Год без машины

Директор по развитию агентства Rush Agency Владимир Бутов подсчитал экономию от перехода с личного автомобиля на такси.

Владимир Бутов

Вводная: я купил новую Toyota Camry 2,5 XV50 в топовой комплектации за 1 259 000 рублей в апреле 2012 года в «Тойота Цент Битца». Ровно год назад — 31 июля 2016 года — я продал её за 999 999 рублей, однако ездить на ней я перестал с конца 2015 года, что говорит об обдуманном за восемь месяцев и выверенном жизнью решении.

Все расчеты в тексте будут приведены по «американской модели» и даже не на год, а сразу на три. Я буду применять аббревиатуру ЗТГ (за три года).

Субъективные факторы:

  • В конце 2014 года доллар по отношению к рублю вырос — как и стоимость авто (я «сохранил» при продаже около 100 тысяч рублей).
  • До работы мне ехать девять километров — и 50% из них на дороге есть «А»-полоса (чуть позже об этом важном для вашей жизни факторе).
  • В семье есть ещё одна машина — и меня частенько подкидывают до середины пути.
  • Чтобы доехать до работы, нужно сменить не менее двух видов общественного транспорта.
  • Своей дачи у меня нет и не будет.
  • У офиса — платная городская парковка с декабря 2015 года. Стоит 40 рублей в час.

На что можно потратить деньги, если не на машину

При условии, что вы не знаете, что такое веб-разработка, SEO, торговля оружием, эфир, биткоины, прочие криптовалюты, и если для вас самый доступный инвестиционный ход на 12 месяцев — это вклад в банке N под 6% годовых, — то вы смело можете рассчитывать на доходность в 5000 рублей в месяц.

Пока что просто запомните это число, в конце пригодится.

Иногда я беру машину жены, но из-за того, что по «А»-полосе уже слишком дорого ехать под камерами, еду как все — на 12 минут дольше (17 280 минут за три года).

Пауза. Сдвинутые брови. Вопросы. Ответ: да, это 12 минут (дальше без «мин») в одну сторону, 24 минуты туда и обратно в день, 480 минут за 20 рабочих дней в месяц, 5760 минут в год и 17 280 минут за три года. За три года ты просрал 288 часов или 12 суток жизни, а у тебя, дорогой мой хороший ровесник-читатель, осталось 10 950 дней до «финиша».

Как привыкал

За восемь лет стажа я откатал больше 150 тысяч километров и первое время, когда садился в такси, нервничал.

Во-первых, когда я «за баранкой» сам, я чуть спокойнее себя ощущаю. Первое время я постоянно смотрел с пассажирского по зеркалам, на светофоры, «помехи справа» и да — вы меня поймёте, — давил на «воображаемые» педали вместе с водителем, когда требовалось экстренное торможение.

Во-вторых, когда тебя везут, чувствуешь себя довольно неловко. Ну как-то это по-дворянски, а я родом из деревни Фили.

В-третьих, на начальном этапе, не зная всех цифр, я переживал, что трачу много и лучше бы фруктов побольше на рынке купил.

Лайфхаки

Прогулявшись после работы от офиса 700 метров к следующему кварталу, можно получить экономию в 50–70 рублей. Также есть определённые зоны, поездки из которых стоят дешевле. Стоит попробовать выбрать дом через дорогу от вас, и цена может приятно удивить.

Привязав банковскую карту, получите экономию в 15% (на изображении снизу зачеркнута старая цена при переходе от способа оплаты «наличные» к пластику).

При заказе по тарифу «Эконом» один раз из пяти приезжает комфортная Skoda Octavia, а цена остается «экономной». Ford S-Max я вызываю, когда надо погрузить два велосипеда в багажник и отправиться на велопарад в центр города из Чертаново за 600 рублей. До дачи друзей — 2300 рублей, а Toyota Land Cruiser стоит 3,7 млн рублей.

Стоимость поездок

До работы — 239 рублей в одну сторону; если жена подкинет по пути, то остаток на такси — вообще 118 рублей до агентства. Итого затрат за 22 рабочих дня — от 7854 рублей до 10 516 рублей.

С весны 2017 года Uber и «Яндекс.Такси» ввели фиксированные ставки, а это значит, что вы заранее знаете, во сколько обойдётся поездка. Конечно, это повлекло ряд изменений: да, стало дешевле даже, но в то же время:

  • водители перестали заезжать в самую глубь твоего двора, чтобы потом ещё пять минут из него выезжать — уже по счётчику;
  • раньше пропускали каждого включившего перед вами поворотник, останавливались на все мигающие зелёные и пропускали всех кошек по зебре, теперь: «Извините, спешим»;
  • скорость поездки подросла с КоАП-овских 60 км/ч до допустимых безнаказанных 79 км/ч;
  • лежачие полицейские теперь как будто стали пониже и ощущения, что вы на Ferrari перекатываетесь по ним на скорости в 2 км/ч, уже нет;
  • теперь в поездке вы смотрите в окно или в книгу — а не на счётчик, нервно покусывая губы;
  • водитель явно будет бурчать или влепит вам плохую оценку за оплату 69 рублей за дорогу от метро до офиса.

Стоимость обслуживания машины

Любители считать, что машина — это бензин, вы просто дети. Смотрим таблицу:

Стали замечать, что в выходные дни, уже не испытывая панической атаки и ассоциативного мышления «такси — это дорого», мы стали пользоваться машинами с шашечками, чтобы пропустить по рюмашечке. Или даже пойти погулять в парк Горького, в который однажды я только пытался заехать 57 минут на парковку.

Мысли вслух

Я, конечно, тот ещё сторонник всемирного заговора, но так много этих «А»-полос нарисовали (а если смотреть вдоль Ленинского проспекта, например, то увидите на 2–3 автобуса 15–20 жёлтеньких такси) и такие широкие тротуары стали в ЦАО и «выжившие» парковки по 200 рублей/час, что, кажется нас пересаживают на такси.

В итоге

Затраты в месяц на «жёлтые номера» — 9000 рублей. Доходность от вклада — 5000 рублей. Чистый расход — 4000 рублей в месяц или 144 тысяч рублей за три года (это на 72 тысячи рублей меньше, чем только расходы на бензин для личного авто).

В целом математика такая: 1 001 000 - 144 000 = 857 000 рублей за три года. Это и есть «выгода» от личного авто, ещё и без каско, а с ним кредит. Расход — 1 448 000 рублей за три года или 482 666 рублей в год.

«Да мне до работы 30 километров, да у меня дача, да ну эти солярисы, да и мульта у меня в банке нет». Окей, 482 666 рублей / 12 месяцев + 5000 рублей = 45 222 рублей — это сумма, которую вы уже потеряли, купив автомобиль.

Теперь посмотрим, как их конвертировать в поездки на такси: 45 222 рублей / 44 поездки в месяц (с и на работу) = 1027 рублей за одну поездку, а это от Ясенево до Бабушкинской — 39 км (замер производился в воскресный вечер, но идею вы поняли), и ещё останется время заскочить в магазин на 5–10 минут.

0
416 комментариев
Написать комментарий...
Ярослав Куликовских

Тема близка - при переезде в Москву 3 года назад, сделал такой расчет, как автор и продал личный автомобиль. на сэкономленные деньги снял квартиру в 5 минутах от работы и был счастлив. Ровно до того момента, как офис переехал, и переехал туда, где сэкономленных от владения автомобилем денег хватит разве что на конуру. А еще обзавёлся друзьями и возможностью загородного (в Москве, хе-хе) отдыха. В это время рынок такси сильно колбасило и вот на вызов в гетт в 9/10 случаях приезжают не новенькие гэлэкси, а ушатанные рио (я кстати, не верю, что автор после Камри вообще может в них ездить, заднюю подвеску туда забыли поставить) с условным джамшутом за рулём. Но джамшут тоже хочет кушать и в 2015-2016 годах, что убер, что гетт активно дорожали.
Так вот зимой 2016, по пробкам до работы было не добраться - вечные ожидания, "нет свободных такси" в гетт и "х2.0" в убер. Экономия на такси относительно моей проданной трехлетки становилась все более эфемерной, а чувство дискомфорта преследовало каждую поездку. Аккуратных водителей в убер и сейчас можно пересчитать по пальцам. Главное - каждая поездка с такси становитсч дилеммой - "А стоит ли мне ехать, или посидеть дома, сэкономив только за этот вечер около тысячи?". Ах, да, загородный отдых становится непозволительной роскошью, а перевозка каких либо крупных вещей - испытанием. Ну и вишенка - вечные звонки и попытки объяснить плохо понимающим водителям как добраться до того места, где ты находишься.
Ровно через три года проживания в столице, понрмая все риски и неудобства приобрел 7ми летний автомобиль и радуюсь как ребенок.
Кейс автора для большинства бесполезен - в семье две машины, причем его автомобиль приемущественно использовался только для работы.
Рынок расставил все по местам - сегодня эконом гетт и убера - это те же бомбилы, но не на классике, а на Киа Рио (схожий комфорт), неохотно включающие кондиционер и дурно пахнущее после 14-ти часовой смены. Такси, пригодное на замену личному авто - это уже убер блек, и гетт бизнес. Никакой экономии не получится.
Да, Собянин и ко. со всех сил изживают автомобили москвичей, но с таким же успехом они могут ( и таки ведут!) войну против самих москвичей. Не видел я ни одного московского чиновника, передвигающегося на Автобусе по выделенке :)

К сожалению, на сегодняшний день отказаться от такси, человеку ведущему активный образ жизни (ежедневные поездки куда-нибудь, кроме работы) и не имеющему суммы около 70.000 р/мес. на транспорт - утопия.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Major

Это не "собянин и ко", а это - мировая практика. Почитайте урбанистов. И Россия в стороне не останется. Москва уже аналогичную историю проходила в 30-х. Тогда запустили московское метро.
======
Экономия достигается наилучшим образом там, где она масштабируется. Облуживание личного авто, которое используется 3-5 % времени очень дорогое удовольствие - ручная работа прям. Иными словами, большие издержки. Автопром уже давно переходит к получению прибыли не из продажи авто, а из сервиса и продажи компонентов (которых всё больше в авто). Вывод: Автопроизводителям будет выгодно продавать авто таксомоторным гигантам минимизирующим издержки владения авто.
НО пока, россияне еще не пресытились личным авто. Пока...

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Куликовских

Не спорю с мировой парктикой. Лет через 15-20 в Москве не будет альетративы такси, а попытки купить личный автомобиль будут восприниматься с пальцем у виска. Не будет больше ленинградки на 18 или сколько там полос, а в шаговой доступности от любого нового квартала будет парк. Передвигаться пешком будет легко и приятно - никакого шума от электромобилей, скользящих там, где еще недавно было 12-ти полосное шумное садовое кольцо, а будет - замкнутый парк. Общественный транспорт будет приходить с точностью до секунды, да и сами секунды вот они - на табло на каждой остановке. Те же, ктотпо обеспеченнее будут просто вызывать беспилотный кэб и за низкий тариф (ведь самое дорогое - водитель) будут добираться до офиса.
Пробоема, что за тот год, о котором пишет автор всего этого нет. А есть вечные ожидания на морозе ч мокрым снегом, когда ты даже не можешь вызвать такси - телефон не отзывается на мокрые руки, а когда вызвал понял, что по пробкам такси будет ехать еще минут 30, а потом - стоять в обратном направлении 40, за которые платить тебе.
Урабнистов не читал, но не думаю, что проблема того, что водитель ну просто не может ехать прямо, а зачем то виляет рулём налево-направо - это проблема из указанной области.
Еще раз: статья о проведенном автором годе без автомобиля, а не о будущем больших городов.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Major

Так будущее уже пришло в нашу жизнь. Ментальность людей только пока за ним не поспевает. Статья автора и комментарии к ней её критиков закрепили вывод: нецелесообразно иметь для семьи второе авто в крупных городах. Ещё каких-то 3-4 года назад это было крайне футуристическая точка зрения.

Ответить
Развернуть ветку
413 комментариев
Раскрывать всегда