Исследователям: когда надоело вести Confluence, Google Docs, Notion и хочется порядка

Всем привет, меня зовут Илья и я работаю продакт-менеджером в компании, занимающейся разработкой продуктов для автоматизации бизнеса застройщиков.

В своей работе мне приходится часто проводить разного рода исследования, выполняя функцию ресёрчера, собирающего инсайты, которые помогают растить продукты.

Однажды я чётко осознал, что когда тебе нужно примерно в одно время тянуть десяток самых разноплановых исследований, касающихся доработки разных модулей одной большой системы, то уже недостаточно иметь какой-нибудь таск-трекер и продукт для хранения доков, результатов исследований в текстовом виде.

Систематизация исследований: Категории и Паттерны

В тот момент я выработал для себя систему категорий и паттернов исследований, в которой разные исследования разбиваются по разным категориям и имеют свой специфичный набор паттернов — повторяющихся от исследования к исследованию действий.

Например, категория «Reworking» - для исследований возможностей доработки существующего функционала. Категория содержит свой набор паттернов — повторяющихся действий:

  • Problem — описать проблемы пользователей;
  • Idea — описать предварительные идеи, которые могут помочь решить проблемы пользователей;
  • Analysis - провести анализ предметной области и выявить лучшие практики для решения обозначенных проблем исследования;
  • CustDev — спланировать и провести Customer development с клиентами и пользователями продукта для сбора User Stories;
  • UserStory — описать все полезные пользовательские истории с указанием контактов собеседников;
  • Estimate — оценить трудозатраты и себестоимость разработки, а также её стоимость для клиентов, в тех случаях, если разработка будет для них платной;
  • Prototype — создать прототип для предполагаемого функционала продукта;
  • Specification — создать подробную спецификацию бизнес-требований к функционалу продукта для разработчиков;
  • TaskControl — Определить сроки выполнения задач на разработку, поставить задачи и проконтролировать их выполнение в обозначенные сроки;
  • ProductTest — протестировать разработанный функционал на соответствие бизнес-требованиям, описать результаты тестирования;
  • ProductPackage — подготовить продуктовую упаковку функционала, его продуктовое описание для дальнейшего продвижения.

Проходя через все этапы исследования категории Reworking мне удаётся собрать полноценную картину того, что именно нужно доработать, для чего именно это нужно сделать и каким образом это будет реализовано командой.

Мне надоело копипастить шаблоны исследований, актуализировать продуктовую документацию, я психанул написал свой продукт на Python / Django

Когда я понял, что система категорий и паттернов исследований даёт свои плоды и помогает систематизировать исследования, я столкнулся с тем, что подготовка и переиспользование шаблонов исследований в Google Docs или Confluence — это сплошной копипаст и настоящая рутина, которая меня расстраивала.

Не очень долго думая, я начал писать с нуля свой проект для управления продуктовыми исследованиями на Python с использованием фреймворка Django, на что у меня ушло примерно 8 месяцев с нуля до MVP. Хорошо, что перед этим я уже немного был знаком с Python и меня драйвила перспектива создать свой собственный продукт, решающий мои проблемы, а также научиться программировать на Python.

Я назвал его «MetaProduct», так как основная его концепция звучала так: «Продукт для создания продуктов», поэтому и приставка «Meta». Пришлось изрядно потрудиться, решая разного рода задачи по архитектуре проекта, пришлось хорошенько изучить фреймворк, его фишки и сам Python, чтобы более-менее свободно начать разрабатывать функционал, фокусируясь прежде всего на процессах и бизнес-требованиях. Очень много времени потратил на изоляцию аккаунтов пользователей и безопасность данных, чтобы пользователь мог быть уверен в том, что его данные будут доступны только для него.

Как результат — metaproduct.app, рабочий проект со свободным доступом, в котором можно управлять продуктовыми, маркетинговыми и вообще любыми другими исследованиями. Пользователи могут воспользоваться уже готовыми фреймворками (их сейчас пока 4, но вы можете предложить свой, я его внесу как ещё один вариант), а также могут свободно создать свой набор категорий и паттернов, увязанных между собой.

На картиночке вы можете видеть список исследований в MetaProduct. Плашки - это исследования; Кружочки - это этапы исследований, воссозданные по паттернам; Цвета - это цвета разных категорий исследований.
На картиночке вы можете видеть список исследований в MetaProduct. Плашки - это исследования; Кружочки - это этапы исследований, воссозданные по паттернам; Цвета - это цвета разных категорий исследований.

Основные модули продукта:

  • Компании — для управления компаниями, для которых вы можете делать продукты;
  • Продукты — для управления ассортиментом продуктов;
  • Исследования — это список всех исследований, основное место работы;
  • Этапы — это список всех этапов всех исследований с возможностью фильтрации;
  • Задачи — здесь хранятся все задачи, которые ставятся внутри этапов исследований;
  • Контакты — раздел для ведения базы контактов и стейкхолдеров, чтобы в этапах каждого исследования иметь возможность добавлять пользовательские истории для каждого контакта;
  • Дашборд прототип дашборда менеджера продукта;
  • Конструктор фреймворков — здесь можно найти готовые фреймворки, а также создать свои собственные категории и паттерны исследований;
  • База знаний — это модуль для написания статей, а также для публикации исследований, которыми можно поделиться, сгенерировав ссылку для доступа.

Также, в качестве дополнительного бонуса, в MetaProduct есть 19 цветовых тем, поэтому можно подобрать тему под ваш любимый цвет. 👍

Сейчас проект находится в активной фазе разработки, я занимаюсь им вечерами в режиме pet-product, в свободное от работы время, при этом ежедневно его использую в своей работе, что помогает мне автоматизировать управление исследованиями и систематизировать их результаты, ежедневно пополняя базу знаний о тех продуктах, которые я развиваю в нашей компании.

Особенно тщательно сейчас я занимаюсь проработкой процесса онбординга в MetaProduct, так как на самом деле система категорий и паттернов может показаться несколько сложноватой для понимания пользователями. Для этого я создал что-то вроде «Onboarding Wizard», который направляет нового пользователя при начале работы в MetaProduct.

В общем, я верю, что этот продукт может облегчить работу с исследованиями и буду дальше продолжать его развивать! 😉

Буду рад, если вы попробуете поработать в моём проекте и поделитесь вашим пользовательским опытом, который я постараюсь учесть в ближайших апдейтах. Спасибо за внимание! 😃

Адрес проекта: metaproduct.app

Telegram для обратной связи: @i_podprugin

5353
38 комментариев

Ехал Продукт через продукт
Видит Продукт в продукт продукт
Сунул Продукт продукт в продукт
Продукт продукт продукт продукт

Извините не удержался :)

31
Ответить

🤣🤣 Ну так а что? Вот такая она жизнь продакта, который продукты развивает, продуктовые метрики качает. 😂

3
Ответить

И сделал продукт продукт для продуктов

Ответить

Отличная работа, но оформление, именно цвет, сильно бьет в глаз, подумайте над более спокойным оформлением. Это так, стороннее наблюдение.

5
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Alex, спасибо Вам за отзыв! 😉👍 На самом деле каждый пользователь может выбрать тот цвет, который ему больше по душе. Сейчас есть 19 цветовых тем. Но, возможно, чуток придавить общую палитру действительно стоит. Подумаю над этим, быть может правда получится сделать приятнее.

3
Ответить
6
Ответить