Соцсети Andrey Frolov
8 645

Роскомнадзор: Сбор открытой информации из профилей «ВКонтакте» нарушает закон о персональных данных

Компании, которые собирают информацию о пользователях с личных страниц «ВКонтакте», нарушают законодательство об обработке персональных данных. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на ответ Роскомнадзора одной из интернет-компаний.

В закладки

По мнению Роскомнадзора, закон «О персональных данных» позволяет обрабатывать предоставленные самим пользователем данные только после получения прямого согласия. Таким образом, если компанию уличат в сборе информации из профилей «ВКонтакте», её могут обвинить в нарушении правил обработки личных данных.

«В соответствии с пунктом 5.12 пользовательского соглашения сети "ВКонтакте" пользователь дает согласие только на доступ к информации, которую он размещает на персональной странице, в том числе к своим персональным данным. Согласия на сбор, обработку и передачу третьим лицам пользователь не дает. Если сбор делался ранее, то такая практика должна быть прекращена», — пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Представители «ВКонтакте» на момент написания заметки не ответили на вопрос о том, будет ли соцсеть каким-либо образом противостоять компаниям, которые собирают открытые данные пользователей.

#новость #ВКонтакте #роскомнадзор #персональные_данные

{ "author_name": "Andrey Frolov", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u043e\u0441\u043a\u043e\u043c\u043d\u0430\u0434\u0437\u043e\u0440","\u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435_\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0435","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438","\u0432\u043a\u043e\u043d\u0442\u0430\u043a\u0442\u0435"], "comments": 59, "likes": 26, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 25534, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 31 Jul 2017 11:20:30 +0300" }
{ "id": 25534, "author_id": 14066, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/25534\/get","add":"\/comments\/25534\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/25534"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199129 }

59 комментариев 59 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
15

Хоть что-то полезное делают

Ответить
4

Просто пока не они собирают/регулируют/лицензируют сбор, вот и бесятся.

Ответить
11

Ну, вообще-то в соответствии с пп. 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" эти данные являются общедоступной информацией и являются открытыми данными. Поскольку субъект персональных данных (пользователь ВКонтакте) сам сделал эти данные общедоступными, обработка и хранение этих данных может осуществляться свободно без чьего-либо разрешения (п. 4 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных").

Ответить
2

Сам Роскомнадзор это подтверждает:

Ответить
1

Позиция Роскомнадзора по тому или иному вопросу действует только на день ответа с их стороны. Они не один раз представители регулятора подтверждали на своих выступлениях.

Ответить
0

это письмо было отозвано год спустя

Ответить
2

У РКНа полно таких "разъяснений законодательства", сделанных без ознакомления с этим самым законодательством. :)

Ответить
0

В то же время, неочевидно, что разрешена свободная передача таких данных третьим лицам

Ответить
11

а как на счет вот этого? https://tjournal.ru/57563

Ответить
9

Веселая жизнь начнется у сервисов ретаргетинга ))

Ответить
0

Ну там поспорить можно, какие данные собирают. Ретаргетинг хоть деперсонализирован.

Ответить
2

Ретаргетинг, который происходит через сбор ID - персонализирован, и подпадает под действия закона. Ретаргетинг внутри рекламного кабинета ( например - по пикселю, на посетителей сайта ) - деперсонализирован - не подпадает под действие

Ответить
0

ВКонтакте хочет монополию на своем сервисе ads

Ответить
0

Что вполне логично. Они могли поступить иначе, закрыв API, но тогда работали бы те сервисы, которые собирают не через API.
В целом - интересно, как будет дальше развиваться шоу

Ответить
1

Закрыв API, это бы означало, только, что ВК отказывается от сотрудничества с другими сервисами. Тогда и сервисы бы объявили бойкот ВК. И мигом мигрировали/более улучшили свой сервис для других проектов. n-ое число рекламодателей пошли бы за ними. Спровоцировав дефицит таргета у ВК. А методом ркм может пострадать качество сторонних сервисов.

Ответить
1

Спорно, поскольку мигрировать им особо некуда - лишь в Одноклассники, которые гораздо менее популярны, чем ВК ( сколько сервисов для ВК, и сколько - для ОК есть? )
Дефицит таргета не спровоцируют, поскольку по словам господина Круглова такие сервисы приносят в таргет лишь около 1%.
Вопрос тут в том, какие данные подпадают под "санкции" РКН - парсинг профилей? Парсинг действий

Ответить
0

-_-
Не дописал. Парсинг действий в группах ( активность, определенные комментарии )?
Членство в Н-группах? Неизвестно, и в зависимости от того, как захочет РКН "жестить" - ситуация будет развиваться. Прожить без части методов сервисы смогут, но если отрежут большую часть - то проблемы явно больше будут

Ответить
5

Так они и переписку используют для контекстной рекламы)

Ответить
0

Вы через строчку читаете? При чем тут реклама и прочее? Очень часто при анализе резюме кандидатов, девочки из hr заходят на личные профили, смотрит фото и комментарии и делает выводы, в большинстве своем нелогичные после чего отказывают кандидатам. Так вот Роскомнадзор говорит, что подобную блядскую практику без согласия человека, прекратить.

Ответить
6

А вы, простите, где это прочитали в тексте?

Ответить
2

а как можно заставить, ну или проследить вообще есть такая практика или нет?

Ответить
1

Отличный тонкий троллинг, сразу и не понять).
По теме, когда-нибудь в Роскомнадзоре поймут - что выложенные в интернет данные перестают быть персональными и становятся открытыми.

Ответить
0

Действительно, такая практика имеет место быть.
Например, в соцсетях анализируются посты/перепосты на стене и список групп, в которых состоит соискатель. Если ничего не связано с профессиональными интересами - дополнительный шаг к отказу. Типа не достаточно сильно увлечён своей профессией.

Ответить
0

Е*нутое правило. А если юзер использует эту соцсеть только для котиков - такая мысль приходит в голову таким доблестным HR?

Ответить
4

А как насчёт самого контакта, когда он передает инфу, о которой даже не знает сами пользователи. Такие данные как скан. симкарт. Геоданные, при открытии какой-то записи. Записи, Карл! Пусть сначала сам ВКонтакте не нарушает закон.

Ответить
4

Хмм. Получается, что поисковые системы жестко нарушают закон тогда! Например, если ввести "Павел Дуров" в Гугле, то вторая ссылка содержит имя, фамилию, где и когда учился и прочие данные! Кроме того, показываются фото из Википедии - не думаю, что Павел явно давал разрешение Википедии на размещение его фото на их сайте! Или я чего-то не понимаю, и поисковые системы не подбадают под закон о защите персональных данных?

Ответить
0

Если Павла Дурова это перестанет устраивать, он может в два клика написать в Гугл и ссылки будут удалены из поисковой выдачи.

Ответить
0

Судя по позиции РКН, поисковики не могут собирать, хранить и обрабатывать открытые данные из профилей ВК без ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО согласия пользователя. Наличие механизма удаление ссылок по требованию пользователя ("право на забвение") не отменяет необходимости получать такое согласие!

Ответить
0

На сайте Вконтакте, в настройках, пользователь может выбрать - хочет он скрывать свою страницу от поисковых систем или нет.
Так что если он не скрыл ее - можно исходить из того, что своими конклюдентными действиями, он дал согласие на показ страницы своего профиля в поисковой системе.

Ответить
0

Вы уверены в том, что написали? ;) Если да, то как вы прокоментируете РКН, которые запретил использовать открытые данные, даже, если пользователь специально не скрывал свою страницу?

Ответить
0

Касательно того, что в поисковых системах ссылки на профили пользователей размешаются вполне на законных основаниях - да, уверена.
Ваш комментарий был именно про поисковые системы, на него я и отвечала.
Чтобы комментировать позицию РКН, надо как минимум иметь соответствующие документы на руках, а не основываться на чьих-то словах.

Ответить
3

Ага, а правительство под этот закон очевидно не подпадает.
Ну что за идиотизм, им больше заняться нечем на зарплату 4,5 млн. рублей?

Ответить
3

В соответствии с п. 10 части 1 ст 6 Федерального закона № 152-ФЗ "О персональных данных"
1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных).
Таким образом, учитывая согласие Пользователя, отраженное в п. 5.12 Правил пользования Сайта ВКонтакте "Размещая информацию на персональной странице, в том числе свои персональные данные, Пользователь осознает и соглашается с тем, что указанная информация может быть доступна другим пользователям сети Интернет с учетом особенностей архитектуры и функционала Сайта." заявление о том, что сбор таких данных противоречит действующему законодательству не имеет под собой юридической основы.
Так как в статье газеты "Известия" нет точной ссылки на разъяснение Роскомнадзора, а есть расплывчатая формулировка, о том что такое разъяснение имеется можно сделать вывод, что статья не более чем очередная "сенсация" на пике работы Роскомнадзора в области защиты персональных данных.

Ответить
2

Полезное дело. Я когда европейским коллегам рассказал, что у нас есть такие сервисы они сразу спросили - законно ли вообще это.

Ответить
2

Правильно ли я понял, что если вбить своё ФИО в поиск, то можно подать в суд на все сайты, где упоминается твоё ФИО? Бред какой-то.

Ответить
0

Упоминать ФИО или например выкладывать фотки с закрытого профиля – есть "небольшая" разница

Ответить
2

Интересный тренд. Роскомнадзор последовательно исповедует политику защиты данных пользователей соц. сетей.
Здесь надо отметить, что уже есть первые судебные решения по данному вопросу. Помимо дела "ВКонтакте" против АО "НБКИ" (которое должно окончиться мировым соглашением), недавно АО "НБКИ" проиграло дело Роскомнадзору (июль 2017) по вопросу о сборе информации из соц сетей (дело "Дабл Дата").
Вообще, соц сети не только у нас ограничивают использование данных пользователей. Недавно Facebook также предъявил требования к страховой компании, связанное со сбором информации о пользователях. В условиях по использованию API у Facebook прямо запрещено использовать данные пользователей для скоринга. Впрочем такие ограничения есть и в условиях других сетей (Instagram). Это относительная новая проблема и пока, что у нас, что за рубежом, практика только начинает складываться.

Ответить
1

Скоро пукнуть будет преступление

Ответить
1

Привет файндфейсу

Ответить
1

FindFace всё?

Ответить
0

Павел, это рся лупит по посетителям сайта, на котором вы оставили объявление. И что плохого в том, что реклама персонализируется и показывается тем, кому она может быть интересна?)) если ты пишешь в анкете, постах, обсуждениях или комментариях что-то, значит ты хочешь чтобы это увидели. Что за бред вообще?)) все данные на страницах анкет и сообществах-общедоступные данные.

Ответить
0

Я знаю про рся. Ок, обсуждал с товарищем покупку турника и мне реклама турников подгрузилась в ленте. Что здесь?)

Ответить
1

Павел, сомневаюсь, что каким-либо образом, vk может сегмент рожать аккаунт в базу таргета по переписке. И дело даже не в законе. Если брать механизм парсеров "поиск по слову", то получается турник- это ключ. Теперь, вопрос, какое кол-во баз таких должно быть, под каждое слово какие мощность это смогут обработать?)))
Видимо в поисковиках или гркппах искали или где-то на стенках писали о турнирах. В ином случае-это типичная магия))

Ничего с парсером не случится. Слишком много недоформулировок в законе РФ. Расходитесь по домам, всё хорошо))

Ответить
0

Вот такая реклама?

Ответить
0

Нет, там какая-то домашняя фотка была. Но сам тренажёр похож.

Ответить
0

Не так давно решил продать машину. Добавил объявление на один из сайтов, после чего рассказал об этом другу в вк. Утром в ленте новостей увидел рекламу "Продаете [маркаиашины]? Добавьте на carprice!". Понятно, что переписка пользователей анализируется. Вряд ли тот самый сайт решил слить базу клиентов своему конкуренту. Да и не в первый раз замечаю подобное.

Ответить
0

Наконец то

Ответить
0

Все очень просто. Скоро появится всплывающее окно, и пользователи подтвердят сбор информации о себе.

Ответить
0

Memedia Target собирает только открытые данные из ВК.

Ответить
0

Просто оставлю противоположный ответ от РКН на аналогичный запрос тут

https://habrahabr.ru/post/284916/

Ответить
0

Там не аналогичный запрос, а совсем о другом. Соцфишинг собирает ID пользователей (если опустить уже внутреннюю подробную аналитику внутри приложения). Формально, для получения на это права, насколько я знаю, сайту достаточно указать об этом в Политике конфиденциальности сайта.

Ответить
0

Друзья, почитайте статью в "Известиях". Ни о какой рекламе и апи речь не идёт. Речь как раз о том, о чем написал Артём (и с каких-то алибабов схватил дислайки). То есть когда кто-то пользуется своим профилем для сбора данных о человеке и продаёт собранные данные третьей стороне. Фактически вк предоставил доступ физ.лицу, которое и осуществляет несанкционированный сбор информации со страниц. Страницы, между прочим, по паспорту не сверяются, фотографии можно украсть, а тексты имитировать. То есть такие компании ещё и торгуют не-100% достоверной информацией, хотя тут уже вопрос к тем, кто такую информацию покупает.

ИМХО, вопрос не в несанкционированном сборе информации (не путать с пдн), а в том, что такая возможность имеется, а законом напрямую не регулируется, вот РКН и пытается натянуть закон о ПДН, ибо больше сюда натянуть нечего.

Ответить

Комментарий удален

0

Давайте ещё всё-таки не будем забывать, что обработка происходит не сама по себе, а по причине каких-то непосредственных действий. Например, работодатель в первую очередь предоставляет работу и выдает зарплату, а уже потом производит обработку персональных данных. А ВК какие конкретно персональные данные обрабатывает? Ну стремятся они к достоверности, но гарантировать же не могут, на страницах лычки не ставятся "Предъявлен паспорт гражданина РФ", "Фото со страницы сверено с лицом человека, владеющего данными для входа на страницу". Повторюсь, в пдн ключевой аспект - возможность идентифицировать человека по данным. В вк это скорее следствие беспечности пользователей, ну так и претензия предъявлена не к ВК, а к тем, кто пользуется ВК для своих корыстных целей.

Так что если окошечко и появится, то о том, что мы данные предоставляем, но их сбор и обработку осуществляем только после получения соответствующего согласия со стороны субъекта пдн.

Ответить
0

У ВК есть механизм для подтверждения страницы. У знаменитостей можно увидеть галочку о том, что их страница верифицирована.
Механизм уже существует много лет, обкатан. Вероятно, при крайней необходимости его и используют.

Ответить
0

То, что есть механизм, не значит, что все им обязаны пользоваться. И даже более, если бы обязали пользоваться, аудитория вк быстро бы уменьшилась.

Ответить
0

Всё, что открыто лично пользователем для общего доступа - всё можно тырить и использовать - от этого никуда не убежишь, т.к. это невозможно контролировать. Также как нельзя контролировать, кто тебя фотографирует и с какой целью, какие бы законы ни писались. А вот "подслушивание" личной переписки - это нарушение закона о частной жизни. За такое должны штрафы выписывать и в тюрьму сажать. Ещё всякие сборы информации должны быть непубличными и отдельно лицензироваться. Тогда будет порядок.

Ответить
0

С этим всплеском непонятно "дерьма" от РКН, как с палкой о двух концах. С одной стороны при регистрации в ВК человек даёт согласие на обработку перс. данных, но не закрывает свою страницу из общего доступа, то есть делает её открытым источником данных. РКН ссылается на пункт 5.12 пользовательского соглашения сети "ВКонтакте":

Пользователь как обладатель информации, размещенной на собственной персональной странице, осознает, что за исключением случаев, установленных настоящими Правилами и действующим законодательством Российской Федерации, Администрация Сайта не принимает участие в формировании и использовании содержания и контроле доступа других пользователей к персональной странице Пользователя. Размещая информацию на персональной странице, в том числе свои персональные данные, Пользователь осознает и соглашается с тем, что указанная информация может быть доступна другим пользователям сети Интернет с учетом особенностей архитектуры и функционала Сайта.

Чёт я не усмотрел там цитата "В соответствии с пунктом 5.12 пользовательского соглашения сети «ВКонтакте» пользователь дает согласие только на доступ к информации, которую он размещает на персональной странице, в том числе к своим персональным данным".

Зато есть Статья 22 часть 2 пункт 4 Закона о персональных данных, где чётко прописано "Оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных: 4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными;" А так как пользователь ВК не закрыл свой профиль, соответственно сделал его общедоступным, вся эта чушь от РКМ не имеет под собой никакого юридического обоснования.

Или "Закон что дышло, куда перданул туда и вышло"

Ответить
0

Прикольно, выходит чтение личной переписки в мессенджере не попадает под защиту персональных данных, а вот БЛ*** какие книги у меня любимые попадает ? Логика просто ....

Ответить
0

Вконтакте и известный сборщик данных соцсетей в банковской среде (обогащение данных новыми телефонами для коллекторов, переписка через ботов с должникам, соцпрофили для нац бюро кредитных историй / соответчик) пошли на мировую: http://kad.arbitr.ru/Card/1f33e071-4a16-4bf9-ab17-4df80f6c1556

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления