Основные ошибки при сравнении себя с конкурентами

Очень часто, во время просмотра презентаций команд на Демо-Днях или Питч сессиях, я вижу одну и ту же ошибку на слайде "конкуренты". Команда, стараясь, показать, какой хороший продукт они сделали - показывают только свои сильные стороны. И это пол беды, зачастую они так показывают "критерии" сравнения, что у их продукта одни "плюсы", а у всех остальных - либо все минусы, либо плюсов сильно меньше.

Ниже я привел примеры из презентаций, разумеется, я вырезал названия проектов.

Стараясь показать свой проект в выгодном свете, основатель выходит на очень узкую тропу манипуляцией фактами. Лично для меня такая таблица означает только одно, что весь сегмент, включая тех людей, кто пользуется указанными конкурентами, должны стоять в очереди на подключение или покупку этого продукта. И тогда, проекту не питчиться надо, а поднимать кэш. А если очереди нет, а "сплошные плюсы" есть, значит что-то пошло не так.

И тут речь не про то, что ребята поставили себе плюс там, где его нет, и не в том, что плохо исследовали конкурентов и у них есть такая фича, а они отметили как отсутствующую. Сами "+" и "-" расставлены совершенно верно. Магия кроется в том, по каким качествам происходит оценка.

Вот, для наглядности, шутливый пример:

Основные ошибки при сравнении себя с конкурентами

В этом примере так подобраны качества, что большинство "+" собирает старая Nokia. Не поспоришь с тем, что "галочки" расставлены верно, но победитель этого сравнения вызывает только улыбку. Потому что все мы знаем, что телефоны выбираются по другим характеристикам. И магия именно в этом. В правильном подборе характеристик по которым выбирает пользователь.

Это очень сложный путь. Там ваше преимущество может быть не столь явным. И это на самом деле не слабость, а сила.

Двайте разберем на примере:Возьмем, допустим, конкурентов, которые помогают перемещаться человеку из точки А в точку Б.

  • Такси
  • Пешком
  • Метро
  • Велосипед
  • Самолет

Теперь можно так подо брать "критерии", что у такси будет большинство плюсов. Означает ли это, что теперь вы будете ездить только на такси?Не думаю

Основные ошибки при сравнении себя с конкурентами

Ок, меняем "критерии". Теперь лидирует "ходить пешком". Тот же самый вопрос. Будете ходить только пешком?

Странно, но нет.

Основные ошибки при сравнении себя с конкурентами

Смотрите, характеристики продукта не поменялись. Рынок остался неизменным. Мы манипулируем выводами просто перефразируя критерии продукта.

А как же надо?

Давайте напишем честные критерии.

Например:

  • Можно предсказать путь (я знаю, что доеду до места через час, скажем)
  • До 200 км. (скажем, для поездок по городу)
  • Укрепляет здоровье
  • Дает комфорт
  • Дешево стоит.

И посмотрим, что получается сейчас.

Основные ошибки при сравнении себя с конкурентами

Нет абсолютного лидера.

У всех есть "+" и "-".

Что же делать? Все пропало?

Нет! Наоборот!

Смотрите:

Как вы думаете, что выберет холостяк, который устал после работы хочет спокойно доехать домой в соседнем районе города?

  • Он легко может опоздать.
  • Расстояние довольно небольшое
  • Он сейчас не думает про укрепление здоровья
  • Он хочет комфорта
  • И не хочет много платить

Очевидно, если он будет думать этими категориями, он выберет Такси.

Тут же.

А что выберет бизнесмен, который хочет попасть в командировку в другую страну? В комфорте , а за билет платит компания?

Ответ тоже очевиден.

Сюда же.

Что выберет человек, который идет на легке к другу в гости через 2-3 дома от него. Этот человек думает о своем здоровье и не хочет тратить лишних денег на комфорт?

И снова легко угадывается, что выберет наш герой.

Что же в итоге?

Сравнение с конкурентами не должно показывать, что у "них" есть минусы, а мы идеальны. Всегда будут пользователи, которые выберут и останутся с вашими конкурентами. Сравнение должно показать КАКОЙ СЕГМЕНТ выберет именно вас. И что все существующие конкуренты делают хорошо другим сегментам, кроме вашего.

Самое страшное - это обнаружить, что такого сегмента нет или он очень маленький. Но согласитесь, лучше это сделать на этапе подготовки презентации, а не после того, как сожгли большое количество ресурсов.

12
6 комментариев

Надеюсь граждане, родившие обрезанную презентацию, возбудившую автора на написание статьи, прочитают и сделают выводы. 

Ответить

не думаю. Но надеюсь, что те, кто прочтут их не допустят. Я планирую давать сюда ссылку для тех команд, которые готовятся к Питчам. Посмотрим, поможет ли.

1
Ответить

Сначала нужно определить цель, а потом делать таблички.

Ответить

Для многих цель - показать что их продукт очевидно лучший среди прочих. А так я на 100% согласен с вами.

Ответить

Вижу остроумные примеры "как не надо делать". Автору браво!

Возникает вопрос: а как надо?

Ответить

Казалось в последнем примере показал как надо. =) 

Ответить