{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Александр Клячин в разруху инвестировал

Преобразование бывших промзон стало ресурсом городского развития во многих мировых столицах. И Москва не исключение. Что строят на месте бывших заводов в Европе и как наши девелоперы – Александр Клячин, Андрей Молчанов и Рустем Терегулов – дают второе дыхание производственным объектам в столице.

Каждый большой город хоть и выбирает свой путь, ориентируясь на потребности жителей, все же обращается к опыту соседей. А присмотреться есть к чему. В последние годы в Европе реализуется несколько амбициозных проектов по освоению неиспользуемых промышленных территорий. Это, например, Battersea в Лондоне, EuropaCity в Берлине, Les Groues в Париже.

У них в европах

Лондонский проект, пожалуй, самый выстраданный. Угольная электростанция «Баттерси» возвышается двумя энергоблоками на берегу Темзы. Постройка 1930-х годов — архитектурная достопримечательность британской столицы.

После закрытия в 1983 году здание пришло в упадок. Его будущее стало камнем преткновения в борьбе за редевелопмент территории почти в 17 га. Победил проект Battersea Power Station Development Company стоимостью 9 млрд фунтов стерлингов. Он предполагает возведение зданий под жилье, офисы, торговые и развлекательные объекты, с расчетом на 25 тыс. человек. Сама электростанция станет МФЦ, большую часть которого займет лондонский офис Apple.

В центре Берлина почти 40 га севернее главного ж/д вокзала долгие годы оставались пустошью, если не считать заброшенных складов. С середины 2000-х этой территории искали лучшее применение. Теперь ее занимает квартал EuropaCity c жилыми и офисными зданиями — наиболее активная застройка идет с 2017 года. План — около 6 тыс. жителей и более 10 тысяч рабочих мест. Проект включает строительство 1,1 млн кв. метров недвижимости, в т.ч. объекты социальной и транспортной инфраструктуры.

Еще один амбициозный проект начнется только в 2023 году в рамках «Большого Парижа». Это район Les Groues, который займет промышленные пустоши по соседству с деловым районом Ла-Дефанс. На 65 га промзон построят 0,5 млн кв. метров жилья и офисов с расчетом на 11 тыс. жителей и 12 тыс. офисных сотрудников. Проект свяжет эту территорию с Парижем новыми транспортными магистралями, предусмотрит новые ТРЦ.

И у нас в столицах

Редевелопмент бывших промзон — путь, по которому начиная с 2000-х годов пошла и российская столица. На тот момент эти зоны с давно прекратившимся производством занимали 18,8 тыс. га или 17% территории старой Москвы. С того времени на них построено более 800 объектов недвижимости общей площадью свыше 24 млн м2.

Согласно плану московской мэрии, реновация промзон нацелена на «формирование комплексной городской застройки с жильем, социальными объектами и новыми рабочими местами». Причем, половина объема недвижимости должна приходиться на жилье, а другая — на создание рабочих мест. Это позволило бы отчасти перенаправить транспортный поток из центра города на периферию, поскольку сейчас 40% рабочих мест Москвы сосредоточено в центральном округе, тогда как проживает там только 8% столичного населения.

Крупнейшими и активно осваиваемыми бывшими промзонами являются прежде всего территории заводов ЗИЛ и «Серп и Молот».

Проект по редевелопменту первой из них был принят в 2013-м. Он предусматривает строительство жилья, социальной и транспортной инфраструктуры, офисов, благоустройство и озеленение территории и набережной Москвы-реки. В числе реализуемых проектов на площади в 65 га в северной части этой промзоны — ж/к бизнес-класса «зиларт» от группы «ЛСР» Андрея Молчанова.

До 2024 года здесь построят 30 жилых корпусов площадью 1,5 млн м2 с расчетом на 25 тыс. жителей. Комплекс включает в себя объекты инфраструктуры, в том числе самую большую школу в России — на 2,5 тыс. учащихся, а также парк площадью 10 га. Около 200 тыс. м2 рассчитано на офисные и торговые помещения.

На территории металлургического завода «Серп и Молот» (открыт в конце XIX века, прекратил работу в 2011-м) редевелопмент на площади в 74,5 га реализуется несколькими компаниями. «Донстрой» (владелец неизвестен), в частности, возводит жилой комплекс бизнес-класса «Символ», который будет состоять из трех десятков жилых корпусов, 2х школ, 8 детсадов, 2х поликлиник, торговых и развлекательных объекты. Реновацию промзоны девелопер надеется завершить в 2025 году.

Воссоздание деловых пространств

Другим направлением редевелопмента бывших промзон является создание на их территории деловых кварталов. Одним из пионеров стала «Фабрика Станиславского» — бизнес-центр, открытый компанией «Хорус Кэпитал», бывшего владельца Сергея Гордеева, в 2007-м после реконструкции корпусов бывшего завода «Электропривод».

Они были построены в XIX веке первоначально для золоканительной фабрики братьев Алексеевых. В начале 2010-х территория прекратившего работу Московского газового завода превратилась в арт-кластер «Арма», а через несколько лет компания «Большой город» Рустема Терегулова провела там реконструкцию (первые здания 1860-х годов постройки), переориентировав пространство под бизнес-квартал.

Ряд проектов по редевелопменту реализовала компания KR Properties Александра Клячина. Квартал «Красная роза», расположен на территории бывшей ткацкой фабрики постройки середины 19 века (прекратила производство в 1990-е годы). «Роза» во времена Российской империи являлась крупнейшим производителем шелковых тканей в стране. Воссозданная фабричная территория, включает офисные здания общей площадью 137 тыс. м2. Клячин, к слову, стал один из первых девелоперов, который сохранил архитектурные элементы старых фабричных зданий (краснокирпичные стены, шедовые крыши, большие окна) и в то же время создал современное пространство с офисными и торговыми помещениями, автопарковкой и самым большим в столице велопаркингом. За этот подход в редевелопменте «Форбс» внес Клячина в список «14 бизнесменов, изменивших Москву к лучшему».

Loft-квартал «Даниловская мануфактура» — еще один проект KR Properties — представляет собой 12 реконструированных зданий, которые были построены в позапрошлом веке для одной из самых передовых в России ткацких фабрик. Общая их площадь сегодня превышает 110 тыс. м2 и рассчитана на более чем 6,5 тыс. работников, которых от городского шума защищают вековые кирпичные стены метровой толщины.

Новый проект Клячина — деловой квартал «Рассвет» площадью 85 тыс. м2 состоит из 20 корпусов разных годов постройки. Первые здания были возведены в начале XX века для мебельно-столярной фабрики «Мюр и Мерилиз», в дальнейшем на ее территории размещались авиационный завод, потом оборонный завод, конструкторское бюро, в котором работал авиаконструктор Сергей Королев.

Сегодня в этих зданиях Александр Клячин создал современное пространство под офисы, шоу-румы и лофты, одним словом, рабочие места.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда