Как компании выбрать подрядчика для создания подкаста?
Привет, я Аня, креативный директор и сооснователь подкаст-студии «Две Дорожки». Уже больше пяти лет я продюсирую подкасты для бизнеса и блогеров. Ранее мы уже писали о том, как самостоятельно запустить подкаст. Однако, для выстраивания нового процесса требуется время и ресурсы, поэтому компании чаще выбирают подрядчиков для реализации подобных медиапроектов. Мне нравится делегировать работу профессионалам, но как этих мифических существ найти и выбрать — вопрос сложный. С ним и попробуем сегодня разобраться.
Зачем компании подкаст?
Подкаст — это разговорное шоу в аудио или видео формате, которое бесплатно можно найти в интернете. Подкасты на русском языке чаще всего слушают в Apple подкастах и на Яндекс Музыке, а смотрят на YouTube и ВК.
Давайте разберемся, почему у вас возникло желание запустить подкаст?
Признаюсь сразу, на этот вопрос есть неправильные ответы:
- «У наших конкурентов уже есть»
- «Это сейчас модно»
- «Нужно что-то новенькое»
- «Директор в детстве мечтал стать радиоведущим»
Ни одна из этих причин не является реальной бизнес-задачей с описанным желаемым результатом.
Подкасты — это прекрасный медиаинструмент для работы с внутренними и внешними коммуникациями. Смело переходите к следующему этапу, если перед вами стоят подобные задачи:
Какие ресурсы нужны для запуска?
Кроме понимания задачи будущего подкаста, вам необходимо оценить наличие ресурсов для его реализации.
Бюджет
В зависимости от сложности концепции, аудио или видео формата, уже имеющихся ресурсов стоимость выпуска будет варьироваться от 20 до 200 тысяч рублей. Понимаю, эта вилка дает немного информации на начальном этапе, но давайте посчитаем. Минимальная длительность одного сезона подкаста — 6 выпусков. Этого хватит, чтобы оценить эффективность формата и получить первые результаты. На него необходимо потратить как минимум 120 тысяч. Полноценные контракты с крупными компаниями на сезон из 10 выпусков «подкаста под ключ» обычно стоят от 1 миллиона рублей.
Также многие забывают о необходимость заложить 20-30% от стоимости проекта отдельно на его продвижение. Просто качественным контентом вам не удастся привлечь аудиторию. Вам предстоит совместно со студией и вашим отделом маркетинга/рекламы, либо с приглашенными специалистами, создать и реализовывать стратегию продвижения подкаста. Да, существуют бесплатные способы. Однако, когда мы говорим о коммерческом проекте, которому необходимо решать конкретные бизнес-задачи и достигать определенных результатов, без дополнительных вложений не обойтись.
Люди
Даже если вы максимально делегируете процесс создания команде подкаст-студии, от вас проекту потребуется вовлеченный менеджер, который будет готов предоставлять оперативно необходимую информацию, согласовывать решения, передавать результаты. Этот человек должен обладать временем для работы с этой задачей, а также пониманием проекта и мотивацией для работы. К сожалению, менеджер со стороны клиента не всегда отрабатывает свою задачу. И при всем желании и профессионализме работы подрядчика, именно из-за этого связующего звена проект может провалиться. И наоборот — качественная связка «менеджер —подрядчик» позитивно влияет на качество и результаты проекта.
Мотивация
Вы должны четко понимать, каких результатов и в какие сроки хотите достичь, благодаря подкасту. Их можно и нужно формулировать вместе с выбранным подрядчиков. Однако уже на этапе планирования, важно представлять финальную точку. Вы можете поставить количественные цели по охватам, прослушиваниям, комментариям; и качественные по отзывам, пониманию темы и т.п. К этому результату вам с подрядчиком необходимо стремиться вместе.
Контент
Одна из главных особенностей подкастов — это их децентрализованность. Существует примерно 10 основных платформ, где люди слушают подкасты. Из-за этого возникают трудности в построении коммуникации со слушателями. Чаще всего подкастеры создают отдельные социальные сети проекта, либо общаются с аудиторией на уже имеющихся площадках. Поэтому, если у вашей компании нет социальных сетей, то приготовьтесь к тому, что создавать контент нужно будет регулярно. Это позволит привлекать новых слушателей и поддерживать связь со старыми. Самый оптимальный вариант — создать Телеграм канал или группу ВК. Такой кейс случился у нас с «Еще зелеными» — шоу для компании Сингента. Подробнее можно прочитать тут.
Что вы хотите делать сами, а что делегировать
Повторюсь, что создание подкаста дело, конечно, сложное, но далекое от построения атомного ускорителя. Поэтому, если вы чувствуете в себе силы сделать все самостоятельно, можете воспользоваться нашими учебниками:
В случае работы с подкаст-студией у вас есть возможность:
Делегировать максимум — заказать создание подкаста «под ключ»
Команда студии, исходя из задач, создает для вас концепцию и оформление проекта, обирает команду, ищет ведущих, пишет сценарии, записывает и монтирует выпуски, занимается созданием дополнительного контента и продвижением. Вы только утверждаете результаты каждого этапа работ.
Выполнить элементы проекта самостоятельно
Какие задачи клиенты чаще всего хотят взять в свою зону ответственности:
- Дизайн обложки подкаста — многие компании предпочитают использовать своих штатных дизайнеров для создания визуального оформления.
- Выбор тем выпусков и приглашенных гостей.
- Соавторство в создании сценариев — в зависимости от концепции подкаста, команда заказчика может быть вовлечена в разработку сценариев.
Наиболее востребованным запросом остается участие собственных ведущих от компании. Это особенно актуально для подкастов, направленных на укрепление HR-бренда.
Яркий пример такого сотрудничества — шоу «Кошелек или жизнь», которое мы сделали для компании Кошелёк. В этом проекте сотрудники компании не только выступили в роли ведущих, но и активно участвовали в создании сценария, формируя основную базу вопросов для интервью. Такой подход позволил создать аутентичный контент, отражающий корпоративную культуру и ценности бренда.
Делегировать техническую составляющую
Если вы хотите сами отвечать за смыслы, то студии умеют работать в режиме технической поддержки: записали/сняли, смонтировали, выложили.
Инхаус или аутсорс
«А может не нужно в подкаст-студию идти? Что нам, своих сотрудников не хватает?» Возможно, так и есть. Давайте разберемся при каких условиях получится сделать качественный подкаст инхаус:
- Сотрудник или сотрудники, которым вы хотите поручить создание подкаста, слушают их и понимают, что это такое.
- У них есть ресурс времени и сил для создания этого проекта, а также интерес к нему.
- У них есть успешный опыт в создании медиа проектов.
- У них есть навыки в работе с текстовым, аудио и видео контентом.
- Вы готовы потратиться на обучение команды и выстраивание процесса.
- Вы готовы к пробам и ошибкам за вас счет.
В таком случае предлагаю начать обучение с бесплатных материалов, например, наших статей и курсов, а потом приходить на платные консультации. Мы можем обучить ваших продюсеров, редакторов, монтажеров, а также построить студию в офисе.
Я не могу гарантировать, что создание проекта инхаус окажется дешевле или результативнее, однако, если вы настроены серьезно, то в долгосрочной перспективе наличие внутреннего продакшена может сэкономить ресурсы, при необходимости постоянной генерации контента.
Как выбрать аутсорс
Мне кажется важным подойти к выбору подрядчика для создания подкаста с настроем долгосрочной работы. Вы хотите выбрать партнера, которому искренне доверитесь.
Перечень услуг
Он зависит от того, что вы готовы делегировать подрядчику, сможет ли эта студия оказать вам все необходимые услуги, либо вам придется работать с дополнительными субподрядчиками. Предложат ли они сами гримера для видео? Смогут ли решить вопрос кастинга ведущего? Предусмотрят ли дополнительные раунды правок из-за особенностей структуры компании?
Многие продакшены называют «подкастом под ключ» реализацию технической части (техника, запись и монтаж). Знайте, что это лишь одна треть работ, связанных с проектом. Существуют студии, которые берут на себя работу со смыслами: разработку концепции, сценариев, оформление, поиск ведущих, гостей и локаций.
Опыт
Запрашивайте портфолио, просите описание кейсов. Вы ищете профессионалов, которые понимают особенности медиума и не будут допускать ошибок. Многим важно увидеть примеры работ подкаст-студий с проектами в тематике компании, однако это не кажется мне самым важным. Я бы смотрела на то, с каким уровнем клиентов уже работает подрядчик, формулировки задач реализованных проектов и их результатов.
Позволю себе лирическое отступление. Не оценивайте профессионализм подрядчика исключительно по медийности реализованных им проектов. Обращайте внимание на качество самого контента. Не 100% успеха подкаста зависит от исполнителя. Некоторые клиенты не вложились должным образом в продвижение. Другие — самостоятельно приняли решение все-таки позвать неподходящего гостя. Вы же не оцениваете врачей по тому, как их пациенты соблюдают рекомендации? Вот и в оценке кейсов подкаст-студий лучше спрашивать, за что отвечали именно они.
Отзывы
Мне кажется, что они должны быть везде: на сайте, в презентациях, картах и соцсетях. Также подрядчик должен с гордостью говорить о разработанных проектах и быть готовым поделиться контактами (с разрешения) текущих и прошлых клиентов, если вы захотите запросить у них отзыв на выполненные работы.
Команда
Для меня важно, чтобы команда работающая над подкастом у подрядчика состояла полностью из инхаус сотрудников. Таким образом, вашему подкасту будет уделяться больше внимания, проект получится целостным. Сотрудникам проще поддерживать коммуникацию, процессы отработаны и пространство для ошибок сокращается.
Стоимость
Она должна быть «в рынке». Запросите сметы у нескольких потенциальных подрядчиков. Слишком дешевые и слишком дорогие предложения должны вас насторожить. Не обязательно сразу же от них отказываться, вы имеете право задать вопрос «почему». Обращайте внимание на перечень услуг и их описание. По хорошей смете понятно, из чего состоит проект, почему та или иная услуга необходима.
Организация процессов
Каким образом будет заключен договор? Где вы можете следить за прогрессом работ по проекту? Каким образом выстроен процесс коммуникации с ведущим? В каком виде предоставляется отчетность? Красивые ли таблички? Да, и это тоже важно! Я еще не встречала прекрасного специалиста с крутыми результатами, который бы работал без договора, держал все в голове, а все задачи ставил в чатах вайбера. Вам должна быть понятна и известна заранее последовательность работ, сроки, каким образом вы получаете результаты. Причем разговор об этом должен начать исполнитель.
Авторские права
Есть две наиболее распространенные формы регулирования авторских прав между подкаст-студиями и компаниями, которые заказывают производство контента. Первый вариант — полная передача их компании. Кто платит — тот и владеет. В договоре будет прописано, что весь контент принадлежит только вам и в дальнейшем, только вы вправе им распоряжаться. По желанию вы также можете включить в договор пункт о неразглашении — тогда студия не сможет использовать ваш кейс в портфолио и говорить о причастности к проекту. Второй вариант — передача части авторских прав заказчику. В таком случае студия имеет право монетизировать контент дополнительно, иметь возможность влиять на смыслы и т.п. В таком формате могут работать крупные лейблы, чье имя и чья собственная аудитория важна для заказчика.
Локация
Не обращайте внимание на локацию подрядчика в случае создания аудио-проекта. Мы давно создаем подкасты удаленно. Поверьте, это никак не отражается на качестве. Спрашивайте расположение команды в случае создания видео и уточняйте, где бы вы хотели проводить съемки. Возможна ли командировка, либо работа с проверенными партнерами.
Коммуникация
Самый главный пункт в этом огромном перечне! Нравится ли вам общение? Вы готовы доверить создание подкаста вашей компании конкретно этим людям? Без симпатии, уважения и доверия между подрядчиком и заказчиком не может получиться качественный проект. Мы неоднократно проверяли это на себе. Обращайте внимание на то, что важно именно вам в коммуникации. Скорость ответов, их тон, соблюдение договоренностей и т.д.
Где найти подрядчика
Где же найти этих прекрасных профессионалов? Поделюсь парой идей:
- посмотреть, кто делает ваши любимые подкасты
- идти в поисковики
- поспрашивать у друзей и коллег
- сходить в Базу студий сайта Podcasts ru
- посмотреть статьи сайта Podcasts.ru
- найти подкаст чаты в Телеграмме
- искать контент про подкасты в соцсетях и смотреть на авторов
Желаю вам прекрасных подкастов! Буду рада ответить на любые вопросы в комментариях к статье или личных сообщениях. Не забывайте подписываться на социальные сети Двух Дорожек,. Возможно, мы и есть ваш идеальный подрядчик!
5 рекомендаций, как привлечь внимание рекламодателей и гостей, а также поднять популярность подкаста.
KFC Canada устроила кулинарную битву человека против искусственного интеллекта. Суть простая: KFC собрал фокус-группу, которой на слепых исследованиях дали курицу, приготовленную по рецептам искусственного интеллекта и по рецептам KFC. Курочка по рецепту KFC, конечно же, победила.
Рассказываю о результатах клиента после цикла консультаций по кейсам, но советы можно переработать и использовать самостоятельно. Особенно чек-лист по пробелам в логике
Сейчас цифровая камера имеется почти у каждого, с ее помощью можно не только слышать собеседника, но видеть его и даже видеть то, что видит он. Казалось бы, всем хорошо, но, как водится, есть недовольные. В основном это мастера художественной фотографии и кинорежиссеры, считающие цифровые камеры инструментом профанации их высокого искусства. В IT-с…
Вы когда-нибудь задумывались, почему вам нравится смотреть рекламные ролики до конца или почему баннеры в социальных сетях так цепляют взгляд? На первый взгляд, это — всего лишь реклама, но в ней что-то привлекает...
А теперь представьте, что это вы создаёте такие цепляющие и уникальные креативы. Вы — автор идей, которые заставляют зрителей останови…