Мода на выгорание. Как решить проблему и что делать работодателям

Вместе с гештальт-терапевтом, экспертом по развитию команд в Beyond Taylor Романом Любимкиным разбираемся в том, почему важно распознать выгорание и как работодатель может помочь сотруднику сохранить свои ресурсы.

Мода на выгорание. Как решить проблему и что делать работодателям

Профессиональное выгорание больше не причуда молодого поколения, а официальное заболевание, которое внесено в Международную классификацию болезней. Выгорание на уровне физиологии – это перегрузка нервной системы от продолжительного и/или чрезмерного воздействия (раздражения). Когда «аккумулятор» не просто разрядился, а переразрядился настолько, что уже перестал заряжаться в обычных условиях. То есть, отдых уже не помогает восстановиться.

Для такого состояние характеры рассеянность, раздражительность, отсутствие мотивации, апатия, ангедония – снижение способности испытывать удовольствие. Отсутствие энергии и интенции на что-либо, что раньше зажигало и вдохновляло. Признаки очень близки к признакам депрессии. Но это более частная разновидность депрессии, когда причина в рабочей нагрузке.

Первый уровень саморегуляции – эмоциональное отреагирование. Если человек не позволяет себе эмоции, не выражает их, не может отрегулировать нагрузку через то, что понимает источники напряжения и усталости, то следом идет выгорание, психосоматика или психиатрия. Так или иначе организм остановит наносимый стрессом урон нервной системе.

Выгорание и правда недооценивают. В прошлом старшее поколение не испытывало такой большой информационной нагрузки. Для них выносливость и стойкость были важными качествами, необходимыми для успеха. Эмоциональная чувствительность не ценилась и не развивалась.

Мода на выгорание. Как решить проблему и что делать работодателям

В результате люди, которые обладают низкой чувствительностью и высокой устойчивостью к стрессу, стали ценить эти качества в себе и отрицать их противоположности. Они склонны оценивать других по своим собственным меркам. Также для старшего поколения конкуренция является важной ценностью. Они считают нормальным побеждать в ней и осуждают тех, кто не разделяет их взгляды.

Молодое поколение, зумеры, устроены иначе. Исследования Skillfactory и uForce показали, что они замечают первые признаки выгорания уже в течение года после начала работы. Это не является чем-то необычным, поскольку они выросли в другой среде, имеют другой стиль жизни и уровень чувствительности к себе, нагрузке, усталости, эмоциям и собственному состоянию. Поэтому появился тренд не на борьбу с выгоранием, а на качественную психологию и психотерапию. Ментальные проблемы признаются болезнями, которые требуют соответствующего подхода.

Как работодатели могут помочь

С 2022 года в Польше работники могут получить больничный лист по причине выгорания. В России такая возможность пока недоступна, поэтому вопрос остается в сфере взаимоотношений и ответственности между сотрудником и работодателем.

Лидерам компаний необходимо прокачивать эмоциональный интеллект, чувствительность к эмоциональной атмосфере, включенность и строить немного более личные отношения с сотрудниками, нежели сугубо функциональные на дистанции. Важно также пересмотреть свой взгляд на людей в компании. Человекоцентричный подход подразумевает, что сотрудники – это не просто функции или ресурсы. Все в компании должно строиться вокруг людей и для людей. Если прибыль возможна только путем выжигания человеческого ресурса, то это плохая прибыль и плохой бизнес, этим не стоит заниматься.

Мода на выгорание. Как решить проблему и что делать работодателям

В человекоцентричном бизнесе принято уделять внимание выгоранию. Для его профилактики нужно:

  • Создавать комфортные условия для работы и поддерживающую среду. Давать гибкий график работы и удалёнку, где это возможно; поощрять перерывы и отпуска, использовать программы ДМС с возможностью обращаться к психологам или нанять корпоративного психолога.
  • Четко ставить задачи и прояснять взаимные ожидания. Убедиться, что сотрудники понимают свою роль и обязанности; предоставлять регулярную обратную связь и поддержку. В клиентократии, которую внедряет Beyond Taylor, много внимания уделяется тому, чтобы сотрудник понимал смысл своей работы. Есть клиент, понятна ценность, которую каждый сотрудник дает клиенту. Есть полномочия и ресурсы, есть свобода внутри этого функционала – никто не диктует способы деятельности и достижения результата.
  • Уважать границы сотрудников. Избегать чрезмерных требований и переработок. Но мы исходим из того, что даже очень большие нагрузки можно выдерживать, если видишь в этом смысл.
  • Поощрять сотрудников заботиться о своем физическом и психическом здоровье.
  • Давать day off, оплачиваемые отгулы и отпуска. Кстати, отпуск поможет в борьбе с выгоранием, если уходить вовремя. И важно не только менять вид деятельности, но и уделять время “ничегонеделанию” – отдыху без впечатлений, без принятия решений, без коммуникативной нагрузки. А еще отреагирование тех эмоций, которые были заблокированы и которые нельзя было почувствовать и выразить на работе.

Сотрудники, которые чувствуют заботу со стороны компании и понимают ее цели, готовы вкладывать больше сил в работу с клиентами и в долгосрочной перспективе становятся более продуктивными. Поэтому важно развивать человекоцентричный подход в бизнесе, и тогда разговоров о выгорании среди сотрудников будет меньше.

А что вы думаете об этом?

77
11
1 комментарий

Это хорошо, что мы не в Японии, там с выгоранием вообще ужас

1
Ответить