Как изменился бизнес в соцсетях за 4 месяца после блокировки Instagram* и что делать дальше

Студия Чижова рассказывает, как бизнесу использовать соцсети сейчас, летом 2022 года. Про Instagram*, «ВКонтакте», Telegram и не только.

Ровно 4 месяца назад мы по горячим следам написали статью, как бизнесу адаптироваться к новым условиям и зарабатывать в соцсетях. Она до сих пор актуальна — рекомендуем.

Но время идет, ситуация меняется. Уже понятны проблемы, векторы, что важнее – возможные решения и перспективы.Поэтому в этом материале мы хотим поделиться собственным опытом работы с клиентами в новой реальности и предложить самые актуальные механики продвижения бизнеса в соцсетях.

Instagram* еще жив, но перспективы туманны

Что происходит сейчас

В конце июня LiveDune подготовили исследование, как изменились охваты и количество активных пользователей.

Основные выводы.

Охваты публикаций в мае рухнули почти вдвое относительно уровня января. Микроблогеры пострадали сильнее инфлюенсеров-миллионников.

Охват публикаций у блогеров с января по май 2022 года
Охват публикаций у блогеров с января по май 2022 года

Охваты сторис тоже снизились, но не так сильно.

Охват сторис блогеров с января по май 2022 года
Охват сторис блогеров с января по май 2022 года

Количество активных подписчиков почти не изменилось у крупных блогеров.

Количество активных подписчиков блогеров с января по май 2022 года
Количество активных подписчиков блогеров с января по май 2022 года

В итоге, Instagram* прямо сейчас повторяет путь некогда запрещенного Telegram. Из-за блокировок соцсеть потеряла часть малоактивной аудитории: по нашим оценкам, около половины.
Дальше ситуация постепенно стабилизируется за счет малоактивного, но все же роста и уже не столь значительного оттока. Соцсеть станет своего рода «закрытым клубом» с активной лояльной аудиторией, как это было с мессенджером.

Здесь динамика роста-падения будет больше зависеть от:

  • авторов (покинут ли они соцсеть, пока идти им особо некуда);
  • самой соцсети (есть инсайды, что Instagram* занимается разработкой внутреннего VPN, по аналогии с Telegram. Это упростит жизнь аудитории соцсети;
  • воли государства.

И вот именно третий пункт вызывает больше всего вопросов. До 8 июля со стороны государства была достаточно "мягкая" полемика относительно будущего соцсети и законности работы с соцсетью.
Но 8 июля появились новости о новом законопроекте, по которому парламентарии хотят запретить вести бизнес в соцсети. Мы бегло изучили законопроект и пока он выглядит очень «неконкретно».

В законопроекте говорится о том, что «банки и финансовые организации должны будут перестать обслуживать счета компаний, которые оказывают услуги, используя запрещенные в России сайты». Но на сегодня единственным рекламным инструментом в соцсети является работа с блогерами, в которой никакого участия сама площадка не принимает. Заказчик оплачивает работу по созданию контента Исполнителя напрямую, Instagram* здесь никакой выгоды не имеет. Ну и пока непонятна ответственность.

Но, сама тенденция очевидна – государство хочет усилить давление на Instagram*.

Что сейчас делать бизнесу в Instagram*

С точки зрения отношения к продолжению работы в Instagram* мы видим два подхода, каждый из которых имеет право на жизнь и зависит от ваших целей, задач и ситуации.

Прекратить работу с соцсетью полностью. Если вы крупный или средний бизнес, то скорее всего этот подход за вас уже выбрал ваш юридический отдел. И это правильно. Инвестировать в запрещенные каналы в такое время для заметного бренда сулит значительными рисками, которые полностью перекрывают любые потенциальные выгоды.

Продолжать работу в соцсети, параллельно работая над развитием новых площадок. На наш взгляд, это оптимальное решение для большинства компаний из малого и микробизнеса.

Как мы уже сказали, аудитория в соцсети осталась, сама соцсеть также не препятствует созданию контента и ведению страниц. Что еще из грустного – Instagram* все также технологически превосходит российские аналоги, поэтому остается привлекательным и для авторов и для потребителей.
Поэтому, если вы ранее уже работали с соцсетью и имели здесь результаты, то мы видим смысл продолжить здесь продвижение теми инструментами, которые остаются – через работу с блогерами и контент-маркетинг.

Но, при этом, настоятельно рекомендуем учитывать риски и постоянно вести работу над диверсификацией рисков – призывайте свою аудиторию подписываться и на другие соцсети, чтобы в случае негативного развития событий – покинуть соцсеть с минимальными потерями.

«ВКонтакте» тормозит, но безальтернативен

Что происходит сейчас

Когда в начале марта заблокировали Instagram мы в своем материале гадали – какая же соцсеть перехватит пальму первенства, станет основной соцсетью и покажем нам пример импортозамещения.

По итогам этих четырех месяцев можем сказать, что никакая, и никому это особо неинтересно. В том числе, «ВКонтакте».

С одной стороны, блокировка ожидаемо принесла прирост аудитории.

С другой, ушли крупные рекламодатели в лице международных брендов, которым продолжение работы в России создает репутационные и правовые риски.

Добавьте сюда еще тысячи проблем, возникших в связи с международной ситуацией, получите в целом достаточно негативную ситуацию для соцсети.

Возможно, следствием этих причин, стали проблемы с таргетированной рекламой в марте, когда попросту «сломался» аукцион. Перестали работать показы на автоставках, возникли сложности с модерацией. Мы предполагаем, что это было с резким снижением конкуренции на аукционе, из-за чего необходимо было обновить правила игры.

Сейчас работа рекламного кабинета восстанавливается, все новости, связанные с изменением в работе в соцсети, связаны с оптимизацией рекламного кабинета – происходит изменение самого кабинета, также меняются форматы рекламных сообщений и так далее.

Но ничего значительного и, тем более, ничего значимого в отношении работы с авторами – Instagram*-блогерам не предложили, поэтому перетока авторов не случилось. Как следствие, мало что изменилось с точки зрения реального прироста аудитории и интереса к соцсети.

Изменение аудитории соцсетей с ноября 2021 по апрель 2022, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmediascope.net%2Fupload%2Fiblock%2Ffd8%2FRIF_mediapotreblenie.pdf&postId=460585" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">по данным Mediascope</a>
Изменение аудитории соцсетей с ноября 2021 по апрель 2022, по данным Mediascope

Что сейчас делать бизнесу во «ВКонтакте»

Главное, что нужно понимать:

У «ВКонтакте» сейчас нет альтернатив.

С точки зрения объема аудитории, инструментария и доступности рекламы теперь это самая эффективная площадка для бизнеса. Она подходит для малого, среднего и крупного бизнеса, для b2b и b2c, для крупных городов и регионов, для федеральных и локальных компаний. Но стратегии продвижения здесь другие.

Во «ВКонтакте» работают ТОЛЬКО длинные воронки

Как было с рекламой в Instagram*.

Создаем аккаунт, начинаем публиковать контент, выбираем в рекламном кабинете цели, и Instagram* автоматически подбирает релевантную аудиторию.

Как во «ВКонтакте».

Автоматические стратегии не работают. Чтобы продать, аудиторию нужно собирать самостоятельно и прогревать. Алгоритмы, как в Instagram*, здесь не давали и не дают столь качественных результатов.

Хотя, отметим, что ситуация с алгоритмами улучшается. Новые, но еще «дофевральские» инструменты настроек, например «ключевые слова» или «взаимодействия», работают значительно лучше привычных настроек по сообществам и соцгеодему.

Лучший способ прогрева во «ВКонтакте» — рассылка

Эффективность мессенджер-маркетинга — важная особенность «ВКонтакте» в сравнении с Instagram*. Там аудиторию нужно было затягивать в сторис, здесь — в рассылку.

Рассылка дает огромный охват — около 80%. Для сравнения — для публикаций 30% — это очень хорошо. На рассылку подписывается лояльная аудитория, которая действительно заинтересована в покупке и которой можно продавать многократно.

Использовать инструменты продаж

Одно из весомых преимуществ «ВКонтакте» для бизнеса — разнообразие продающих инструментов.

В Instagram* был только директ и ссылка в описании аккаунта. Чтобы добавить несколько ссылок, нужны были танцы с бубном в виде сервисов мультиссылок.

Во «ВКонтакте» есть свой маркет.

Маркет «ВКонтакте»
Маркет «ВКонтакте»

Сообщества могут создавать товары и продавать их пользователям соцсети. В каждой публикации можно ставить ссылку на товар или страницу с товаром в интернет-магазине.

Использовать маркет-платформу и работу с сообществами

Последнее время мы также наблюдаем значительное улучшение в работе с маркет-платформой соцсети. За счет размещения в сообществах удается значительно снизить стоимость рекламного охвата, как следствие, значительно повысить эффективность рекламных кампаний.

Мы уже выпускали первые кейсы по промежуточным результатам работы с «ВКонтакте» в эти четыре месяца, где разбирали инструменты, которые нам позволили выйти на необходимые показатели. Советуем к прочтению.

Telegram мощно растет, но остается мессенджером и этим ограничивает возможности для бизнеса

Что происходит сейчас

Весной Telegram стал лидером роста среди социальных платформ в Рунете. В конце апреля «Мегафон» со ссылкой на свои данные даже сообщил, что Telegram стал самым популярным мессенджером в России, опередив WhatsApp.

Правда, Mediascope этого не подтверждает. Среднесуточный охват WhatsApp в апреле — 57,7% пользователей интернета в России. У Telegram — 34%. Впрочем, даже это очень сильный рост: до начала военной операции у Telegram было 25%.

Главная причина роста Telegram также связана с Instagram*. Блогеры именно сюда в первую очередь «переливали» собственную аудиторию, в надежде здесь продолжить свою работу и монетизацию контента.

Самые популярные площадки в Рунете, по данным Mediascope
Самые популярные площадки в Рунете, по данным Mediascope

Но столкнулись с главной проблемой: Telegram — не соцсеть, а мессенджер.

Здесь нет эффективных сторис, нет умной ленты, поэтому резкий набор каналов у пользователя приводит только к одному — подписчик начинает «мьютить» каналы. Как следствие, охваты резко падают. С чем и столкнулись все пришедшие блогеры.

Похожая картина наблюдается у многих каналов в Telegram
Похожая картина наблюдается у многих каналов в Telegram

Telegram однозначно набрал новую аудиторию, однозначно стал более узнаваемым и привлекательным для продвижения, но все же необходимо учитывать, что это не соцсеть. Возможностей для продвижения здесь значительно меньше, чем в Instagram* и «ВКонтакте».

Что делать бизнесу в Telegram сейчас

Обязательно использовать в сегментах b2b и продаже товаров премиум-класса, в других сферах — пробовать

Telegram оптимален для дистрибуции экспертного контента. В сегментах b2b и товарах премиум-класса он работает очень хорошо.

Для сегментов b2c и массмаркета Telegram сегодня тоже можно использовать. Несмотря на специфику мессенджера и его недостатки, большой объем аудитории позволяет найти клиентов для любого бизнеса.

Например, мы разработали стратегию продвижения для сети магазинов товаров для дома «Улыбка радуги». Канал используется для рассылки информации об акциях, а с помощью чат-бота можно зарегистрировать карту лояльности, узнать ее баланс и найти ближайший магазин.

Основной способ продвижения — инфлюенс-маркетинг

Рекламные инструменты Telegram подходят только для крупного бизнеса с большим бюджетом. Для большинства предпринимателей единственный доступный инструмент — это реклама у инфлюенсеров.

Плюс в том, что в Telegram инфлюенс-маркетинг очень эффективен. Эффективнее, чем в Instagram* и «ВКонтакте». Аудитория доверяет каналам, на которые подписана, и охотно переходит по рекомендациям.

Но есть нюанс.

Главное в Telegram — это качество контента

Выше мы уже говорили про отсутствие умной ленты и «эффект замьючивания». Во «ВКонтакте» есть условно гарантированные показы. Пусть умная лента дает невысокий охват, но какая-то часть вашей аудитории контент точно увидит.

В Telegram такого нет. В другой канал можно перейти только специально или после завершения ленты в другом канале. На второе можно рассчитывать, если у пользователя в подписках десяток каналов. Если их сотни (обычно это так) — не стоит.

Единственный надежный способ постоянно контактировать с аудиторией в Telegram — делать качественный контент, за которым будут приходить в канал.

Новые соцсети пока не стали альтернативой привычным каналом, но следить за ними нужно

Прямо сейчас реальной альтернативы «ВКонтакте» и Telegram нет: ни по объему аудитории, ни по инструментарию и рекламным возможностям. Но привычные соцсети не идеальны, у них есть проблемы, которыми могут воспользоваться новые площадки, получив конкурентное преимущество.

Например, весной получил популярность TenChat, который позиционируется как социальная сеть для бизнеса. Платформа подхватила пользователей, которые ранее пользовались Facebook для работы и нетворкинга, но ушли после блокировки. К концу весны TenChat вырос в 10 раз относительно января и достиг миллиона подписчиков. Правда, на этом динамика роста спала.

Интересных кейсов продвижения бизнеса в TenChat пока нет, но за ним и другими новыми соцсетями стоит следить:

  • есть ли там ваши конкуренты,
  • какой контент они публикуют,
  • насколько активно,
  • как прирастает аудитория.

Это даст основания принять решение о запуске продвижения своего бизнеса.

Общие выводы

Если коротко, то хорошего мало.

Искусственное снижение конкуренции еще никогда и никому не помогало в развитии.

Instagram* являлся и является лидером на рынке соцсетей. Инструменты соцсети создавали необходимый баланс между возможностью для заработка как авторов контента, так и для бизнеса.

С блокировкой Meta* баланс нарушен. Ни «ВКонтакте», ни Telegram не позволяют управляемо монетизироваться создателям контента, что ведет к уменьшению объема контента и, как следствие, снижению интереса среди аудитории и объема рынка для рекламодателей.

Но рынок неизбежно адаптируется под новые реалии. Постепенно растет рынок интернет-рекламы в Telegram, растет маркет-платформа, восстанавливаются рекламные инструменты, заметные блогеры реализуют и монетизируют свои страницы «ВКонтакте» и Telegram. Мы наблюдаем постепенное возвращение к прежним показателям.

Сегодня необходимо больше внимания уделять показателям эффективности вашей рекламы, тщательнее подходить к работе с бюджетами и оптимизации рекламных активностей. При таком аккуратном и последовательном подходе результат вполне достижим.

Не прощаемся, успехов в продвижении, VC.

Instagram* принадлежит корпорации Meta*, организация признана экстремистской и запрещена на российской территории.

___________________________

Если хотите запустить продвижение бизнеса во «ВКонтакте» или Telegram на результат, обращайтесь в Студию Чижова.

4747
48 комментариев

Постарался обьяснить более наглядно для тикток аудитории.

15
Ответить

нет худшей рекламы какому-либо сервису, чем купленные пассивно-агрессивные комментарии :D

ну ладно, зато статья будет за счет комментариев подниматься в топ и больше человек её увидит. материал-то крутой

8
Ответить

Мои комментарии никто не покупал, поделилась своим мнением.
На то они и комментарии, если данный ресурс считает иначе, пусть тогда закрывает.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Тен чат отличная замена инсте говорите. А кому там продавать, если там один бизнес? В Тен чате очень слабый функционал!
Зарегистрировалась в Freegram, приложение молодое всего то 3 месяца и даже на этом этапе в некоторых моментах выигрывает у инсты. Если будущее у Freegram? Определенно да!
Широкий функционал сейчас и ребята молодцы развивают приложение на глазах, добавляют свои фишки, что то делают как в инсте, но при этом улучшают.
И самое главное разработчики в некоторых моментах даже интересуются у нас, у пользователей, что мы хотим и как хотим, чтобы это работало. Freegram по сути социальная сеть для людей, для всех людей.
И да, я не бот, а обычный пользователь Freegram, использую как в качестве личного, так и бизнеса

7
Ответить

С регистрацией

4
Ответить

Есть сторис, директ, возможность загружать сюжеты, видео , активные ссылки, удалила Инсту, эти ВПН уже надоели. Там будущего нет. Какой бы ни был законопроект, это уже звоночек, что пора бежать. И я убежала во Freegram. Лучше аналогов я не вижу

6
Ответить