{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Коробки против платформ или Как дорасти до Интернета Вещей?

Поможем сориентироваться тем, кто хочет заставить свой бизнес «поумнеть», но не знает, как к этому подступиться. Вместо блужданий по дебрям технических терминов вас ждут «умные носки», картонные коробки и зоопарк. И много котиков.

О чем речь?

Если коротко, то Интернет Вещей (IoT) — это когда то, что раньше люди делали с устройствами, теперь устройства делают сами. Без дополнительных команд и постоянного контроля со стороны человека. Умные «поливалки» в теплицах сами включаются по сигналами датчиков влажности почвы, а «умные автомобили» в каршеринге не разрешают водителю завершить аренду вне разрешенной зоны. Для маркетологов и рекламщиков вариантов применения IoT тоже много: от забавных, но довольно бесполезных идей – таких как носки Netflix, которые ставят ТВ на паузу, если сериаломан засыпает во время просмотра, так и до реально эффективных – например, «умные» билборды, реклама с которых таргетируется в зависимости от марки проезжающего автомобиля или половозрастных характеристик прохожих.

Каким бы ни был ваш бизнес — его можно сделать менее затратным и более прибыльным, добавив «машинного ума». Сил и ресурсов на «текучку» уходит меньше, интересных механик больше, ошибок из-за «человеческого фактора» минимум — все довольны.

Как заставить бизнес «поумнеть»?

Существует три способа «дорасти» до Интернета Вещей: сделать все самим «с нуля», создать проект на базе IoT-платформы или же купить готовое решение.

Первый вариант по эффективности и целесообразности сопоставим с попыткой самостоятельно построить спутник, запустить его в космос и провести аэросъемку только ради того, чтобы добавить карту на страницу «Контакты» корпоративного сайта. Минздрав консалтинговые гиганты предупреждают – 80% IoT-проектов, запущенных непрофильными компаниями, не доживают до стадии пилота. Даже собрать команду будет непросто — ведь в Интернете Вещей разбираются всего 5% разработчиков в мире. А последующие 2-3 года попыток создать собственное IoT-решение и вовсе на корню уничтожат весь ваш бюджет, нервы и энтузиазм. Не надо так.

Остаются платформы и покупка готовых вертикальных решений. Немного терминологии:

  • Платформа — «заготовка» инфраструктуры, которая превращается в персонализированное IoT-решение за пару месяцев с меньшими, чем при самостоятельной разработке, усилиями.
  • «Коробка» (вертикальное решение) — готовый программный продукт, созданный для выполнения конкретных бизнес задач и операций под целевые требования заказчика.

Почему «коробка»? Просто этот продукт напоминает подарочный набор, в который сложены товары, объединенные общим предназначением. Так, бритва, пена и набор лезвий нужны, чтобы вы их потом передарили мужчина побрился, а IoT-коробка — для того, чтобы можно было быстро запустить бизнес-процессы, основанные на Интернете Вещей.

Выбор между «коробкой» и платформой уже не так очевиден — и, чтобы не закапываться в технических терминах, объясним все метафорически, через физические свойства… платформ и коробок. Внезапно, да? Приступим:

«Коробка» VS платформа — что выбрать?

1. Масштабируемость

Давайте посмотрим на обычную картонную коробку. У нее есть постоянный размер — короб, коробчонка, коробище…

Попытаться поместить в коробку из-под MP3-плеера плазменный телевизор — гиблое дело. Равно как и пытаться изменить параметры коробки. Придется все глобально потрошить, расклеивать, переклеивать — проще купить новую.

«Коробочные» решения обычно заточены под бизнес определенного масштаба — и расширить их, допустим, с локального до общероссийского уровня будет затруднительно. Кроме того, если у поставщика «коробки» много клиентов, то он, подобно интернет-провайдеру, будет ограничивать место для каждого из них — это как когда вы при переезде пытаетесь «впихнуть невпихуемое» и утрамбовать вещи из нескольких комнат в одну большую коробку.

С платформой проще – к подошве можно приколотить еще один уровень. И еще. И еще. Решения же на базе IoT-платформы легко масштабируются — если нужно бооольше машин/дронов/станков, запустить филиал или франшизу в Сочи или подредактировать бизнес-логику, то это делается быстро и безболезненно.

2. Устойчивость

Тут все просто. Захотели достать успех с верхней полочки, встали на коробку – коробка начала тревожно пошатываться. А в ботинках на платформе же вы стоите твердо на обеих ногах.

Если речь идет об IoT, то нельзя обойти вниманием фактор отказоустойчивости. «Коробка» — это единая система, написанная как монолитное приложение, поэтому сбой в одном компоненте может разом сломать и все остальное. В случае же с платформой при отказе одного компонента (например, платежной системы) мир не рухнет, машины продолжат ездить, станки печатать, а тостеры — жарить хлебушек. Это связано с тем, что платформа состоит из модулей, каждый из которых обеспечивает работу своего участка инфраструктуры.

3. Интеграция

Коробка – это самостоятельный объект. Если есть еще что-то, что обеспечивает вам рост – например, вы стоите на табуретке и хотите подняться еще выше, подставив коробку, – конструкция получится ненадежной. Платформа же — это всегда только часть обуви, и прибивается она «намертво».

Информационная инфраструктура бизнеса обычно состоит из нескольких компонентов: CRM, ERP, 1-С, мобильные приложения, агрегаторы данных… Добавить что-то из этого в «коробочное решение» затруднительно — только если это предусмотрено создателями «коробки», прикручивать что-либо для нужд конкретного клиента никто не будет. Платформа же умеет органично встраиваться в уже существующий IT-ландшафт компании, и, кроме того, поскольку она сама состоит из «кубиков»-модулей, то ее можно перекраивать и интегрировать как угодно.

4. Простота

(читать с интонацией Винни Пуха) Коробка — это предмет простой. Сообразить, как он работает, несложно, начать пользоваться можно после первого беглого взгляда… На платформе же все-таки нужно научиться ходить и привыкнуть к ней.

«Коробочные» решения можно освоить и запустить за пару дней — нажать кнопочку «вкл», и пусть работает. Если, конечно, поставщик решения вам попался расторопный и добросовестный. Позже появятся вопросы, дополнения, пожелания — но тут уже изменить что-то будет нельзя, как нельзя изменить функционал купленной вами стиральной машинки. Можно только выбирать из имеющихся режимов. Платформа же — это конструктор Лего. Работу с ней стоит освоить, чтобы после из всех деталек сложить свою идеальную модель — но на наработку знаний и запуск все же понадобится 2-3 недели.

5. Подвижность и гибкость

А вот тут физические свойства реальных коробок и платформ прямо противоположны их цифровым аналогам. «Коробки» оказываются совершенно негибкими — и вносить в их работу изменения очень непросто. Если вы закупились датчиками и сенсорами на одном заводе — а тот через год приостановит производство данной модели или необоснованно взвинтит цены, то переход на другие модели или смена поставщика влетят вам в копеечку.

С платформой проще — она позволяет работать с разными видами железа и протоколов, так что можно завести целый «зоопарк» разнородных устройств, включающий в себя и «умную трость», и трактор, и спутник Венеры.

Итого

4:1 в пользу платформы.

Вам необходимо запуститься «вотпрямщас», за неделю, не углубляясь в детали, пока есть классная идея и свободен рынок?

Тогда берите «коробку», заработайте на ней и… потихоньку переползайте на платформу, потому что в долгосрочной перспективе она побеждает по всем параметрам.

0
1 комментарий
Artem Kurganskiy

Отличная статься. Недавно выбирал сервис для email маркетинга и столкнулся с проблемой выбора коробки vs платформы. Платформа сложнее, но намного функциональней и в перспективе приносит больше денег. Смотрел коробки rees46, leadhit, которые предлагают «7 триггерных цепочек, 3 формы сбора подписки» всем подряд и утверждают об эффективности универсального решения. Выбрал все же платформу

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда