McDonald's (Вкусно - и точка): бизнес-модель и SWOT-анализ

Имея около 40 000 ресторанов в более чем 100 странах, бизнес-модель McDonald's зависит в основном от успеха работы франчайзи, которые обычно арендуют недвижимость, принадлежащую McDonald's. Бизнес-модель была впервые принята братьями Ричардом Джеймсом и Морисом Джеймсом Макдональдами, которые продали свой бизнес Рэю Кроку, своему первому франчайзинговому агенту, за огромную на тот момент сумму в 2,7 миллиона долларов США еще в 1961 году.

McDonald's (Вкусно - и точка): бизнес-модель и SWOT-анализ

Краткая история Макдональдса

Запущенная в 1948 году, система обслуживания Speedee (SpeeDee – шев-повар с головой в виде гамбургера. Долгое время использовался в качестве персонажа на логотипе бренда McDonald’s) была предшественницей McDonald's. Ресторан был запущен двумя братьями McDonald's, которые приняли концепцию доставки еды и франшизы для доставки еды быстрого приготовления. Их первым франчайзинговым агентом был Рэй Крок, открывший первую франшизу McDonald's еще в 1955 году. Он купил права на их бизнес за 2,7 миллиона долларов США в 1961 году, предвидя, каким может стать их бизнес и его бизнес-модель.

Благодаря своей бизнес-модели и стремлению предложить быстрое обслуживание и доставку продуктов неизменного качества, в 2021 году McDonald's стал самым ценным брендом QSR (фастфуд) со стоимостью 154,9 млрд долларов США и мировым доходом в 19,21 млрд долларов США.

Миссия McDonald’s

Миссия McDonald's заключается в том, чтобы

«быть любимым местом и способом еды и питья наших клиентов»

Как Макдональдс зарабатывает деньги

Хотя бизнес-модель McDonald's ориентирована в основном на франчайзинг, они также получают доход другими способами: Лицензии на деятельность; Традиционный франчайзинг; Филиалы; Рестораны, управляемые компанией.

  • Лицензия на деятельность. В рамках этого типа франчайзинга франчайзи вкладывает собственный капитал в открытие своего ресторана, который включает в себя операционные расходы и расходы на недвижимость. McDonald's поставляет продукты и получает процент от продаж. Компания также взимает заранее определенную сумму за каждую франшизу, которая хочет получить лицензию. Этот тип является полной противоположностью традиционному франчайзингу и используется более чем в 6950 ресторанах в более чем 80 странах.
  • Традиционный франчайзинг. Традиционный франчайзинг – является наиболее эффективной в бизнес-модели McDonald's. Компания либо получает долгосрочную аренду, либо владеет землей, на которой построен ресторан, а франчайзи платит компании минимальную арендную плату за 20-летний период и постоянный роялти. Франчайзи также оплачивает вывески и внутреннее убранство ресторана, получая инновационную и оперативную помощь от своей материнской компании. Эта структура гарантирует, что поток доходов McDonald's будет стабильным и предсказуемым, сохраняя при этом прибыльность при низких операционных затратах.
  • Филиалы. Филиалы – это тип франчайзинга, который получает самые низкие инвестиции от Макдональдца и учитывает вложения в акционерный капитал. В основном он используется в Китае и Японии, где компании платят процент от продаж в качестве роялти за продукты McDonald's. Эти продукты включают гамбургеры, картофель фри, молочные коктейли, безалкогольные напитки, салаты, кофе и десерты.
  • Рестораны, управляемые компанией. У McDonald's есть несколько ресторанов, которыми они владеют и управляют, нанимая сотрудников и самостоятельно заказывая товары. Тем не менее, цель компании состоит в том, чтобы 5% процентов ее ресторанов принадлежали компании, а 95% принадлежали и управлялись франчайзи.

Самая прибыльная структура бизнес-модели McDonald's, традиционная франшиза, позволяет им получать до 82% дохода от своих франшиз, в отличие от ресторанов, управляемых компанией, которые получают только около 16% своего дохода. Успех их стратегий на международном рынке привел к появлению термина «макдональдизация».

На протяжении многих лет McDonald's разрабатывал и улучшал свои маркетинговые стратегии с целью увеличения прибыли своих франчайзи и материнской компании. Такие стратегии включают улучшение качества обслуживания клиентов за счет сосредоточения внимания на людях, продуктах, цене, месте и продвижении, что работает вместе с миссией компании.

Макдональдс также работают над своими стратегиями роста, удержания существующих клиентов, возвращения потерянных потребителей. Такой был план компании в 2017 году – план непрерывного роста, определен в следующих словах: Удерживать; Восстанавливать; Конвертировать.

В своих усилиях по достижению этой цели Макдональдс усовершенствовали свою цифровую платформу, службу доставки, а также спрогнозировали будущие потребности клиентов в ресторанах компании.

Чтобы еще больше ускорить рост, Макдональдс также работают над разнообразием предложений для клиентов под слоганом «Разнообразие – это интеграция» и перенимают опыт от других компаний, например, такие как Donatos Pizza в 1968 году и Boston Market в 2000 году.

Канва бизнес-модели McDonald's

Канва бизнес-модели Макдональдс и Вкусно - и точка
Канва бизнес-модели Макдональдс и Вкусно - и точка

[1] Потребительские сегменты Макдоналдс

Потребительские сегменты компании:

  • Покупатели. Люди, которые хотят покупать продукты McDonald's, такие как гамбургеры, картофель фри, десерты и т.д.;
  • Франчайзи. Рестораны, которые хотят увеличить свою прибыль, используя торговую марку McDonald's.

[2] Ценностные предложения и преимущества Макдоналдс

Ценностные предложения и преимущества:

  • Покупатели. Дешевая, оперативно приготовленная еда и неизменно высокое качество обслуживания от надежного бренда;
  • Франчайзи. Станьте успешным предпринимателем и получайте больше прибыли благодаря торговой марке McDonald's.

[3] Каналы сбыты Макдоналдс

Каналы сбыта:

  • Веб-сайт;
  • Приложение для iOS и Android;
  • Франчайзи / Рестораны;

[4] Взаимоотношения с клиентами Макдоналдс

Взаимоотношения с клиентами:

  • Социальные медиа;
  • Обслуживание клиентов;
  • Сообщества;

[5] Потоки поступления доходов Макдоналдс

Потоки поступления дохода (ПД):

  • Продажа еды;
  • Роялти;
  • Арендная плата;
  • Лицензионные платежи;

[6] Ключевые ресурсы Макдоналдс

Ключевые ресурсы:

  • Бренд;
  • Сеть поставщиков;
  • Реальное положение дел (система мониторинга и сбора обратной связи);
  • Платформа;

[7] Ключевые виды деятельности Макдоналдс

Ключевые виды деятельности (КД):

  • Продажа еды и товаров в ресторанах;
  • Управление франшизами;
  • Доставка;
  • Обработка платежей;
  • Тестирование и внедрение инноваций;

[8] Ключевые партнеры Макдоналдс

Ключевые партнеры:

  • Поставщики ингредиентов питания;
  • Сервисы доставки еды (например, Uber Eats и Door Dash)

[9] Структура издержек Макдоналдс

Структура издержек:

  • Заработная плата;
  • Маркетинг;
  • Обработка платежей;
  • Административные расходы.

Конкуренты Макдоналдс

  • Burger King. Доступный в более чем 90 странах и более чем в 18 000 точек, Burger King является самым прямым конкурентом McDonald's и имеет около 90% своих ресторанов в качестве франчайзи;
  • Subway. С точки зрения размера, частная Subway имеет одну из крупнейших сетей фастфуда (QSR), и они представлены более чем в 80 странах в более чем 37 000 ресторанов;
  • Chipotle. Под лозунгом «Правильная еда» Chipotle управляет более чем 2800 ресторанами, ни один из которых не является франчайзинговым. Еда Chipotle более дорогая чем у конкурентов, однако их фастфуд немного отличается, например: тако, буррито, салаты;
  • Yum! Brands (KFC, Taco Bell, Pizza Hut). Ям Брэндс управляет лучшими ресторанами быстрого питания, такими как Taco Bell, Pizza Hut и KFC. В целом они составляют всемирную сеть из более чем 50 000 ресторанов, около 98% из которых работают по франшизе;
  • Wendy's. Wendy's с рыночной капитализацией в 5,1 миллиарда долларов США и стоимостью акций 23 доллара США за акцию в 2021 году Wendy's управляет своей сетью ресторанов быстрого питания в более чем 6800 точках по всему миру. Так же, как McDonald's и Burger King, они подают гамбургеры, картофель фри и несколько других американских блюд;
  • Starbucks. Starbucks управляет крупнейшей сетью кофеен почти в 90 странах и более чем в 32 000 точек. Они подают кофе, выпечку, эспрессо, чай, бутерброды, капучино и т.д. И, как и в случае с Chipotle, их продукция имеет более высокие цены, чем у конкурентов.

SWOT-анализ McDonald's

Свот-анализ Макдоналдса и Вкусно - и точка!
Свот-анализ Макдоналдса и Вкусно - и точка!

Ниже представлен подробный свод-анализ McDonalds:

Сильные стороны Макдоналдс

  • Поставщики. Выбор поставщиков McDonald's гарантирует, что у них и их франчайзи всегда есть достаточно товаров на складе, чтобы удовлетворить 25 миллионов ежедневных клиентов;
  • Узнаваемость торговой марки. Торговая марка McDonald's позволила ей завоевать и сохранить своих клиентов и франчайзи. Франчайзи покупают лицензию компании и присоединяются к ней, чтобы увеличить свою прибыль за счет репутации и узнаваемости ее бренда. С другой стороны, клиенты посещают рестораны McDonald's из-за их торговой марки и их стремления к постоянному качеству и доступного фаст-фуда;
  • Бухгалтерская отчетность. Высокая прибыль компании позволяет ей тестировать инновации в некоторых ресторанах и эффективно внедрять их в других своих франчайзи;
  • Быстрое обслуживание. Стабильное качество и быстрое обслуживание завоевали доверие клиентов;
  • Быстрая доставка. McDonald's использует популярные службы доставки, широко представленных в нескольких странах, помогающие им обеспечивать быструю доставку;
  • Стратегия ценообразования. Стратегия ценообразования McDonald's, заключающаяся в том, чтобы предлагать доступные блюда, позволяет им сохранять огромную долю рынка фастфуда (QSR).

Слабые стороны Макдоналдс

  • Доставка. Зависимость McDonald's от других компаний по доставке ставит их в невыгодное положение в случае конфликтов, закрытия или плохого обслуживания клиентов со стороны персонала доставки;
  • Требования клиентов. Рост интереса потребителей к здоровому питанию (в формате фаст-фуда) снижает интерес к Макдональдсу.

Справедливости ради нужно отметить, что McDonald's делает шаги в сторону здорового питания: убирает консерванты, красители и др. ингредиенты из своих бургеров; добавляет в свое меню салаты; внедряет продукты для вегетарианцев использую маркировку (McPlant). Тем не менее, им еще предстоит конкурировать с другими ресторанами быстрого питания.

Возможности Макдоналдс

  • Расширение. Несмотря на то, что Макдональдс доступен в нескольких странах, гиганту фаст-фуда по-прежнему есть куда расти;
  • Разнообразные варианты. Больше веганских блюд в ресторанах привлечет новых клиентов. Некоторые усилия в этом направлении уже предпринимаются, однако их темпы можно нарастить, чтобы вегетарианцы ассоциировали Макдональдс с рестораном для себя.

Угрозы Макдоналдс

  • Конкуренция. В условиях жесткой конкуренции на рынке QSR увеличение количества доставок на дом, вызванное пандемией, может привести к выходу на рынок большего числа компаний с конкурентоспособными ценами и продуктами такого же или лучшего качества и разнообразия;
  • Экономические условия. Инфляция, вызванная пандемией, привела к изменениям в поведении клиентов, требований и привычек в расходах, что влияет на компанию и рынок QSR.

Заключение

Какой бы стабильной компания ни казалось, Макдональдс – в связи с изменением спроса и экономических условий – в предстоящие годы может столкнуться с трудностями. Однако на доход организации это не повлияет, потому что людям все еще нужно есть и Макдональдс инвестирует в инновации. Их франчайзинговая бизнес-модель поможет им в восстановлении и/или росте.

Полезна была для Вас статья?
Да
Нет

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора - эта помогает создавать контент)

Для самых внимательных предлагаем присоединиться к нашему телеграмм-каналу "Business Models Templates" в котором уже собрано более 30 шаблонов по бизнес-моделям.

Оригинал статьи опубликован 24.04.2023.

88
Начать дискуссию