Для беспилотных и обычных: чем покоряет рынок стартап, создавший цифровую систему экономии топлива для грузовиков

В 2021 году технологический стартап BaseTracK успешно испытал на дороге цифровую систему экономии топлива для грузовиков, которая показала эффект сокращения расхода топлива на 20%. В этом году компания вывела на рынок новый продукт в этой области, а российский бизнес заработал под брендом “Энерготрак”.

Подробнее о технологии для экономии топлива, новых решениях и успехах стартапа — в нашем материале.

Пресс-служба “Энерготрак”
Пресс-служба “Энерготрак”

Успешные испытания

С мая по июнь 2021 года стартап BaseTracK совместно с компанией FM Logistic (международная логистическая компания и один из лидеров российского логистического рынка) проводил дорожные испытания цифровой системы экономии топлива Smart Freight 1 (SF1). Уникальная система подбирает для водителя оптимальные параметры движения транспорта с учетом состояния дороги и ограничений в движении по ней, погодных условий, характеристик тягача и перевозимого груза.

“Энерготрак” (до 2022 года — компания BaseTracK) — разработчик беспилотных грузовых автомобилей для коммерческих грузоперевозок, технологий для автономного вождения, а также продуктов для транспортных компаний, позволяющих снижать расход топлива в ходе магистральных грузоперевозок. В 2019 году BaseTracK стал одним из финалистов технологического конкурса НТИ Up Great “Зимний Город”, посвященного технологиям беспилотного вождения автомобиля в зимних условиях. Участникам состязания предстояло создать автомобиль, способный самостоятельно двигаться по российским дорогам зимой в разное время суток и с соблюдением правил дорожного движения.

Испытания, в которых были задействованы грузовики FM Logistic, проводились на трассе М11. Для транспортных средств BaseTracK предложил несколько скоростных режимов для прохождения федеральных трасс — от максимально энергоэффективного до динамичного, который позволил пройти маршрут быстро, но и экономно. Результатами испытаний стало сокращение расхода топлива для усредненного грузовика почти на 20%.

Пресс-служба “Энерготрак”
Пресс-служба “Энерготрак”

Кроме этого, FM Logistic в ходе тестов мог отследить процент выполнения водителем скоростных рекомендаций, а также наличие “аномалий” в работе транспортных средств — повышенная температура масла или излишний расход топлива, несвойственный для данных условий.

Что сегодня?

В феврале этого года стартап вывел на рынок новый продукт в дополнение к системе экономии топлива для магистральных грузовиков — систему Smart Freight 2 (SF2), которая самостоятельно управляет акселерацией и деакселерацией грузовика — контролирует скорость транспортного средства. Система позволяет не только значительно повышать эффективность использования SF1, но и снижает усталость водителя за счет готовых рекомендаций по энергоэффективному движению. В июле группа отечественных инвесторов приобрела российский бизнес BaseTracK — сегодня он работает под брендом “Энерготрак”.

С продуктом SF1 водитель получает конкретные рекомендации как ехать, чтобы доставить груз быстрее/дешевле, а с продуктом SF2 — в дополнение к рекомендациям система начинает самостоятельно управлять скоростью транспортного средства, что еще больше повышает экономию топлива. По результатам интеграции SF1 — для фуры вместимостью 20 тонн экономия топлива составляет порядка 20%. Если автоматизировать акселерацию и исключить из нее человека, экономия становится значительнее — до 30% от текущих показателей. Зафиксированные суммы экономии в сравнении с нормативами во многих транспортных компаниях составили более 30%. Если грузовик попадает в пробку, показатель может снизиться, однако результаты гарантируют не менее 10% экономии на полный круг движения (от заправки до заправки)”, — подчеркнули в пресс-службе компании.

Оцифровать 38 тысяч километров

Ключевым направлением в работе компании сегодня является создание беспилотных грузовых автомобилей для коммерческих грузоперевозок. Энерготрак — единственная в РФ и Европе компания-обладатель полностью сертифицированного беспилотного грузовика Mercedes-Benz Actros 1845, в мае 2022 года допущенного на дороги общего пользования. В июне 2022 года грузовик стал использоваться одним из крупнейших мировых логистических операторов FM Logistic для доставки сборного груза по маршруту Москва – Санкт-Петербург.

Пресс-служба “Энерготрак”
Пресс-служба “Энерготрак”

Основным направлением бизнеса мы считаем создание беспилотных грузовиков. На данный момент мы единственная в России и в Европе компания, обладающая полностью сертифицированным автономным грузовым транспортным средством. В мае 2022 года государственный научный центр ФГУП НАМИ завершил сертификацию грузовика, в июне он уже осуществлял коммерческие перевозки грузов по трассе М11. Это очень важный фактор, который указывает на технологическое превосходство компании и тот факт, что зарабатывать на беспилотных автомобилях можно уже сегодня”, — отметили в пресс-службе.

Кроме этого, компания создает и внедряет различные технологии и системы, необходимые для комфортной и безопасной работы автономного транспорта на российских дорогах. Например, сейчас компания работает над развитием программы в области мониторинга усталости и здоровья водителя.

Чтобы транспортные средства могли перемещаться без участия человека, Энерготрак оцифровывает дороги, проводит их анализ на основе геоинформатики с учетом всех характеристик: ширины дорожного полотна, поворотов, рельефа. Оцифровка нужна для ориентирования в пространстве и движения беспилотников по так называемым “виртуальным рельсам”.

“В отличие от лидаров, которые используют практически все игроки отрасли, наша технология позволяет размещать объект в пространстве с точностью до 10 см в любых погодных условиях: в туман, сильный снегопад, дождь. В России примерно 52 000 километров дорог, из которых мы оцифровали более 38 000 км. Мы продолжаем эту работу, а также по запросу крупных клиентов готовим и оцифровываем необходимые им дороги, не являющиеся магистралями — например, для работы на карьерах или в других местах бездорожья”, — подчеркнули в пресс-службе.

Полностью автономное движение реализуется с помощью двух инструментов: телематического устройства, которое устанавливают непосредственно в транспорт, и программы управления — кодов и алгоритмов, которые выполняют расчетно-аналитические операции и выдают команду. На основе полученных данных формируется набор точек с индивидуальными координатами. Дополняют систему стереокамеры, встроенные в современные автомобили. Они имитируют человеческое зрение и помогают оценить расстояние до окружающих объектов, однако на построение маршрута не влияют.

“Наши клиенты — крупные транспортные компании России с общей численностью флота более 40 тысяч грузовиков. Именно развитие в сторону наиболее активных грузовых потоков является нашим ключевым приоритетом на сегодня”, — заключили в пресс-службе.

44
Начать дискуссию