{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Массовый переход на электромобили должен был решить экологические проблемы — но создал новые Статьи редакции

Почему Норвегия, пионер по переходу на электрокары, теперь пытается сократить их количество.

Перевод издания «Идеономика».

На электромобили возложены большие надежды по сокращению выбросов. Норвегия в этом плане долгие годы была образцом для подражания, но её опыт показал, что, решая одну проблему, можно усугубить несколько других.

Дэвид Зиппер, научный сотрудник Центра Таубмана Гарвардской школы Кеннеди по вопросам государственного и местного управления, отправился в Норвегию и выяснил, как можно найти компромисс между экологией и другими жизненно важными общественными целями.

Джо Роган проверяет прочность Tesla Cybertruck с помощью лука / Источник: teslarati.com

Поскольку на долю автотранспорта приходится почти десятая часть глобальных выбросов CO2, правительства и экологи всего мира пытаются снизить ущерб. Один из возможных вариантов решения проблемы — широкое применение электромобилей, так как они безопасны, комфортны и наносят меньший вред окружающей среде.

Безусловным лидером по внедрению электромобилей стала Норвегия. 87% продаваемых в стране новых автомобилей — электрокары, что значительно превосходит аналогичный показатель в странах Европейского союза (13%) и США (7%). Успех кампании по распространению электромобилей поддержал Фонд защиты окружающей среды (EDF), Всемирный экономический форум и Илон Маск.

Отказ от автомобилей на бензине, как это уже почти сделала Норвегия, — важный шаг на пути к решению проблемы изменения климата. Однако исследование, проведённое в 2020 году, показало, что даже самые оптимистичные прогнозы по внедрению электромобилей в мире не смогут предотвратить повышения температуры. Опыт Норвегии показал, что внедрить электромобили — это вполне посильная задача, однако успех оказался неоднозначным. И вот почему.

Как норвежцы полюбили электромобили

Исторически Норвегия была преимущественно сельской страной; ещё в 1960 году половина населения проживала в сельской местности. Но с началом послевоенного экономического подъёма, норвежцы стали переселяться в города. И тогда же случился автомобильный бум.

В стране начали активно строить дороги, возводя мосты через фьорды и прокладывая тоннели в горах, чтобы соединить городские центры с новыми кварталами на окраине. По мере роста городов общественный транспорт отходил на второй план. Так, например, в Бергене в 1960-х было закрыто обширное трамвайное сообщение, а часть трамваев сброшена в Северное море.

В Норвегии по-прежнему один из самых низких в Европе уровней использования общественного транспорта и большее количество автомобилей, чем в соседних Дании и Швеции. Многие отмечают, что в отношении к автомобилю, как к обязательному элементу жизни, норвежцы ближе к американцам, чем к европейцам.

К 1990-м автомобиль стал незаменимым средством передвижения в Норвегии. Как отмечает урбанист Аннин Хартманн, для многих жителей городов важно было не терять связь с корнями, и они использовали автомобиль для поездок в сельскую местность, чтобы посетить родные места, домик бабушки и дедушки.

Именно тогда норвежские предприниматели основали два первых стартапа по производству электромобилей, Buddy и Think. Первые модели этих компаний выглядели несуразно и были неэффективными по сегодняшним меркам. Однако они пробудили интерес к тому, что Норвегия может стать мировым центром производства электромобилей.

Чтобы поощрить спрос, правительство освободило от налогов покупки электромобилей. Кроме того, владельцы электромобилей, которых в то время было очень мало, не должны были платить за проезд, парковку или паромную переправу (через все фьорды) в любой точке страны.

Норвежской промышленности эти льготы не помогли, и компании быстро прекратили свою деятельность. Однако система поощрения осталась. И когда в середине 2010-х улучшилась ситуация на мировом рынке электромобилей, и такие автопроизводители, как Tesla, предложили стильные и высокопроизводительные модели, многих норвежцев стимулировали к покупке оставшиеся льготы.

Норвежцы начали понимать, насколько ценной может быть экономия средств за счёт государственных льгот, особенно для горожан. После покупки электромобиля со скидкой текущие расходы были минимальными, поскольку электричество стоит недорого (благодаря обилию гидроэлектроэнергии). «Мы хотим, чтобы люди покупали электромобили, — заявила в 2019 году премьер-министр Норвегии Эрна Солберг. — Это самое важное, что вы можете сделать, чтобы помочь сократить выбросы парниковых газов».

В конце 2010-х норвежцы имели на 10% больше автомобилей на душу населения, чем в начале десятилетия, что в значительной степени было обусловлено электромобилями. При этом объём выбросов наземного транспорта в стране в период с 2014 по 2023 годы сократился на 8,3%.

Несмотря на эти показатели, у программы субсидирования электромобилей обнаружились существенные недостатки.

Машин стало больше

Норвегия практически не вводила ограничений на использование электромобилей. Состоятельные норвежцы могли покупать сколько угодно дорогих электрокаров, получая на каждый из них полный пакет субсидий.

При этом люди с ограниченными средствами по-прежнему не могли себе позволить иметь машину. Так государство просто обеспечивало больше возможностей для состоятельных людей. Но основная проблема была даже не в этом. Стимулирование продаж электромобилей подтолкнуло людей иметь больше автомобилей, в то время как многие специалисты настаивают на необходимости общего сокращения личного транспорта.

Все согласны с тем, что 100% автомобилей должны быть электрическими. Вопрос не в этом. Настоящий вопрос заключается в том, действительно ли вам нужно иметь автомобиль в Осло.

Тийна Руохонен, советник мэра Осло по вопросам климата

Четыре крупнейших города Норвегии — Осло, Берген, Тронхейм и Ставангер, приняли программу по сокращению автомобильного транспорта. Стремясь сократить количество машин, Осло с 2016 года убрал более 4000 парковочных мест, а также построил велосипедные дорожки, расширил тротуары и изменил схему движения для уменьшения сквозного трафика.

Благодаря этим усилиям в 2019 году город достиг замечательной вехи: за целый год ни один пешеход или велосипедист не погиб в ДТП. «Я уверена, что когда люди представляют себе идеальный город, там нет места грязному воздуху, машинам, застрявшим в бесконечных пробках, или улицам, заставленным припаркованными автомобилями», — говорит Ханне Маркуссен, бывший вице-мэр Осло по вопросам городского развития.

Две эти тенденции (национальные кампании по популяризации электромобилей и муниципальные интересы по сокращению автомобилей) противоречат друг другу. Например, ликвидация парковок на улицах Осло и создание улиц, предназначенных только для пешеходов, подталкивает норвежцев к отказу от вождения, но при этом снижает полезность электромобилей.

Недавнее исследование подчеркивает эти противоречия и показывает, что поощрение использования электромобилей мешает городам строить плотные кварталы, которые сокращают время поездок и укрепляют систему общественного транспорта.

Помимо этого, популярность электромобилей привела к сокращению средств, выделяемых на модернизацию транспорта, поскольку бюджеты норвежского общественного транспорта частично финансируются за счёт дорожных сборов. А от их уплаты правительство страны освободило владельцев электромобилей. Таким образом, муниципалитетам просто неоткуда брать средства для модернизации общественной транспортной системы.

Ещё больше возмущения у норвежцев вызывает тот факт, что правительство не предоставляет никаких скидок для тех, кто покупает электронные или грузовые велосипеды (в Осло и Бергене действуют ограниченные программы для жителей). Так политические решения, принимаемые на национальном уровне, неизбежно влияют на местные транспортные усилия, а иногда и подрывают их.

Например, в октябре 2022 года управление государственных дорог открыло четырёхполосное шоссе E39, ведущее в Берген, против которого выступал город, опасаясь, что оно приведет к увеличению числа автомобилей. Эти опасения оказались оправданными. Доля автомобилей в городе выросла на 10%.

Учиться на чужих ошибках

Как отмечает Зиппер, сейчас принимаются решения, чтобы сократить этот дисбаланс. В 2017 году страна начала требовать от владельцев электромобилей платить за парковку и паром, хотя они по-прежнему получают скидку. Покупатели самых больших (и зачастую самых дорогих) электромобилей должны платить дополнительный сбор, размер которого зависит от массы автомобиля. Кроме того, только первые $45 тысяч из стоимости нового электромобиля не облагаются налогом.

«Идея в том, чтобы сделать налоговую систему более справедливой», — отметил госсекретарь по транспорту Кроглунд. Для других стран очевидный урок Норвегии — это то, что концентрация усилий на сокращении выбросов на транспорте за счёт внедрения электромобилей может усугубить неравенство.

Ограничение цены на соответствующие автомобили и ограничение количества электромобилей, которые можно купить без уплаты налогов, — это очевидные шаги, которые были приняты с опозданием.

В то же время популярность электромобилей наносит серьёзный ущерб системе общественного транспорта, более полезной, как для окружающей среды, так и для городской жизни. Решение правительства страны субсидировать электромобили, но не электровелосипеды, не имеет смысла с точки зрения климата.

Как отмечает автор статьи, как минимум, страны должны следить за тем, чтобы внедрение электромобилей не приводило к истощению ресурсов, необходимых для инвестиций в общественный транспорт, как это произошло в Норвегии.

Ещё один важный урок — если местные инициативы не подкрепляются государственной политикой, приток электромобилей может помешать мерам по избавлению от автомобильного засилья в городах.

Материал подготовила команда издания о бизнесе, жизни и саморазвитии «Идеономика». Статьи по теме:

0
101 комментарий
Написать комментарий...
tarex

Какое-то натягивание совы на глобус.

Это не поощрение электромобилей создало проблемы с общественным транспортом и перегруженностью дорог, а просто большое количество личных автомобилей у населения в целом.
И не имеет значения электрическая у них тяга или двигатель внутреннего сгорания, если граждане хотят ездить на личных жоповозках то привет транспортному коллапсу.

Тоже самое сейчас происходит в городах россии и Китая - много машин по низким ценам и каждый идиот хочет и может кататься на личном тарантасе, как итог пробки и невозможность нормально парковаться.

На самом деле выход из ситуации довольно простой - налоги на въезд в город, парковки исключительно платные, за парковку вне разрешенных мест - конфискация транспортного средства.

Ответить
Развернуть ветку
SM

Можно ещё стрелять в затылок владельцу сразу при покупке авто. Я бы идиотами назвал фанатов простых решений. Они же выбирают популистов к власти.

Нормальный ОТ и междугороднее сообщение, велодорожки, сокращение этажности, развитие ГОСТов и СНИПов, увольнение взяточников в градостроительных органах—не, не слышал.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Хамитов Ильшат

Это откуда у нас низкие цены? То что в США стоит 20 ты баксов, у нас стоит 40 за счет утиля, таможни, глонасс и прочих налогов и сборов. Наши пробки из-за плохой и непродуманной инфраструктуры. Машин столько же, если не меньше по числу авто на жителей, но пробки больше. Дороги, развязки, ремонтные работы и прочее просто у нас не в большом порядке.

Ответить
Развернуть ветку
Точка Лагранжа

Вообще не простой). Любой мыслящий на более чем два хода вперед "урбанист" возразит, что перед этими карательно-запретительными мерами непременно придется отстроить нормальные сети ОТ. Нужно пояснять - насколько это легко на территории РФ или лишнее?
...Есть у нас для примера город Самара и город Казань. Очень похожих друг на друга по своим количественно-качественным параметрам в области дорожного движения. Только в первом нет ни платных парковок вдоль тротуаров, ни муниципальных паркингов. А во втором это все доведено до абсурда с целью извлечения мзды из аборигенов. И какова же реальность по дорожной ситуации в реалии? Абсолютно идентичны, только где-то бесплатно, а где-то еще и с отжимом бабла.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Мурсаев
большое количество личных автомобилей у населения
по низким ценам

Да и квартиры подозрительно недорого стоят... Покупают кто не попадя, живут, где хотят. Недоработка

Ответить
Развернуть ветку
ppep.io

Сразу видно что у человека нет ни семьи ни дачки ни дома) Короче тупой идиот, что тут ещё обьяснять!

Ответить
Развернуть ветку
Тимон

Кстати, как в Москве ситуация с пробками? Что-то изменилось со времен Лужкова?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Печенег

Итого, проблема не в электромобилях, а в общем количестве авто.
Длинная статья-пустышка

Ответить
Развернуть ветку
Vitalii Vorobiov

Если выбросить из текста упоминание электромобилей ничего не изменится

Ответить
Развернуть ветку
Денис Смолянинов

а что должно было измениться?))

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
ИмФам2

Т.е. максимум, чего достигнут, убрав все двс - это сокращение выбросов СО2 на 10%? А сколько совокупных усилий на это идет? Какие другие источники выбросов, че с ними?

Ответить
Развернуть ветку
tarex

Много выбросов дают производства, сельское хозяйство и т.п., но их тоже сокращают путём внедрения более эффективных технологий, при этом стоит понимать, что СО2, это не всё, что выбрасывает автомобиль с ДВС, там куча вредных компонент, которые провоцируют не меньшую кучу заболеваний, на лечение которых расходуется куча ресурсов, так что отказ от ДВС это богоугодная xyйня.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Leo

одни из самых существенных - морские контейнеровозы.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
stark

Это довольно много

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

А у людей всегда так и выходит: решая одни проблемы, порождаем новые.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Я завидую норвежцам - согласен, что таких проблем и у нас было.

Ответить
Развернуть ветку
Байд Джонов

Опять ты на людей бочку катишь. За что Альтмана уволил? Признавайся.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
0YLQsNC90YzQutCwINC00YPRgNCw 1

да да, в симпсонах было с ящерицами которые спасли от голубей, потом завели змей.... итп
3 серия 10 сезона)

Ответить
Развернуть ветку
Rus Lan

И на том и на другом еще и заработать сможем...

Ответить
Развернуть ветку
Семен Тарловек

По моему вопрос замены ДВС на электромобили ради экологии сильно притянут за уши, да бы устроить передел на рынке производителей автомобилей и собрать больше денег с правительственных программ.

Аккумулятор в автомобиле ой как не экологично производить, и ой как не экологично потом закапывать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Зато электромобили безшумные.. И если у них реально достигнет 100% это будет очень и очень.. Тихо

Ответить
Развернуть ветку
Po...

Да! Класс! Не шумят и не воняют!!!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
0YLQsNC90YzQutCwINC00YPRgNCw 1

Уменьшить выбросы СО2 можно только одним способом - меньше потреблять. Иного способа нет. Меньше(реже обновлять) покупать одежды, меньше гонять ведро в 2 тонны для перевоза 100 кг тушки итп. Это единственный способ, все остальные это типичная подмена понятий - "если я не вижу выбрасывания СО2 значит его нет". Почти вся вырабатываемая энергия это выброс СО2, как ни крути.

Ответить
Развернуть ветку
Optimus

В Норвегии всё электричество с ГЭС. Так что действительно нет выбросов со2

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Станислав Мурсаев

Т.о., оптимальная стратегия - убить всех человеков! (с)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Po...

Ни о чём...

Ответить
Развернуть ветку
Анна Полякова

Электромобили, конечно, круто, но когда будут летающие????

Ответить
Развернуть ветку
0YLQsNC90YzQutCwINC00YPRgNCw 1

https://www.youtube.com/watch?v=4qgfS9iC3Kk Уже давно имеются

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Dan

Уже есть. Xpeng Aeroht.

Ответить
Развернуть ветку
HEIM

Кто нибудь тут владеет информацией по технологическому процессу производства и утилизации литиевых аккумуляторов? — это весьма и весьма грязный процесс.

Тоже самое касается и электроэнергии, чтобы заправить авто электричеством это самое электричество нужно сперва произвести. Сегодня в мире более 60% всей электроэнергии вырабатывается на тепловых электростанциях (ТЭС). Тепловые электростанции (ТЭС) работают на ископаемом топливе. То есть, чтобы заправить ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ машину экологическим топливом (электричеством) надо сперва сжечь уголь в топке. Барабанная дробь, выстрел клоуном из пушки, занавес!

Считаю, данную тему исчерпанной. Всю эту тему мусолят и раздувают с одной целью, чтобы сбить цену на эглеводороды.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Абатар

Тема с электромобилями - это самая воровская тема в мире!!! Я как инженер электрик посчитал приблизительно затраты на производство 1 киловатта электроэнергии и приблизительно какие процессы нужны для этого производства... И у меня получилось, что с затратной стороны за производство 1 киловатта электроэнергии требуется потратить немножко меньше чем в 2 раза больше чем на производство 1 литра бензина. С экологической точки зрения чтобы произвести 1 киловатт электроэнергии 1. Надо построить электростанцию на реке, это значить перегородить реку и нарушить биологический баланс в огромном природном регионе, практический баланс нарушается на протяжении всей реки и возникает огромное количество экологических проблем в целом регионе!!!
2. Проложить огромное количество ЛЭП высоковольтных (которые наносят огромный вред экологии- напряжения от 110 до 720 тысяч вольт), проложить огромное количество кабельных линий, произвести большое количество электрооборудования (пластмассы, медь, цинк, и тд.)
И кто посчитает сколько уникальных животных моллюсков птиц, и других животных при этом гибнет.... И об этом те же "экологи" молчат в трубочку и жуют сопли.. Что касается атомных электростанций - тут мне даже нет необходимости напоминать о тех угрозах человечеству и опасности в экологическом плане.. Просто напомню что у некоторых веществ которые используются на атомных электростанциях срок полного распада (это когда радиоактивное вещество прекращает излучать смертельное для всего живого излучение) составляет до 1500 лет!!!! Что касается экологии - ветряки с огромными лопастями - ими усеяны все северные моря - какой огромный вред они приносят экологии нарушая вековые пути миграции птиц в этих районах!!!! Фактический вся эта программа "экологическая электроэнергия" нанесла человечеству такой урон и в материальном плане и в плане экологии что не в сказке сказать ни пером описать.. А сколько денег на этом просто украдено!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Stanislaw Stognij

Хороший текст

Ответить
Развернуть ветку
Азамат Багатов

Последние два абзаца, остальное - лютая водища

Ответить
Развернуть ветку
fyp

Так у них же уже 87 процентов электромобили. Просто вводите запрет на авто с двигателем внутреннего сгорания. Льготы для электроавтомобилей отменяются, деньги тратятся на общественный транспорт. Бинго. Просто надо пересмотреть правила, база то сейчас неплохая

Ответить
Развернуть ветку
H0ttabych .

Это не Россия. Там откровенную жесть никто терпеть не будет: выйдут на улицы и поменяют правительство в два счёта.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Куйбери

Всю статью ждал, когда же проблему эту озвучат, которую породили злосчастные электромобили. Так и не дождался, копирайтер однако слишком хитер и коварен.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Абатар

Самое интересное сколько "экологи" отмываю денег на этом так называемым потеплении??? Потепление это естественный процесс, посмотрите сколько раз было потепление и похолодание на земле основываясь на исследованиях нормальных ученных. Когда на земле бегали огромные ящеры и различные монстры на всей земле температура была не ниже 32 градусов по Цельсию. Везде были джунгли и росли огромные деревья диаметром не меньше 2 метров и высотой до 100 с лишним метров.. Потом произошла катастрофа космических масштабов - в землю врезался огромный метеорит и земля сдвинулась на орбите и повернулась ее ось и магнитное поле поменялось полюсами и началось похолодание и полное обледенение земли. Потом опять произошла катастрофа космического порядка и земля опять кувыркнулась и сдвинулась на своей орбите.. И появились на земле тараканы (люди). Как я думаю мы не дождемся очередной вселенской катастрофы... Мы просто поубиваем сами себя в атомном апокалипсисе... Туда нам и дорога, раз мозгов не хватает выйти в космос, прекратить воевать и прекратить уничтожать самих себя...

Ответить
Развернуть ветку
Ginoice

Да какие проблемы? Все гуд же!
Или нет..?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Сколько же веков должно пройти, чтобы перестал был популярным greenwashing в любых проявлениях, в т.ч. в мозгах правительств и чиновников?
Я боюсь спросить сколько метана выдают коровки и буренки во всем мире каждые сутки ... Не дай бох прочтет Гретта Экокукушечка.... Как тяжко жить, все в дыму, памагите!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев
Я боюсь спросить сколько метана выдают коровки и буренки во всем мире каждые сутки ...

Вы аккуратнее, зелёные увидят и без мяса оставят.

Ответить
Развернуть ветку
robert nomok

Глупость про коров и метан развеяли еще до твоего рождения, а народ все еще повторяет это.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Егоров

но создал новые - а разве это было не очевидно с самого начала?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Стерлин

Среди причин популярности электромобилей в Норвегии не упомянут тот важный момент, что в стране избыток электроэнергии ввиду того, что её горный рельеф делает гидроэлектростанции очень эффективными.

Ответить
Развернуть ветку
98 комментариев
Раскрывать всегда