Партнёрство — второй брак. 8 причин не создавать партнёрский бизнес

Привет интернет!

Последние годы появилось желание поделиться наработанным за 10 лет опытом в бизнес-проектах, но не было понимания, как это можно сделать ненапряжно и в удовольствие. Сегодня пазл сошёлся и я готов передать знания, добытые трудом и факапами в виде статьи=) Если будет продуктивная обратка, продолжу. Всем кто хочет почитать мою графоманию — велкам!

Партнёрство — второй брак. Эта мысль пришла мне после пятых по счету закончившихся партнёрских отношений и расхода с коллегами.

В определенный момент жизни каждый, кто желает заняться бизнесом так или иначе сталкивается с ситуацией, когда либо считает что ему нужен партнёр, либо партнёр уже сам стоит рядом и шепчет на ухо тоненьким голосочком: «давать делать бизнес, будем рубить бабки, обещаю». Но так ли легко работать в партнёрских отношениях? Давайте разбираться.

Основные причины начала партнёрских отношений:

1)Мало денег на старт проекта

2)Неуверенность в собственных силах

3)Исторически сложилось (обсуждали с другом как бы круто было продавать навоз в банках и решили ради интереса попробовать)

_____

Я сам неоднократно проходил через каждую причину (какие то даже были не один раз) , и на вопрос: «Нужен ли мне партнёр для старта бизнеса?» могу с точностью ответить — нет, боже упаси.

Предвещаю комментарии про то, что мы с другом Васей работаем с детства душа в душу и у нас все хорошо, а ты такая редиска и это только твоё мнение. Да, мнение только мое, но и ваши продуктивные отношения с Васей при ближайшем рассмотрении будут либо кривые/косые, либо вы сами по себе ошибка выжившего. Более чем за 10 лет долгие продуктивные партнёрские отношения я видел дай бог пару раз, а вот когда люди по итогу разбегаются, даже и не сосчитать…

Так почему же я так ультимативно заявляю о том, что вам не нужно никаких партнеров? Вот список причин из моего опыта:

1)Неумение строить партнёрские отношения.

Это первая причина, которая приводит любое сотрудничество к краху. Да, на старте вы с Васей договорились что он будет танцевать, а ты бить в бубен, но в последствии оказывается что и ты по его мнению в бубен бьешь не в такт, а он по твоему недостаточно высоко поднимает ноги и не улыбается. Люди по своей природе не любят конфликты, и как правило такие небольшие претензии копятся и через какое то время выливаются в глубокие взаимные претензии, которые ведут не к конструктивному решению вопросов, а к ссорам и разбегу.

Лечение: изначально в деталях проговариваем кто чем занимается, кто за что отвечает, и, самое главное, как эта работа должна быть сделана, чтобы избежать недопониманий про такт бубна. После проговаривания — фиксируем на бумаге партнерское соглашение. Сразу проговорить моменты расхода и зафиксировать их в соглашении — обязательно. Да, юридической силы оно не имеет и является понятийным, но в случае разбора полетов и вам и вашему партнёру будет на что опираться, чтобы отстоять свою точку зрения. Иначе все устные договорённости при конфликте могут быть очень быстро «забыты», или включён режим «дурака»

2)И так нормально.

Очень часто, если вы пробивной человек с активной жизненной позицией, вступая в партнёрские отношения вы можете попасть в роль вола, который тащит на себе либо все, либо идеально делает свою работу, а у партнера то нога заболела, то на тренировку ехать надо. Я сам не раз был в таких ситуациях, когда выкладываешься на максимум, результат у компании есть, но партнер мягко говоря занимается своими делами вместо работы. На вопрос «Какого хера?» тут же включается «дурак», который говорит что ему нужно сказать и что он сам не знал и вообще и так нормально. Правда за это в среднем «нормально» вы жопу рвёте, а он приезжает раз в два дня на час. В целом моя статистика по партнерам — любителям сесть на шею удручающая. Только нагнулся, а уже и вставать тяжело.

Лечение: то же, что и в первом пункте.

3)Несовпадение интересов.

Изначально все сходятся на «заработать денег», и это фатальная ошибка. Заработать денег — хороший мотиватор, но когда эта история превращается в единственную конечную цель, она губит не только отношения, но и весь бизнес. Вы с Васей открыли на последние деньги компанию по массажу для котиков и за короткий срок она начала приносить большую прибыль. Вы предлагаете на заработанные средства открыть новые филиалы, школу массажистов для котиков и вложиться в рекламу, а Вася спит и видит новенький кредитный мерседес. И вот тут ваш баркас начинает давать конкретную течь. Ибо Вася хочет жить здесь и сейчас, а вы смотрите на перспективу, а ему это вот никак не интересно. Кстати Вася может убедить и вас купить кредитный мерс, такое тоже бывает. Глобально, основная суть этой проблемы в том, что на цели и желания вас и партнера влияют сотни факторов, и сделать так, чтобы они у вас совпадали по основным моментам очень часто невыполнимая задача.

Лечение: планирование бизнеса и целей, создание стратегии работы и умение видеть дальше, чем перспектива 1-2 месяца.

4)Кризис роста и кризис угасания.

Самый алогичный и странный, но реальный эффект. Делая бизнес с партнером, абсолютно не важно, стало ваше дело прибыльным или нет, вероятность разойтись абсолютно одинаковая.

Как это работает: бизнес идёт по бороде — выяснения кто мудак, бизнес круто развивается — нахрена мне он сдался, я могу все сделать сам. Причём эти состояния могут чередоваться, в зависимости от количества спадов/подъемов, если вы не разбежались сразу. Сюда же могут подключаться предыдущие 3 пункта.

Лечение: Смотрим, анализируем, наблюдаем. Продумываем пути отхода.

5)Неумение обсуждать проблемы.

Умение строить эффективную безэмоциональную коммуникацию штука сложная и подвластная далеко не всем. Как правило оба партнера предпочитают не гнать волну и терпеть до последнего, а потом по полной вваливать компаньону за все грехи. Если вы так делаете — готовьтесь, скоро будете делить совместно нажитое.

Лечение: разговариваем, разговариваем и разговариваем. Появилась проблема — убиваем в зародыше и забываем. Да, это не очень приятно, да, Вася классный парень, но лучше так, чем потом ловить волну говна.

6)Я и сам все могу.

Очень забавная история, когда люди, работая вместе достаточно долгое время начинают считать, что работу своего коллеги они бы сделали лучше, их жена говорит что он не дорабатывает и вообще зачем он нужен. При этом подобный умник как правило абсолютно не знает вопрос так сказать «в глубину». Он видит лишь поверхностную часть и у него складывается впечатление, что это все легко и просто. К сожалению по итогу если люди разбегаются все оказывается далеко не так просто, потому что есть куча нюансов, а их то сразу видно и не было. В одном из проектов мой партнёр, занимавшийся производством, всю дорогу считал что отдел продаж под моим руководством получает слишком большую зарплату и работает неэффективно. После расхода отдел продаж сократился из 5 менеджеров и ропа до одного менеджера, продажи упали в 5 раз и перспективы поднять их не предвидится по сей день.

Лечения нет. Но сами от себя такие мысли лучше гоните, к улучшению взаимоотношений они точно не ведут.

7)Несогласованность действий.

Отсутствие даже простейшего планирования приводит к тому, что правая рука абсолютно не знает что делает левая, соответственно и результат получается через пень колоду. По итогу оказывается что вы планировали продавать золотые ручки депутатам, а Вася арендовал палатку на рынке и в конце месяца отчитывается об отсутствии продаж.

Лечение: разговариваем, планируем, записываемся. Убеждаемся что детально поняли план и друг друга.

8) Говорю одно, делаю другое.

Уникальная на мой взгляд история. Напоминает реплику Тайлера Дердена из фильма «Бойцовский клуб»: «Люди видят себя такими, какими они хотели бы быть. Этот ментальный прикол при подробном рассмотрении вы можете найти у огромного количества окружающих вас людей: партнёры, друзья, дети, родители, жена, продавец огурцов около вашего дома. Суть феномена заключается в том, что в разговорах человек может поддерживать вашу точку зрения или направление движения на все 100%, но по факту делать, сука, либо что то полностью противоположное, либо делать так, как ему удобно, а удобно ему обычно делать чуть меньше чуть нихуя. Но на словах — полное единство и понимание. При этом это может касаться не только ваших общих задач и планов, а любых дел. Я видел много менеджеров по продажам, которые двумя руками за продажи и развития, но по их действиям результатов 0. При этом рядом сидящий менеджер Игорь, который таких эмоций не выказывает, а просто тупо работает, делает результат гораздо больший, чем балабол, который поддерживает ваши идеи.

Лечение: вычисляем таких деятелей максимально заранее. Основные повадки — очень большое количество разговоров за идею, легкость на подъем, очень слабые результаты по предыдущему бэкграунду. Кстати, почему результаты были слабыми такой деятель вам с удовольствием и в красках расскажет. Как он гордо бился с клиентом на поле брани, но ему мешал то директор, то плохой товар, то отсутсвие рекламы.

На этом я думаю мы остановимся, ибо эти причины на мой взгляд основные. Да, можно было бы еще что то добавить, но в общем и целом следующие пункты будут прямо или косвенно обращаться к этим восьми.

Если по итогу прочитанного вы решили что это все просто, очевидно, и вообще это причины для дураков и людей без опыта - не обольщайтесь. Бизнес, как и жизнь, строится на мелочах. Самые большие провалы и конфликты в своём начале всегда имеют самые простые предпосылки, которые в итоге и приводят к фатальным последствиям.

Резюмируя вышесказанное — в партнёрских отношениях может быть очень много несостыковок, недоговоренностей и прочих межличностных проблем. Как правило, решать их никто не торопятся и по итогу многих даже успешных проектов люди расходятся и каждый идёт своей дорогой. Расход это всегда риск, так как непонятно как он пройдёт и что будет на этот момент в голове у вас и партнера, и что послужит причиной. Вариантов может быть масса: от полюбовного развода и дружеских отношений, до заказов и кидков на бизнес и большие суммы денег. Прежде чем рисковать, подумайте — стоит ли?

Было бы странно, если бы по итогу я не предложил альтернативный вариант чудесным и увлекательным партнерским отношениям и да, он у меня и правда есть. Пришёл я к этому подходу на 10 год работы. Как показала практика, эффективность превосходит ожидания.

Мой альтернативный вариант — ограниченное партнёрство.

Во времена последнего проекта я подумал о том, что отдаю партнерам половину дохода, при этом получаю некачественную и неконтролируемую нормально работу в виду пунктов выше. Пришла идея собрать команду сотрудников и раздать им проценты, но проценты выплачиваются только пока человек работает в нашей компании и они естественно несколько меньше, чем при партнёрских отношениях. В результате вы имеете заинтересованных в работе людей, которые получают достойные деньги, при этом у вас нет проблемы с расходом, так как четко понятны условия. Работаешь — получаешь, не работаешь — не получаешь. Кроме того, доказывать вашему партнёру, что он плохо выполняет свою работу это та еще говнина, а сотруднику от вас деваться некуда и у него нет вариантов, кроме как делать свою работу хорошо.

На изобретение новых технологий не претендую, лишь делюсь опытом из практики. Если эта статья поможет хотя бы одному человеку, значит я не зря ее писал=) У кого были/есть партнёрские отношения — делитесь опытом в комментах, интересно посмотреть как у вас складываются отношения.

За сим спешу откланяться, если понравилось, подписывайтесь, возможно будут новые темы)

7777
47 комментариев

Прочел не все, только заголовок и чуть после него. Поэтому скажу так (возможно, что несколько категорично): прошел через партнёрство в самом начале бизнес-карьеры (очень давно) и понял, что это ошибка, причем глобальная ошибка, утягивающая бизнес на самое дно. В определенный момент времени интересы партнёров кардинально расходятся, причем без какой-либо надежды на понимание друг друга. Поэтому признаю только единоличное владение бизнесом. Если не хватает финансов на развитие, для пополнения ликвидности есть банки, если есть что продать из нажитого непосильным трудом, то продаем. Личная ответственность за вложенные средства-с этим ничего не может сравниться.

17
Ответить

Единоличное владение бизнесом не подходит, если владелец не просто владеет, а занимается развитием. И тогда одним человеком все компетенции не закрыть (например - один учредитель за продажи отвечает, а второй за разработку)

1
Ответить

Полностью согласен, еще хочу добавить, что будет большой ошибкой делить бизнес с другом, с родственниками и близкими людьми.

4
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Искать инвесторов, а не партнёров.

2
Ответить

Очень правильно и информативно все изложено, через все пункты проходила лично с партнерами. Тоже, набив больные шишки, уже теперь считаю, что только один человек может быть ГЛАВНОЙ головой в компании. Остальное, всё только куча споров и потеря времени ( = нервы, силы, прибыль).

В какой то книге читала: обязательно стоит выделять лидера, который будет принимать окончательное решение - по той причине, что хотя бы один человек из сотни должен представлять полностью картину в голове ОТ и ДО. Какой бы ценный вклад в работу не вносили остальные.

Автор, пиши ещё! :)

8
Ответить

Статистически стартапы с несколькими фаундерами более успешны. Поэтому ваши бизнес советы расходятся с реальностью, и наверное не стоит ваш негативный опыт проецировать на всех.

5
Ответить