Как IKEA заставляет вас покупать больше
Заодно можете почитать и о девятках в ценниках и почему они работают:
Описанные выше приемы помогают объяснить, почему мы покупаем больше, чем хотели, когда мы УЖЕ в магазине.
Но что приводит нас в IKEA в первую очередь и что в конечном итоге диктует нам решения о покупках, так это привлекательность доступных цен.
IKEA действительно прилагает все усилия, чтобы поддерживать низкие цены
IKEA придерживается философии «цена первична»: маркетологи определяют целевую цену условного табурета, а потом дизайнеры подстраивают форму, материалы, процесс производства, упаковку для достижения целевой цены.
И как только товар попадает на полки магазинов, IKEA стремится сохранять или даже снижать его цену.
Исследователи из Бостонского университета и Уортонской школы бизнеса изучили сотни каталогов IKEA в шести разных странах в период с 1994 по 2010 год и обнаружили, что многие товары компании со временем дешевеют.
К примеру, невероятно популярный стул Poäng, который продается в количестве 1,5 млн единиц в год, в 1994 году стоил 179 долларов (340 долларов с поправкой на инфляцию). Сегодня он стоит 129 долларов.
Другие примеры:
- Уже упомянутый стеллаж БИЛЛИ в 1985 году стоил 82 доллара, а сегодня — 50.
- Столик ЛАКК в 1985 году стоил 25 долларов, а сегодня — 13 .
IKEA, похоже, придерживается модели ценообразования «выживает сильнейший»: если цена товара не может быть снижена с течением времени, его, как правило, снимают с производства.
«Мы ненавидим воздух»
И, разумеется, плоская упаковка. Она сокращает затраты по всей цепочке создания стоимости — чем меньше воздуха в упаковке, тем ниже производственные, логистические и упаковочные издержки.
Разумеется, в низких ценах и плоской упаковке нет ничего плохого, и уловками это не назвать. Потребитель вроде бы только выигрывает — в конечном счете товар и правда стоит дешевле: логистика эффективнее, а затраты на сборку переложены на покупателя. Но тут есть нюанс, и имя ему — эффект IKEA.
Эффект IKEA
Очевидно, что товары в плоских упаковках находятся в разобранном виде, а это значит, что покупателям надо собирать их самостоятельно.
Так вот дело в том, что сделанные нами самостоятельно предметы мы ценим выше готовых. И пусть мы только закрутили несколько саморезов — все равно такой предмет для нас ценнее, чем собранный не нами.
В исследовании Гарвардской школы бизнеса 2011 года одной группе людей дали инструкцию по сборке оригами и бумагу, а потом попросили назвать приемлемую цену получившихся фигурок. А вторая группа ничего не собирала, но тоже определяла цену на те же оригами. Первая группа оценила свои творения в 5 раз дороже, чем вторая.
Это и есть эффект IKEA — когнитивное искажение, из-за которого мы больше ценим вещи, созданные нами, вне зависимости от качества результата.
А еще такая история:
в 1950-х годах производители заметили, что продажи порошковых смесей для тортов падают. Все, что нужно было сделать потребителю, — добавить воды. Но этот процесс был слишком простым: он избавлял от усилий и эмоций, связанных с выпечкой. Когда производители отказались от яичного порошка и заставили потребителей добавлять в смесь свежие яйца, продажи снова пошли вверх.
Мебель и еда — это, конечно, вещи разного порядка. Но в IKEA они живут в приятном симбиозе.
Фрикадельки — лучшие продавцы диванов
Хотя IKEA — в первую очередь, магазины товаров для дома, но ~5% выручки им приносят продукты питания. Если бы вы рассматривали продовольственную часть бизнеса IKEA как самостоятельную компанию, она вошла бы в топ 50 общепит-сетей по выручке.
Но зачем нужны фуд-корты в мебельном магазине?
Когда основатель IKEA Ингвар Кампрад в 1958 году впервые включил фуд-корты в свои магазины, его обоснование было простым: «Трудно вести бизнес с голодными людьми».
Как показало время, под «вести бизнес» он имел в виду «продавать им диваны».
Конечно, существует явная связь между продажами продуктов питания и мебели.
В 2012 году итальянские исследователи задались целью определить влияние фуд-кортов IKEA на покупку мебели. Опрос 700 покупателей показал, что те, кто ел на фуд-корте, тратили в среднем более чем в 2 раза больше на предметы для дома, чем те, кто не ел. Впрочем, тут могут быть перепутаны причина и следствие, но, видимо, итальянские ученые не читали мои посты о том, что «после» не значит «вследствие» и корреляция — не причина, а стоило бы!
Крис Спир, бывший менеджер ресторана IKEA, говорит, что фуд-корты сами по себе не очень прибыльное предприятие: «Мне четко сказали, что прибыль — это не то, к чему я должен стремиться в ресторане».
По его словам, реальная цель — укрепить репутацию IKEA как магазина с низкими ценами.
Спир рассказывает, что когда он работал в IKEA, у компании была политика самых низких цен на хот-доги в радиусе 30 миль. Каждый квартал руководство отправляло его оценить конкуренцию: если в сети Costco хот-дог продавался за 1,5 доллара, то IKEA должна была продавать его еще дешевле.
Человеку сложно оценить уровень цены на редко покупаемый товар, например, диван. 30 000 рублей за диван — это много или мало? А 50? А 100? Мы не покупаем диваны каждый день, и без понимания рыночных цен их сложно привязать к реальности. А вот с хот-догом все понятно: 35 рублей — явно недорого. И это «недорого» мы автоматически переносим и на другие товары IKEA.
Да, я понимаю, что еще есть ограничения в виде физического наличия денег, но это не отменяет того, что мы не умеем оценивать цены «в вакууме» — у нас просто нет такого аппарата, а все цены — это только установленные кем-то якоря.
«IKEA, возможно, продаёт часть продуктов по себестоимости или даже в убыток, — говорит Спир. — Но стоит потерять деньги на омлете, если это помогает продать больше диванов».
Герд Дивальд, который когда-то руководил продуктовыми операциями IKEA в США, говорит так: «Мы всегда называли фрикадельки «лучшим продавцом диванов». Когда вы кормите [покупателей], они остаются дольше, могут поговорить о товарах и принимают решения о покупке прямо в магазине».
Но есть и другая версия (и наверняка справедливы обе): поесть шведских фрикаделек — лучший способ избавиться от чувства вины после незапланированных и ненужных покупок.
Кстати, насчет «заесть вину». Я предполагаю, что стойка с дешевым мороженым и хот-догами не случайно расположена на выходе. Существует правило «пик-конец» — когнитивное искажение, вследствие которого мы склонны оценивать прошлое событие через то, как чувствовали себя в его наиболее интенсивный момент («пик») и в конце. К примеру, оценить качество отпуска было бы рационально по некоему среднему ощущению, ведь во время отпуска бывают и хорошие, и плохие моменты, и надо учесть их все. Но в реальности оценивать мы будем только по самому интенсивному — негативному или позитивному — и финальному. Если интересны детали, гуглите «Канеман Фредриксон пик конец».
Возвращаясь к мороженому и хот-догам на выходе — скорее всего сразу после касс у нас будет негативное переживание вне зависимости от того, что мы купили и купили ли вообще. Если не купили, то нет награды за хождение по лабиринтам или просто не получили, что нам нужно — это плохо. Если же купили, значит платили, а расставание с деньгами наш мозг воспринимает так же, как их потерю (гуглите Zellermayer pain of paying) — и снова плохо.
Таким образом, в интересах IKEA, чтобы мы могли получить альтернативное финальное переживание, но обязательно приятное — и дешевое мороженое или хот-дог кажутся отличным решением.
Локация
Кстати, насчет награды за хождение по лабиринтам. Это связано в том числе с тем, что мы учитываем невозвратные затраты, хотя это абсолютно нерационально.
Коротко: люди склонны оправдывать продолжение деятельности потому, что понесли на нее затраты (усилий, времени, денег, других ресурсов), хотя смысл самой деятельности уже потерялся, а, может, его и не было изначально.
Магазины IKEA, как правило, расположены за городом из-за своих площадей и стоимости аренды/покупки. И на нас как покупателей начинает влиять эффект невозвратных затрат: если мы потратили время/деньги на то, чтобы добраться до IKEA, то без покупки уходить уже не хотим — не зря же ехали. А нерационально это потому, что покупка не вернет время и деньги, но потребует еще денег. Этот эффект даже имеет неформальное название, которое сегодня звучит особенно страшно — «Наши мальчики погибли не зря»:
Сервис, но не только он
Приведу несколько примеров, которые относятся к качеству сервиса и конечно, уловками не являются. Но не все так просто.
- Многочисленные детали в интерьерах
Демо-комнаты очень «плотно» декорированы: тут всегда есть какие-то подушки, коврики, лампы и пр. — вряд ли дома вы так делаете. Понятно, что хороший магазин с высоким качеством сервиса так и должен выглядеть. Это создает дополнительное ощущение уюта, и вам уже хочется так же, но кроме этого вы замечаете, как хорошо «вот эта подушечка» смотрится с «тем пледиком» — и вот у вас в корзинке уже не только подушечка, но и пледик.
- Купить комнату целиком
Не уверен, что это правда или правда во всех странах, но читал, что можно у персонала просто спросить список наполнения демо-комнаты, чтобы получить такую же — и такие списки у них есть. Так как основным препятствием при потреблении или покупке для нас являются барьеры (в том числе затраты усилий, времени, денег и т.д.), а вовсе не потенциальные выгоды, то любые действия продавца, направленные на снижение таких барьеров — это шаг в сторону роста продаж. Ведь гораздо проще получить готовый список и купить все сразу, чем выбирать, записывать артикулы, искать на складе и т.д.
- Помощь парам
И снова не могу уверенно заявить, что это 100% так, но читал, что в некоторых странах у сотрудников есть «семейный протокол». Если сотрудники видят, что пара не может прийти к общему решению по поводу покупки, то их задача помочь паре найти такое общее решение (и уйти с покупкой).
- Можно поспать
Во многих мебельных магазинах можно полежать на кроватях, но в IKEA на них совершенно официально разрешено спать. В 2015 году даже была история, когда журналисты заподозрили, что IKEA изменила эту свою политику в Китае — слишком много людей любили отдохнуть там на новых кроватях и под кондиционером, но IKEA это опровергла, заявив, что пресекает только попытки грубого поведения и неуважительного отношения к другим посетителям, а тихонько поспать все же никто не мешает.
Но дело, конечно, не в том, чтобы собственно разрешать спать. Я думаю, это делается для того, чтобы люди не просто потестировали продукт, но и почувствовали себя его владельцем. Когда мы начинаем чем-то пользоваться, мы как бы становимся владельцем этой вещи, и расставаться потом больно.
Собственно всякие триалы и тест-драйвы нужны, чтобы человек почувствовал себя владельцем предмета, а не банальной проверки.
А еще есть эффект взаимности, который заключается в том, что мы после получения чего-то бесплатно (пробника, услуги, любезности, …) испытываем чувство долга, а для нас это некомфотно, пока мы не отплатили и таким образом не обнулили условный калькулятор взаимных услуг.
- Лояльные условия возврата
Это зависит от товара, но в целом в IKEA очень лояльные условия возврата — в течение года можно вернуть, если вам что-то не понравилось или не подошло, даже если это уже было собрано. Вроде бы снова речь о качестве сервиса. Но еще таким образом IKEA снижает риски для нас: если мы знаем, что сможем вернуть покупку, то риски (упомянутые выше барьеры) снижаются, и мы можем набрать то, что нам на самом деле не очень нужно или мы не уверены, что подойдет («верну, если что»). Понятно, что в реальности мы чаще ничего не возвращаем — и снова эффекты владения и взаимности.
- Компенсация за акционные товары
Сам не проверял, но слышал, что по крайней мере в некоторых странах у IKEA есть политика компенсации за акционные товары: если товар продается с акционной скидкой, а вы перед этим купили его по полной стоимости, то можно попросить вернуть разницу. Если живете в стране, откуда IKEA не уходила, проверьте при случае — расскажете нам, а мы позавидуем!
- Детская комната
Не икеевское изобретение, и тут все понятно — детская комната нужна не потому, что магазин заботится о родителях, а потому, что так родители больше тратят в более спокойном темпе.
- Нет окон
Ну все слышали. Без окон мы теряем чувство времени — придумано в казино. Сделано ли так в IKEA с аналогичной целью или нет, не знаю, но звучит логично.
- Списки покупок
На входе IKEA услужливо предлагает бесплатные карандаши и листок бумаги для списка. Если мы что-то внесли в список, то уже хотим это сделать — это обязательство.
Мы очень не любим не выполнять обязательства, даже если (а может и особенно) это обязательство перед самим собой.
Недорогие мелочи на входе и везде
С этого начинали, этим же и завершим. Дело ведь не только в том, чтобы мы как покупатели насобирали всякого ненужного или выстроили в голове картину низких цен на все, основываясь на мелочах. Дело еще и в том, что это переводит нас в «шопинг-режим», а в таком режиме купить что-то еще существенно легче.
Перевести человека в режим покупки с помощью мелочи за 100 рублей гораздо проще, чем с помощью дивана за 50 тысяч (который IKEA собственно и хочет нам продать).
Если вам интересна тема влияния маркетинга на потребительское поведение, нескромно порекомендую еще две мои статьи:
- О темных паттернах с лично собранными примерами: «Делают они, а стыдно мне. Почему мы не любим маркетологов».
- О том, как нас обманывает наш мозг, а мы и не замечаем, и как связаны оптические иллюзии и когнитивные искажения: «Как нас обманывает мозг. Всё не то, чем кажется» и в продолжении «Как маркетологи манипулируют вами, а вы и не замечаете».
Я уверен, что в первую очередь бизнес должен конкурировать ценностью продукта, а не темными паттернами или различного рода уловками (это не про IKEA, если что, да и без ценности продукта никакие уловки не помогут). Поэтому мы в Rocketyze разработали методику «Карта ценностного предложения» — инструмент, позволяющий сформулировать востребованную продуктовую ценность и отразить ее в маркетинговых материалах. Это бесплатно.
Спасибо, что дочитали! Это статья из моего блога. Если интересны другие примеры использования особенностей работы нашего мозга в маркетинге, ищите по хэштегам «нейромаркетинг» и «поведенческиймаркетинг» вы уже догадались где.
Я думал статьи про ИКЕА стали не актуальны
Ну почему же?
Во-первых, ИКЕА вроде ушла не из всех стран.
Во-вторых, условные Револют или Тесла на нашем рынке тоже не работают, и никогда не работали, а про них же статьи периодически появляются.
В-третьих, ну вот лично я добровольно не собираюсь выпадать из мирового бизнес-контекста. Тут каждый сам для себя выбирает — ограничивать свой мир "и точками" или нет.
Прчему не актуальны статьи об используемых ИКЕА маркетинговых приёмах? Их можно применить в любом подобном бизнесе.
А я скажу почему актуальны. Это как ностальгия по СССР. Очень популярный жанр развлекательных статей "о том, как было хорошо" или "о том, как было плохо". Вот и про ИКЕЮ сейчас много статей появилось, потому что да, большое явление для кого-то было.
Не согласен на счёт выражения "дисней ленд для взрослых". Шлюх нет, стрипух нет. Бара нет.
Комментарий недоступен
Когда тебе тридцать, актуальны шкафы, диваны и коврики, а не вот это вот все. XD