Как сформулировать оффер для кандидата?
Предложение о работе или джоб оффер - не пустая формальность, а важный шаг компании навстречу кандидату. Давайте обсудим несколько простых шагов, чтобы сделать оффер максимально привлекательным, а также порассуждаем, какие могут настать последствия, если выданный оффер отозвать.
Набирает популярность практика, когда предложение о выходе на работу кандидату направляют в письменной форме на электронную почту. Сводный файл, оформленный в корпоративном стиле, носит название job offer - джоб оффер. Кандидаты в свою очередь тоже стали просить прислать им оффер, хотя еще 3-4 года назад было достаточно обсудить все формальности устно.
В бизнесе все держится на культуре переговоров и выполнения достигнутых договоренностей. Оффер - из числа таких подтверждающих ритуалов: договорености надо это закрепить. Кроме того, это хороший способ развивать HR-бренд компании.
Официально направленный job offer - это ясно оформленное предложение о трудоустройстве, в котором кратко отражены принципиальные для кандидата и компании моменты, условия труда, наличие дополнительных благ и т.д.
Приманка для кандидата?
Мы в “Биорг” направляем кандидатам официальное письмо с предложением о выходе на работу, где прописываем все ключевые условия сотрудничества - условия по з/п, графику работы, компенсациях и льготах и тд, но не прописываем там трудовые обязанности.
Большинство компаний присылают job offer на фирменном бланке, с подписью либо непосредственного руководителя, либо директора по персоналу, а иногда и генерального директора.
Мы используем шаблонное письмо, где по пунктам все расписано. Отправляет его HR со своей корпоративной почты.
Оффер - репутационная история?
Джоб оффер - ещё одно касание в воронке ваших кадровых “продаж”. Ваше коммерческое предложение. Вы продаете кандидату работу в компании, как путь к лучшему будущему.
Вы как будто говорите: “Дорогой кандидат, мы действительно оценили твои качества и поэтому хотим скорее начать сотрудничать. Мы заинтересованы, нам не лень потратить дополнительное время и ещё рассказать тебе о преимуществах, которые тебя ждут у нас, и напомнить, чего мы ждем от тебя как профессионала. Присоединяйся к нашей команде, будет здорово”.
И хотя оффер, в отличие от трудового договора, не имеет юридической силы, очень важно соблюдать и обеспечивать все, что там прописано. Это и есть репутационная история.
Что такое оффер по сути?
Документ служит связующим звеном между первоначальным описанием должности и официальным трудовым договором. Важно, что оффер, в отличие от описания вакансии, это персонализированная история. Она не для всех, а для конкретного кандидата с важной для него и для вас информацией.
Хороший оффер поможет принять обоснованное решения перед подписанием трудового договора. В идеале, оффер должен просто закрепить достигнутые договоренности. То есть на момент его представления у вас и у кандидата должно быть минимум сомнений. Конечно, это не отменяет факта, что мы живем на конкурентном рынке и сейчас это в большей степени рынок кандидата.
Что, если оффер приходится отзывать?
У хорошего, опытного HR-руководителя такого негативного опыта быть не должно. Отозванный оффер - форс-мажор. Это означает, что кто-то переоценил свои силы, неверно поставил задачу или где-то не доработали в процессе рекрутинга.
Бывает обратное , когда кандидат отказывается от оффера, после того, как его принимает. В этом случаем ещё можно поспорить о том, кому повезло: той компании, куда он ушел, или вам, что такой человек к вам не пришёл.
Если вдруг, по каким-то причинам приходится отзывать оффер, я бы рекомендовала действовать следующим образом:
Объяснить причины. Компания должна предельно ясно, максимально честно объяснить причины отзыва job offer. Это поможет избежать недоразумений и негативных эмоций.
Предложить нормальную альтернативу. Если у компании есть альтернативные позиции, нужно предложить эти варианты - другую должность, со схожим функционалом, или другие формы сотрудничества.
Важно, чтобы даже после отозванного офера, кандидат думал о компании хорошо. Помните, что даже если вы принимаете на работу сотрудника на рядовую позицию, относиться к нему надо с таким же уважением, как и при найме руководителя. Человек вырастет и, будучи уже зрелым профессионалом, обязательно вас вспомнит. Будут ли это хорошие воспоминания?
Оффер не гарантия, увы
Оффер укрепляет в кандидате ощущение заинтересованности компании, но не является юридически обязывающим. Более того, он может быть отозван или изменен компанией до момента подписания трудового договора - хотя, я уверена, что это крайне нежелательно. Есть сомнения - не высылайте оффер. Лучше пришлите предварительное письмо, не называйте его оффером, если думаете, что могут быть изменения.
Мой совет кандидатам - хотите проверить, насколько компания серьезно относится к офферу? Спросите, готова ли она заключить с вами трудовой договор заранее. Например, вы планируете выйти на работу 20 июня, а оффер получили 5-го. Подпишут ли с вами договор до 20-го числа?
Как составить оффер?
Job offer обычно составляют HR-специалисты или руководители отдела персонала. В некоторых случаях это может делать непосредственный руководитель.
Документ может быть стандартной формой для определенных позиций или отраслей, но его всегда корректируют под конкретного кандидата.
Этот документ, как и хорошо проработанное коммерческое предложение, всегда соответствует требованиям и ожиданиям сторон. Только так он обретает полезность и повышает вероятность успешного закрытия вакансии.
Ошибки при составлении офера
Один из самых важных моментов, на который надо обращаться внимание при составлении job offer - это соответствие реальным возможностям. Документ должен отражать реальные возможности и условия работы в компании.
Не стоит прописывать то, что потом невозможно выполнить, что не соответствует реальной ситуации. Это негативно скажется на репутации компании и на отношениях с будущим сотрудником.
Можно ли корректировать выставленный оффер
Конечно, место для переговоров есть всегда. Однако, если они начинаются уже после того, как направлено потенциальное предложение, это повод задуматься. Во-первых, где вы не доработали на предыдущих этапах. Не поторопились ли вы или кандидат? Если поторопились, то почему?
Во-вторых, это повод подумать о качестве кандидата, который сначала согласился на одни условия, а потом пытается передоговориться. Что это может сказать нам о кандидате? Обратите внимание, как именно человек пытается зайти на новый круг переговоров.
Можно поинтересоваться о причинах нового раунда, например, прямо спросить, связано ли это с тем, что другая компания предложила ему более привлекательные условия. Оцените ответ и сами подумайте, какие критерии для кандидата принципиальны на самом деле. Не говорит ли это о том, что он в любом случае будет искать более выгодные предложения, оформившись к вам в компанию?
В каком виде направить оффер
Принципиально - то, как кандидат воспримет ваше предложение. А значит, давайте говорить об оффере как об инструменте официальной коммуникации компании с кандидатом. Его задействуют, чтобы подчеркнуть позитивный настрой на будущее сотрудничество. Оформление должно быть соответствующим. Например, электронное письмо с приложенным к нему красиво, в корпоративном стиле, оформленном файлом, где прописаны все важные для сторон моменты.
В чем значимость оффера, если от него можно отказаться без юридических последствий?
Слово “значимость” я бы применяла исключительно в коммуникационном смысле. Это не юридическая значимость, но, безусловно, тот момент, когда компании следует держать слово. И все же, несмотря на отсутствие юридической значимости, оформленный оффер - это очень важно. В риторике есть понятие “речевой поступок”, целенаправленное высказывание, которое несет важный смысл. Оно, как правило, характеризует не только тот предмет, о котором высказываются, но и того, кто высказывается. Не совершайте пустых, бессмысленных поступков, которые, тем более, могут привести к негативным последствиям для имиджа компании, иногда незаметным, а иногда и труднопоправимым.
Как вы провели предварительную работу, если вдруг поменяли своё мнение? Как у вас в компании выстроена система принятия решений о найме?
Вывод
В целом, хорошо оформленное предложение о работе - это не столько документ, сколько продолжение коммуникации компании с кандидатом.
Приятно смотреть на хорошо оформленный файл с элементами фирменного стиля компании, с перечнем условий и преимуществ трудоустройства. Это первый шаг в процессе “онбординга” - превращения кандидатта в полноценного участника коллектива компании.
Коротко говоря, классно оформленное предложение о работе - это правило хорошего тона в современном бизнесе.
А кем вы видите себя через 5 лет? Почему ушли с предыдущего места работы? Обычно такие вопросы кажутся каверзными, и раздражают кандидатов. Но если принять правила игры и разобраться, что же хочет услышать эйчар, это откроет вам двери во многие компании.
Приходишь на собеседование, спокойно и расслабленно рассказываешь о навыках и опыте, обсуждаешь желаемую зарплату и подписываешь договор. Идеальный сценарий для соискателей и работодателей или реальность? Мы уверены, что второе. Рекрутер Garage Eight поделилась лайфхаками для подготовки к собеседованию и прикрепила чек-лист для проверки. Читайте и…
Эта часть о том, как корректно и быстро завершать собеседование, если кандидат вам не подходит, и о том, как эффективно подводить кандидата к офферу, если вам все нравится
Описание вакансии играет важную роль в привлечении и отборе кандидатов — от того, как написана вакансия, зависит многое: количество откликов, опыт и навыки откликающихся кандидатов, а также “культурный код” этих людей.
Каждый день публикуются тысячи вакансий. Как сделать так, чтобы именно вашу заметили?
От такого трёхпалого мутанта идиота не надо никакого оффера