Директор по свежести: как мы создали сервис контроля поставок экзотических фруктов

От запроса на IoT-трекер до создания системы контроля за цепочкой поставок: рассказываем, как помогли клиенту оцифровать процесс поставок и внедрить мониторинг свежести манго и авокадо из Африки и Южной Америки на полки магазинов в России.

Директор по свежести: как мы создали сервис контроля поставок экзотических фруктов

Мы помогли клиенту — компании Frootix — сделать корпоративный сервис VYADUK — цифровой мост данных между поставщиками и ритейлерами экзотических фруктов. Система помогает контролировать качество поставок, наблюдает за перевозкой товара в контейнерах по морю, мониторит условия на складе в реальном времени и предоставляет всю информацию участникам этого процесса.

Содержание кейса

Клиент: провайдер услуг в сфере логистики и обслуживания поставок фруктов

Для разработки сервиса VYADUK к нам обратились владельцы компании Frootix. Они давно ведут бизнес в России и накопили большую экспертизу в поставках скоропортящихся товаров из Перу, Таиланда, Египта и других стран. Это и привело их к идее создания нового сервиса, который поможет облегчить боли индустрии.

Frootix привозят экзотические фрукты от зарубежных экспортеров крупным российским ритейлерам: «Ленте», «Самокату», X5 Group, «Ашану» и другим.

Главная проблема: нет прозрачности при транспортировке

Время — враг скоропортящейся отрасли, поскольку каждое звено в цепочке поставок несёт уникальные риски для финансового успеха каждой сделки. Например, тонна авокадо может оказаться бракованной, а высокая стоимость страховки «съест» маржинальность бизнеса.

Высокий риск брака по прибытии партии на склад

Заказывая партию фруктов, поставщик или получатель делают это «вслепую» — они не могут заранее знать о их качестве. Контейнеры с товаром перевозят по морю несколько недель или даже месяцев. При комплектации или во время транспортировки кто-то может допустить ошибку и нарушить условия хранения. Тогда фрукты будут испорчены: дозреют раньше времени или перезреют и начнут гнить.

Получается, что до момента открытия на складе контейнер — это чёрный ящик. Ни сервис-провайдер, ни конечный получатель не знают, что внутри. Это влечёт за собой риск больших финансовых потерь для всех участников цепочки и значительно увеличивает размер страховых премий и административных расходов при оформлении поставки.

Даже 10% брака в одном контейнере — это 2–2,5 тонны испорченных фруктов.

Коммуникация с конечным клиентом

Контроль качества поступившей партии и её дальнейшее хранение до передачи ритейлеру — это главные задачи Frootix. Поэтому постоянный сбор и передача актуальных данных о состоянии фруктов и сроках доставки — это критически важный компонент бизнес-операций.

Ранее сбор, подготовка и отправка отчётов отнимали много времени, а весь процесс был не очень удобным и информативным — всё велось вручную. Поэтому ещё до старта работы над проектом клиент хотел разработать сервис, который будет автоматически формировать отчёты о качестве каждой партии. Разумеется, с приятным визуалом и мощной инфографикой.

Этапы работы: оцифровать весь процесс поставки — от отгрузки за границей до доставки на склад и отправки в логистический центр

Мы помогли всё проанализировать, исследовать предметную область бизнеса — и решили разработать систему для удобного сбора и анализа данных по всей цепочке. Это стало основой для проектирования и разработки системы VYADUK.

После исследования мы разработали дизайн и спроектировали первую версию платформы. Когда всё было готово, интегрировали получившийся продукт с собственными «умными» устройствами на складе.

За время работы над проектом концепция системы несколько раз эволюционировала. Первая версия предполагала полноценную систему управления складом только для одной группы пользователей – его администраторов.

В следующих итерациях изменилась бизнес-модель продукта и его позиционирование как системы. Сервис 2.0 должен был помочь прозрачному сотрудничеству между всеми заинтересованными сторонами в цепочке поставок.

Поэтому во второй версии мы отказались от части элементов управления складом, но разработали функциональность более гибкого мониторинга условий перевозки. Там же появилась опция проведения приёмки партии и контроля качества в соответствии с международными стандартами и отчётность со всей инфографикой и фотографиями для конечного клиента.

VYADUK: как всё устроено

Система доступна на двух языках: русском и английском. Сейчас есть две категории пользователей системы:

  1. Ритейлеры могут просматривать профили своих заказов с момента их создания, знакомиться с документацией, проверять доступность датчиков. После проведения контроля качества они получают полный отчёт о прибывшей поставке: сколько тонн манго приехало на склад, какое у них качество, были ли проблемы при перевозке.

  2. Сотрудники склада и менеджеры Frootix могут создавать и редактировать профили заказов и следить за параметрами на складе — не слишком ли высокая температура в комнате дозревания фруктов, достаточная ли влажность в контейнере с авокадо и т. д.

Отслеживание состояния контейнера

Для мониторинга состояния используется трекер, который собирает данные об условиях внутри контейнера.

Процесс устроен так: трекер укладывается в один из контейнеров на паллетах. Он работает по соединению GSM, то есть данные передаются только там, где есть связь, — в портовых зонах или на суше. В приложении будет виден статус контейнера: покинул порт отправления, прибыл в пункт назначения, едет на склад.

Женя Ерин, СЕО red_mad_robot Томск

Если условия хранения нарушаются или, например, контейнер задерживается на таможне три дня вместо запланированных двух, пользователи получат уведомление в приложении. В перспективе это создаст массив данных для предиктивной аналитики и поможет гарантировать, что качественный товар приедет вовремя.

Мы выбрали готовый трекер, который позволял интегрироваться по API с сервером, на котором хранится информация с датчиков, и использовать эти данные в нашей системе.

Для развития продукта мы думаем про разработку собственного трекера под потребности сервиса.

<i>Трекер</i>
Трекер

Датчики собирают информацию и передают её на сервер. VYADUK через интеграцию получает нужную информацию о температуре, влажности и освещённости внутри контейнера по каждому сенсору, а также данные о его местонахождении.

Оцифровка данных по контейнерам

Добавлять заказы на поставки товаров довольно просто и интуитивно понятно — везде есть необходимые пояснения, доступные на русском и английском.

<i>Склад Frootix</i>
Склад Frootix

Как только контейнер отправлен в путь, а поставщик прислал документы, пользователь вводит в систему нужные параметры, заполняет всю информацию о товаре и паллетах и прикрепляет все документы. Таким образом, и Frootix, и его клиенты имеют доступ ко всей необходимой документации сразу же после отправки контейнера.

По прибытии его на склад обязательно проводят приёмку груза и входной контроль качества товара. Контейнер осматривают на наличие повреждений и нарушений условий перевозки, проверяют комплектность документации. Затем работники разгружают паллеты, взвешивают и проводят диагностику — не повреждены ли паллеты и коробки в них.

Вся эта информация попадает в систему в момент осмотра. Когда партия прибыла на склад, сотрудники запускают для неё сессию приёмки. А затем пошагово указывают данные контейнера и каждой паллеты внутри него, прикрепляя фотографии процесса.

Перед нашей командой стояла задача сделать самый яркий и информативный отчёт на рынке. Обычно такие отчёты формируются в текстовых и табличных редакторах. Часто тот, кто знакомится с документом, должен потратить много времени на поиск нужной информации. С этой задачей мы успешно справились: вывели самые важные показатели в инфографику на первых страницах отчёта, а все детали структурировали и разместили в следующих разделах. Теперь менеджеры Frootix и их клиенты могут ознакомиться с отчётом по каждой партии товара.

Даша Новодон, архитектор проекта
<p><i>Пример отчёта в VYADUK</i></p>

Пример отчёта в VYADUK

Мониторинг условий хранения на складе

Мы разработали 3D-модель склада для наблюдения за параметрами в каждом отдельном хранилище, включая комнату для дозревания фруктов. Для этого интегрировали систему девайсов «умного» дома нашего партнёра Livicom и адаптировали их под склад.

«Умный» склад Frootix мы развернули буквально за пару часов, ещё четыре недели ушло на интеграцию системы Livicom с нашим сервисом. Датчики автономные, работают на батарейках продолжительное количество времени. Монтировали эту систему мы самостоятельно, без привлечения сторонних специалистов.

Женя Ерин, СЕО red_mad_robot Томск

Здесь учитываются те же параметры, что и в контейнерах при перевозке, — температура и влажность. Дополнительно мы установили датчики открытия дверей и ввели систему уведомлений о неправильных параметрах. Например, когда температура в хранилище выше, чем должна быть, работник склада получает уведомление и сразу решает проблему.

В перспективе Frootix планирует передавать последним данные VYADUK, чтобы они могли управлять своими рисками по компенсации страховых случаев. Это поможет снизить размер страховых премий и финансовые издержки.

Не отказываемся мы и от полной автоматизации управления складом. Здесь вполне возможна интеграция VYADUK с уже готовым решением для управления остатками и местоположением паллет на складе.

Но самая главная цель Frootix — создать продукт, который сделает индустрию предсказуемой для всех её участников, и установить новый мировой стандарт использования данных в области мониторинга качества скоропортящихся фруктов и эффективности цепочки поставок.

За полгода нам удалось перевести обмен информацией между Frootix и их контрагентами. Раньше искать нужные данные было неудобно, постоянно приходилось обращаться к архивам и тратить время на поиски. Сейчас, когда все данные хранятся в VYADUK, поиск информации занимает меньше минуты. Сотрудники всегда знают, где находится контейнер, который был отправлен позавчера, какие в нём температура и влажность.

Ваня Марцинкевич, Head of PMO red_mad_robot Томск

Один из наиболее впечатляющих аспектов работы с командой IoT-разработчиков red_mad_robot – это глубина исследования, которое она провела в наших операционных бизнес-процессах, чтобы полностью понять цели и определить, как лучше всего применить технологию для достижения оптимальных результатов.

Николя Мёбель и Фрейзер Лоусон, владельцы компании Frootix

Итоги

  1. Помогли цифровизовать реальный живой бизнес. Сотрудники складов встречают грузы с планшетами в руках, и весь процесс приёмки и контроля качества оцифрован.

  2. Дали возможность настроить систему мониторинга условий перевозки под каждый отдельно взятый заказ.

  3. Визуализировали данные по заказам и дали доступ к информации клиентам. Благодаря такой прозрачности Frootix уже могут привлечь большее количество клиентов.

  4. Реализовали возможность в реальном времени наблюдать за условиями на складе и отслеживать условия перевозки товара в морских контейнерах.

Над материалом работали:

  • текст — Вика Солодкова,
  • редактор — Виталик Балашов,
  • иллюстрации — Юля Ефимова.

Если было интересно читать то, что сгенерировали наши нейросети, посмотри также кейс о том, как и почему покупают люди нового времени.

А чтобы ничего не пропустить, следи за развитием цифры вместе с нами:

Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖

2929
13 комментариев

Такая крутая статья и всего 3 комментария, ну что за сайт. Очень интересный кейс.

3

Комментарий удалён модератором

Вот как человеку прям хочется сказать спасибо, потому что ещё 10 лет назад даже в МСК манго и авокадо - это что то на богатом было

3

Отличное решение. Тоже смотрел в эту сторону. Трекер точно вам могу сделать свой. Спросил знакомого фемера где видит проблемы. Ответ - россиские сети жульничают и оформляют в сговоре пониженное качество при приемке фуры. Ехать из африки и разбираться на месте накладно. Как решаете реально проблему ?

Я работал аналитиком на этом проекте.
Вопрос очень хороший и компании Frootix уже намечены планы, как работать с приёмкой груза на таможенных пунктах, используя Vyaduk.

Пока всю приёмку осуществляют независимые сюрвейерские компании. Сюрвейер обязан подтверждать сою оценку качества груза прикреплёнными фотографиями и показателями оценки качества с приборов (пенетратор, рефрактометр). Сюрвейерский отчёт крепится в системе одним документом. Далее груз будет оценён на конечном складе, где специалист качества сможет подтвердить или опровергнуть оценку, а клиент и страховая компания получат полный отчёт об истинном пути груза.

4

но это похоже на правду, но я думаю тут не скажут как решают этот вопрос