{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Имитация Aerochrome

Введение

В современной массовой культуре есть свойство закреплять и канонизировать определённые стереотипы создания изображения. Они часто формируются по двум причинам. Первая — это ограничения технологии формирования картинки, вторая — запрос рынка или потребителя на получение контента.

Иногда происходит момент, когда индустрия создает что-то настолько необычное, что эта технология становится культовой среди художников. В это время происходит творческая революция, так называемый творческий «бум», когда появляется возможность создать что-то фантастическое и не похожее на нашу реальность.

Примерами подобной психоделики можно считать создание игр с нетипичным цветовым решением.

Приведенные выше примеры указывают на сложившийся тренд среди художников. Основная схожесть — это иная цветовая гамма привычных для нас предметов. Например, растения имеют красный и розовый оттенки, а небо тяготеет к циану.

Похожий вид можно встретить и в более зрелых отраслях искусства, таких как кино и фотография. Как ни странно, но изначальная потребность в подобных изображениях возникла у армии.

История появления

Все началось в 1942 году, когда армия США обратилась в компанию Кодак с определенным запросом. Проблема заключалась в том, что авиаразведка была не способна разглядеть противника, его технику и даже постройки. И виной тому — камуфляж, из-за которого в растительной местности сложно разглядеть вражеские войска.

Как итог, продуктом их совместного сотрудничества стала обращаемая цветная аэрофотоплёнка «Aerochrome 1443». Она эффективно выявляла камуфляж на местности благодаря способности регистрировать ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, невидимые для человеческого глаза.

В 60-е Кодак решили фасовать эту пленку в 35-миллиметровые канистры и 120-е рулоны, чтобы продавать под маркой «Ektachrome Infrared». И с этого момента началась новая веха истории фотопленки, которая стала доступна в творчестве.

Психоделические тенденции 60-70-х вынуждали художников все чаще выходить за привычные рамки, что сподвигло их обратиться к инфракрасной фотографии. Ниже представлены примеры подобных творческих экспериментов.

Но время шло, а технологии развивались и аналоговые технологии сменялись цифровыми. Это заставило практически всех участников фотографического рынка перестраивать стратегию своего бизнеса.

2000-е выдались очень непростыми для компании Кодак. Они не успевали за быстрорастущим рынком цифровой фотографии, интерес к пленке угасал, а продажи стремительно падали. Все это привело к тому, что и без того непопулярные пленки стали прекращать выпускать. Так и случилось с «Ektachrome Infrared».

В 2009 году Кодак прекратил её производство из-за низкого спроса, и сегодня нет никаких шансов, что оно возобновится. Эти догадки подкрепило и заявление Кодак о том, что на производственных линиях стали использоваться инфракрасные камеры для проверки качества.

В результате, сегодня, если и получится достать эту пленку, то она будет просроченной и довольно дорогой.

Применение «Ektachrome Infrared»

После прекращения производства находились отдельные личности, находившие применение этой пленки в своем творчестве.

На сегодняшний день самым известным применением этой плёнки была поездка фотографа-документалиста Ричарда Мосса в раздираемую гражданской войной Демократическую республику Конго. Для освещения событий 2010 года он использовал крупноформатную камеру, заряженную листами «Aerochrome». Получившийся материал он оформил в книгу «Infra», чья цветовая гамма красных и розовых оттенков создает контраст с военными событиями. До этого момента эта пленка не применялась в военной документалистике.

Позднее, в 2012 году Ричард совместно с кинематографистом Тревором Твитин вернулся в Конго, и теперь уже он использовал 16-миллиметровую кинокамеру. Ему удалось отснять 35 бабин «Aerochrome». Эти кадры вновь вызвали ажиотаж и стали путешествовать по миру вместе с выставками Мосса в виде короткометражного фильма «Enclave». В этом фильме он документирует психоделический пейзаж, омраченный человеческой трагедией в Конго.

Ричард Мосс возродил почти забытый тренд на «Aerochrome» и тем самым создал новый интерес к этой пленке. Но, как говорилось ранее, не каждый может позволить себе такую диковинку. Оно могло бы остановить «творцов», но этого не случилось. Люди стали пытаться имитировать этот эффект — всё ради поиска новых граней творческого самовыражения.

Процесс имитации пленки

Чтобы понять, как имитировать данную пленку, нужно разобраться, почему получается такая картинка.

Для начала стоит упомянуть, что это слайд-пленка — от классической негативной ее отличает то, что она рассматривается без дополнительных действий или оборудования, но процесс её проявки более сложный.

«Aerochrome» проявляется как слайдовая пленка процесса E6, и согласно документации производителя во время съемки требуется использование желтого фильтра.

Для объяснения всех процессов мы приводим схему из официальной документации, которая демонстрирует то, какой путь и трансформации проходит цвет. Спектральный график, стоящий рядом, описывает соответствующую чувствительность разных пигментных слоёв пленки.

Пигментная схема и спектральный график из официальной документации

Смотря на эти схемы, мало что можно понять, и именно поэтому возникает вопрос: почему же деревья получаются красного оттенков? Сейчас попробуем объяснить.

Листва получается на фотографии красноватой, так как она отражает инфракрасные лучи, образуя таким образом светлое сине-зеленое изображение, при котором комбинация хлоропласта и желтого цвета дает красный. В результате крайней прозрачности хлорофилла в инфракрасной области излучение, отраженное тканью листа, им не поглощается, а выходит наружу.

Закамуфлированные объекты не отражают, а поглощают ИК-излучение, и тем самым контрастно проявляются в кадре.

Такой эффект сподвиг инженеров Кодак создать «Aerochrome». Как видно на спектральном графике, чувствительность красного канала у «Aerochrome» доходит до 900 нм, тогда как светочувствительность обычной плёнки не достигает и 660 нм.

Желание заполучить необычные кадры сподвигло меня искать альтернативу оригинальной эмульсии. Мне захотелось получить тот же эффект в цифровой фотографии.

Вы можете спросить: «Зачем так заморачиваться и фотографировать то, чего не видно?».

Я отвечу: «Мне это возвращает эффект неожиданности в цифровую фотографию».

Так же, как в пленочную эру человек, смотрящий в видоискатель, радовался дважды (делая снимок и получая отпечаток), так и тут Вы до конца не знаете, какую картинку получите. Ведь это всегда загадка, как будут выглядеть привычные вещи в инфракрасном спектре.

Аналоги «Aerochrome»

Если в поисковых системах попытаться поискать «Aerochrome», то самым доступной альтернативой будет плёнка «LomoChrome Purple».

Есть много людей, которые заявляют, что «Purple» создает примерно такой же психоделический лук, но я совсем с этим не согласен. «Lomochrome» довольно легко эмулируется обычной цветокоррекцией — для этого достаточно поменять зеленый и синий каналы местами.

Применив не самые сложные коррекции в фотошопе, Вы вполне сможете сымитировать «LomoChrome Purple»

Также в интернете гуляет множество лутов и пресетов цветокоррекции, которые меняют изображение с обычной камеры на приближенное к «Aerochrome». Но одной цветокоррекцией, не залезая в невидимый спектр, инфракрасную фотографию не получить. Как минимум таким методом весь зелёный спектр окрасится в оттенки красного, и эффект декамуфлирования не будет работать. Также результат цветокоррекции практически всегда можно предугадать, и это будет лишать эффекта неожиданности.

Ну, раз получается, что одними аналоговыми технологиями не удастся добиться подобного эффекта, то обратимся к современным.

Цифровая имитация «Aerochrome»

Обычно производители цифровых камер стараются отсекать невидимые лучи, чтобы добиваться более естественных для глаза цветов — для такого на цифровой сенсор ставится фильтр, отсекающий ИК- и УФ-свет. Очень редко встречаются фотокамеры, в которых производителем предусмотрено видеть ИК- и УФ-спектр, и далеко не все они в свободной продаже, поскольку они предназначены для фотографирования мест преступлений, астрофотографии, медицинских и лабораторных нужд. Обычным же людям доступ не подразумевается.

Возможен другой вариант — сделать из своей цифровой камеры нечто подобное.

Для тех, кто хочет переконвертировать свою камеру в полноспектровую, есть мастера и конторы, которые берутся за удаление отсекающего фильтра перед матрицей. Результат такой конверсии, конечно, не всегда самый качественный и зависит от пропускной способности цветных фильтров байеровской матрицы. Но некоторые сенсоры имеют отсекающий фильтр, который можно открутить или отклеить.

Оптимальным для меня вариантом оказалась камера с очень редким сенсором. Я купил подержанный Sigma SD1 Merrill. Причиной тому послужила уникальность сенсора «Foveon», который единственный на рынке многослойный сенсор без байеровского цветных фильтра. Картинка получается невероятно резкая за счет того, что каждый пиксель содержит полную информацию о цвете.

Тушка SD1
Схема работы сенсора Foveon

Сенсор и картинка с него на ISO 100 — это всё, что есть хорошего в камере. Автофокус на ней очень медленный и своенравный, софт сильно тормозит даже на очень мощных компьютерах из-за плохой оптимизации… Экспонометр тоже не всегда предсказуемый, а запись на карту до боли долгая, что даже блокирует доступ почти ко всем настройкам.

Начиная с ISO 200, картинка заметно начинает деградировать. Стёкла на байонет этой системы встречаются настолько редко, что в магазине мне сделали огромную скидку, лишь бы я им освободил полки. Продавцы этих объективов на «Авито» по несколько раз переспрашивают: «А ты точно уверен, что именно оно тебе нужно?.. А ты уверен, что у тебя именно байонет SA?».

Я, конечно, прошу прощения за своё нытьё, но эта камера вдоволь попила моей крови и расшатала психику. Наверное поэтому я безо всяких веществ ударился с ней в инфракрасную фотографию.

Дело в том, что на «Sigma» фильтр, отсекающий ИК- и УФ-излучение, находится между зеркалом и объективом. Снимается он очень просто, без специальных инструментов, с возможностью установки обратно. Конечно, для этого желательно иметь хлопковые перчатки, пластиковую карту, контейнер и грушу наготове, но тем не менее, снять/надеть можно и в поле.

Отсекающий фильтр
Без заморочек снимается и удобно хранится в контейнере для CF карт

Методы имитации «Aerochrome»с помощью цифровой камеры.

Я хочу поделиться с вами двумя методами получения изображения, приближенного к «Aerochrome», но они кардинально разные по гибкости постобработки и по удобству работы в поле.

Так уж получилось, что, когда я рассматривал графики спектральной чувствительности «Aerochrome», я понял, что для получения подобных фото у меня уже есть всё необходимое: камера Sigma SD1 и пропускающий фильтр на 850 нм. Последний представляет из себя фильтр, который накручивается на объектив и не пропускает волны короче 850 нм. Получается, что до сенсора не доходит видимый спектр и регистрируется только ИК-излучение.

Обратите внимание, какие светлые растения в ИК-диапазоне

Метод № 1

Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму, я хочу дать некоторые рекомендации. Во-первых, этот метод подразумевает использование штатива. Вы должны сделать так, чтобы снять объектив и отсекающий фильтр, не сдвинув ни штатив, ни камеру с места. Во-вторых, желательно снимать либо на фикс-объектив, либо на крайних положениях зум-объектива, чтобы сделать два одинаковых по композиции снимка.

Звучит, конечно, сложно, но у меня это получилось с первого раза. Гораздо сложнее было подобрать контейнер для хранения отсекающего фильтра.

Алгоритм:

1. Для начала делаем обычное фото с надетым отсекающим фильтром.

2. Аккуратно снимаем объектив с камеры. Необходимо держать в уме, что автофокус не будет работать с пропускающим фильтром, поэтому после первого фото объектив надо перевести в мануальный режим и при снятии постараться не сбить фокусировку.

3. Затем снимаем отсекающий фильтр и надеваем пропускающий.

4. Снова делаем фото. Для него используем те же настройки ББ (баланса белого), диафрагмы и ISO, что и на первом фото, но при этом удлиняем выдержку в 4 раза.

В результате у нас на карте остаётся такой набор фотографий:

5. Уже дома конвертируем RAW-файлы в TIF, используя «Sigma Photo Pro». Желательно в этом софте воздержаться от корректировок.

6. Открываем Adobe Photoshop и размещаем TIF-файлы на разных слоях. Первым делом нам нужно сделать выравнивание слоёв, чтобы компенсировать смещение, которое гарантированно было при снятии объектива.

7. После этого при включенном и находящемся наверху инфракрасном слое заходим во вкладку каналов. Выбираем красный и полностью копируем его последовательностью горячих клавиш: Ctrl+A, Ctrl+C.

8. Потом возвращаемся во вкладку со слоями, отключаем инфракрасный и выбираем наш основной цветной слой.

9. Возвращаемся во вкладку с каналами. Там выбираем красный и заменяем содержимое комбинацией клавиш: Ctrl+Shift+V. Выделяем RGB, чтобы посмотреть результат.

10. То, что мы сейчас видим, уже похоже на желаемый результат, но для более точного сведения каналов мы добавим корректирующий слой “миксер каналов” и при необходимости скорректируем баланс, двигая ползунки смешения каналов. Думаю, в интернете несложно найти детальное описание того, как работает данный инструмент.

11. И последний, но не обязательный шаг: создаем новый слой и вставляем туда содержимое красного канала инфракрасного фото, которое до сих пор должно у нас висеть в буфере обмена, используя команду: Ctrl+Shift+V.

Этот инфракрасный слой мы можем использовать для дополнительных корректировок. Лично я применяю ему стиль наложения “линейный свет” и регулирую степень применения получившегося эффекта ползунком прозрачности.

Данный эффект, на мой взгляд, очень похож на плёночный bleach bypass (удержание серебра), который на слайдовой плёнке по процессу E6 невозможно применить. В целом, инфракрасный канал можно применять иначе, на ваш вкус и навыки. У меня же получается такой результат:

Также прикладываю примеры того, что уже получалось этой техникой:

Тут я могу сделать следующие выводы:

«+»

+ Этот метод достаточно гибкий в постобработке и благодаря ему можно добиться хорошего результата, если по-настоящему постараться.

+ Красный канал можно собрать, просуммировав оригинальный красный и ИК.

«-»

- Есть ограничения и артефакты, от которых никак не избавиться. К примеру, листва и все, что движется, будут двоиться. Даже тени будут расслаиваться по каналам из-за времени, затраченного на снятие объектива и фильтров.

- К самому RAW-файлу с «Sigma» не желательно применять коррекции в софте, чтобы наложение было более естественным.

- Не всегда хочется таскать с собой штатив и чистящий набор, так как жонглирование у штатива утомительно и снижается время пребывания на локации.

- Также в моём случае очень заметно пятно с пониженным контрастом по центру кадра. До конца не уверен о природе его возникновения; то ли это так называемый «хотспот» объектива (на 35мм, 1.4 это проблема более явная), то ли низкое качество моего пропускающего фильтра.

Метод №2

Второй же метод невозможен без одной важной покупки. Если в поисковую систему закинуть запрос, содержащий слова «цифровая камера» и «Aerochrome», то самым распространенным после лутов предложением будет созданный в сотрудничестве с фотографом Яном Филлипом и компанией Kolari Vision фильтр «IR Chrome».

Основной целью данной разработки было создание результата, который не требовал бы сложной постобработки.

Но и очевидно, что этот фильтр работает только на полноспектровых камерах. Как утверждает сам Ян, он создал кривую пропускания, имея на руках оригинальный «Aerochrome», и передал эти данные Kolari Vision.

Конечный продукт — результат компромиссов, которые были необходимы, чтобы фильтр работал хорошо на разных сенсорах, где применяются разные байеровские фильтры.

В моём случае одного такого фильтра оказалось недостаточно, так как с ним изображение очень сильно уплывало цветами в фиолетовый.

И как мне показалось, в самой тушке не хватало диапазона баланса белого. Мои попытки выставить ББ по серой карте оканчивались ошибкой, а корректировка RAW-файлов в софте «Sigma» меня не удовлетворила. К тому же, не всегда везёт захватить в кадре серый объект, куда можно ткнуть пипеткой.

В надежде сдвинуть цвета обратно, я приобрел у фанатов плёночной фотографии желтый фильтр «Hoya K2».

И тут я получил цвета, которые меня очень сильно порадовали. Но, что для меня странно — серая карта стала отбиваться без ошибок, а картинка вовсе не изменилась.

Эта цветовая гамма меня так сильно увлекла, что я начал всё чаще гулять с таким бутербродом, навешанным на объектив. Почти каждый городской снимок получается как арты к GTA: Vice City.

Природные объекты тоже получаются весьма интересными, и не всегда угадаешь, как будет выглядеть результат.

Я также наконец-то могу себе позволить вытягивать тени, компенсировать хайлайты RAW-формата и по полной испытывать боль не только от камеры, но и от её родного софта.

«-»

Из минусов второго метода могу отметить разве что наличие расслоения изображения на краях. Это уже не решить масштабированием и выравниванием ИК-канала, как в первом методе, так как красный и ИК-каналы уже замешаны. Ну, и бутерброд из фильтров может давать виньетку и ронять экспозицию.

Выводы

Вывод я сделал для себя такой: конечно, даже со специализированным фильтром результат не всегда получается похожим на «Aerochrome». Может, из-за желтого фильтра или же из-за неортодоксальной матрицы.

Общие выводы

Признаю, что я отошёл от изначальной темы, так как изначально ставил себе цель найти технологию для цифровой имитации легендарной пленки. В итоге я понял, что настоящие удовольствие не в подражании, а в экспериментах. Раз мы стали использовать фальшивые цвета для раскрашивания невидимых лучей, то и делать с ними мы можем, что хотим.

Данный анализ и методика — только начало. В дальнейшем, мы будем изучать и другие необычные пленки и камеры с особыми эффектами. Ну, а пока могу Вам предложить посмотреть наши видео-разборы на YouTube и информативные посты с фотографиями в Вконтакте. Ведь фотографию нужно делать, смотреть и изучать со всех возможных сторон

***

0
2 комментария
ø

хорошая статья

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Нейросеть статью писала?

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда