Повторить успех: как авторы популярнейшего Телеграм-бота победили «арабский скам» и снова пытаются завоевать рынок

Вы часто видели, как в Телеграм-чатах некий бот присваивает кому-то репутацию? В попытке разобраться, что это за штука, я вышел на создателя бота, и выяснил, что за его детищем стоит целая экосистема, цель которой – твердо закрепиться на рынке.

Повторить успех: как авторы популярнейшего Телеграм-бота победили «арабский скам» и снова пытаются завоевать рынок

Каналы и чаты в Телеге превратились в нашу обыденность, как в свое время паблики ВКонтакте, или лента Твиттера (покойся с миром, птичка).
Тележная индустрия породила не только потоки контента, но и массу рабочих мест, и как следствие объемы самой работы. При развитии, сфера Телеграма столкнулась с рядом проблем, среди которых были слабо развитые опции администратора в группах (они же чаты), и скудная статистика.

Примерно 5 лет назад, человек по имени Дмитрий Титков заметил данную проблему, и в ответ на это запустил проект под названием ChatKeeperBot.
Тогда он не подозревал, что породил легенду, которой будут пользоваться десятки тысяч людей, и о которой спустя время напишет сам Вечерний.

Но тема сегодняшней статьи не совсем об этом боте – речь пойдет о том, что произошло после взлета проекта, и как бизнес двигается вперед, когда уже достиг своей вершины.

Содержание:

Глава 1.ChatKeeperBot – вспоминая прошлое

Бот хоть и не стал монополистом, но сумел далеко оторваться от остальных конкурентов. Чтобы разобраться в истории, я серьезно поговорил с Дмитрием, и он рассказал мне о том, как это было.

Для удобства, я буду чередовать повествование сперва от своего лица, и затем от лица Дмитрия.

Изначально ChatKeeper был внутренним ботом небольшого проекта, для перегона трафика с Телеграма на уже погибший спортивный сайт. Но по классике жанра внутренний продукт довольно быстро превратился во внешний.

Попав в «большой мир» для многих владельцев чатов бот оказался очень полезным – он замещал базовые опции модератора, фильтруя мат, спам, контролируя определенные слова и выражения, и поддерживая общий порядок: ведь чем больше там активных участников, тем больше возникает хаоса.

Конечно, все это можно было делать вручную, но выбирая инструмент уборки между веником и роботом-пылесосом, второй имеет ряд понятных преимуществ.
На тот момент ChatKeeper был заточен под автоматизацию процессов, и это была самая большая боль для владельцев чатов, которую удалось купировать.

Пользователи сами предлагали функционал, и это стало одной из фишек бота – развиваться и апгрейдить исходя только из фидбека, чтобы добавлять действительно нужный аудитории функционал.

Так шло время, и эволюция бота шагала вместе с ним.
Появился контроль за объявлениями от участников: удаление негативных постов, и лимит по их количеству. А также расширялась статистика, по которой с первого взгляда можно оценить состояние активности участников.

Повторить успех: как авторы популярнейшего Телеграм-бота победили «арабский скам» и снова пытаются завоевать рынок

Выше пример: на диаграмме 4 основных цвета, которые отображают сегменты аудитории. И внутри каждого сегмента не случайная текстура, как вы могли подумать. Каждый кусочек (круг) – это объем активностей отдельно взятого аккаунта.

Зеленая зона – самые активные участники, или ядро аудитории.
Желтая – ваши постоянные подписчики: те, кто проявляет активность и находятся в группе достаточно долгое время.
Синяя – новички.
Красная – неактивные, «мертвые» пользователи.

По каждому сегменту также есть более точная статистика.

Можно подумать, что бот нацелен исключительно на цензуру, и его ограничения чистой воды борьба со свободой слова: однако, главная беда владельцев и модераторов групп – это разнообразный спам и неадекватное общение, от которого могут пострадать как участники, так и сам чат.
Кроме того, есть намеренные действия от недоброжелателей или конкурентов, которые могут навредить или даже уничтожить группу.

В свое время, ChatKeeper разработал систему защиты от арабского скама, который провоцировал удаление групп Телеграмом за нарушение правил площадки

Происходило следующее: в беседу чата приходили новые пользователи, чаще всего с арабской вязью в имени. Они вклинивались в контекст беседы, давая ряд каких-то обобщенные ответов и фраз, а после чего выжидали, когда диалог провалится на сотню-другую сообщений ниже.
Когда беседа уходила далеко вниз, «арабы» редактировали свои сообщения, меняя их на запрещенный контент: порно, ролики с наркотиками и кое-какие вещи похуже.

Далее, с других аккаунтов отправлялись жалобы на непристойный контент.
Как результат чаты получали серьезные санкции. Во многих случаях группы под чистую удалялись, без возможности их восстановить.

Чтобы остановить беспредел, было найдено простое решение – запретить редактировать свои сообщения через 15 минут после отправки.
Вполне возможно, что спустя годы WhatsApp позаимствовал эту идею именно у ChatKeeperBot, но как бы там ни было, это помогло сохранить многие проекты от подобных приемов.

Как известно большие проблемы – двигатель прогресса.
На основе «арабской» истории были разработаны и другие опции для защиты чатов. Например, проверка нового пользователя (его бэкграунда в других чатах и текущей активности).

Получился мультиинструмент, которым можно было закрыть все потребности для администраторов групп. Как итог – превалирующее большинство владельцев групп выбирали ChatKeeper: он смог закрыть все потребности своим уникальным функционалом, и вовремя закрепился на рынке.

Но хороший инструмент – полдела.
Успех любого проекта измеряется людьми, и их готовностью оставаться лояльным к продукту

Именно лояльными, а не просто пользователями: ситуация с Threads Марка Цукерберга наглядно демонстрирует эту мысль в настоящем времени.

Дмитрий Титков
Разработчик сервисов для администраторов в Телеграме

Я не стану говорить, что мы с командой достигли какого-то невероятного успеха.
Были и проблемы, и провалы, и конкуренция. Но в первую очередь мы разрабатывали продукт, и делали это так, как хотели сами пользователи. Но при этом опирались не на «хотелки», а именно на реальные потребности.
Эта стратегия зашла.

Да, работа делалась на совесть, но стоит отдать должное администраторам групп за идеи и постоянную коммуникацию с нами – в этом и есть настоящая лояльность.

Пару лет назад ко мне пришло понимание, что ChatKeeperBot стал достаточно зрелым продуктом, с устоявшимся и серьезным набором функций.
Конкуренция утихла, хотя ранее нам наступали на пятки, и я начал понимать: сколько продукт не совершенствуй, идеала не достигнуть, тем более когда ты уже лидер отрасли.

Желание двигаться вперед никуда не делось, и было решено создать экосистему, чтобы внутри неё закрыть все потребности тех, кто связан с контентом в Телеграм.

Мы уже смогли завоевать рынок в сегменте, и вполне способны сделать это снова.

Но вот с новым проектом для владельцев каналов – PressCode, ситуация вышла совсем иной. И всё потому, что мысли о лояльности сказанные выше, дошли до меня лишь при его реализации.

Глава 2.PressCode – на полях сражений

Если при создании ChatKeeper Дмитрий заходил на непаханные поля (к тому же, поля которые постоянно расширялись), то в новом проекте ему пришлось отвоевывать долю уже попиленного рынка.

PressCode – бот для управления Телеграм-каналами с огромным функционалом.
При его разработке стояла серьезная проблема: как переманить пользователей на новый продукт, если они уже привыкли к старым?

Кто-то из владельцев имел депозит в своих сервисах на много месяцев вперед, а кто-то просто не хотел изучать новое.
Переучиваться и привыкать всегда стресс, тем более если речь идет об отлаженных процессах. Кроме того, рынок сервисов для каналов уже насыщен, и с точки зрения потребителя зачем пользоваться чем-то иным среди десятков альтернативных вариантов, когда есть свой, да ещё и проверенный?
Нужно было УТП, и достаточно сильное, чтобы заинтересовать аудиторию.

Оптимальное решение нашлось в концепции все в одном.

Инструменты для управления Телеграм-каналами на тот момент работали по-отдельности: один бот отвечал за выкладывание контента, другой за фидбек, третий работал с пригласительными ссылками, а четвертый обеспечивал защиту канала от накруток.

Для каждой опции разработчики делали свои инструменты, и каналы заполнялись массой ботов, каждый из которых настраивался и управлялся индивидуально, и не мог интегрироваться с другими ботами.

Набор ботов для базовых потребностей в обычном канале
Набор ботов для базовых потребностей в обычном канале

На этом было решено сыграть: собрать весь нужный функционал под одной крышей и единой системой управления, а затем улучшать его и пилить новые опции.
План звучал неплохо, и вполне логично: как концепция мобильного телефона, которая в свое время объединила целый ряд полезных инструментов в одном месте. Не нужно переключаться между массой ботов, по многу раз вводить команды и разбираться с каждой конфигурацией отдельно.

Интерфейс PressCode
Интерфейс PressCode

Сам бот выходил отличным:

  • Был прикручен автопостинг с широкими настройками, от добавления кнопок/реакций/комментариев к постам до возможности в пару кликов создать повторяющиеся публикации.

  • Создана возможность автоприема подписчиков в закрытый канал, а также автоматическое формирование пула подписчиков в базу данных.

  • А также рассылки, защита от накруток и face-контроль, расширенная статистика по пригласительным ссылкам и т.д.

Словом, разрабатывались уже существующие на рынке опции, но с улучшениями и учетом ошибок конкурентов.
Но люди все равно не охотно переходили на PressCode.
Когда бот начал формировать свой нынешний вид, Дмитрию стало понятно, что функционала очень много, и он пугает пользователя своим многообразием опций.

Но проблема была не только в этом:

Дмитрий Титков
Создатель PressCode

Мы не учли, что владельцы групп и каналов – совсем разная аудитория

Сыграла сила привычки: за несколько лет работы мы построили продукт, ориентируясь на отклик от своих же пользователей. В случае с Телеграм-каналами, этого не произошло – со стороны большинства аудитории царило молчание.

Это не характеризует их как плохих, или ленивых людей. Просто аудитория не та, с которой нам приходилось работать ранее, и мы все время ехали по своим рельсам.

ChatKeeperBot тоже не сделан по принципу «нажал и пользуйся», и также насыщен опциями на все случаи жизни, но в нем пользователи разбирались куда охотнее.

Поэтому мы решили взять курс на другое направление – на основе сегодняшних бурных тенденций мы разработали уникальные опции, которые закрывают новые и активно растущие потребности.

Сейчас развиваются инструменты по трем главным направлениям:

Конструктор ботов

Большинство крупных и средних каналов (а если быть точнее, все каналы в фазе роста) используют своих Телеграм-ботов: для продвижения собственных продуктов, обратной связи с подписчиками, и вообще для чего угодно. Потребность в ботах непомерно растет, и мы вклинились в это направление. Да, таких конструкторов на рынке тоже достаточно, однако мы сделали максимально простую систему настройки бота, основанную на визуальном интерфейсе.
Пользователь в пару кликов создает бот и настраивает его через очень простой инструмент, который не требует никаких навыков программирования.Можно, например, спокойно прикручивать кнопки, или автопокупки с оплатой.

Доска создания сценариев
Доска создания сценариев

Любой бот – это запрограммированный диалог, который в сути своей представляет сценарий с вариантами ответов, в зависимости от выбора и ввода данных пользователем.
Прописать сценарий можно и в консоли, но для обычного человека (не программиста) это затруднительное занятие.

Наш вариант основан на вызове контекстного меню через ПКМ и выборе нужной опции как во всемирно известных Miro или FigJam.
Весь путь сценария видно за раз, и любая редакция проводится без изучения каких-то команд и логов.

Монетизация

Авторских каналов все больше и больше, и на фоне конкуренции сильно выигрывают те, кто приносит аудитории по-настоящему полезный контент.
Допустим, девушка ведет популярный фуд-блог, где рассказывает как готовить блюда экзотической кухни. У девушки есть книга уникальных рецептов её бабушки-филиппинки, перешедшая по наследству, и она хочет нарезать свою книгу на эксклюзивный контент.
В PressCode есть опция, с помощью которой она может сделать доступ к контенту внутри Телеграм-канала только для подписчиков (даже если канал публичный), или для тех, кто уже подписан определенное время – скажем месяц.

Но если идти дальше, то можно и воспользоваться опцией монетизации: сделать доступ к контенту через оплату (скажем единоразовую, или подписку). После оплаты Контент будет высылаться в лс с защитой от копирования.

Повторить успех: как авторы популярнейшего Телеграм-бота победили «арабский скам» и снова пытаются завоевать рынок

Случаи, когда авторы контента продают эксклюзивы происходят все чаще, и такой контент имеет спрос от аудитории.

Продажа рекламы

Одна из проблем каналов – постоянный диалог с рекламодателями.
В какой-то момент всем владельцам каналов начинают регулярно поступать предложения о размещении рекламы. Офферов порой так много, что приходится либо тратить львиную долю времени на их обработку, либо нанимать менеджера, который будет захлебываться в бесконечном потоке уточнений условий, и презентации своего предложения.

Мы сделали инструмент, который упрощает процесс предварительного общения: рекламодатель сразу получает все данные об условиях и тарифах, заполняет форму со своим ТЗ и пожеланиями, выбирает свободную дату и тут же проводит оплату – полное самообслуживание.

Владельцу канала остается только подтвердить текст поста: все остальное сделает бот. Никаких комиссий, и возможность оплачивать криптовалютой.

Как это выглядит у рекламодателя
Как это выглядит у рекламодателя
И у владельца канала
И у владельца канала

Выходит серьезная экономия времени на однообразных диалогах, и куда более понятный процесс размещения рекламы.

Наш первый проект взлетел на почве развития самой площадки, и мы пойдем по этой дороге вновь.
При разработке PressCode я вынес для себя главную мысль:

Если ты заходишь на уже сформированный рынок, ищи новые и незакрытые потребности, а не пытайся переделать готовые решения, если они хороши

Тогда шансы на успех у тебя есть.

Итог

Сейчас с уверенностью можно сказать, что в нашей жизни наступила активная фаза эпохи Телеграма.
Количество новых авторов, каналов и групп увеличивается непомерно быстро, и согласно исследованию TGStat, 68% опрошенных ими респондентов используют мессенджер как основной источник информации. Сама Телега начинает походить на социальную сеть, выполняя все её функции, и обрастая новыми соцфишками, вроде сторис. За 2022 год в Телеграме были созданы сотни тысяч каналов, десяток из которых имел назначение как СМИ или новостной портал.

Я и сам вел Телеграм канал, который успешно забросил (правда скоро запущу новый, на довольно неожиданную тематику), и достаточно много моих знакомых ведут свои каналы и группы (у большинства из которых далеко не один проект).

Инструменты управления вроде PressCode не выглядят как что-то мифическое и созданное для избранных: возможно в течение пары ближайших лет именно вы создадите свой успешно растущий канал, и быстро поймете, как много возникает проблем при его развитии.Но кроме проблем, Телеграм дарит огромные возможности, на которых можно развить свой бренд, репутацию или банально заработать.

Ну и конечно, завершая статью, я не мог забыть о репутации , о которой говорил в самом начале.

Повторить успех: как авторы популярнейшего Телеграм-бота победили «арабский скам» и снова пытаются завоевать рынок

Вся эта штука создана для того, чтобы активный пользователь по мере накопления репутации имел в чате определенные привилегии. Например ругаться матом, если это запрещено, или писать сообщения без ограничений по времени и количеству.

Плюс наличие репутации сразу показывает, какие участники группы наиболее ценны для её владельца.

Величайшая тайна наконец раскрыта.

На этом у меня всё.
Надеюсь материал был вам полезен, и если это так – ставьте сердечко и подписывайтесь на мой блог.

С вами был Вечерний.
До встречи в новых статьях :)

4242
30 комментариев

Когда статью пишет "Гениальный расследователь", то ключевое в ней - "Величайшая тайна наконец раскрыта."

4

На самом деле я сам всегда хотел понять, что это за репутация. Админы никогда не поясняли как это работает, а тут человек сам ко мне пришел и все рассказал :)

3

Полезная вещь для админов каналов, автопродажа рекламы кучу времени и геморра позволяет убрать.

3

Вау, "сам Вечерний написал материал"!

2

Классный инструмент с ответом рекламодателям, надо взять на вооружение, в теории должно экономить кучу времени

1

Чем популярнее Тг-канал, тем сильнее.
Потому что это полный беспредел, когда пол дня тебе пишут с предложением опубликоваться, но 80% "рекламодателей" просто отнимают твое время.

3

Интереснейшая статья, спасибо Андрей! У безликого робота появилось человеческое лицо и бизнес-тело)

1