Почему я ожидаю повышения цен на маркетплейсах на 20-30% и зачем на самом деле нужны статформы?

Я тут узнал один удивительный факт о работе Ozon. А когда начал разбираться, понял, что проблема гораздо шире. Но обо всём по порядку.

Все изображения сгенерированы ИИ через https://fusionbrain.ai/
Все изображения сгенерированы ИИ через https://fusionbrain.ai/

Удивительный факт о маркетплейсе Ozon

В отличии от всех остальных популярных маркетплейсов (Amazon, Wildberries), Ozon не даёт возможность селлеру ограничить географию своих продаж. Т. е., продавая товары на Ozon с их логистикой, селлер может неосознанно заниматься экспортом, что влечёт за собой неимоверное количество дополнительных отчётов и штрафов за их несдачу. Взять те же статистические формы, которые необходимо заполнять отдельно по каждой стране ЕАЭС (таможенного союза) в строго определенные сроки.

Как это сейчас работает отлично описано в этой статье. Если коротко: в начале месяца селлер получает уведомление от Ozon о том, что часть товаров была продана в страны ЕАЭС (Казахстан, Армению, Белоруссию, Киргизию). Ozon сообщает, что обязанность отчитаться за поставки лежит на селлере. И что срок подачи статистических форм — до 10 рабочего дня этого месяца.

Такие “письма счастья” приходят в начале месяца (3-4 числа), а значит у селлера максимально сжатые сроки (и не только), чтобы разобраться с новой для него отчётностью. А ведь кроме заполнения самих форм, потребуется ещё и КЭП, сертифицированный токен и крипто про, с которым всё не так уж и просто.

В случае неподачи этих форм, селлера ждёт штраф от 20 000 до 50 000 ₽, а при повторном нарушении — от 50 000 до 100 000 ₽.

Все изображения сгенерированы ИИ через https://fusionbrain.ai/ 
Все изображения сгенерированы ИИ через https://fusionbrain.ai/ 

Как селлеры нагибают систему?

Чтобы избежать дополнительных отчётов, многие используют лазейку с настройкой акций и скидок. Сперва поднимают стоимость на все свои товары в 2 раза. А потом создают акцию, которая приводит цены в норму и указывают область действия этой акции — только РФ. Такая опция в Озоне, слава богу, есть.

А кто-то просто выбирает торговать только на Wildberries. Ведь там всю дополнительную отчётность берёт на себя маркетплейс, выступающий агентом при продаже.

Ozon в этом вопросе показывает всю свою монополистичность и бюрократизированность. А ещё своё отношение к селлерам. Чего стоит только их официальный ответ на эту тему:

Почему я ожидаю повышения цен на маркетплейсах на 20-30% и зачем на самом деле нужны статформы?

Для чего вообще нужны статформы при экспорте?

Беда с маркетплейсом — это лишь небольшие неудобства по сравнению с тем, зачем вообще собираются данные о товарах, проданных в страны ЕАЭС.

А нужны эти данные, чтобы выявлять тех, кто завозит товары из Китая и не платит ввозные пошлины и таможенный НДС при импорте.

По закону, если ты возишь что-то из Китая на продажу, ты обязан заплатить таможенный НДС при импорте. Это 20% от себестойки без какого-либо дальнейшего возмещения.

Другими словами, оформляя всё по закону, селлер вынужден повышать стоимость своих товаров минимум на 20-25%, чтобы отбить затраты на ввозной НДС, услуги таможенного брокера и другие телодвижения. А значит, ему будет сложнее конкурировать с теми, кто работает в обход правил.

А таких немало. Некоторые селлеры ввозят товары в обход таможни (например, для личного пользования или как-то ещё). Обычно это ИП на УСН “Доходы”, поэтому для налоговой по-факту не важно откуда ИП взял этот товар. Он просто должен вовремя заплатить 6% со всей своей прибыли, и никаких вопросов не возникнет.

В статистических формах, которые селлеры начали направлять в ФТС (федеральную таможенную службу), обязательно нужно указать страну происхождения товара. И многие начинают смело писать “Китай”, не задумываясь о последствиях. А у таможни тем временем формируется очень понятный список ИП и ООО, продающих китайские товары.

Все изображения сгенерированы ИИ через https://fusionbrain.ai/ 
Все изображения сгенерированы ИИ через https://fusionbrain.ai/ 

При этом, у них же есть информация о том, кто платит, а кто не платит ввозные пошлины и НДС.

Вы скажете: Это безопасно, ведь таможня и налоговая пока не обмениваются данными.

Всё так. Вот только темпы цифровизации госорганов не оставляют никаких сомнений, что они начнут это делать в ближайшие пару-тройку лет.

Вы скажете: Это всё равно безопасно, если я ИП на УСН “Доходы”. Налоговой всё равно откуда у меня товар, и я не обязан хранить чеки и накладные. Я просто скажу, что купил товар на рынке и не занимался ввозом. А про Китай в отчёте указал лишь потому, что увидел надпись MadeInChina.

Всё так. Но не забывайте, что банк хранит всю информацию о ваших валютных контрактах и прямых взаиморасчётах с Китаем. И вероятно сможет предоставить эти данные по требованию налоговой.

Другими словами, когда таможня объединит усилия с налоговой, стоит ждать массовых проверок. И они точно смогут вычислить всех нарушителей по IP 👀

Что это значит для массового потребителя?

Чем прозрачнее и технологичнее становятся отношения таможни и налоговой, тем выше вероятность, что селлеры начнут “правильно” ввозить товары из Китая. А значит, в самом лучшем случае, цены вырастут на 20%.

А учитывая то, что в процессе растаможки возникает ещё куча всяких доп. расходов, не удивлюсь, если селлеры поднимут цены на все 30%, чтобы компенсировать себе ещё и нравственные страдания и лишние телодвижения.

А ещё я думаю, что даже при полной прозрачности найдутся те, кто придумает как обходить систему и экономить на налогах. Такой уж у нас азартный народ. Но и они не упустят возможность поднять цены, чтобы не выбиваться из рынка.

А эта из интернетов ваших)
А эта из интернетов ваших)
22
5 комментариев

Селлеры пишут в тех.поддержку "прошу ограничить продажу моих товаров в станы ТС". Некоторые ссылаются, на невозможность подавать статформы, некоторые вообще без объяснения. Но озон идёт на встречу. Иногда, правда, не с первого раза
14:28

1

Ну и хорошо, что географию можно как-то, хотя бы вручную, ограничить. Хотя, конечно, с точки зрения клиентского опыта, общение с техподдержкой всё равно не лучшее решение...

Буквально на позапрошлой неделе ограничил по заявлению географию

1

"Всё так. Но не забывайте, что банк хранит всю информацию о ваших валютных контрактах и прямых взаиморасчётах с Китаем. И вероятно сможет предоставить эти данные по требованию налоговой."

или я чего то не знаю, или все таки банк должен требовать документы о ввозе товара на каждый платеж по импортным контрактом.
если конечно ИП не выходит за рамки сумм платежей при которых контракт не надо ставить на учет в банке.
но если контракт стоит на учете в банке, то опять же если не ошибаюсь банки требуют документы о ввозе.

1

Чем прозрачнее и технологичнее становятся отношения таможни и налоговой, тем выше вероятность, что селлеры начнут “правильно” ввозить товары из Китая. А значит, в самом лучшем случае, цены вырастут на 20%.
—-
Цены вырастут х2-5. Там акцизы, ндсы н акцизы, заказы образцов для сертификации, сама сертификация, не забыть заплатить ещё кому надо чтобы твой контейнер не ждал досмотра в платной зоне. Ну и мелкие автоматом отвалятся, меньше контейнейра этим заниматься нет смысла. Отвалятся мелкие, вырастут ещё цены.

1