Иммерсивное…все

C публикации последней статьи, которая была посвящена вездесущему квестовому баяну — прошло уже почти три месяца, и я наивно предполагал, что тема закрыта. Однако, недавно наткнулся на иммерсивную презентацию кухонных гарнитуров, и душа причастного к среде — просто не выдержала 🙂

Иммерсивный театр. Иммерсивное шоу. Иммерсивный ужин. Иммерсивное кино. Иммерсивное свидание. Иммерсивная реклама. Иммерсивные церемонии. Иммерсивный салон красоты. Иммерсивный человек…. Иммерсивное все. И это — лишь малый процент поисковых запросов, которые я вбил в браузер на скорую руку. Стоит ли превращаться в сноба и вновь говорить о том, что от исходного термина в некоторых случаях осталось лишь красивое слово? Ну, не знаю…

Снова нашел на просторах интернета и даже не старался :)
Снова нашел на просторах интернета и даже не старался :)

Безусловно, такая популярность, как и в предыдущем кейсе — целиком и полностью связана с пресыщением, которое испытывает потребитель. Мы уже обсуждали, что дублирующихся кейсов в сфере развлечений настолько МНОГО, что отследить истоки того или иного явления — попросту невозможно. Многие считают, что явление иммерсивного театра неизбежно связано с квестами, но это — не совсем так. Несмотря на то, что наша компания, «Клаустрофобия», как и в случае с квестами, влетела в нишу одной из первых, этот жанр мы тоже не придумали. Да и вообще никто из наших современников его не придумал, потому что концепция иммерсивности уходит своими корнями далеко в 19-ый век.

Немного истории

Все началось с пантомимы. В заведениях позапрошлого столетия этот жанр — действительно был очень популярен. Актеры находились за большой занавесью, их силуэты — подсвечивались газовыми лампами со спины. Создавался эффект некоего таинства, суть которого рождалась в тишине. С помощью жестикуляции, артисты начинали некое повествование, продолжить которое — предлагалось зрителем. Таким образом и рождался иммерсив — действия тех, кто еще несколько мгновений назад наблюдал за происходящим — теперь вели сюжет, влияли на повествование самым прямым образом. Поразительно просто для такого уникального явления, но как известно, все гениальное — действительно просто.

Иммерсивное…все

Поработаю википедией. Иммерсивность — это способ восприятия, создающий эффект погружения в искусственно созданную среду. То есть, перед нами, как и в случае с квестами — способ попадания в альтернативную реальность, достигаемый множеством способов. Начиная от локации, которая стирает любые сомнения о том, что вы все еще находитесь в привычном мире, продолжая игрой актеров и заканчивая тем самым, что сейчас работает на аудиторию как самый настоящий триггер, влияющий на конечный выбор (читай, покупку) — это непосредственное участие зрителя в происходящем и доля его влияния на сюжет.

А если говорить о более свежих кейсах, которые отображали актуальную суть концепции, то первым громким проектом можно считать спектакль «Sleep No More» британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной.

<p>Знающие распознают концепцию с масками!</p>

Знающие распознают концепцию с масками!

Так все же, так ли правильно осуждать форматы, которые приращивают к своей упаковке слово «иммерсивный»?

Конечно, во многом решает маркетинг. Огромная часть тех, кто проживает на территории центральной России, наверняка, слышали о двух громких шоу за авторством Мигеля и компании — «Безликие» и «Вернувшиеся», а потому — пройти мимо такого успеха просто невозможно. Как и в предыдущей статье, я сетую лишь на качество исполнения, которое в случае с таким форматом — имеет ключевое значение. И это даже не снобизм. Если полного погружения не происходит, то шоу — не иммерсивное. Это — сухой факт.

Так какие предметные составляющие формируют иммерсивные спектакли? Что лежит в основах и как отделить зерна от плевел?

1. Нет разделения на зал и сцену.

Все действие происходит как бы «наравне» со зрителем, не сепарируя его от происходящего. Особенность повествования заключается в том, что актеры не смотрят на вас сверху и не пребывают в монологе. Они — ведут с вами диалог и ждут ответа.

2. Несколько сюжетных линий.

Подобные постановки подразумевают несколько сюжетных линий. Нет единой ветки за которой должен следить зритель. Создатели всегда советуют обращать свое внимание на второстепенных персонажей и следить за их развитием, потому как именно в мелочах прячется самая суть.

3. Что будет дальше? Решаете вы!

Первая особенность, которую теряют любители привлечь к себе внимание неуместными эпитетами — это возможность принятия решения зрителем. И здесь мы натыкаемся на еще один актуальный тренд на эксклюзивность: современный потребитель любит иметь доступ к тому, что обычно — ему неподвластно. В классическом театре — ему никто не предлагал изменить концовку «Макбета», а вот в рамках иммерсивной постановки — легко.

4. Локация — целый мир.

Именно этот пункт роднит иммерсивную концепцию с квестами. Ничто не создает ощущение альтернативной реальности лучше, чем подходящие декорации, как бы не были сильны навыки актеров. По задумке творцов, даже маленькие детали могут иметь значение для разгадки сюжета. Решать загадки, как в квестах, конечно, не придется, однако обратить внимание на какой-то закрытый шкафчик и проанализировать происходящее глубже — вполне.

5. Никаких кресел.

Вполне логичный пункт, исходящий из всего вышесказанного. Ведь когда вы являетесь непосредственными участниками истории, едва ли вы сможете позволить себе пассивное наблюдение в течение всего спектакля. Никто не будет принуждать вас к активной коммуникации, но иммерсивный театр — это всегда подвижное представление, и обилие локаций (в лучших представлениях жанра) стоит того, чтобы их изучить.

Что успело измениться в переполненной нише?

Несмотря на переполненность рынка, иммерсивный жанр все еще остается экспериментальным. По крайней мере, тот пласт аудитории, что может обследовать все локации, посмотреть несколько сцен и покинуть представление — пока очень велик. Чаще всего, к этой выборке относятся поколения постарше, имеющие свои убеждения о том, как, на самом деле, должен выглядеть театр.

Для того, чтобы и самой привередливой группе посетителей было интересно принять участие в новом формате — создатели иммерсивных шоу предлагают велком дринк или же легкий приятный ужин в финале. Потому что совмещение приятного с вкусным — это всегда победа :)

Именно по этой причине, к иммерсивным гастро-шоу я отношусь без скептицизма и уверен в том, что антуражный ресторан — очень хорошая локация для внедрения жанра. Индустрия 5.0 диктует нам простое правило — будущее за гибридными бизнес-моделями, и это касается абсолютно всех индустрий.

Первый иммерсивный ресторан в России, «Krasota»
Первый иммерсивный ресторан в России, «Krasota»

Как и в случае с предыдущим авторским материалом, я хочу подчеркнуть, что растущую популярность какого-либо жанра можно хаять вечно, однако она — неизбежно привлекает внимание к большим и сильным проектам, которые действительно стоят того, чтобы их посетить.

Для своих читателей, я сделал выборку лучших проектов в Москве, качество которых — я испытал на себе лично.

1. Москва 2048, «Клаустрофобия»

Иммерсивный трехэтажный театр площадью 1500 кв.м., представляющий собой постапокалиптическую Москву 2048 года. За два часа игрового времени вы сможете побыть хакером, провернуть финансовые махинации, сбежать из тюрьмы, разоблачить предателей, поучаствовать в перестрелке, спасти человечество от смертельного вируса, запустить ядерную ракету, побывать на свадьбе, свергнуть тоталитарный режим и неоднократно испытать прилив адреналина.

Дата создания: 2016 год

Адрес: Москва, ул. Самокатная д. 4, стр. 32

Иммерсивное…все

2. «Вернувшиеся»

Действие разворачивается одновременно во всех пространствах четырехэтажного особняка. Зритель становится активным наблюдателем с полной свободой перемещения, вольный выбирать собственный путь, создавать уникальную историю и, с каждым новым визитом в Дом семьи Алвинг, переосмысливать происходящее через призму постоянно меняющегося личного опыта.

Дата создания: 2016 год

Адрес: Дашков переулок, 5

Иммерсивное…все

3. «Морфеус»

Иммерсивный театр с особенностью — ваши глаза будут закрыты. Спектакль можно выбрать на любой вкус, среди представленных есть и жутковатые триллеры, и романтические комедии. Отличный вариант для тех, кто не боится находиться долгое время с закрытыми глазами.

Дата создания: 2018 год

Адрес: Садовническая набережная, 71

Иммерсивное…все

4. «Зеркало Карлоса Сантоса»

На вас наденут маски и плащи, у вас отберут телефоны, и вы отправитесь в путешествие по удивительным комнатам. Можно будет подслушать ссору родителей, стать участником бунта офисных работников, в конце концов умереть и переродиться.

В конце — вас пригласят на трапезу, сопровождаемую рефлексией об увиденном.

Дата создания: 2018 год

Адрес: Садовническая набережная, 71.

Иммерсивное…все

5. «Пиковая дама»

Первая классическая опера-променад в иммерсивном формате — вы погрузитесь в мир иллюзий бессмертных произведений Александра Пушкина и Петра Чайковского. Каждый спектакль могут посетить лишь 54 человека, по числу карт в классической колоде. Место действия — старинная усадьба Гончарова-Филипповых, которую дед жены Пушкина, Натальи Николаевны, проиграл в карты.

Дата создания: 2017 год

Адрес: Яузская, 1/15, стр. 3

Иммерсивное…все
11
Начать дискуссию