджерить» закат вручную. На уроне государства это называется - реформа, а в корпорации - управляемые изменения.

33
33
11
реклама
разместить
Жители домов от застройщика ПИК остались без интернета из-за DDoS-атаки на единственного провайдера

Кроме того, не работает связь, а жильцы не могут открыть двери подъездов и попасть к себе домой.

100
5656
88
66
22
11
Цифровое рабство 21 века. Куда смотрит фас. Это позор конечно. Карманные УК гоняют других провайдеров. )
Точка красоты на Ленинском просп., д. 109 изуродовали меня и других

Посетила салон «Точка красоты» на Ленинском просп., д 109 (ТРЦ «РИО», 3 этаж) и получила обрубки на голове, хамство администраторов и игнорирование закона РФ от владельцев данного заведения. В статье расскажу, как я пыталась вернуть деньги за некачественную услугу и чем это закончилось.

Что же могло пойти не так?
77
33
11
Превратили 10 часов видео-лекций в «электронного тренера» и провели обучение 20 специалистов по продажам КонсультантПлюс

Частая проблема бизнес-тренингов для сотрудников компаний – они дают только краткосрочный буст мотивации, нет долгосрочного эффекта в виде прироста компетенций: послушали, что-то записали, но быстро забыли.

Кадр из фильма "Девчата"
1414
55
11
11
[]