«ВКонтакте» провела ежегодную встречу с авторами сообществ – итоги

Маркет-платформа работает плохо, Telegram наступает на пятки по охватам, но почему у сообществ упали доходы в два-пять раз, публично не сказали. Разбираем, что было сказано и не сказано на ежегодной встрече с администраторами сообществ.

Начало встречи
Начало встречи

Проблемы с маркет-платформой

ВКонтакте» наконец признали, что с их маркет-платформой есть серьезные проблемы. Активных рекламодателей на платформе, по данным «ВКонтакте», всего лишь 500, что и вправду очень немного.

Маркет-платформа — рекламный инструмент «ВКонтакте», который показывает рекламный пост в ленте сообщества. Отличие от таргета у нее в том, что рекламодатель здесь платит за конкретный пост в сообществе, а не за каждую тысячу показов. При этом пост может быть удален из сообщества через 24 часа.

«Мы в поисках новых решений», – «ВКонтакте». 
«Мы в поисках новых решений», – «ВКонтакте». 

Еще совсем недавно рекламодателей на маркет-платформе было намного больше — отчего она приносила администраторам весьма солидный доход. Почему так получилось? Сокращение числа рекламодателей многие связывают с целенаправленной политикой «ВКонтакте» по переносу рекламодателей в первую очередь на таргетированную рекламу.

Что может указывать на правоту такого предположения? Начнем с того, что отличная во всех отношениях биржа рекламы — где можно было видеть самые эффективные по отдаче сообщества и выбрать, в каком именно себя рекламировать — была заменена на маркет-платформу. Здесь у заказчика руки связаны: он выбирает кота в мешке. Ведь сообщества ему предлагают уже исходя из его рекламного бюджета и тематики, и увидеть, какое сообщество дает отдачу больше других, теперь просто невозможно.

А если отдача (эффективность) от сообщества не учитывается при ранжировании, то и у рекламодателей ожидаемо начал пропадать интерес к такому инструменту. Представьте, что вы можете купить машину, выбрав только тип кузова и цену — но до покупки не узнаете, кто ее сделал: ВАЗ, китайцы или Toyota. Кто выберет такого автодилера?

В итоге на маркет-платформе остались только те немногочисленные рекламодатели, которые смогли научиться пользоваться сторонними инструментами и расширениями браузеров для поиска наиболее эффективных сообществ.

Добивающий удар по этому инструменту нанесло нежелание «ВКонтакте» бороться с накруткой статистики. Общеизвестный факт: если удалять посты с плохой статистикой до того, как с момента публикации пройдет 24 часа, то в средний охват сообщества на маркет-платформе он не попадет. В итоге, у большинства сообществ средний охват «нарисован» очень высоким, потому что все низкие охваты просто стерты (описанным выше нехитрым приемом) из статистики вручную.

Но если охват не имеет ничего общего с реальным, который в итоге и получит рекламодатель, то зачем он ему нужен? Вполне ожидаемо, что маркет-платформа теряет свою популярность. Непонятно другое: почему до этой простой истины, якобы, не могут дойти представители «ВКонтакте» и исправить положение дел за пару дней. Ведь нет ничего сложного в том, например, чтобы учитывать все охваты, а не только те, что затронули период более 24 часов.

Чтобы показать всю тяжесть ситуации, я провел эксперимент. Я создал запись и попробовал разместить ее в ВК. Но платформа предложила мне разместить рекламу в сообществах, половина из которых просто заброшены или показывают только накрученные результаты. При желании, мой эксперимент может повторить любой: проблема настолько обширна, что сходные результаты будут у всех.

Рандомный список пабликов, где предлагается разместить рекламу. Были изучены только верхние позиции, однако в среднем такая картина по всем сообществам. 
Рандомный список пабликов, где предлагается разместить рекламу. Были изучены только верхние позиции, однако в среднем такая картина по всем сообществам. 

Рекламодателю предлагается вручную отбирать сообщества, проверять их и только потом размещаться. Учитывая, что больше половины сообществ являются неэффективными, мертвыми, и что не каждый рекламодатель желает усложнять себе жизнь, многие просто отказываются от самой маркет-платформы. По замыслу «ВКонтакте» рекламодатели должны уходить на его же таргетированную рекламу. Вот только она — весьма сложный для многих инструмент. Так что и там не все могут эффективно тратить свой рекламный бюджет. Реальным итогом того, что VK убивает свою маркет-платформу, стало другое: рекламодатель просто уходит в другие места и уносят с собой бюджеты (например, Telegram).

Нативная реклама

Сразу после проблем с маркет-платформой, представитель «ВКонтакте» начал рассказывать о нативной рекламе. Оставив предположения о скорой попытке «ВКонтакте» сменить шило на мыло, скажу про другое.

«ВКонтакте» провела ежегодную встречу с авторами сообществ – итоги

Попытка сделать популярной нативную рекламу у «ВКонтакте» уже была — всего несколько лет назад. Только вот Арсений Ашомко, который отвечал за это направление, так и не смог показать хотя бы один успешный кейс реализации нативной рекламы на регулярной основе. А скоро и вовсе покинул компанию. Неудивительно, если учесть, что пришел он туда именно с идеей реализовать нативную рекламу. Попросту говоря: это не работает. И вот почему. Нативная реклама интересна только крупным брендам и лишь несколько раз в год. Львиная доля рекламодателей хотят получить больше кликов за минимальную сумму, что в нативной рекламе просто нельзя реализовать.

Проблемы с партнерской программой

О проблемах с основным инструментом заработка для авторов сообществ мы уже говорили в предыдущей статье. Если хотите понять суть проблемы, то нужно обязательно прочитать ее. Надежды, что на встрече с представителями сообществ «ВКонтакте» как-то прояснят ситуацию о выборочном обрезании у сообществ доходов от двух до пяти раз, — полностью не оправдались.

На любой неудобный вопрос «ВКонтакте» отказывались отвечать публично и просили скидывать примеры с таким обрезанием в личные сообщения позже. Однако, до сих пор ни один администратор так и не получил четкого ответа на очень простой, но очень важный вопрос: почему некоторым сообществам резко, за один день срезали заработок в несколько раз. Хотя я лично знаю дюжину примеров с такими обращениями администраторов.

Формальная причина такого явления на встрече обозначалась: увеличении числа сообществ в сети. Однако, на деле массово сообщества за последнее время к сети не подключали. Более того: после блокировки других соцсетей число рекламодателей в партнерской программе только увеличилось. В таких условиях сокращение доходов из-за конкуренции может быть только плавным, но никак не резким, не за один день. И оно не могло случиться только у избранных сообществ.

Самое важное: Telegram наступает на пятки

Многим казалось, что после блокировки известных соцсетей «ВКонтакте» должен показать просто взрывной рост. За долгие годы там была создана простая и понятная пользователям среда, куда легко было перейти с любой другой платформы.

«ВКонтакте» провела ежегодную встречу с авторами сообществ – итоги

Но получилось совсем иначе. Вместо «ВКонтакте» ускорился рост Telegram. По логике, это не очень естественно, поскольку исходно это мессенджер. И до сих пор он не имеет даже половины функционала «ВКонтакте». Несмотря на это, с текущим разрывом всего 13% у Telegram есть все шансы скоро и вовсе обойти «ВКонтакте». Если не в этом году, то в следующем – точно. Скорее всего, именно эти неутешительные прогнозы и подпитывают слухи о том, что во «ВКонтакте» скоро могут быть большие перестановки в руководстве. Возможно, именно с этим и связаны нелогичные и резкие изменения в рекламной политике сети: «сидя на чемоданах», ее управленцы просто не задумываются над тем, что творят. Живут по принципу «когда горит моя хата [мое насиженное место], мне все равно, что горит и забор [интересы рекламодателей и сообществ]».

Между тем, причины увеличения доли Telegram на рынке, кроме прочего, вполне понятны. Жаль не для всех.

  1. Отток рекламодателей из «ВКонтакте» в Telegram из-за вышеназванных проблем на маркет-платформе и увод больших бюджетов в Telegram. Именно эти деньги — основной драйвер развития тг-каналов.

  2. Уничтожение рынка прямой рекламы, в обход инструментов «Вконтакте» — из-за применения фильтров умной ленты, которые практически не показывают рекламные посты в ленте пользователей. Идея была в том, чтобы не дать сообществам заработать, не поделившись с компанией. Но реализация привела к другому: множеству рекламодателей неудобно без прямой рекламы. Отчего они уходят в Telegram и уводят туда бюджеты. В итоге в Telegram качественного контента становится больше, в VK — меньше. Ну и сколько сеть планирует прожить при таких тенденциях?

  3. Сомнительная эффективность умной ленты, которая показывает

    непонятный контент пользователю. В то время как в Telegram все четко и понятно. Нет алгоритмов, которые дают результат, не нужный ни пользователям, ни сообществам.

  4. Как итог пунктов выше — потеря доверия авторов и безосновательное резкое сокращение их дохода в несколько раз. Это заставляет и владельцев сообществ уводить своих подписчиков в Telegram.

Пройден ли рубикон и можно ли еще спасти «ВКонтакте» – вот в чем вопрос. И наиболее вероятный ответ на него — не самый приятный.

28
29 комментариев

Проблема Вконтакте в том, что владельцы потеряли фокус и не понимают, что и для кого делают. Нет такого визионера, как Павел Дуров. В результате вся сеть развивается хаотично и дефенсивно, то есть только догоняет тренды. Пора бы уже не кровати двигать, а что-то своё передовое придумывать. Что должно быть в мире через 1-2-3 года? Что в медиа? Что в соц. сетях? Как это соотносится с другими продуктами? Вконтакте с трудом не может допилить собственный интерфейс, который всё время только хуже становится.

16
Ответить

А что им и для кого придумывать? Они в одноклассники уже считай превратились, их костяк - аудитория 40-50, которая смотрит телек, но и в интернет заглядывает. По контенту там черт пойми что сейчас, я редко захожу, и то, только потому что есть интерес по работе, чего мне только не рекомендует в ленте: посты про молодого Лукашенко и его жену, блог Бориса Корчевникова, паблики коллективных молитв и проч. Я этим никогда не интересовался, ни ютуб, ни твиттер, ни фейсбук, ни реддит, ни тикток ничего подобного близко никогда мне не предлагали. Там даже если специально искать инфо на какие-то темы, актуальные для современных людей, типа js или react, хрень что найдешь.
Да и по дизайну они дерьмом стали, раньше принято было фейсбук ругать, но сейчас их дизайн на 100 световых лет выглядит интереснее и современнее.

10
Ответить

ВК и дальше будет стремительно деградировать, пока не решит вопрос с украинскими ботами, которые засрали все сообщества. Раньше там была отличная новостная лента с продуктивной полемикой в комментах. Сейчас под каждым постом моментально идет обсирание РФ. Из чего можно сделать вывод, что армия ботов приносит ВК только выгоду

8
Ответить

А с чего вы взяли, что это боты, причем обязательно украинские?

5
Ответить

продуктивная полемика в комментах ? ват ...

Ответить

Скажу со стороны админа сообщества

Во Вконтакте у меня есть сообщество на 30 тысяч живых копирайтеров, редакторов и контент-маркетологов. Продать в нем рекламу дороже 2000 рублей нереально, да и ее покупают раз в месяц

В Телеге у меня есть канал, куда я просто кидаю репосты контента, который мне понравился. В нем 1500 подписчиков. Рекламу по 1500 рублей раскупают на 2 недели вперед.

Смысл развивать сообщество Вк, если в Тг это работает в десятки раз лучше

9
Ответить

Вконтакт всё больше и больше болото.

90% крупных групп постят одни тупые мемы и чьи-то фантазии. Изначальная тематика сообществ летит коту под хвост. Среди комментаторов в большинстве своём токсичные диванные войска с разных сторон и боты с тупыми комментариями. Вменяемые подписчики от этого отписываются. Остаются одни боты, неактивные аккаунты и пофигисты. Естественно, реклама в таких миллионных группах не будет работать в соответствии с ожиданиями.

Есть не мало интересных небольших сообществ, но они запрятаны в тысячах однотипных групп с мемами, фейками, теориями заговоров и прочей ерундой. Их часто ведут из любви к некой тематике и не интересуются рекламой как таковой.

8
Ответить