Как хорошо выступить перед аудиторией
Недавно меня позвали на конференцию выступить с докладом. В самый ответственный момент выяснилось, что организаторы потеряли презентацию. Растерянный режиссёр за пультом в зале разводил руками, показывая мне, что файл ему никто не передал. Что ж, всякое бывает. Я вздохнул, открыл себе слайды на телефоне, поприветствовал зал в микрофон, пошутил о том, что теперь публике уж точно придётся поверить мне «на слово» и уверенно отработал свой доклад. Не потому, что я какой-то особенный оратор (хотя опыт публичных выступлений действительно есть), просто я был хорошо подготовлен. После этого случая решил поделиться с вами нехитрой мудростью секрета хорошего выступления. Правил не много, но все они основаны на опыте моём или коллег. Пользуйтесь, и пусть ваши выступления будут не просто удачными (то есть зависящими не от вас), а отличными!
- Напишите и выучите речь. Просто подумать о том, что вы будете говорить — не достаточно. Да, это местами скучно. Но лучший экспромт — это подготовленный экспромт. Учить надо не затем, чтобы чесать ровно по тексту, а затем, чтобы при выступлении чувствовать себя уверенно. Готовая структура, которую вы помните, позволит вам легко отойти от неё при необходимости, а потом так же легко вернуться и продолжить с того же места.
Отрепетируйте. Расскажите своё выступление семье, коллегам, всем, кто готов выслушать. В худшем случае расскажите на видео под запись, а потом посмотрите. Если вы ни разу вслух не произнесли текст, который планируете сказать со сцены — у вас точно не получится так, как вы планируете. Как правило у меня после нескольких живых прогонов текст сокращается вдвое.
Помните про тайминг. Если у вас 10 минут на выступление — напишите такую речь, которую вы будете укладывать в 8 минут, говоря спокойным темпом. Две минуты оставьте на вопросы, глюки с презентацией (серьёзно, есть ли хоть один спикер, у которого ни разу не заедал кликер на сцене), на попить водички (со страху во рту пересохнет) и так далее. Если вы на прогонах чувствуете, что приходится тараторить, чтобы успеть — сокращайте текст. Заранее уточните про таймер на площадке. Иногда бывает «девушка с табличкой», которая из зала показывает, сколько минут осталось. Если нет — договоритесь об условном знаке с модератором или засеките таймер самостоятельно (например на телефоне в виброрежиме, или попросите коллегу показать планшет из зала). Короче говоря, вам нужно избежать ситуации, когда модератору приходится перебивать вас вслух, а вы за оставшиеся секунды пытаетесь дотараторить презентацию, смазывая всё впечатление. По тексту у вас должна быть заготовлена чёткая отсечка, к которой вы переходите сразу, как только таймер сработал (обычно за 1 или 2 минуты до хронометража). Это позволит вам сохранить финал — самое главное в любом выступлении.
Приходите на площадку заранее. Посмотрите как стоит свет, где микрофон, откуда выходить, размер зала, есть ли телесуфлёр (экранчик, где вы видите свои слайды перед собой) и так далее. Чем меньше для вас будет «сюрпризов» в момент выхода — тем лучше.
Подумайте про микрофон. Если есть вариант выступать с микрофоном-петлицей — берите его. Выступать с ручным микрофоном — это отдельный навык, которому надо учиться, и дома это попробовать вы вряд ли сможете. Если у вас в одной руке микрофон, а во второй — кликер, то у вас нет свободных рук, даже чтобы хлебнуть воды. Придётся класть микрофон, а это потерянное время и внимание слушателей.
Соблюдайте дресс-код. Нет ничего хуже, чем узнать о том, что на мероприятии есть дресс-код, на самом мероприятии. Вы будете мучительно краснеть на сцене и думать не о выступлении, а о том, как глупо вы выглядите. На самом-то деле всем скорее всего пофиг, но думать вы об этом всё равно будете. Поэтому разберитесь заранее, что такое «смарт кэжуал», и при необходимости обновите гардероб. Если никакой информации нет — можно просто посмотреть фото с выступлений предыдущего года.
Обеспечьте себя водой. Чаще всего об этом позаботятся организаторы, но если нет — возьмите бутылочку с собой. Вода позволит не мучиться от сухости во рту, да и просто даёт вам легальный повод перевести дух на сцене или собраться с мыслями перед ответом на вопрос. Вода должна быть БЕЗ газа! Если вы пришли и увидели, что организаторы приготовили газированную воду, откройте её заранее и оставьте бутылку открытой. Фонтан на сцене смотрится уместно только на Гран-при Формулы-1.
Подготовьтесь к вопросам. Бывают форматы, в которых вопросы не предполагаются вообще. Уточните заранее время на вопросы и их количество. Заодно спросите, нужны ли от вас подарки «за лучший вопрос». Это частая практика. Если да, это значит, что их не просто придётся принести с собой, но и запоминать кто какие вопросы задаёт. По тактике ответов на вопросы: а. Благодарите за хороший вопрос. Это и приятно, и даёт вам время подумать над ответом. б. Если вопрос враждебный, не отвечайте взаимностью, не злитесь. Спокойствие (и возможно немного уместного юмора, если вы в такое умеете) в ответ на враждебность — и зал на вашей стороне. в. Нельзя знать ответы на все вопросы. Если вас спросили, а вы не знаете ответа — так и скажите. Плюс предложите человеку обменяться контактами и пообщаться после выступления — вдруг ему правда важно разобраться. Можно ответить, что ответ на такой объёмный вопрос точно не уложится в регламент и тактично слиться. Это кстати удобная тактика с враждебными вопросами в том числе.
- Следите за дискуссией. В формате модерируемой дискуссии на сцене одновременно находится несколько выступающих. Вопросы готовятся и обсуждаются заранее, и по сути ваша речь в этом случае становится развёрнутым ответом на вопрос модератора. Запомните имена выступающих (лучше вместе с компанией и должностью) и внимательно слушайте их доклад, чтобы уместно адресоваться к нему в своём выступлении. Этим вы покажете свою вовлечённость в материал и заработаете в глазах участников и слушателей дополнительные очки как эксперт.
- Подготовьте презентацию. Если формат выступления предполагает демонстрацию презентации, всё и сложнее, и проще одновременно. Проще, потому что презентация поможет не забыть и не потерять структуру. Даже если вы сбились с мысли, можно переключить слайд и начать рассказ с новой строки. Всё остальное — сложнее. а. Люди либо слушают вас, либо читают слайд. Если вам надо показать инфографику — показывайте и комментируйте её. Если нет — старайтесь размещать на слайде минимум текста. б. Никогда не читайте текст со слайда — это выглядит просто ужасно. в. Если нет телесуфлёра и «тумбочки», куда можно поставить ноутбук, то слайды переключаются у вас за спиной. В этом случае лучше стать чуть сбоку и вполоборота, чтобы сначала смотреть на слайд, а потом поворачиваться к залу и комментировать. Не говорите «в слайд»!
Это как говорится «база», но конечно, только этого не достаточно. Важно то, что вы будете рассказывать, кому, а главное, зачем? Я за вас ответить на эти вопросы не смогу, но зато смогу сделать так, чтобы на них ответили себе вы сами. Обращайтесь!
Меня зовут Евгений Самойлов, я занимаюсь бизнес-трекингом стартапов, предпринимателей и корпоративных команд. Контакт для связи:
Когда я начал работать над Govar, мне постоянно нужно было презентовать идею: инвесторам, команде, журналистам.
Даже у опытных спикеров не всегда получается выступить так, чтобы зрители рвали на себе футболки и просили расписаться на груди. Вроде бы сделали достойный лид-магнит, интегрировали в презентацию, но переходов по QR-коду кот наплакал, и конверсия в лиды печальная. Что делать?
За месяц студенты прошли от «перепишите сервис на новый стэк» до полноценного решения, которое можно запускать в работу.
Сделать контент мощным инструментом для привлечения клиентов — об этом мечтает большинство владельцев digital-агентств. Но часто дело не доходит до реализации: сотрудники и так перегружены, выступления отнимают время, а иногда и уверенность в себе. Самозванец внутри шепчет, что «все уже сказано», и вы не единственные эксперты.
Вот вы сидите на очередном мероприятии, а на сцене — знакомые всё лица. Одни и те же спикеры везде, и кажется, что «простым смертным» в этот круг не пробиться…
В своей предыдущей статье я рассказывал о том, как определиться, какую информацию оставить в выступлении, а какую убрать. Теперь давайте разберемся, как структурировать речь. Каждая ситуация требует своего подхода, но в этой статье я буду разбирать аргументационную структуру для защиты (питча) проектов в корпоративной среде. Эта структура универсал…
Знаете, что меня больше всего удивляет в публичных защитах проектов? Когда крутые ребятки с огромным опытом вдруг начинают мямлить и извиняться за свою смету. А потом рассказывают про "вау-эффект" людям, которых интересует только ROI 🤦♀
📐 - В Ч.2. будущий оратор создал структуру и попрактиковался в её формировании. А как взаимодействовать с аудиторией?
Спойлер: нельзя просто так взять и использовать популярный шаблон из интернета. Поэтому учим находить эффективную аргументацию, выстраивать слайды в правильном порядке и даем советы по визуалу.
Осень. Прогрессивное человечество приезжает из отпусков, полное решимости начать новую жизнь, то есть активно взяться за работу. А желающие что-то продать этому прогрессивному человечеству, устраивают выставки.