Репатриация искусства и борьба с Британским музеем
Если в советском мультфильме мамонтенку было достаточно простого обращения к маме с помощью чарующей песни "пусть мама услышит, пусть мама придет", чтобы она пришла и забрала малыша домой, то с произведениями искусства, находящимися в музеях за пределами их родной земли, такая магия, к сожалению, не сработает.
Истории известны такие случаи, когда работы были украдены с территорий при военных захватах с нарушениями правопорядка, выкуплены при смерти создателя или переданы в знак дружбы наций, а затем выставлены в музеях и оценены как значимые экспонаты культурного пространства . Вследствие колониальной экспансии одной страны их коллекция могла разрастаться и пополняться произведениями из разных стран и даже частей света, что подтверждает пример и опыт Великобритании. Приобретенные статуи и артефакты в музее находятся под вниманием общественности и интересующихся искусством, историей, поэтому можно сказать, что они действительно сохраняются в хорошем состоянии и радуют глаз желающих увидеть их.
Однако этическая сторона этого вопроса остается спорной и продолжает вызывать горячие дебаты. Должны ли такие произведения вернуться на родину, откуда они были изъяты, или они должны оставаться там, где оказались спустя многие десятилетия? Эта дилемма вызывает множественные мнения и обсуждения среди историков, музейных работников и представителей культурных сообществ, поднимая важные вопросы о справедливости, идентичности и сохранении культурного наследия для будущих поколений.
Здесь же становится важен термин “репатриация искусства” — это процесс возвращения культурных и художественных произведений на их историческую родину, откуда они были незаконно изъяты или вывезены. Этот термин охватывает как правовые аспекты, так и моральные обязательства, связанные с восстановлением справедливости в отношении культурного наследия. В последние десятилетия репатриация становится все более актуальной темой, вызванной ростом осознания важности сохранения культурной идентичности и истории народов среди молодых сообществ и общественных деятелей, желающих вернуть свои артефакты и наследие домой. Множество стран и культурных организаций призывают к возвращению произведений искусства, которые были вывезены в результате колониальной экспансии, грабежей или военных конфликтов. Репатриация борется не только за восстановление исторической справедливости, но и способствует культурному диалогу и пониманию между народами. Как события развиваются в настоящее время и насколько хорошо принят институт репатриации - это предстоит узнать в статье!
История собирания коллекций искусства в Великобритании интересна и полна противоречий. Первые значительные их приобретения пришлись на 19 век, когда британские колониальные амбиции начали активно развиваться. В частности, в этот период происходили экспедиции в Африку и Грецию, которые принесли множество произведений искусства.
Одним из знаковых событий можно назвать экспедицию в Грецию, когда в 1801-1805 годах лорд Эльгин вывез ряд величественных скульптур с Партенона, ставшие известными как "Эльгинские мраморы". Эти произведения были отправлены в Лондон и выставлены в Британском музее, где они до сих пор находятся, несмотря на постоянные призывы греков вернуть их на родину. Сторонники возвращения скульптур утверждают, что они являются неотъемлемой частью греческой культуры и исторической идентичности, и их присутствие в Лондоне воспринимается как символ колониального гнёта.
Что касается Африки, то здесь история тоже полна драматических моментов. На протяжении 19 века многие западные страны, в том числе Великобритания, активно исследовали и "осваивали" Африку, забирая предметы искусства и артефакты с изначальных мест. Громкие примеры включают статуи и ритуальные маски из различных народов, которые были вывезены из континента под предлогом "прославления" искусства и культуры, но на деле это была форма захвата и колониального влияния.
Опыт Великобритании в собирательстве произведений искусства из других культур наглядно иллюстрирует сложности и противоречия, стоящие на пересечении искусства и колониализма. В настоящее время многие люди осознают важность восстановления исторической справедливости и обсуждают, как можно примирить интересы музеев и прав людей, чьи культурные достижения были не по своей воле перемещены за океан, учитывая как необходимость сохранения возможности трансляции культурного наследия, так и право народов на свою историю.
Репатриация гарантирует сохранение культурного наследия в его аутентичном контексте, позволяя будущим поколениям понять свои корни и историю. Более того, она открывает новые возможности для культурного диалога и обмена, обогащая как возвращающие, так и принимающие сообщества. Тогда как свою позицию подкрепляют те, кто считают верным вариантом оставить произведения в Британском музее?
“Музей стоит на своем и аргументирует позицию важностью сохранения коллекции, чтобы посетители могли ознакомиться с мировой историей в едином контексте”, пишет источник The Guardian. Сотрудники и администрация музея также основывают свою позицию на законе о Британском музее 1963 года, который якобы запрещает возвращать экспонаты из коллекции, несмотря на то, что на самом деле есть пункт, позволяющий вернуть “непригодный для хранения в коллекциях”. Однако их позиция остается такой же твердой и неизменной уже долгие годы.
В то время как некоторые защищают право музея на хранение коллекции, большинство выражают глубокое возмущение, считая позицию музея морально неоправданной и колониалистической. Активные кампании за репатриацию, поддержанные широкими слоями общества, особенно в странах происхождения артефактов, набирают обороты, оказывая давление на музей и британское правительство. В публичном пространстве преобладают обвинения в культурном грабеже и призывах к возвращению исторического наследия, что подчеркивает растущее осознание несправедливости и необходимость переосмысления роли музеев в глобальном контексте. Дискуссия вышла за рамки чисто академической и приобретает все более политический характер, влияя на международные отношения и общественное мнение о Великобритании.
Тем не менее, дискуссия является незакрытым вопросом для мира искусства, поэтому активные дебаты сводятся к разным итогам, одни из которых - поиск эффективного решения и консенсуса. Оптимальным вариантом представляется диалог и сотрудничество между Британским музеем, правительствами стран происхождения артефактов и международными организациями. Необходимо разработать прозрачную и справедливую процедуру репатриации, учитывающую исторический контекст, культурную значимость предметов и интересы всех сторон. Это может включать в себя временные выставки, совместные исследовательские проекты и создание новых музеев в странах происхождения, способствующих сохранению и представлению культурного наследия на месте. Принудительные меры, хотя и возможны, могут усугубить ситуацию и навредить будущему сотрудничеству. Фокус должен быть направлен на достижение консенсуса, основанного на взаимном уважении и признании исторической несправедливости.
Видимые просветы в улучшении пока лишь остаются в мечтах борцов за справедливость, потому что стороны не сильно продвигаются в общем решении проблемы. Вся надежда лежит на продуктивных действиях будущих специалистов и профессионалов в областях древнего искусства и истории определенных местностей, которые могут вступать в переговоры с постоянным консерватором - Британским музеем!
Название статьи говорит само за себя. Трансформации корпоративной культуры, которые можно объяснить и которых можно было избежать. Стоит почитать хотя бы ради отсылок к исследованиям особенностей группового поведения.
Если ты попал в воронку, все, п#здец, пройдешь по ней любой ценой, ознакомившись со всем ассортиментом блюд, неважно, нужно это или нет.
Несмотря на протесты почти 6500 художников, аукционный дом Christie's провел свой первый такой аукцион. Расскажу, насколько успешно он прошел, и против чего протестовали художники
Тема пересмотра итогов приватизации, осуществляемого Прокуратурой РФ порой спустя десятки лет после её проведения, вызывает множество вопросов. Подобных дел немало, и все они весьма разнообразны с точки зрения объекта приватизации и предполагаемых нарушений. Но ключевой момент здесь – толкование сроков исковой давности. Если говорить простыми слова…
Необычные инсталляции на уличных фестивалях, «оживающие» картины в музеях, виртуальные гиды в арт-пространствах — все чаще подобные технологии можно встретить в крупных городах. Мультимедийные решения становятся все более востребованы, и при правильном применении могут добавить городу привлекательности в глазах и местных жителей, и туристов. Послед…
Искусство всегда играло важную роль в жизни человека. Оно не только украшает пространство, но и создаёт атмосферу, отражает индивидуальность владельца и служит источником вдохновения. Функции, которые выполняло искусство в интерьере, менялись на протяжении веков, олицетворяя ценности, идеалы и общественные настроения своего времени. Давайте более п…