Бот в помощь. Особенности роботизации клининга

Рассказываем, как «Лента» тестировала самых разных роботов-уборщиков, сколько на это ушло времени и сил, и почему это нужно.

Бот в помощь. Особенности роботизации клининга

Первого робота-уборщика мы начали тестировать в январе 2021 года. Это был Ростов-на-Дону. Именно здесь находилась компания, которая производит аппараты. Затем мы тестировали две модели китайских производителей в Санкт-Петербурге в 2021 году, а потом опять «китайца», но уже в 2023-м и в 2024-м. Тестировали как в гипермаркетах, так и в магазинах меньшей площади. Центр инноваций «Ленты» тестировал робота-уборщика Pudu CC1 китайского производства в магазине «Супер Лента» в московском районе Марьино. Спойлер: модель нас устроила, поэтому его коллег уже можно встретить в 11 супермаркетах.

Машинное обучение

Начнём с того, зачем вообще нужно роботизировать клининг. Робот всегда на службе, не уходит в отпуск, на «больничный», качественно моет пол и, если им правильно научиться пользоваться, становится незаменимым помощником.

Если бизнес-процессы выстроены, к новым технологиям всегда относятся очень осторожно, потому что для их изучения и внедрения нужны ресурсы и время. Плюс роботы-уборщики всё равно нуждаются в доработках: порой, к примеру, у них случаются проблемы с навигацией, которая требует отладки. Во время пилота в гипермаркете Санкт-Петербурга осознание того, что робот – это помощник, а не просто модный девайс, появилось только тогда, когда начался сезон отпусков.

«Производители роботов-уборщиков заявляют одни характеристики, но во время тестов выясняется, что всё не так гладко. После каждого пилота мы давали производителю обратную связь, чтобы он понимал, что и как нужно доработать. Например, современные роботы пока не «видят» что лежит на полу и могут наехать на разбитое стекло или масло. Мы рекомендовали производителю установить дополнительную камеру в нижней части бампера».
Менеджер продукта «Ленты» Оксана Панфёрова

Робот, работающий непрерывно, может освободить примерно 50 процентов времени одного сотрудника. По нашим расчётам, срок окупаемости такой машины – не более трёх лет.

Но пока вернёмся к тесту и качеству уборки. Мы сравнивали роботов-уборщиков с поломоечными машинами, на которых по торговому залу ездят операторы. Качество мытья практически одинаковое. Достаточно провести робот по периметру, чтобы он составил и запомнил карту, либо сделать так, чтобы сотрудник однажды «провёл» аппарат по всем зонам, чтобы робот запомнил маршрут.

Какие плюсы мы обнаружили во время тестирования?

- Робот безопасен для покупателей и не сталкивается с торговыми полками;

- Качественно моет пол, может засасывать мелкий мусор (сахар, гречка, чечевица и др.), но не полностью;

- Легко перемещается в ручном режиме;

- Есть возможность заряжать аккумуляторы в любом месте, где есть обычная розетка;

- Простой интерфейс;

- Круглосуточная техническая поддержка и сервисное обслуживание.

Теперь подобнее. Компьютерное зрение позволяет уходить от препятствий и не наезжать на людей. Кстати, у нас были случаи, когда покупатели резко выпрыгивали прямо на пути робота, чтобы посмотреть на его реакцию. Машина останавливалась. У неё довольно низкая скорость передвижения и есть защита, что позволяет сделать уборку безопасной для покупателей и сотрудников.

Камеры на роботах установлены на уровне пояса взрослого человека, поэтому он не видит разбитую бутылку на полу и в лучшем случае будет волочить её за собой.

Из-за своих габаритов машина не может приблизиться к полке ближе, чем на десять сантиметров. Так что в любом случае нужен работник клининга, который наведёт порядок. А ещё для магазинов разных форматов нужны разные по размеру машины.

Робота-уборщика хватает на три-четыре часа езды по залу. Это ресурс зарядки и запас воды. Время работы зависит от загрязнения: для большей эффективности лучше разделить магазин на зоны – во входной, как правило, больше грязи, значит оператор должен чаще отправлять робота именно туда.

Управление происходит с мобильного телефона или компьютера. Впрочем, если карты загружены, робот ездит сам.

Робот в супермаркете в Марьино
Робот в супермаркете в Марьино

Где брать?

Сейчас мы ищем на рынке роботов российского производства. Здесь есть несколько подводных камней. Во-первых, нам важен уровень сервиса и поддержки. Во-вторых, у многих стартапов есть только прототип или один готовый аппарат, а нас интересует возможность применять уборочные машины в нескольких магазинах. В-третьих, стоимость. В России нет такого производства, где бы производили роботов-уборщиков на сто процентов из отечественных запчастей. А это отражается на стоимости. Поэтому пока мы остановились на роботах-уборщиках их Китая. Одна модель стоит около двух миллионов рублей.

«Мы регулярно следим за инновационными технологиями в ретейле, направленными на облегчение труда сотрудников компании. Мы рассматриваем роботов-уборщиков как вспомогательный ресурс для создания чистого и комфортного магазина. Эта технология позволяет экономить время и оптимально управлять ресурсами. Поэтому мы используем процессы роботизации в 11 супермаркетах Новокузнецка, Москвы, Московской области, Перми, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Мы планируем использовать роботов-уборщиков во всех новых магазинах, формируем план «трудоустройства» более 100 роботов в действующие торговые точки и расширяем географию. Роботизация и автоматизация процессов – один из основных приоритетов в развитии «Супер Ленты».

Директор торговой сети «Супер Лента» Альберт Поршнев:

Что же касается гипермаркетов, то и там скоро появятся роботы-уборщики.

Итак, если вам нужен робот-уборщик, будьте готовы к тому, что идеальной модели не существует. Впрочем, игнорировать технологию явно не стоит: со временем они будут дешеветь, а человеческий труд – дорожать. Однако это вовсе не значит, что совсем скоро операторов клининга повально заменят роботы. Но помогут точно.

44
11
Начать дискуссию