«Мы все в HR нынче эквилибристы»

Ещё вчера ты работал на российском рынке, а сегодня тебе нужно осваивать китайское трудовое законодательство. Два года назад компании были нужны люди с одним набором навыков, а теперь скилл-сет изменился. Ты ожидал, что всех интересует только работа на полный день, но все рекорды по популярности бьёт гибкий график. Чего только не приходится делать HR, чтобы успевать за трендами! История о работе HR-команды в условиях активного роста и развития бизнеса.

Взяли интервью у Ирины Мусиенко — заместителя генерального директора по персоналу транспортно-логистического блока компании «Евросиб», чтобы поговорить об HR-функции, а в итоге обсуждали разность профессиональных культур, глобальное счастье, любовь к железнодорожному транспорту. И HR, конечно, тоже!

Ирина Мусиенко
Заместитель генерального директора по персоналу транспортно-логистического блока компании «Евросиб»

Российский HR в Китае

— Мы с резидентами HR-Клуба недавно побывали в гостях у HR-команды «Евросиб». Ирина, давайте расскажем о компании тем, кто с ней не знаком.

— «Евросиб» был основан в 1992 году как первый частный железнодорожный оператор. Компания занималась железнодорожным перевозками различных промышленных грузов. Уже через год мы начали осваивать авторитейл и открыли два дилерских центра в Петербурге. С этого момента компания развивалась и продолжает развивать бизнесы в двух основных направлениях — авторитейл и транспортная логистика.

— В автомобильной сфере за последние несколько лет произошло много изменений.

— За 27 лет мы открыли дилерские центры BMW, MAZDA, Land Rover, Jaguar, Volvo, Citroën и других автомобильных брендов, однако, да, ситуация в стране диктует свои условия — теперь мы переориентируемся на китайский рынок.

Перемены, кстати, есть и в транспортной логистике: несколько лет назад появилось новое направление в компании — контейнерные перевозки. Мы запустили контейнерные поезда и построили терминально-логистические центры, которые соединяют всё воедино. Сегодня у нас два терминала — в Новосибирске и в Орехово-Зуево. В месяц мы отправляем около 200 контейнерных поездов.

— Складываем это в одну цепочку и представляем, как это повлияло на HR.

— Когда я пришла в компанию в 2002 году, в транспортном направлении работали 250 человек, в автобизнесе — чуть больше 200, а сейчас в «Евросибе» трудятся порядка 1200 сотрудников, из них 700 — это транспортно-логистический блок, в котором я сейчас работаю. В «Евросиб» очень сильная корпоративная культура и мощный бренд работодателя — это помогает привлекать людей.

«Мы все в HR нынче эквилибристы»

— А можете перечислить самые востребованные и дефицитные профессии?

— В производственном блоке — это всё, что связано с оперированием судами. Чуть меньше года назад мы запустили собственную судоходную линию из портов Дальнего Востока в Китай. Для этого потребовались совершенно новые бизнес-компетенции, которых раньше не было в компании. Мы прикладываем много усилий, чтобы привлекать специалистов по морским перевозкам и оперированию флотом.

Другие популярные профессии связаны с планированием движения подвижного состава, технологией работы транспортно-логистических центров. Эти позиции, насколько понимаю, достаточно дефицитные, в том числе и в РЖД. Всё меньше квалифицированного персонала по этому направлению. При этом потребность в специалистах растёт из-за изменений в логистике и увеличения объёмов перевозок.

— Вернёмся к морским перевозкам — это же абсолютно новый блок навыков, компетенций. Где вы этих людей искали, как выстраивали работу?

— Помимо hh, где регулярно публикуем все открытые вакансии, мы используем рекомендации, прямой поиск, в каких-то случаях задействуем кадровые агентства на определённые позиции. Также в этом году мы открыли офис в Китае. Нужно было вдохнуть в него жизнь, найти персонал, запустить весь необходимый документооборот и начать работать. Соответственно, там мы тоже столкнулись с определенными вызовами. Например, поиск сотрудников на территории КНР — та ещё задача. В Китае очень многое зависит от локации. Наша компания зарегистрирована не в Шанхае, не в Пекине, а в городе Сиань — тут своя специфика, так что больше количество специалистов нам не подходят просто из-за географии.

— Всё ещё интереснее, чем мы думали!

— А что? Открываешь интернет, начинаешь читать китайское трудовое законодательство, составляешь трудовой договор сначала на русском языке, правишь его, пытаешься учесть все нюансы, а потом переводишь на китайский.

«Мы все в HR нынче эквилибристы»

Например, в Китае в первые 5 лет работы сотруднику положен отпуск до недели — от 3 до 7 дней. Только после 5 или 10 лет выслуги предоставляется полноценный двухнедельный отпуск. Представляете, как люди работают? Понятно, что мы придерживаемся в этой части традиционного подхода: тем сотрудникам, которых мы релоцируем в китайский офис, и новичкам, нанятым уже в Китае, мы даём полный отпуск, чтобы обеспечить равные условия для персонала.

— Вы упомянули, что у «Евросиба» сильный бренд работодателя, но, по сути, в Китае о компании, наверное, пока мало, кто знает?

— До 2014 года у нас было представительство в Китае. Так что «Евросиб» на китайском рынке — это не что-то совсем новое. В контейнерных перевозках в основном задействована молодежь. Возможно, да, они не в курсе, кто мы. Но Китайские железные дороги, с которыми у компании заключен договор о партнёрских отношениях, они, конечно, нас знают, это наш основной партнёр.

Люди уходят, потому что не понимают перспектив

— На чём делаете фокус в работе HR-подразделения сегодня?

— Самый главный — удержание персонала. Сейчас мы разрабатываем большое количество программ социальной направленности, уделяем много сил и времени процессу адаптации, переосмысливаем роль корпоративного портала, стараемся индексировать зарплату и индивидуально подходить к решению финансовых вопросов, потому что дефицит на рынке труда есть во всех отраслях, плюс — высокая миграция персонала, текучесть… Нам без фокуса на удержание никак.

— Про корпоративный портал — он был и раньше?

— Да, но в неактивном состоянии. Сейчас мы его наполняем всё больше и больше. В следующем году запустим дистанционное обучение, у сотрудников появятся личные кабинеты, будет проще контролировать и отслеживать программу адаптации новичков, которые дистанционно работают в разных городах от Москвы до Находки.

— А кто занимается вопросами адаптации?

— В транспортно-логистическом направлении классическая HR-структура, функции централизованы и объединены по функциональным направлениям: подбор и адаптация, кадровое администрирование, обучение и оценка персонала, организация и оплата труда. Адаптация запущена в отделе обучения, но она будет передана в команду подбора — это правильно, поскольку ребята делают только пребординг, а всё, что касается последующей профессиональной адаптации — этим должен заниматься, как раз, отдел обучения. Кстати, они помогают руководителям структурных подразделений и направлений записывать вебинары и видеокурсы для новых сотрудников.

«Мы все в HR нынче эквилибристы»

— Хотим спросить про линейных руководителей. Видим запрос от многих HR, что управленцы не верят в проблемы российского рынка труда, мол, это вы не тех приводите…

— Мне кажется, все уже протрезвели по этому поводу и адекватно оценивают то, что происходит. Например, ты не можешь две недели не давать обратную связь кандидату. Три дня — и ты уже опоздал. Поэтому мы стараемся, если провели встречу, и всё в порядке, то сразу готовим оффер. Наши рекрутеры в период пандемии придумали такую фишку: они записывают интервью в Zoom, направляют запись встречи руководителю, и он уже принимает решение. Таким образом мы упрощаем процесс и сокращаем количество этапов.

— Что ещё интересного делаете в направлении не только адаптации, но и обучения, развития сотрудников, линейного менеджмента?

— Во-первых, для назначения на руководящие позиции мы используем в 99% случаев наш кадровый резерв. То есть мы растим управленцев из своих сотрудников. Во-вторых, всем новичкам (особенно это важно для молодёжи) мы рассказываем об их перспективах в компании: какие изменения с ними ежегодно будут происходить, как они будут продвигаться по карьерной лестнице, как будет меняться их пакет с финансовой точки зрения. Человек должен понимать, что с ним будет через год, 2, 3, 10 лет. Есть люди, которые уходят не потому, что их не устраивает работа или зарплата, а потому, что они не видели своих перспектив в компании.

— Как работали в этом направлении?

— У нас есть первичные должности, на которые мы трудоустраиваем людей без опыта работы и обучаем их с нуля. Обычно это позиции, связанные с деловым документооборотом, оформлением сопроводительных документов по договору перевозки, выставлением счетов. Сотрудники, которые погружаются в этот процесс, со временем переходят на позиции, где нужно работать с подрядчиками, клиентами. Например, становятся менеджерами по продажам.

«Мы все в HR нынче эквилибристы»

Разность культур

— Вы упомянули про молодёжь, а что важно для более старшего поколения? Знаем, что в «Евросибе» есть немало сотрудников «серебряного возраста»?

— Молодежи в первую очередь должно быть интересно, именно поэтому наш отдел обучения периодически устраивает онлайн-мероприятия, проводит опросы, спортивные, развлекательные активности — мы пытаемся по-разному вовлекать их в корпоративную жизнь.

Что касается людей в возрасте, то с ними нужно разговаривать, уделять им время, использовать их опыт и знания. Они очень хорошие эксперты и наставники. Если от этого не отмахиваться, а учитывать, то всё складывается.

— То есть разность в поколениях всё-таки чувствуется?

— Я бы говорила о другом. Молодежь пришла в новое направление бизнеса — контейнерные перевозки. Это мультимодальный сервис, там нужно очень быстро ориентироваться, принимать решения, планировать логистические цепочки. Но у нас есть железнодорожники, которые работают в совсем другом направлении — оперировании, здесь сложилась более консервативная среда. Люди хотят работать стабильно, долго, с понятными задачами, с минимальной неопределенностью и ожидаемым результатом. Ты просто на этапе отбора понимаешь, какие люди в какое направление у тебя могут быть интегрированы.

— Не всегда, кстати, очевидно.

— Вопрос опыта, наверное. Когда ты долго работаешь в одной отрасли, начинаешь понимать нюансы. У меня был опыт работы в госкорпорации «Росатом». Там среда наукоемкая, интеллектуальная, где исторически сложились достаточно «нежные» отношения с учеными. И для сравнения — совсем другой уклад в РЖД, где я работала продолжительное время, там же совершенно другая культура. Это такая организация, где никто не обсуждает приказы, и люди привыкают к этому, они знают, что их могут поднять в любое время суток, вызвать на работу, потребовать предоставить полный отчет о состоянии дел..

— И ты обязан отчитаться по всем правилам!

— Тут уж как получится (улыбается). Поэтому, говоря о корпоративной культуре, можно сформулировать таким образом - отрасль накладывает определенную поведенческую культуру. Везде свои нюансы, которые HR точно нужно знать. Хотя соглашусь — люди изначально выбирают ту или иную профессию, исходя не только из профессиональных, но и психологических особенностей.

— Ирина, а как у вас в компании это проявляется?

— Давайте расскажу забавную историю. У нас был тренинг, который проходил в Нахимовском училище. Головной офис «Евросиба» находится рядом, поэтому у нас всегда были дружеские отношения с этим учебным заведением. В общем, мы арендовали актовый зал и когда пришли туда в первый раз, там висел очень большой плакат: «Единственный путь моряка — славный», Адмирал Нахимов. И наш тренер в пику добавил:

«Единственный путь железнодорожника — по рельсам».

Это я всё про разность менталитета. И вот сейчас у нас в компании разные менталитеты. Есть железнодорожники, которых я очень люблю. Они надёжные, чёткие, с ними чувствуешь себя стабильно и безопасно. Они не подведут. Вот вы каким видом транспорта больше любите перемещаться?

— Морской, потому что хочется на море! 🙂

— Ах, вот как! А я люблю железную дорогу. Я к тому, что разные категории персонала требуют разного подхода, и тут никуда от этого не денешься. Но всё равно есть общие вещи, которые работают для всех. Допустим, железнодорожники не будут играть с тобой в какой-то квест или искать сокровища по офису, а ребятам из контейнерных перевозок это интересно.

«Мы все в HR нынче эквилибристы»

HR-проекты с вызовом и нехватка глобального счастья

— Но помимо железнодорожников и перевозок в «Евросибе» есть ещё ИТ.

— Да, и сейчас мы, как раз, занимаемся трансформацией ИТ-подразделения. У нас давно существует собственный отдел разработки, но сейчас он фактически превращается в отдельную мини-компанию: сотрудники разрабатывают ПО как для собственных нужд, так и для открытого рынка. С ИТ всё очень непросто. Пожалуй, это вторая отрасль, где произошли серьезные изменения на рынке. Я имею в виду дистанционную работу, релокацию, и, конечно, очень существенно отличаются заработные платы в ИТ и в производстве.

— Но по аналитике рынка труда, и джоб-борды приводят цифры, выглядит так, как будто ситуация в ИТ выровнялась.

— Что значит выровнялась? Я, честно говоря, этого не почувствовала. Если ты раньше мог взять готового квалифицированного специалиста, он выходил и начинал работать, то сейчас ты думаешь: взять двух неопытных, но с меньшей зарплатой, либо одного опытного, но дорогого. Вот такая ситуация. Понятно, что люди на рынке труда есть, но они либо очень дорого стоят, либо они предпочитают только дистанционный режим работы. К сожалению, мы не всем сотрудникам ИТ-подразделения можем предоставить удалёнку, потому что бизнес-аналитики в принципе должны находиться бóльшую часть времени в офисе, они проводят интервью, формируют техническое задание, сверяют, и невозможно делать это в удалённом формате постоянно.

— Как выходите из положения?

— Как и все — поднимаем зарплаты и берём выпускников ИТМО, Политехнического университета, обучаем их уже внутри компании.

«Мы все в HR нынче эквилибристы»

— Ох, больная тема для HR — индексация зарплат!

— У нас это процесс ежеквартальный, мы точечно пересматриваем зарплаты, сверяемся с рынком.

— Как планируете выстраивать работу в будущем?

— Планы зависят от целей бизнеса. Сейчас компания развивается. У нас очень большие планы по наращиванию подвижного состава, увеличению парка вагонов, развитию транспортной инфраструктуры. Соответственно, увеличится численность персонала в следующие 3-5 лет. Нужно думать, где находить наших будущих сотрудников и как их привлекать. Все усилия направлены на это. Мы уже готовы к тому, чтобы запускать большие программы стажировок и приглашать студентов, начиная с 3 курса, на работу по гибкому графику. Пора быть в тренде.

— Нагрузка на HR будет расти, как будете справляться?

— Нагрузка и сейчас большая, я прихожу каждый день на работу к 8:00 и ухожу не раньше 19:00. Пока так. Всех в HR очень сильно перетряхнуло: пандемия, СВО, мобилизация — мы все нынче эквилибристы.

— А как не выгорать?

— Честно — я с этим ни разу не сталкивалась. У нас никто никого не заставляет работать до ночи, люди сами выбирают комфортный режим. Плюс — есть возможность остаться дома и поработать удалённо. Просто очень сильно возросла скорость принятия решений и многозадачность. Может быть, я не супербыстрый человек, и мне требуется больше времени, чтобы вникнуть в проблему и придумать её качественное решение. Возможно, кто-то может сделать это быстрее! (улыбается).

— Нам всем хочется делать всё быстрее и лучше, но реальность вносит свои коррективы. Тогда последний вопрос — чему учиться сегодня HR?

— Я бы не стала ограничиваться исключительно HR. Когда я начинала работать в управлении персоналом, на рынке было мало людей, владеющих инструментами и технологиями, а сейчас профессиональное HR-сообщество действительно профессиональное. Есть возможность быстро обучаться — есть курсы, конференции, вебинары. Кроме того, люди из нашей сферы легко делятся наработками, знаниями.

Возвращаясь к вопросу — мне хочется, чтобы люди в нашей стране чувствовали себя более счастливыми. И если HR может создать в компании такую атмосферу, то это дорогого стоит.

— Но вопрос из вопросов: несём ли мы ответственность за счастье сотрудников?

— Счастливые люди работают лучше. Мне кажется, в это направление необходимо вкладываться. Но в первую очередь стоит начать с себя — быть добрее, с чувством юмора относиться ко многим вещам, заниматься спортом, общаться с людьми и каждый день делать усилие, чтобы быть хоть чуть-чуть, но счастливее. Нам всем не хватает глобального счастья.

«Мы все в HR нынче эквилибристы»
22
Начать дискуссию