Директор по свежести: как мы создали сервис контроля поставок экзотических фруктов
От запроса на IoT-трекер до создания системы контроля за цепочкой поставок: рассказываем, как помогли клиенту оцифровать процесс поставок и внедрить мониторинг свежести манго и авокадо из Африки и Южной Америки на полки магазинов в России.
Мы помогли клиенту — компании Frootix — сделать корпоративный сервис VYADUK — цифровой мост данных между поставщиками и ритейлерами экзотических фруктов. Система помогает контролировать качество поставок, наблюдает за перевозкой товара в контейнерах по морю, мониторит условия на складе в реальном времени и предоставляет всю информацию участникам этого процесса.
Содержание кейса
Клиент: провайдер услуг в сфере логистики и обслуживания поставок фруктов
Для разработки сервиса VYADUK к нам обратились владельцы компании Frootix. Они давно ведут бизнес в России и накопили большую экспертизу в поставках скоропортящихся товаров из Перу, Таиланда, Египта и других стран. Это и привело их к идее создания нового сервиса, который поможет облегчить боли индустрии.
Frootix привозят экзотические фрукты от зарубежных экспортеров крупным российским ритейлерам: «Ленте», «Самокату», X5 Group, «Ашану» и другим.
Главная проблема: нет прозрачности при транспортировке
Время — враг скоропортящейся отрасли, поскольку каждое звено в цепочке поставок несёт уникальные риски для финансового успеха каждой сделки. Например, тонна авокадо может оказаться бракованной, а высокая стоимость страховки «съест» маржинальность бизнеса.
Высокий риск брака по прибытии партии на склад
Заказывая партию фруктов, поставщик или получатель делают это «вслепую» — они не могут заранее знать о их качестве. Контейнеры с товаром перевозят по морю несколько недель или даже месяцев. При комплектации или во время транспортировки кто-то может допустить ошибку и нарушить условия хранения. Тогда фрукты будут испорчены: дозреют раньше времени или перезреют и начнут гнить.
Получается, что до момента открытия на складе контейнер — это чёрный ящик. Ни сервис-провайдер, ни конечный получатель не знают, что внутри. Это влечёт за собой риск больших финансовых потерь для всех участников цепочки и значительно увеличивает размер страховых премий и административных расходов при оформлении поставки.
Коммуникация с конечным клиентом
Контроль качества поступившей партии и её дальнейшее хранение до передачи ритейлеру — это главные задачи Frootix. Поэтому постоянный сбор и передача актуальных данных о состоянии фруктов и сроках доставки — это критически важный компонент бизнес-операций.
Ранее сбор, подготовка и отправка отчётов отнимали много времени, а весь процесс был не очень удобным и информативным — всё велось вручную. Поэтому ещё до старта работы над проектом клиент хотел разработать сервис, который будет автоматически формировать отчёты о качестве каждой партии. Разумеется, с приятным визуалом и мощной инфографикой.
Этапы работы: оцифровать весь процесс поставки — от отгрузки за границей до доставки на склад и отправки в логистический центр
Мы помогли всё проанализировать, исследовать предметную область бизнеса — и решили разработать систему для удобного сбора и анализа данных по всей цепочке. Это стало основой для проектирования и разработки системы VYADUK.
После исследования мы разработали дизайн и спроектировали первую версию платформы. Когда всё было готово, интегрировали получившийся продукт с собственными «умными» устройствами на складе.
За время работы над проектом концепция системы несколько раз эволюционировала. Первая версия предполагала полноценную систему управления складом только для одной группы пользователей – его администраторов.
В следующих итерациях изменилась бизнес-модель продукта и его позиционирование как системы. Сервис 2.0 должен был помочь прозрачному сотрудничеству между всеми заинтересованными сторонами в цепочке поставок.
Поэтому во второй версии мы отказались от части элементов управления складом, но разработали функциональность более гибкого мониторинга условий перевозки. Там же появилась опция проведения приёмки партии и контроля качества в соответствии с международными стандартами и отчётность со всей инфографикой и фотографиями для конечного клиента.
VYADUK: как всё устроено
Система доступна на двух языках: русском и английском. Сейчас есть две категории пользователей системы:
Ритейлеры могут просматривать профили своих заказов с момента их создания, знакомиться с документацией, проверять доступность датчиков. После проведения контроля качества они получают полный отчёт о прибывшей поставке: сколько тонн манго приехало на склад, какое у них качество, были ли проблемы при перевозке.
Сотрудники склада и менеджеры Frootix могут создавать и редактировать профили заказов и следить за параметрами на складе — не слишком ли высокая температура в комнате дозревания фруктов, достаточная ли влажность в контейнере с авокадо и т. д.
Отслеживание состояния контейнера
Для мониторинга состояния используется трекер, который собирает данные об условиях внутри контейнера.
Если условия хранения нарушаются или, например, контейнер задерживается на таможне три дня вместо запланированных двух, пользователи получат уведомление в приложении. В перспективе это создаст массив данных для предиктивной аналитики и поможет гарантировать, что качественный товар приедет вовремя.
Мы выбрали готовый трекер, который позволял интегрироваться по API с сервером, на котором хранится информация с датчиков, и использовать эти данные в нашей системе.
Для развития продукта мы думаем про разработку собственного трекера под потребности сервиса.
Датчики собирают информацию и передают её на сервер. VYADUK через интеграцию получает нужную информацию о температуре, влажности и освещённости внутри контейнера по каждому сенсору, а также данные о его местонахождении.
Оцифровка данных по контейнерам
Добавлять заказы на поставки товаров довольно просто и интуитивно понятно — везде есть необходимые пояснения, доступные на русском и английском.
Как только контейнер отправлен в путь, а поставщик прислал документы, пользователь вводит в систему нужные параметры, заполняет всю информацию о товаре и паллетах и прикрепляет все документы. Таким образом, и Frootix, и его клиенты имеют доступ ко всей необходимой документации сразу же после отправки контейнера.
По прибытии его на склад обязательно проводят приёмку груза и входной контроль качества товара. Контейнер осматривают на наличие повреждений и нарушений условий перевозки, проверяют комплектность документации. Затем работники разгружают паллеты, взвешивают и проводят диагностику — не повреждены ли паллеты и коробки в них.
Вся эта информация попадает в систему в момент осмотра. Когда партия прибыла на склад, сотрудники запускают для неё сессию приёмки. А затем пошагово указывают данные контейнера и каждой паллеты внутри него, прикрепляя фотографии процесса.
Мониторинг условий хранения на складе
Мы разработали 3D-модель склада для наблюдения за параметрами в каждом отдельном хранилище, включая комнату для дозревания фруктов. Для этого интегрировали систему девайсов «умного» дома нашего партнёра Livicom и адаптировали их под склад.
Здесь учитываются те же параметры, что и в контейнерах при перевозке, — температура и влажность. Дополнительно мы установили датчики открытия дверей и ввели систему уведомлений о неправильных параметрах. Например, когда температура в хранилище выше, чем должна быть, работник склада получает уведомление и сразу решает проблему.
В перспективе Frootix планирует передавать последним данные VYADUK, чтобы они могли управлять своими рисками по компенсации страховых случаев. Это поможет снизить размер страховых премий и финансовые издержки.
Не отказываемся мы и от полной автоматизации управления складом. Здесь вполне возможна интеграция VYADUK с уже готовым решением для управления остатками и местоположением паллет на складе.
Но самая главная цель Frootix — создать продукт, который сделает индустрию предсказуемой для всех её участников, и установить новый мировой стандарт использования данных в области мониторинга качества скоропортящихся фруктов и эффективности цепочки поставок.
Итоги
Помогли цифровизовать реальный живой бизнес. Сотрудники складов встречают грузы с планшетами в руках, и весь процесс приёмки и контроля качества оцифрован.
Дали возможность настроить систему мониторинга условий перевозки под каждый отдельно взятый заказ.
Визуализировали данные по заказам и дали доступ к информации клиентам. Благодаря такой прозрачности Frootix уже могут привлечь большее количество клиентов.
Реализовали возможность в реальном времени наблюдать за условиями на складе и отслеживать условия перевозки товара в морских контейнерах.
Над материалом работали:
- текст — Вика Солодкова,
- редактор — Виталик Балашов,
- иллюстрации — Юля Ефимова.
Если было интересно читать то, что сгенерировали наши нейросети, посмотри также кейс о том, как и почему покупают люди нового времени.
А чтобы ничего не пропустить, следи за развитием цифры вместе с нами:
Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖
Такая крутая статья и всего 3 комментария, ну что за сайт. Очень интересный кейс.
Дайте разогнаться статье, ну чего же вы) А кейс и правда годный)
какие вы позитивные, я словно не на vc нахожусь
Вот как человеку прям хочется сказать спасибо, потому что ещё 10 лет назад даже в МСК манго и авокадо - это что то на богатом было
Отличное решение. Тоже смотрел в эту сторону. Трекер точно вам могу сделать свой. Спросил знакомого фемера где видит проблемы. Ответ - россиские сети жульничают и оформляют в сговоре пониженное качество при приемке фуры. Ехать из африки и разбираться на месте накладно. Как решаете реально проблему ?
Я работал аналитиком на этом проекте.
Вопрос очень хороший и компании Frootix уже намечены планы, как работать с приёмкой груза на таможенных пунктах, используя Vyaduk.
Пока всю приёмку осуществляют независимые сюрвейерские компании. Сюрвейер обязан подтверждать сою оценку качества груза прикреплёнными фотографиями и показателями оценки качества с приборов (пенетратор, рефрактометр). Сюрвейерский отчёт крепится в системе одним документом. Далее груз будет оценён на конечном складе, где специалист качества сможет подтвердить или опровергнуть оценку, а клиент и страховая компания получат полный отчёт об истинном пути груза.
Миш, правильно понимаю, что, в целом, текущая аналитика может дать пониманию, что, например, вот эта тонна ну никак не могла испортиться в пути, и значит что-то на этапе приемки пошло не так?
Да, если в пути состояние окружающей среды (температуры и влажности) были в норме, то стоит проверять либо сторону экспортёра (у них есть данные о сборе урожая и состояния фруктов на момент упаковки), либо смотреть по отчётам сюрвейеров, что происходило с грузом, на каком этапе и искать причину повреждения.
Пока проблемы зафиксированы на конечных складах и проходят под девизом надо быстро или все протухнет. В детали этой практики я не вникал, но репутация сетей рф подорвана и нужна более внятная методика ее восстановления и поддержания.
В том и дело, что благодаря Vyaduk становится понятно, на каком этапе, по какой причине товар стал испорчен и кого за это винить. А контроль качества на складе не сможет занизить качество, так как также предоставляет полный отчёт, который в конечном счёте виден всем участникам: экспортёру, клиенту, страховой.
Хорошо. Только и сейчас есть и отчет и страховая. И все все видят. И продолжают дурить. Нужны, конечно детали и независимый стресс тест вашего метода
но это похоже на правду, но я думаю тут не скажут как решают этот вопрос
Очень круто
Лайк за фрукты