Ручная разметка — довольно длительный процесс. Обработка одного фото занимает примерно 10-20 минут. Кроме того, каждый кадр нужно валидировать (2-5 минуты), но мы долго выбирали, что именно мы будем размечать, что распознавать, а также анализировать ли только ближайший вагон или вообще всё (от этого зависел объём работ). В итоге решили размечать всё, и на разметку и валидацию одного фото стало уходить 30-60 минут, плюс умножить это время на тысячу кадров.
Это довольно монотонная работа, поэтому, чтобы глаз «не замылился», мы привлекали команду разметчиков, которые продолжили обрабатывать следующие фото. Первую версию модели обучили на 70% изображений и проверили на оставшихся 30%, чтобы избежать переобучения.
Профессия будущего
Прикольно, тоже занимаюсь всяческой диджитилизацией в майнинге угля.
Внедрил визуальные горные смены для диспетчеров и систему ключевых показателей для всех лпр на участках знали о всех проблемах в режиме он лайн.
Но вот вопрос, как компьютерное зрение сможет в непогоду себя показать? в снегопады?
Снегопад, сильный дождь и туман отдельная головная боль всех наружных камер наблюдения. Здесь решения классические - повышения контрастности, тренировка нейросетей на работу во всех условиях или отдельных на работу отдельно в хорошую погоду, отдельно в плохую, а также анализ изображений в другом спектре (инфракрасном). Мы будем использовать все эти подходы, пока что это в работе
и еще вопрос.
вы пишите:
Ожидаемый экономический эффект на конец 2022 года:
- исключить перегрузы и недогрузы и сократить расход топлива для самосвалов на 1% и электричества для думпкаров на 6,5%;
- увеличить оборот перевозимой руды на 1–2%;
- сократить количество поломок «БелАЗов»;
- помочь определить негабарит ещё до попадания на обогатительную фабрику;
- ожидается, что проект поможет сократить издержки примерно на 70 млн рублей в год.
1. За счет чего сократиться расход топлива? как тонна недогруза или перегруза повлияет на удельный расход топлива? (г*т*км), не будет ли данный 1% в пределах погрешности и не будет ли он съеден во время простоев в заведенным мотором?
2. увеличение грузооброта на 1-2% как? если убрали недогрузы, то и уменьшили ТКМ по итогу, что вы увеличиваете в замен? как потом сверить с маркзамером?
3. сокращение поломок.... допустим
4. определение не габорита... согласен, но наверно тут вопрос идет более к БВР, сомневаюсь что экскаваторщик будет рвать ковш негабаритом и не раздолбанной во время БВР рудой
5. 70 мультов экономии на издержках... вот тут ваще интересно что входит в издержки? я предполагаю и выше сказанного следующее: мифическая экономия на 1% топлива и непонятным образом увеличенный грузооборот (ведь время цикла вы не поменяли а перегрузы убрали) ну допустим еще сэкономили на ремонтах. 70 мультов по году. на этом Гоке всего 10 Белазов работают?...
Дополнительные вопросы:
1. Какова скорость прохождения через рамки с камерами?
2. Какова средняя скорость груженного самосвала?
3. На сколько по времени увеличиться цикл с применением Вашей технологии?
Дополнение:
1. на выставке в Новокузнецке 2021 года по углю, с подобным решением подходили немцы ко мне... И вопрос 1 из дополнительных вопросов просто уничтожил всю задумку, увы. Хотя идея мне понравилась. в двух словах, используя их технологию я терял порядка 4 рейсов 220 тонных самосвалов за смену, это 8 в сутки это 643 тыс тонн по году на одном самосвале....и никакие 70 мультов и 1% на топливо не сравняться с недополученным грузооборотом
Ответы на все эти вопросы потянут на отдельный доклад, но я постараюсь быть краток))
Согласование технического и экономического эффекта, это сложный длинный путь. Если вы работаете с подобного типа проектами, думаю, что тоже сталкивались с прохождением через контроллинг, экономистов и подтверждением технических эффектов. Соответственно на данном этапе в качестве эффекта принимается самый минимум.
Далее по вопросам:
1. За эталонные замеры сейчас принимаются маркшейдерские замеры. Учет же при логистике ведется или по весу, или по паспортному объему техники. В среднем на длинных горизонтах, маркшейдеры фиксируют объем ниже на несколько процентов, чем учетный.
Это значит, что на текущий момент техника не всегда используется оптимально, и для транспортировки общего объема руды в год, потребуется совершить несколько процентов дополнительных рейсов. Система конечно не сделает процесс идеальным, но лишний процент эффективности точно добавит.
2. Если правильно понял вопрос, то ответ в п.1
4. Негабарит. Негабариты (в нашем случае это куски больше 1200мм по одной стороне) так или иначе регулярно доезжают до фабрики, и тормозят производственный процесс, требуют привлечения бутобоя или проскакивают в дробилки и тогда, в зависимости от ситуации, или риск поломки оборудования, или проблемы по извлечению. Соответственно задача отлавливать негабариты на предшествующих этапах. Экскаваторщики обычно откладывают их в сторонку, потом подходит техника для измельчения.
5. Не 10 конечно) ГОК перерабатывает более 40 млн.тонн в год. Убрали "кривую загрузку", которая ведет к повышенному износу и недогрузы, которые в конечном итоге увеличивают необходимое число рейсов.
По доп.вопросам.
1. Это не совсем рамка, это Г-образная конструкция, соответственно сложностей с проходом через нее нет, и скорость можно не снижать. Достаточно держаться полосы, чтобы проходить в зоне видимости камеры. Когда мы ставили систему и анализировали результат, никаких проблем с размытием и прочим не было.
2. Я не скажу точную скорость, движения самосвала на данном участке, на глаз 20-30 км/час.
3. Хороший вопрос, точного ответа в настоящий момент нет, думаю, что смогу дать осенью. Дело в том, что качество погрузки лежит на машинисте экскаватора, и как изменится время погрузки мне сейчас сказать сложно, многое зависит от опыта каждого конкретного машиниста, а так же накопившейся практики после внедрения системы.
Простите, но у меня бомбануло, поэтому не смог прочитать дальше двух абзацев.
К чему этот огород, если нормальный весовой регистратор или просто тензоось с контроллером стоит не так уже дорого встроить в конструкцию самосвала (другой вопрос, почему его там нет). Это решение с точностью в несколько процентов с мгновенной индикацией, возможность передать данные в асутп, да и вообще куда угодно. К чему тут машинное зрение?
Парк самосвалов модифицировать дорого тут веса на порядок больше и погрешности которые дает такое оборудование тоже выше на порядок. В целом вы правы с датчиков о тоннаже можно определить нагрузку на ось с высокой точностью, но этих параметров для обеспечения безопасного движения и прогнозирования не достаточно. CV решение позволяет не дорабатывать текущий парк а именно каждое ТС, а позволит установить 2-3 контрольные точки. Кроме того, CV решение позволяет оценить также расстояние породы от краев и наличие негабаритов, чего весовые датчики не могут предоставить, отступы от краев особенно важно проверять на думпкарах(вагонах), где падающие с состава камни повреждают ЖД оборудование, что влечет за собой сходы и заваливание техники.