Философия Стива Джобса
iPhone 16e
Nothing Phone 3a
Оживление фото LumaAI
Велосипед Mercedes
Робота научили делать сальто
Grok vs ChatGPT vs Claude
Генерация видео от Google

McDonald's (Вкусно - и точка): бизнес-модель и SWOT-анализ

Имея около 40 000 ресторанов в более чем 100 странах, бизнес-модель McDonald's зависит в основном от успеха работы франчайзи, которые обычно арендуют недвижимость, принадлежащую McDonald's. Бизнес-модель была впервые принята братьями Ричардом Джеймсом и Морисом Джеймсом Макдональдами, которые продали свой бизнес Рэю Кроку, своему первому франчайзинговому агенту, за огромную на тот момент сумму в 2,7 миллиона долларов США еще в 1961 году.

McDonald's (Вкусно - и точка): бизнес-модель и SWOT-анализ

Краткая история Макдональдса

Запущенная в 1948 году, система обслуживания Speedee (SpeeDee – шев-повар с головой в виде гамбургера. Долгое время использовался в качестве персонажа на логотипе бренда McDonald’s) была предшественницей McDonald's. Ресторан был запущен двумя братьями McDonald's, которые приняли концепцию доставки еды и франшизы для доставки еды быстрого приготовления. Их первым франчайзинговым агентом был Рэй Крок, открывший первую франшизу McDonald's еще в 1955 году. Он купил права на их бизнес за 2,7 миллиона долларов США в 1961 году, предвидя, каким может стать их бизнес и его бизнес-модель.

Благодаря своей бизнес-модели и стремлению предложить быстрое обслуживание и доставку продуктов неизменного качества, в 2021 году McDonald's стал самым ценным брендом QSR (фастфуд) со стоимостью 154,9 млрд долларов США и мировым доходом в 19,21 млрд долларов США.

Миссия McDonald’s

Миссия McDonald's заключается в том, чтобы

«быть любимым местом и способом еды и питья наших клиентов»

Как Макдональдс зарабатывает деньги

Хотя бизнес-модель McDonald's ориентирована в основном на франчайзинг, они также получают доход другими способами: Лицензии на деятельность; Традиционный франчайзинг; Филиалы; Рестораны, управляемые компанией.

  • Лицензия на деятельность. В рамках этого типа франчайзинга франчайзи вкладывает собственный капитал в открытие своего ресторана, который включает в себя операционные расходы и расходы на недвижимость. McDonald's поставляет продукты и получает процент от продаж. Компания также взимает заранее определенную сумму за каждую франшизу, которая хочет получить лицензию. Этот тип является полной противоположностью традиционному франчайзингу и используется более чем в 6950 ресторанах в более чем 80 странах.
  • Традиционный франчайзинг. Традиционный франчайзинг – является наиболее эффективной в бизнес-модели McDonald's. Компания либо получает долгосрочную аренду, либо владеет землей, на которой построен ресторан, а франчайзи платит компании минимальную арендную плату за 20-летний период и постоянный роялти. Франчайзи также оплачивает вывески и внутреннее убранство ресторана, получая инновационную и оперативную помощь от своей материнской компании. Эта структура гарантирует, что поток доходов McDonald's будет стабильным и предсказуемым, сохраняя при этом прибыльность при низких операционных затратах.
  • Филиалы. Филиалы – это тип франчайзинга, который получает самые низкие инвестиции от Макдональдца и учитывает вложения в акционерный капитал. В основном он используется в Китае и Японии, где компании платят процент от продаж в качестве роялти за продукты McDonald's. Эти продукты включают гамбургеры, картофель фри, молочные коктейли, безалкогольные напитки, салаты, кофе и десерты.
  • Рестораны, управляемые компанией. У McDonald's есть несколько ресторанов, которыми они владеют и управляют, нанимая сотрудников и самостоятельно заказывая товары. Тем не менее, цель компании состоит в том, чтобы 5% процентов ее ресторанов принадлежали компании, а 95% принадлежали и управлялись франчайзи.

Самая прибыльная структура бизнес-модели McDonald's, традиционная франшиза, позволяет им получать до 82% дохода от своих франшиз, в отличие от ресторанов, управляемых компанией, которые получают только около 16% своего дохода. Успех их стратегий на международном рынке привел к появлению термина «макдональдизация».

На протяжении многих лет McDonald's разрабатывал и улучшал свои маркетинговые стратегии с целью увеличения прибыли своих франчайзи и материнской компании. Такие стратегии включают улучшение качества обслуживания клиентов за счет сосредоточения внимания на людях, продуктах, цене, месте и продвижении, что работает вместе с миссией компании.

Макдональдс также работают над своими стратегиями роста, удержания существующих клиентов, возвращения потерянных потребителей. Такой был план компании в 2017 году – план непрерывного роста, определен в следующих словах: Удерживать; Восстанавливать; Конвертировать.

В своих усилиях по достижению этой цели Макдональдс усовершенствовали свою цифровую платформу, службу доставки, а также спрогнозировали будущие потребности клиентов в ресторанах компании.

Чтобы еще больше ускорить рост, Макдональдс также работают над разнообразием предложений для клиентов под слоганом «Разнообразие – это интеграция» и перенимают опыт от других компаний, например, такие как Donatos Pizza в 1968 году и Boston Market в 2000 году.

Канва бизнес-модели McDonald's

Канва бизнес-модели Макдональдс и Вкусно - и точка
Канва бизнес-модели Макдональдс и Вкусно - и точка

[1] Потребительские сегменты Макдоналдс

Потребительские сегменты компании:

  • Покупатели. Люди, которые хотят покупать продукты McDonald's, такие как гамбургеры, картофель фри, десерты и т.д.;
  • Франчайзи. Рестораны, которые хотят увеличить свою прибыль, используя торговую марку McDonald's.

[2] Ценностные предложения и преимущества Макдоналдс

Ценностные предложения и преимущества:

  • Покупатели. Дешевая, оперативно приготовленная еда и неизменно высокое качество обслуживания от надежного бренда;
  • Франчайзи. Станьте успешным предпринимателем и получайте больше прибыли благодаря торговой марке McDonald's.

[3] Каналы сбыты Макдоналдс

Каналы сбыта:

  • Веб-сайт;
  • Приложение для iOS и Android;
  • Франчайзи / Рестораны;

[4] Взаимоотношения с клиентами Макдоналдс

Взаимоотношения с клиентами:

  • Социальные медиа;
  • Обслуживание клиентов;
  • Сообщества;

[5] Потоки поступления доходов Макдоналдс

Потоки поступления дохода (ПД):

  • Продажа еды;
  • Роялти;
  • Арендная плата;
  • Лицензионные платежи;

[6] Ключевые ресурсы Макдоналдс

Ключевые ресурсы:

  • Бренд;
  • Сеть поставщиков;
  • Реальное положение дел (система мониторинга и сбора обратной связи);
  • Платформа;

[7] Ключевые виды деятельности Макдоналдс

Ключевые виды деятельности (КД):

  • Продажа еды и товаров в ресторанах;
  • Управление франшизами;
  • Доставка;
  • Обработка платежей;
  • Тестирование и внедрение инноваций;

[8] Ключевые партнеры Макдоналдс

Ключевые партнеры:

  • Поставщики ингредиентов питания;
  • Сервисы доставки еды (например, Uber Eats и Door Dash)

[9] Структура издержек Макдоналдс

Структура издержек:

  • Заработная плата;
  • Маркетинг;
  • Обработка платежей;
  • Административные расходы.

Конкуренты Макдоналдс

  • Burger King. Доступный в более чем 90 странах и более чем в 18 000 точек, Burger King является самым прямым конкурентом McDonald's и имеет около 90% своих ресторанов в качестве франчайзи;
  • Subway. С точки зрения размера, частная Subway имеет одну из крупнейших сетей фастфуда (QSR), и они представлены более чем в 80 странах в более чем 37 000 ресторанов;
  • Chipotle. Под лозунгом «Правильная еда» Chipotle управляет более чем 2800 ресторанами, ни один из которых не является франчайзинговым. Еда Chipotle более дорогая чем у конкурентов, однако их фастфуд немного отличается, например: тако, буррито, салаты;
  • Yum! Brands (KFC, Taco Bell, Pizza Hut). Ям Брэндс управляет лучшими ресторанами быстрого питания, такими как Taco Bell, Pizza Hut и KFC. В целом они составляют всемирную сеть из более чем 50 000 ресторанов, около 98% из которых работают по франшизе;
  • Wendy's. Wendy's с рыночной капитализацией в 5,1 миллиарда долларов США и стоимостью акций 23 доллара США за акцию в 2021 году Wendy's управляет своей сетью ресторанов быстрого питания в более чем 6800 точках по всему миру. Так же, как McDonald's и Burger King, они подают гамбургеры, картофель фри и несколько других американских блюд;
  • Starbucks. Starbucks управляет крупнейшей сетью кофеен почти в 90 странах и более чем в 32 000 точек. Они подают кофе, выпечку, эспрессо, чай, бутерброды, капучино и т.д. И, как и в случае с Chipotle, их продукция имеет более высокие цены, чем у конкурентов.

SWOT-анализ McDonald's

Свот-анализ Макдоналдса и Вкусно - и точка!
Свот-анализ Макдоналдса и Вкусно - и точка!

Ниже представлен подробный свод-анализ McDonalds:

Сильные стороны Макдоналдс

  • Поставщики. Выбор поставщиков McDonald's гарантирует, что у них и их франчайзи всегда есть достаточно товаров на складе, чтобы удовлетворить 25 миллионов ежедневных клиентов;
  • Узнаваемость торговой марки. Торговая марка McDonald's позволила ей завоевать и сохранить своих клиентов и франчайзи. Франчайзи покупают лицензию компании и присоединяются к ней, чтобы увеличить свою прибыль за счет репутации и узнаваемости ее бренда. С другой стороны, клиенты посещают рестораны McDonald's из-за их торговой марки и их стремления к постоянному качеству и доступного фаст-фуда;
  • Бухгалтерская отчетность. Высокая прибыль компании позволяет ей тестировать инновации в некоторых ресторанах и эффективно внедрять их в других своих франчайзи;
  • Быстрое обслуживание. Стабильное качество и быстрое обслуживание завоевали доверие клиентов;
  • Быстрая доставка. McDonald's использует популярные службы доставки, широко представленных в нескольких странах, помогающие им обеспечивать быструю доставку;
  • Стратегия ценообразования. Стратегия ценообразования McDonald's, заключающаяся в том, чтобы предлагать доступные блюда, позволяет им сохранять огромную долю рынка фастфуда (QSR).

Слабые стороны Макдоналдс

  • Доставка. Зависимость McDonald's от других компаний по доставке ставит их в невыгодное положение в случае конфликтов, закрытия или плохого обслуживания клиентов со стороны персонала доставки;
  • Требования клиентов. Рост интереса потребителей к здоровому питанию (в формате фаст-фуда) снижает интерес к Макдональдсу.

Справедливости ради нужно отметить, что McDonald's делает шаги в сторону здорового питания: убирает консерванты, красители и др. ингредиенты из своих бургеров; добавляет в свое меню салаты; внедряет продукты для вегетарианцев использую маркировку (McPlant). Тем не менее, им еще предстоит конкурировать с другими ресторанами быстрого питания.

Возможности Макдоналдс

  • Расширение. Несмотря на то, что Макдональдс доступен в нескольких странах, гиганту фаст-фуда по-прежнему есть куда расти;
  • Разнообразные варианты. Больше веганских блюд в ресторанах привлечет новых клиентов. Некоторые усилия в этом направлении уже предпринимаются, однако их темпы можно нарастить, чтобы вегетарианцы ассоциировали Макдональдс с рестораном для себя.

Угрозы Макдоналдс

  • Конкуренция. В условиях жесткой конкуренции на рынке QSR увеличение количества доставок на дом, вызванное пандемией, может привести к выходу на рынок большего числа компаний с конкурентоспособными ценами и продуктами такого же или лучшего качества и разнообразия;
  • Экономические условия. Инфляция, вызванная пандемией, привела к изменениям в поведении клиентов, требований и привычек в расходах, что влияет на компанию и рынок QSR.

Заключение

Какой бы стабильной компания ни казалось, Макдональдс – в связи с изменением спроса и экономических условий – в предстоящие годы может столкнуться с трудностями. Однако на доход организации это не повлияет, потому что людям все еще нужно есть и Макдональдс инвестирует в инновации. Их франчайзинговая бизнес-модель поможет им в восстановлении и/или росте.

Полезна была для Вас статья?
Да
Нет

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора - эта помогает создавать контент)

Для самых внимательных предлагаем присоединиться к нашему телеграмм-каналу "Business Models Templates" в котором уже собрано более 30 шаблонов по бизнес-моделям.

Оригинал статьи опубликован 24.04.2023.

88
Начать дискуссию
Google выпустила бесплатную бета-версию ИИ-помощника для программистов Gemini Code Assist

Доступно 180 тысяч подсказок для редактирования кода в месяц.

1414
88
33
реклама
разместить
Петербургские депутаты предложили запретить ездить по тротуарам на электровелосипедах

Инициатива направлена прежде всего против «лихачей-курьеров».

Источник фото: РБК
3030
44
33
22
11
Как насчет того чтобы не запрещать, а развивать велодорожки, чтобы трафик разделить? Депутаты конечно же не слышали не видели об этом
Где заканчивается ваш груз? Тайная жизнь вещей после доставки
Где заканчивается ваш груз? Тайная жизнь вещей после доставки
«Яндекс» выпустил модель YandexGPT 5 Pro и внедрил её в чат с «Алисой Про»

Компания заявила, что в некоторых тестах она сравнима с GPT-4o и превосходит китайскую Qwen 2.5.

«Яндекс» выпустил модель YandexGPT 5 Pro и внедрил её в чат с «Алисой Про»
2525
2121
11
Курс доллара на межбанковском рынке упал ниже 86 рублей впервые с сентября 2024 года

Рубль укрепляется по отношению к мировым валютам с начала февраля 2025 года.

Курс доллара на межбанковском рынке упал ниже 86 рублей впервые с сентября 2024 года
1010
33
22
11
11
11
11
Это хорошо, а цена огурцы снизится?
⭐️ Ждет ли нас доллар по 50?
⭐️ Ждет ли нас доллар по 50?

Все знают, что долгосрочно рубль теряет в цене. За последние 20 лет, в среднем, доллар рос на 6% в год. Но многие заметят, что девальвация происходит всплесками. 1998, 1999, 2014. А в среднем 6% 😉

3434
2020
22
22
11
Какой смысл смотреть на графики, если курс управляется вручуную государством? Захотят сделают по 50, захотят по 120.
Внедрение ИИ-консультанта на базе Chat GPT для кровельщиков из Ставрополя

На базе Chat GPT реализовали онлайн-консультанта, которого подключили к четырем основным каналам: Телеграм, ВатсАпп, Авито и ВК. Все диалоги и контактные данные клиента после общения передаются в Битрикс24.

Нейросеть сама догадалась, как правильно поздороваться (Скриншот из Авито)
99
[]