Compass: как на работе не отвлекаться на мемасы, но пользоваться мессенджером

Телеграм заменил нам соцсети, и почти все инфоресурсы имеют свои каналы, где аудитория проявляет наибольшую активность. Рабочие чаты тоже перекочевали в Телегу: удобная отправка файлов, интерфейс и т.д.
Работа и развлечения столкнулись в одном месте, и совместимость их сомнительна.
Поэтому поговорил с человеком, который разработал решение проблемы – создателем мессенджера исключительно для работы.

Compass: как на работе не отвлекаться на мемасы, но пользоваться мессенджером

Проблема рассеянности в рабочее время всегда волновала руководителей и ответственных работников. Я и сам чертовски часто отвлекаюсь от работы, и даже составляя этот материал несколько раз залип на новостные сводки в Телеге (хотя ничего не мешало мне сделать это после написания статьи).

Не отвлекаться, и работать эффективнее – хорошее стремление, если оно не идет по зову культа продуктивности, и не нацелено на роботизацию команды.

О чем речь?

Исследователи, психологи, и просто наблюдательные люди заметили, что в ряде случаев с помощью мессенджеров и соцсетей сотрудники уходят в состояние прокрастинации, т.к. в силу разных причин не хотят решать определенные задачи. Оттягивание момента выполнения проще всего заполнить привычным и удобным способом – уходом в развлекательный или интересный контент.

В ряде других случаев работники могут просто переключиться с рабочего чата на развлекательный канал – просто потому, что ячейки в мессенджере оказались рядом, и человек случайно прочитал превью.

Compass: как на работе не отвлекаться на мемасы, но пользоваться мессенджером

Нет ничего страшного в том, чтобы посмотреть пару мемасов, или прочитать интересный (а возможно и полезный) пост.

Беда в другом – отвлекаясь, мы растрачиваем работоспособное состояние, которое и без того ограничено ресурсами времени и сил

И чем чаще мы отвлекаемся, тем продолжительнее становятся эти периоды отвлечения. Вернуться в рабочее состояние непросто, и ко времени проведенному в канале или группе, смело можно прибавить время «неэффективной» работы, по ходу которой пытаешься вернуться в нужное русло.

Но как быть, если приходится работать и развлекаться в одном месте?
Чтобы разобраться в вопросе, я нашел человека, который решил проблему по-своему – создав мессенджер исключительно для работы.

Федор Чернов
Директор по развитию Compass

Бизнес трудно представить без рабочих чатов, и не имеет значения в каком именно мессенджере происходит общение.

Мессенджер – это часть рабочего времени, где наряду с выполнением задач протекают почти все процессы. Когда человек в работе, он настраивается на неё: едет в офис, убирает лишнее со стола, отключает уведомления, закрывает дверь в комнату, если он на удаленке. Цель сделать так, чтобы абстрагироваться от бытовой жизни, и полностью включиться в рабочий процесс.

Мы запускаем софт где происходит работа, гуглим что-то по работе, и переписываемся тоже по работе. Но в последнем случае выходит, что рабочий инструмент в огромной степени используется по другому назначению.

Беда привычных мессенджеров в том, что семья, друзья, каналы, видосы, мемы и все прочее тоже приходят на работу, и в любой момент могут ворваться в ваши процессы, и отвлекать на протяжении всего дня.

Тот самый безработный друг
Тот самый безработный друг

Здесь назревает хороший вопрос: «А зачем нужен какой-то новый мессенджер, если есть Slack, который давным-давно решил эту проблему?»

Да, Slack есть, но он сверхфункционален.
Айтишники и digital-специалисты без особого труда осваивают его – это их стихия. Но трудно представить, чтобы команда какого-нибудь провинциального турагентства использовала Slack.
С наибольшей вероятностью они ведут чат в Телеграме, или на худой конец в WhatsApp. Аналогичные продукты на рынке также сложны для пользователей: я не могу вообразить ситуацию, где небольшая бухгалтерская компания поставила свой сервер, накатила туда Mattermost или RocketChat и счастливо ими пользуется.

На сегодняшний день Slack вовсе полностью ушел, и вопрос для многих компаний стал еще более острым.

Также, частая проблема мессенджеров — некачественные мобильные приложения, потому что нативная разработка это сложно, а инженеры создающие их стоят дорого. Поэтому нередко прибегают к кроссплатформенной разработке, что отражается на удобстве пользования.
В рамках проблемы, корпоративный мессенджер - это не только десктоп или веб версия. Это приложение, которым сотрудники пользуются в кафе, в лифте, на встрече, по пути на работу, поэтому нельзя снижать приоритет при их создании.

Мы разработали простое и максимально универсальное решение, которое закроет потребность общения по работе, и выставления границ между личным и рабочим пространством.

Факторов отвлечения на работе намного больше, и разумеется они стоят за рамками мессенджеров. YouTube, соцсети, в конце-концов мобильные игры – все это никуда не девается.

И для некоторых сотрудников отвлекаться – вполне себе норма, поскольку они хотят скоротать рабочий день, чтобы тот поскорее закончился и отпустил их домой.
Но есть и работники, которым крайне важна личная продуктивность. Им хочется расти, двигаться вперед, и поэтому им интересны эффективные инструменты для работы

Телеграм и WhatsApp чаще всего уводят внимание людей ненароком, за те доли секунды, когда переключаются чаты или папки: глаза сами считывают всю информацию. И когда ты увидел интересную запись – соблазн провалиться в чат, и отвлечься от работы, намного выше.

Никто не отменяет ответственного использования и гигиену в сети.
Но на мой взгляд, рабочее должно быть исключительно для работы.

Позиция Федора мне ясна – даже осознанное использование мессенджера имеет риск залипания в каналы, сторис, и Бог еще знает куда. Повышение личной эффективности за счет отделения личного и рабочего, и никакого лишнего интерфейса.

Его решение не подходит одиночкам-фрилансерам (каким я являюсь), а сделано для команд и компаний, работающих в с регулярным штатом (в которых я тоже состою).
Идея внедрения подобного чата вызывает скепсис, и ряд вопросов. Например ЛПР нашего контент-агентства выразили отношение к идее попробовать корпоративный чат словами «а разве он может дать что-то, чего не дает Телеграм?».
И тут я решил провести проверку.

В тылу чата

Самоизоляция сотрудников от мессенджеров любопытная практика, и мне не на шутку стало интересно понять, как это работает на самом деле.

Сразу после интервью с Федором, я будучи гениальным хакером, взломал его чат, и отправился на разведку: туда, где говорят только по делу, и как оказалось не отправляют стикеров.

Я проник во внутренние чаты команды Compass, и провел небольшое расследование о том, как работает их мессенджер.

Compass: как на работе не отвлекаться на мемасы, но пользоваться мессенджером

Но, чтобы вы были спокойны, конечно же я ничего не смог взломать, потому что у Compass высокая степень защиты – а я просто получил доступ по ссылке-приглашению.

Итак, первое, что мне бросилось в глаза – общение строго по работе.
Я не знаю, что сотрудники обсуждают в личной переписке, но в общих чатах нет никакой лишней информации.
Сообщения в основе своей представляют собой тему, и комментарии внутри неё – по сути система тредов, но сделанных по принципу комментирования.

Зашел - прочитал - усек - вышел

И не зависаешь в мессенджере лишнее время

В Телеге довольно часто ситуация несколько иная – кроме рабочего обсуждения все осыпается стикерами (и их тщательным подбором), и параллельно проверке превью чата на предмет интересной новости.

Несмотря на мои ожидания о чем-то особенном, интерфейс чата оказался максимально привычным, с одной лишь разницей: на сайдбаре есть быстрый доступ к службе поддержки, и ко всем вашим тредам.

Киллер-фичи

Коротко пройдусь по важному функционалу, который действительно может помочь в работе.

Напоминания
Это та штука, которую стоит сделать любому чату.
Работает следующим образом: на любое отправленное сообщение можно поставить напоминание с датой и временем уведомления.
Например, в ходе разговора, между делом, вам прилетела небольшая задача, которую нужно выполнить сегодня до вечера (и чаще всего это задача кому-то написать) – но сейчас вы заняты другими процессами. В два клика ставится напоминание, и в нужный момент чат выдаст уведомление, со ссылкой на данное сообщение.

Конечно, вы можете сделать иначе, и внести задачу в тудушку, и выполнить в удобное время, но такие отложенные мелкие задачи появляются постоянно, и вписывать их в планировщик – трата времени.

Compass: как на работе не отвлекаться на мемасы, но пользоваться мессенджером

Треды и цитаты
Или как они здесь называются – комментарии.
На первый взгляд это выглядит странно, т.к. мы привыкли видеть такой функционал именно в соцсетях.

Compass: как на работе не отвлекаться на мемасы, но пользоваться мессенджером
Compass: как на работе не отвлекаться на мемасы, но пользоваться мессенджером

Однако, разбитая на темы беседа очень удобна тем, что не нужно долго читать всю переписку подряд, или последовательно ползти вверх по ответам.

Ну а в тех случаях, когда нужно сделать «классический» ответ, или ответить уже внутри комментариев, есть кнопка цитирования – она работает как Reply в обычных мессенджерах.

Фильтрация медиафайлов
Опция «мои файлы» – это спасатель времени и нервов, особенно когда в старом чате ты срочно ищешь важный файл, который отправлял когда-то кому-то в честь чего-то.
И вместо того, чтобы вручную перебирать сотни файлов, можно одним нажатием сократить ареал поиска (только если вы не файловый маньяк).

Compass: как на работе не отвлекаться на мемасы, но пользоваться мессенджером

А если файл отправлял кто-то другой, у него тоже есть эта чудо-кнопка.

Что не очень?

Ну и о том, что на мой взгляд нужно дорабатывать.

Не полностью отъехавшее окно чата при вызове сайдбара.
Это непривычный формат, выбивающийся из UX-паттерна, и первое время он мозолит глаза. И второе время тоже.

Прожимание реакций на сообщения не интуитивны.
Речь о первых реакциях – когда тебе нужно задать эмодзи: при выборе реакции ты не возвращаешься к сообщению, а вместо замены он ставит еще одну реакцию.

Удаление и редактирование комментариев возможно только первые 10 минут.Как мне признался сам Федор, это сделано для того, чтобы сотрудник не мог манипулировать чатом, например, изменив дату дедлайна вчерашним числом, или исказив суть диалога.

Compass: как на работе не отвлекаться на мемасы, но пользоваться мессенджером

Что в итоге?

На мой взгляд, разработка мессенджеров неблагодарное дело, поскольку трудно донести идею их пользы и преимуществ относительно привычных нам Вайберов или Телеграммов.

По этой же причине мессенджер непригоден в качестве MVP, т.к. это совершенно не новая концепция, и людям в моменте нужен полноценный функционал без «скоро доделаем».

Создание и продвижение корпоративных чатов – большой риск остаться непонятным, однако учитывая нынешнюю ситуацию он имеет место быть, и как мы можем видеть на конкретном примере, быть дееспособным.

Федор привел три фактора-преимущества корпоративных чатов, и я пройдусь по ним вновь:

Случайное отвлечение справедливая проблема, с которой я и сам частенько сталкивался, несмотря на структуризацию и создание папок.
Раз ты зашел в Телеграм, то стоит и сразу написать соседу, чтобы в субботу он не шумел перфоратором, потому что вы планируете выспаться. Можно дисциплинировать себя, и заходить в мессенджер только в определенное время, но моя работа, например, такого не позволит, т.к. нужно будет постоянно быть на связи.

Простой чат для любого проекта – огромный корпоративный функционал инструментов по типу Slack и вправду нужен не всем. И дело даже не столько в его сложности освоения, сколько в громоздкости функционала, среди которого нужны главные – коммуникация и файлобмен.

Если сотрудник всегда отвлекается, дело не в мессенджерах, а в сотруднике.
Корпоративный чат не панацея, а лишь удобный инструмент для улучшения процессов.
Никакой программный софт не может заменить хорошие кадры, и прокачать их софт скиллы.

Корпоративный чат – вполне себе история по оптимизации времени, и на мой взгляд годный эксперимент всем, кто ищет способы улучшения процессов внутри компаний.

Познакомиться ближе с проектом Compass можно по этой ссылке.

А я бы хотел услышать мнение аудитории о корпоративных чатах, и их целесообразности как в офисах, так и для удаленных команд.

И на этом всё.
С вами был Вечерний, увидимся в новых статьях!

37
41 комментарий

Воистину, свежая идея, решение века: чтобы мессагер не отвлекал от работы, надо, чтобы ничего кроме работы там не было... до тех пор, пока общий чат мемасиками и линками не начнут зас*рать...

А суть в том, что отвлекает не телеграм, а отсутствие мотивации и самодисциплины в первую очередь. Если человек планирует свою работу и нацелен на выполнение задач, то пусть хоть весь интернет ему сольют - смотреть туда он будет только когда это уместно в свете его целей и наличия свободного времени.

6
Ответить

НЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕТ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ПРОСТО ВЗЯТЬ И НЕ СМОТРЕТЬ МЕМЫ

1
Ответить

По заднице всем. Это на входе в офис. (-:

Я считаю, что рабочие инструменты — это именно рабочие инструменты. поэтому у Compass и других корпоративных сервисов не просто есть будущее, они будут востребованы.
Личное/рабочее надо разделять и всё.

3
Ответить

Написал статью о корпоративном мессенджере и избегании мемов, используя мемы.
Понимаешь уровень?

9
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Если люди не настроены работать, корпоративный мессенджер/CRM/любая другая программа для работы юзлес. Но отделить личное от рабочего пойдет

4
Ответить

Можно просто отписаться от всех отвлекающей фигни или завести отдельный акк под работу. А вообще, ответственного человека не должны отвлекать от работы всякие там мемасы

2
Ответить