Почему эпоха Facebook подходит к концу

Почему эпоха Facebook подходит к концу

Привет всем читателям. Я предупреждаю всех с самого начала, что это полностью субъективная и максимально предвзятая статья с небольшой приправой объективных данных. Данная статья написана с одной стороны чтобы узнать мнение людей на этот счет, а с другой для того, чтобы попытаться собрать воедино просто гору независимых утверждений сплетенных в единую сеть, которая непонятно где начинается, а где заканчивается и сохранить это мнение в истории, чтобы наблюдать за дальнейшим развитием событий.

Я уже писал статью в точно таком же ключе "Почему Tesla может стать самой дорогой компанией в мире" в 2018 и скажу честно, что я просто в афиге, как много вещей оттуда сбылось. Раз уж сам Маск, человек явно не зацикленный на деньгах, написал в Твиттере, что Tesla может стать самой крупной компанией, то это явный знак, что надо написать следующую статью с прогнозами, чтобы было на что ссылаться в будущем.

В целом у меня к Facebook отношение простое - я максимально ненавижу эту компанию и желаю ей всего самого плохого, что только может быть. Как и к Марку Цукербергу, если в начале его восхождения все его боготворили и восхищались им, то сейчас это просто очевидно и обычным людям, и прессе насколько он лицемерный человек без каких-либо принципов. Я мелочиться не буду, Цукерберг это настоящий Гитлер мира интернета - человек донельзя одержимый властью, жаждой тотального контроля и обладанием всех богатств и денег, искренне считающий себя святым провидцем которому суждено управлять миром и определять жизни людей, который оказался в нужное время в нужном месте.

Почему эпоха Facebook подходит к концу

Он даже выглядит как абсолютное зло. Если раньше Цукерберг был похож на студента, который "в теме", то сейчас его физиономия больше похожа будто нейросеть скрестила фотографии 20-его и 50-его человека. Он реально больше похож на гуманоида, который пытается имитировать человеческое поведение. Можно это даже взять как идею для еще одного продолжения Терминатора, где по сюжету роботы будущего изменили стратегию и теперь отправляют в 21 век новую модель Терминатора T-Z, у которого задача построить соцсеть и подсадить на нее всех людей, с целью манипуляции обществом и полного сбора информации о людях для грядущей войны. Кэмерон, отдаю тебе идею бесплатно.

В общем, как я ясно дал понять, я полностью презираю Марка Цукерберга и Facebook, поэтому кто-то наверняка скажет, что я вижу лишь то, что хочу видеть и вполне возможно будет прав. Я еще раз повторю, что вся статья это целиком и полностью лишь мое абсолютно предвзятое мнение, так что вы предупреждены. И еще, меня так сильно выбешивает само сочетание букв Марк Цукерберг, поэтому всю дальнейшую статью я буду называть его Гуманоид.

Вся статья это сборник логических заключений на основе множества разных материалов. Я не журналист, я не проводил какое-либо расследование как в New York Times. Я обычный пользователь vc.ru, который читает самые разные статьи на эту тему и пытается соединить их в единую картину умозаключений. Поэтому в тексте будет очень много ссылок на другие статьи vc.ru на которые я буду ссылаться при подведении логических выводов. Так что всем, кто хочет полностью понять о чем я говорю, придется ознакомиться и с другими статьями из vc.ru на которые будут ссылки. И так, начнем.

В Пятёрку по блату и без продуктов

Все знают про большую пятёрку - Facebook, Amazon, Apple, Microsoft и Alphabet (FAAMG) - крупнейшие ИТ корпорации и заодно самые дорогие компании мира. Скотт Гэллоуэй, автор книги “Большая четверка”, называет эти компании Звездами Смерти и мне такое определение больше по душе. Вот заодно его предсказания "Amazon выйдет на рынок здоровья, Apple подорожает на 30%: прогнозы на 2020 год от профессора Нью-Йоркского университета". Там очень много материала, коррелирующего с данной статьей.

Так вот, Facebook среди всей этой компашки заметно выделяется своей фальшивостью и не обладает многими факторами, которые есть у всех остальных Звезд Смерти.

Во-первых, все эти компании разрабатывали собственные успешные продукты, помимо основных разумеется. Google вовсю пользуется своими главными покупками: YouTube и Android. Но помимо них Google разработала целое семейство продуктов, таких как: Gmail, Google Drive, Google Maps, Google Docs, Google Photos, Google Clouds, Google Chrome и очень много чего другого. Далеко не все из них приносят какую-либо ощутимую прибыль, но это помогает привлекать больше пользователей и формировать общественное мнение о компании. Amazon делала очень много покупок, "Чем владеет Amazon: полный список от книг и медиа до здравоохранения и облаков", самые известные из которых это пожалуй Twitch и IMDb. Однако, самые громкие её продукты - Amazon Prime, AWS, Alexa, Amazon Echo - дело рук самой компании. Про Microsoft и Apple надеюсь говорить не нужно.

Во-вторых, как следствие из первого, у всех этих компаний достаточно диверсифицированная выручка, "На чём заработали Facebook, Amazon, Apple, Microsoft и Alphabet в 2019 году", в то время как у Facebook 98.5% всей выручки приносит реклама.

И в-третьих, ни у одной из этих компаний нет продуктов, не важно разработанных или купленных, которые были бы прямыми конкурентами другим продуктам компании, а уж тем более основному бизнесу. У Google нет второго поиска или видеохостинга, был Waze - условный конкурент Гугл Картам, но про него все успешно забыли. Также и у Amazon нет во владении второго интернет-магазина, который также бы нужно было параллельно поддерживать и как-то контролировать их сосуществование.

А что у Facebook? Весь бизнес Facebook это 4 приложения: одно основное, два купленных и Facebook Messenger, который по факту является просто перенесенной функцией Facebook в отдельное приложение, но я к этому еще вернусь. Компания уже пыталась запустить Poke и Lasso, копии Snapchat и TikTok соответственно, но как и все остальные приложения собственной разработки, Facebook их благополучно закрыла. Компании никогда не удавалось создать новое приложение или копию другого, которое бы выстрелило и набрало большую базу пользователей:

Довольно недавно они попытались провернуть тот же трюк что и с Facebook Messenger, но теперь уже с Инстаграмом, перенеся сообщения в отдельный мессенджер Direct и Threads, "The Verge: Facebook разработала мессенджер Threads для пользователей Instagram". Но в этот раз ничего не вышло, мессенджер опустился на дно магазинов приложений. И это скорее логично, здесь Facebook Messenger больше похож на исключение и совокупность удач.

А что насчет не социальных продуктов? Тут конечно же ярые фэйсбуколюбы вспомнят про Oculus - компанию по разработке VR шлемов, которую Facebook купила за $3 млрд. Вообще Гуманоид одержим темой виртуальной реальности. По нему видно, что он до глубины души желал, чтобы очки виртуальной реальности стали следующими смартфонами, а он бы полностью контролировал эту сферу, став Apple и Google в одном лице в мире VR очков. Вот его цитата из статьи "План 2026: Марк Цукерберг об основных направлениях развития Facebook на ближайшие 10 лет": "10 лет назад мы делились впечатлениями с помощью текста. На смену тексту пришли фотографии, а сейчас всё более популярным становится видеоконтент. Виртуальная реальность — логичное продолжение". Это реально больше напоминает предсказание простой нейросети, чем на собственное видение этой технологии. Но увы для Гуманоида, VR очки не стали следующими смартфонами. По факту ничто ими не стало, но стоит признать, что со времен смартфонов большое внимание пользователей было отдано умным часам и смарт колонкам с голосовыми помощниками, но точно не очкам виртуальной реальности. Вот так и выходит, пока Гуманоид готовился как Oculus станут новыми Айфонами, Amazon и другие Звезды Смерти разрабатывали голосовых помощников и умные колонки, готовясь к новому рынку.

Да, у Facebook дела с разработкой VR очков действительно идут неплохо, их очки многие хвалят. Но во-первых, рынок как был небольшой, так им и остается. Во-вторых, уже становится видна темная сторона Oculus под рукой Facebook, вроде того, что теперь очками можно пользоваться только через аккаунт Facebook и кое-что еще о чем я попозже напишу, и от всего этого покупатели не в восторге. И в-третьих, на рынке VR очков у Facebook нет никакого очевидного преимущества над конкурентами, вроде большой базы пользователей. И тут выходит та же ситуация, что и с планами Facebook создать своего голосового помощника - единственное, чем можно привлекать пользователей, это качественным продуктом, а как мы уже поняли, Facebook никогда этого делать не могла.

Facebook сейчас предпринимает попытки выйти на рынок устройств для умного дома с Facebook Portal, но о нём мало что известно, скорее всего потому что продажи этих порталов вообще не впечатляют и на это много причин, "Амбиции, сроки, приватность — история провала секретного аппаратного подразделения Facebook Building 8". Так что пока Гуманоид всеми способами продвигал очки Oculus, Amazon и Google тихо захватили рынок умных домов.

Еще хочется отметить из статьи выше проекты по обеспечению бесплатного и доступного интернета вроде Free Basics и Aquila, проекта беспилотных дронов, раздающих интернет. В те времена репутация Facebook еще не была окончательна уничтожена, а Гуманоид изображал из себя филантропа, думающем о будущем человечества. Он и сейчас так делает, но ему уже никто не верит. В общем, тогда Гуманоид рассказывал об этих проектах с воодушевлением, как Facebook, благодаря летающим дронам и приложению с договорами с интернет провайдерами, будет обеспечивать интернетом всё большее количество людей, чтобы “подключить к сети людей со всего мира”. Проекты ничего толком не дали, но сейчас спустя время мы все прекрасно понимаем, как бы выглядел интернет от этих “провайдеров” - доступ только к продуктам Facebook, а если хочется увидеть другую часть интернета, то будьте добры, платите. Эти проекты насколько мне известно официально не закрыты, но кому какое дело, если их закрыла реальность. К тому же вы все знаете про проект спутникового интернета Starlink от SpaceX и он в отличие от проектов Гуманоида перешел к бета-тестированию и сделал это за гораздо меньший срок, чем было у Free Basics и Aquila. Starlink развивается семимильными шагами и теперь уже никто не сомневается, что если кто-то и будет предоставлять интернет в недоступные районы планеты, так это Маск.

Это еще раз подтверждает утверждение о том, что Facebook вообще ни в состоянии создавать какие-либо стоящие проекты, даже если они несут непосредственную пользу для компании. Финансовые возможности Facebook и SpaceX не сопоставимы, что лишний раз доказывает, что деньги перестают играть решающую роль после определенного момента.

Я назвал три фактора, чем Facebook отличается от остальных Звезд Смерти из большой пятёрки. Мы пока что разобрали первый фактор и дальше разберем оставшиеся, но на самом деле есть и четвертый, возможно самый важный фактор - у всех этих четырёх компаний основной продукт это так или иначе некий качественный сервис или товар. Но не у Facebook! У Facebook основной продукт это просто …

Почему эпоха Facebook подходит к концу

Соцсеть ни о чем

Сколько уже слов сказано о невероятно убогом интерфейсе Facebook, их уже не сосчитать. Я прям вижу, как Гуманоид в своих розовых снах представлял, как все онлайн сервисы будут встроены в Facebook и буквально всё, что только можно делать в интернете, можно будет делать по адресу www.facebook.com без необходимости заходить на какие-либо другие сайты. Можно даже будет избавиться от интернет браузеров, заменив их одной программой, которая открывает только сайт Facebook.

В период нулевых никто до конца не понимал, как в итоге должен выглядеть интернет, поэтому не удивительно, что Гуманоид именно так и представлял будущее своей империи. Но к счастью для нас, всё пошло по абсолютно противоположному пути - теперь платформы на которых можно всё делать кажутся нелепыми, а мировая паутина разделилась на различные онлайн ресурсы, которые лучше всего справляются со своим сегментом интернета.

Сейчас даже сосчитать невозможно количество функций на Facebook - там можно и продавать товары, и слушать музыку, и смотреть фильмы, и искать работу, и делать прямые трансляции, и организовывать ивенты, и отмечать чекины, и делать онлайн-знакомства, и играть в игры, и стримить игры, и черт пойми сколько всего еще. Может быть там даже можно искать туры на основе астропрогнозов, кто знает. Возникает логичный вопрос: что в итоге является основной функцией или контентом, на котором сосредоточен весь основной фокус? А я вам отвечу - Реклама, с большой буквы Р.

Если смотреть рекламу это ваше хобби и вы никогда не нажимаете кнопку “Пропустить”, то примите мои поздравления и будьте полностью уверены, что Facebook вам подходит на все 100 процентов. Ну, а если нет, то вы сами прекрасно знаете как обстоят дела. Компания Гуманоида не просто так получает 98,5% выручки с рекламы, потому что Facebook найдет тысячу и один способ показать вам очередной пост со скидками на шампунь, о котором вы только и думаете.

Facebook никогда не знала меры в показе рекламы. С самого первого дня Гуманоид решил взять самую банальную бизнес-модель - собирать как можно больше данных с пользователей и показывать как можно больше рекламы. Если у нормальных ИТ компаний цепочка приоритетов выглядит как Пользователи -> Сотрудники -> Инвесторы, то у Facebook она выглядит так - Инвесторы -> Нафиг всех остальных. По всем отчетам компании видно, что самая главная её цель это каждый квартал показывать акционерам очередной рост пользователей и выручки. Какие будут последствия этой политики в долгосрочной перспективе Гуманоида вообще не волнует, главное показывать результаты здесь и сейчас. Как итог, сейчас Facebook уже приближается к пику возможного насыщения рекламы, "WSJ: Facebook не сможет бесконечно увеличивать выручку только за счёт рекламы". Но это еще не всё, если вы думаете, что Facebook просто показывает рекламные посты и получает доход от каждого клика, то я вам напоминаю, что Facebook это последняя компания, которая будет заботиться о честном бизнесе, "Facebook призналась в завышении показателя видеосмотрения на 60-80% в течение двух лет". Чтобы вы окончательно убедились насколько пал Гуманоид в своем стремлении выкачивать деньги из каждого клика, я вам советую посмотреть эти видео от канала Veritasium.

The Problem With Facebook
Facebook Fraud

Как одно из результатов этого подхода, Facebook полностью уничтожила себя как платформу для блогинга. Сейчас ни один блогер в здравом уме не будет рассматривать Facebook как площадку для ведения блога. Это одна из множества причин, почему в соцсети всё меньше контента от обычных пользователей. Гуманоид уже говорил кажется в 2014 году, что Facebook планирует полностью сосредоточиться на медиаконтенте и через 10 лет в соцсети будет в основном видео. Но в итоге, как в соцсети до этого преобладал треш контент, так он и преобладает. В итоге самым популярным контентом в Facebook, разумеется после рекламы, являются новости. Согласно опросам большинство пользователей соцсети заходят туда, чтобы читать новости и быть в курсе событий.

Вот и получается, что самая крупная в мире соцсеть превращается в агрегатор новостей. И вот что хочется сказать: основной козырь Facebook, в виде самого большого количества юзеров на сайте, начинает исчезать, потому что все функции, для которых требуется социальная вовлеченность вроде публикации постов или общения, уходят на второй план. Вместо них теперь посты новостных издательств начинают становится основной темой соцсети. То есть вообще пропадает главная суть социальной сети в виде постоянного взаимодействия простых людей. Думаю это очевидно, что если появится какая-нибудь новая новостная платформа, то ей не нужно будет проходить путь из преград для построения социальной сети, чтобы составить конкуренцию Facebook не имея такого же количества пользователей.

Но даже не ставя целью стать платформой для новостей, поскольку как я написал Facebook так и не удалось стать площадкой для медиаконтента, другие платформы решили, что лучше справятся с медиаконтентом, пусть и не имея такую аудиторию.

Детские игры закончились

Еще одна из причин, почему Facebook удалось так быстро подняться является тот факт, что у соцсети никогда не было реальных конкурентов. Давайте будем честны - ни Friendster, ни MySpace, ни Foursquare, ни Tumblr, ни VK, ни Twitter, ни Google+, ни LinkedIn, ни Viber никогда не были реальной угрозой для Facebook. Единственные две платформы, которые реально на тот момент представляли угрозу были куплены.

Но сейчас картина начинает меняться. Чтобы стать угрозой для Facebook не обязательно быть новой социальной сетью, достаточно лишь начать атаковать по одному из трёх фронтов.

Первое это интернет реклама. Сейчас в мире интернет маркетинга установилась чёткая дуполия под властью Facebook и Google и многих это уже перестает устраивать. Помимо новичков, которые пытаются отобрать свой кусок пирога, на этот рынок решили вступить Звезды Смерти в лице Microsoft c LinkedIn, Bing и другими продуктами, Apple, которая тоже начинает размышлять о заработке на интернет рекламе. Но конечно же, самым грозным игроком для Facebook и Google на этом рынке является Amazon, у которого помимо интернет магазина есть Twitch, IMDB, Amazon Prime, а теперь и целое семейство устройств для умного дома, "Amazon захватила онлайн-торговлю в США и готовится забрать рекламный рынок у Google и Facebook".

Второе это пользователи. Тут хочется отметить Discord, Reddit и Telegram, приложения которые являются прямыми конкурентами продуктов Facebook, а значит могут увести часть пользователей, но при этом особо не претендуют на рынок рекламы. Я еще вернусь к этому в отдельном сегменте.

И наконец третье это время пользователей. Тут вступают в игру стриминговые сервисы, которые стали очень популярны за последнее время. Это Netflix, Disney+, HBO Max, Hulu, всё тот же Amazon Prime, Spotify, Twitch и другие. И возможно еще сервисы для онлайн-знакомств вроде Tinder и Bubble. Логика проста - всё то время пока вы сидите в Нетфликсе и смотрите сериалы, вы не сидите в Facebook и не позволяете Гуманоиду собирать ваши данные для очередной утечки и показывать вам рекламу. Facebook уже пыталась сделать свой стриминговый сервис Facebook Watch, но он настолько жалок, что одного его упоминания уже достаточно для него.

По сути, единственной компанией, которая была представлена во всех трёх категориях в течение того времени пока Facebook росла была Google со своей рекламной платформой и YouTube, который до сих пор отбирает часть пользователей и их время на своём ресурсе. Только YouTube на сегодняшний день может сопоставиться с Facebook по размерам.

Но, если раньше у Facebook не было прямых конкурентов в принципе, "Цукерберг и пустота", что Гуманоид возомнил себя сверхчеловеком, который никогда не проигрывает и побеждает во всех битвах путём копирования продуктов или в крайнем случае покупки, словно безработный сосед, который хвастается всем, что смог в одиночку выиграть команду первоклассников в футбол. То вот сейчас новые соцсети которые нацелены атаковать сразу во все три стороны уже доросли до приличных масштабов. Я говорю конечно же о Pinterest, Snapchat и TikTok.

Как же им удается расти, когда Facebook пускает все свои силы на уничтожение всех потенциальных конкурентов? Давайте вспомним несколько вещей о которых я говорил.

Во-первых, как вы поняли у Facebook никогда не было реальных конкурентов, а соответственно истории о том, что Facebook успешно копировала функции, чтобы уничтожить другие соцсети ни что иное как миф. Доказательством этого являются копия Snapchat - Poke и копия TikTok - Lasso, рейтинг скачивания которых был жалок. То есть, я переформулирую: Facebook, даже имея на руках фантастическое количество пользователей, невероятный объем финансов, массу разработчиков и платформы для продвижения, не в состоянии просто сделать копию другого приложения и сделать его популярным. И при этом Facebook это империя соцсетей.

Во-вторых, будущее за медиаконтентом, а Facebook, как я уже писал, обрекла себя на вечное изгнание из мира медиа соцсетей и уже никогда не будет восприниматься как платформа для фото и видео. Она ничего не могла противопоставить Инстаграму, но Гуманоиду повезло в тот раз. Все эти три соцсети являются платформами для медиаконтента, то есть играют в той же лиге, что и Instagram, но точно не Facebook. Этим и объясняется то, почему после очередного провала в попытке скопировать новое приложение, функции этой соцсети появляются в итоге в Инстаграме. Ну по факту и в Facebook тоже, но на это всем плевать - потому что Гуманоиду просто больше ничего не остается делать, у него медиа соцсеть только одна, значит добавлять функции той тройки можно только туда.

Тут на самом деле очень интересная история со Snapchat. Гуманоид в своё время понял, что это очередная медиа соцсеть с уклоном в истории и, как мы уже знаем, поскольку Facebook не в состоянии даже сделать копию, Гуманоид решил провернуть тот же трюк, что и с Instagram и предложил основателю Snapchat Эвану Шпигелю $3 млрд за покупку приложения, но ему было отказано. Гуманоид, поняв что впервые в его жизни что-то идёт не так как он хочет, приказал добавить функцию историй во все приложения Facebook: Facebook, Messenger, WhatsApp и Instagram. Логично ожидать, что эта функция лучше всего зашла в медиа соцсети, то есть в Instagram, а не в мессенджерах и уж тем более не в самом Facebook. Тут надо признать, что Instagram Stories стали чуть ли не единственной разработкой Facebook за все годы, которая действительно была тепло принята пользователями и стала очень популярной.

А что же со Snapchat? Подумайте сами, у вас новая соцсеть для медиаконтента которая только набирает популярность и пользователей в мире, где уже есть Instagram, и тут глава социальной империи с внешностью тролля и машинным голосом внедряет фишки вашего продукта в 4 приложения, у каждого из которых больше миллиарда пользователей. Наверное думается, что исход очевиден и вашему приложению конец. Так думали почти все, включая брокеров на Уолл-Стрит и Скотта Гэллоуэя из начала статьи, и у них были все основания для этого - Snapchat начал терять пользователей. Вся пресса начала писать как Instagram отнимает пользователей у Snapchat и предрекать ему скорую кончину. Кроме того, незадолго до этого массированного наступления от Facebook Snapchat вышел на биржу, начал публично торговать акциями и должен был раз в квартал отчитываться о показателях соцсети, поэтому падения количества пользователей были в открытом доступе, и в самый худший период торговли акциями Snapchat их цена опустилась до 5 долларов за штуку. Плюс ко всему Snapchat изменил дизайн приложения и части пользователей это не понравилось. Казалось бы на лицо все знаки скорого закрытия соцсети и очередной победы Гуманоида. Но этого не произошло!

Количество активных пользователей в день от Snapchat
Количество активных пользователей в день от Snapchat

Я снимаю шляпу перед Эваном Шпигелем - выдержать такой удар, когда самая крупная соцсеть ворует твои функции, пользователи уходят, а вся пресса уже тебя похоронила, "Капитализация Snapchat упала до $10 млрд — это в три раза меньше, чем при выходе на биржу полтора года назад". Даже я в какой-то момент посчитал, что походу Facebook действительно всех побеждает. Всё это время Шпигель продолжал упорно работать над своим детищем и постоянно внедрять новые функции, несмотря на черную полосу. И это принесло свои плоды: отток пользователей прекратился и снова вернулся их рост. На сегодняшний день акции Snapchat торгуются по цене 60 долларов за штуку, а компания оценивается в $90 млрд. Конечно борьба еще в самом разгаре, но вот вам пример того, как Facebook впервые в своей истории пыталась бороться с реальным врагом, а не с фейковым.

С TikTok такой эпичной борьбы не было. Эта соцсеть стала просто феноменом своего времени, она устанавливала и до сих пор устанавливает рекорды по скачиваниям и росту пользователей. Про это и так уже очень много статей написано, поэтому я перейду к сути. TikTok появился в очень удобное время, когда Facebook потратила все силы на борьбу со Snapchat и уж точно не была готова к еще одной медиа соцсети. Это было одной из причин его довольно беспрепятственного роста. И даже сейчас, когда Facebook борется или правильнее будет сказать, делает всё то, что она знает о борьбе из учебников по бизнесу, против TikTok, это уже не сильно кого-то интересует. Facebook попыталась запустить копию TikTok Lasso, но результат можно было знать заранее. Встроить функцию коротких музыкальных видео во все 4 приложения уже нет ни возможности, ни смысла. Тут Facebook начинает действовать уже по знакомой, а точнее единственной, схеме когда встраивает медиа функции в её единственную медиа соцсеть. Были запущены Instagram Reels, я не знаю статистику по этой функции и как много людей ей пользуется, но они точно не стали следующими Instagram Stories. А TikTok по-прежнему продолжает расти.

Насчет Pinterest у меня не так много информации, но идею вы поняли. Вот статьи про данную соцсеть:

Сейчас и Pinterest, и Snapchat, и TikTok растут и набирают пользователей, заставляя людей больше времени проводить внутри своих платформ и вне Facebook, и начинают постепенно увеличивать свою долю на рекламном рынке.

И еще один важный момент, в статье о доходах, которую я приводил выше указано, что 45% выручки Facebook генерируется в США. Поэтому этим трём соцсетям не обязательно становится популярными в мировых масштабах, чтобы нанести ощутимый урон Facebook. Достаточно лишь стать популярными среди американского населения, чтобы пошатнуть приличную долю выручки Facebook, что сейчас и происходит.

Но даже война с внешними врагами не так страшна, как гражданская война, когда члены одной коммуны начинают конфликтовать друг с другом.

4 приложения и общие похороны

Наконец мы подобрались к третьему пункту, который отличает Facebook от остальных Звезд Смерти из большой пятёрки. Вся империя Facebook держится на 4 приложениях - Facebook, Facebook Messenger, WhatsApp и Instagram. А эти приложения в свою очередь представляют только 2 категории продуктов:

  • Мессенджеры - Facebook Messenger, WhatsApp
  • Соцсети - Facebook, Instagram

И это, я напоминаю, уникальная ситуация не только для большой пятёрки, но и для всей индустрии в целом. Поскольку приложения из каждой категории выполняют по сути одни и те же функции, день когда они начнут представлять угрозу друг для друга и начнётся эра каннибализма, это просто вопрос времени, если только он уже не настал.

Почему эпоха Facebook подходит к концу

Начнем с мессенджеров. У Facebook Messenger 1.3 млрд пользователей, у WhatsApp 2 млрд. Тут всё более менее понятно, хотя Гуманоиду безусловно обидно принимать тот факт, что приложение не от Facebook является лидером среди мессенджеров, он вроде бы смирился с тем, что WhatsApp более привлекателен для людей, чем Facebook Messenger, и что он будет побеждать в случае борьбы между ними. Вроде бы Гуманоид пытается сделать WhatsApp больше направленным на бизнес, а Messenger на обычных людей, но что-то результатов не видно. К тому же оба мессенджера пока не приносят выручки, поэтому потери минимальны. Я еще вернусь к этой теме в следующей главе.

Теперь соцсети. О, а тут у нас разгорается не хилая схватка, бой обещает быть жарким. Отметим с самого начала псевдоэкспертов, не умеющих пользоваться элементарной математикой, которые говорят, что Гуманоид просто переведет пользователей с Facebook в Instagram и продожит шиковать как раньше. Вот вам серия статей:

В них ясно говорится, что Гуманоид не желает перехода пользователей из Facebook в Instagram. Еще там написано очередное подтверждение того, что Facebook это не медиасоцсеть и что никакой медиаконтент там не зайдет - "Только Цукерберг не мог принять, что Instagram может затмить Facebook. Он сказал Систрому, что «истории» в его приложении успешны не благодаря дизайну, а только потому, что их запустили раньше, чем в Facebook". Начнем по порядку.

В статье WSJ, на которую я давал ссылку выше указано, что Instagram принес 25% всей выручки Facebook, остальное само собой сама Facebook. Во-первых, будем реалистами, но рокировку у Facebook сделать не получится - поменять пользователей и приложения местами, чтобы теперь Instagram приносил 75%, а Facebook 25%, чтобы в итоге это не сказалось на выручке - это звучит слишком сказочно. Если пользователи начнут уходить с Facebook, они уйдут навсегда и Гуманоид это прекрасно понимает и если аудитория Facebook начнет сокращаться, к росту она не вернется никогда. А новые пользователи Instagram в Facebook переходить не будут, это слишком очевидно. То есть Facebook окончательно потеряет одну из дойных коров и останется только одна, которая по грубым расчетам будет приносить в одиночку 75% от нынешней выручки. Это будет ничто иное как катастрофа.

Во-вторых, давайте просто посчитаем соотношение выручки к количеству пользователей. Если Facebook генерирует 75% от общей выручки, а Instagram 25%, притом, что у Facebook 2.74 млрд пользователей, а у Instagram 1.221 млрд, то выходит, что Instagram генерирует на 25% меньше выручки на одного пользователя, чем Facebook (я понимаю, что кажется будто я просто подставил числа, но я реально это посчитал, если не верите, то можете посчитать сами). Я понимаю, что Instagram не настолько переполнен рекламой как Facebook (пока что), но если вы посмотрели те видео с канала Veritasium, которые я скинул, то вы понимаете, что многие схемы, которые Гуманоид применяет для выкачки денег из Facebook в Instagram просто не сработают. Плюс учитывайте, что Instagram уже достаточно распространен в Северной Америке и Европе - регионах, которые дают больше всего выручки Facebook. Поэтому хотя сейчас аудитория Instagram составляет 44.5% от аудитории Facebook, процент аудитории приносящей больше всего прибыли там точно больше. Еще не забывайте, что Facebook это всё еще 3 по популярности сайт в мире. То есть приличная доля от просмотров рекламы приходит из веба, где её кстати можно больше показывать. Даже когда Instagram обойдёт Facebook, веб версия Инсты такой же популярностью пользоваться не будет.

В-третьих, все мы можем дружно согласиться, что Instagram на много лучше Facebook. Ну то есть что угодно в принципе лучше чем Facebook, даже черный экран, но Instagram содержит в себе практически все социальные функции Facebook, но там они работают так как должны. А работают они потому что Instagram чётко выделил свой сегмент интернета и дал доходчиво понять людям о чём эта соцсеть. Как итог, в отличии от Facebook куда можно добавлять любые функции, такие как гадание жизни по камням, и никто этому не будет удивлён, то в Instagram уже есть чёткие барьеры того, что можно туда добавить, а что нет. Гуманоид не сможет встроить в Instagram онлайн-знакомства, просмотр фильмов, музыку, подкасты, игры, виртуальную реальность, аудиосообщества и всё в этом роде. Даже сейчас уже чувствуется, что в Instagram начинает образовываться перебор с функциями, те же Instagram Reels я не знаю как в принципе сочетаются с экосистемой Instagram или IGTV - попытка Гуманоида сделать Instagram конкурентом YouTube - полностью провальная функция. Instagram не даст Гуманоиду реализовывать все его монархические идеи и он это понимает.

Наконец в-четвертых, вы сами попробуйте представить себе картину если в новостях будут сообщать, что Facebook начинает терять пользователей в своём самом главном продукте. Это очень не понравится тем людям, о которых Facebook заботится больше всего - акционерам. Будет разрушен миф о несокрушимости Facebook и что количество пользователей соцсети только увеличивается и никогда не уменьшается. Вместо 4 основных продуктов для гордости будет в лучшем случае 3 и брокеры на Уолл-Стрит теперь уже будут осторожны с высказываниями, что акции Facebook могут только расти.

В целом идея ясна - Гуманоиду крайне не выгоден переход пользователей из Facebook в Instagram и он всеми силами старается этому препятствовать. Я его тут прекрасно понимаю, я бы тоже не хотел чтобы мои клиенты переходили от ламп накаливания на светодиодные, жаль только что и там, и там это неизбежно. Даже прямые указы Гуманоида не в состоянии остановить процесс перехода. Как бы он этого не хотел, но каннибализация это лишь вопрос времени, и у этого, будьте уверены, будут очень серьёзные последствия.

Почему Telegram должен победить

Мы дошли до, пожалуй, моей самой любимой части. Тут я вам попытаюсь объяснить почему детище Павла Дурова является самой главной угрозой для Гуманоида. У меня были мысли, чтобы сделать эту идею темой для следующей статьи в таком же ключе, но у меня нет столько материала об этой теме и она лучше будет смотреться в рамках данной статьи. Начну я с того, что я обожаю Telegram и я в самом начале статьи всех обо всём предупреждал. Я каждый день им пользуюсь и мне очень приятно осознавать тот факт, что создатель Телеграма говорит на одном с нами языке, что безусловно добавляет желания сопереживать его успехам. Кроме того, мы лучше всех других знаем историю этого человека и в курсе того, что у него есть личные счёты с Гуманоидом. Дуров уже пытался вступить в схватку с Facebook, но был почти сразу же отправлен в нокаут с безоговорочной победой Гуманоида. Гуманоид в итоге подсадил почти весь мир на свою мусорную свалку, стал одним из самых богатых людей мира, а Павел потерял контроль над своим первым продуктом и вынужден был с ним распрощаться так и не став даже миллиардером. После этого он решил с нуля создать новый продукт для рынка, который как тогда казалось уже обрёл своих вечных лидеров, главным из которых являлся всё тот же Гуманоид. Так что, друзья, это очень личная история для Павла Дурова, заставляющая сопереживать главному герою.

Что же происходит сейчас? Позвольте мне вставить слово о моей предыдущей статье, в которой я разбирал моменты говорящие о том, что у Tesla очень перспективное будущее. Насколько я был прав решайте сами. Но по факту, все мои тогдашние аргументы можно свести к простому умозаключению - Илон Маск это человек, который имея на руках всего 300 миллионов долларов пошёл ва-банк и рискнул ими всеми вложив их в компании в тех отраслях, где еще никто и никогда не достигал какого-либо значительного успеха, при том что попытки были и их было очень много с гораздо большими суммами на старте. И Железному Человеку удалось не одну, а обе из них довести до той стадии когда закрытие им уже не грозило. Это просто не передать словами какой бесконечный массив препятствий ему удалось пройти, что думать после этого, будто Маску не удастся сделать Tesla прибыльной и завоевать весь рынок, это просто смешно.

И как вы возможно догадываетесь, у Павла Дурова была примерно такая же ситуация. Telegram был запущен в 2013 году, WhatsApp тогда уже был популярен и имел около 400 миллионов пользователей. В период становления у Telegram не было буквально никаких преимуществ:

  • Все активные пользователи интернета, понявшие суть мессенджеров, уже пользовались WhatsApp
  • Когда Telegram только был запущен у него не было никаких уникальных функций, которые бы отличали его от WhatsApp
  • Доля людей, заботящихся о конфиденциальности, была очень маленькой, а тренд на приватность еще не появился
  • Никакого продвижения и предустановки на телефонах, в отличии от WhatsApp, который за одно продвигался в Facebook
  • Плюс, вспомните, что на раннем этапе в прессе о Telegram говорили как о мессенджере для террористов, а репутация WhatsApp была чиста как стёклышко

То есть Павел Дуров не рассчитывал ни на что, кроме как на веру в свой продукт, делая его качество главной и единственной целью. Конечно ярые поклонники Дурова, то есть русскоязычная аудитория, обеспечили хорошую базу в самом раннем этапе. Но вспомните как тогда продолжали говорить о Павле, мол что он умеет только копировать и ничего своего создать не может, а вот Гуманоид, вот он истинный гений и визионер. Очень иронично вспоминать это в 2021.

В том 2013, смотря на все эти признаки неминуемого проигрыша, даже я, установив Telegram, продолжал пользоваться WhatsApp для общения с друзьями и думал, что Дуров в очередной раз упустил новый тренд в ИТ и что у него снова получится в лучшем случае новый VK в мире мессенджеров. Но случилось то, что вы и сами прекрасно знаете, "Аудитория Telegram превысила 500 млн пользователей в месяц — это на 100 млн больше, чем в апреле 2020 года".

Многие люди не только смотря на метрики, но и даже в реальной жизни забывают одну простую истину - Динамика важнее Статики. Знать текущую ситуацию на данный момент это важно, но гораздо важнее знать, что привело к данной ситуации, какие были изменения в течении времени, был ли это рост или падение, и с какой скоростью. Только на этом можно строить правдоподобные прогнозы.

Почему эпоха Facebook подходит к концу
Почему эпоха Facebook подходит к концу
Почему эпоха Facebook подходит к концу
Почему эпоха Facebook подходит к концу
Почему эпоха Facebook подходит к концу

Вот вам данные с портала datareportal.com начиная с 2017 года, когда Telegram впервые упоминается в этих отчётах с количеством MAU (monthly active users) равным 100 млн. Тут мы наглядно можем видеть как:

  • Псевдомессенджеры вроде Skype, Viber, Line, QQ теряют пользователей
  • Реальные конкуренты в виде Reddit, Pinterest, Snapchat и TikTok растут
  • WhatsApp вырос с 1 млрд до 2 млрд - рост 100%
  • Telegram вырос со 100 млн до 500 млн и даже обогнал Snapchat - рост 400%

И я напоминаю, что Telegram рос во всех этих условиях не имея на руках никаких козырей, кроме качественного продукта. А сейчас у Telegram есть и масса пользователей, и уникальные функции, в то время как WhatsApp тонет в скандалах каждый год и превратился в месседжеровский аналог Facebook с абсолютно паршивым дизайном и неработающими функциями. То есть пройдя все эти испытания, так же как и Илон Маск, вы думаете что Павел Дуров не доведёт Telegram до миллиарда пользователей и не пойдёт дальше? Вам самим не смешно?

Так почему же Telegram это самая большая угроза для Facebook, хотя тот же TikTok имеет больше пользователей, более популярен в США и по-прежнему демонстрирует высокий рост? Для начала давайте узнаем у Гуманоида, кого он считает главной угрозой, "Цукерберг назвал Apple главным конкурентом мессенджеру от Facebook". "Сегодня наш самый большой конкурент — iMessage" - Гуманоид. Ну кто бы сомневался, говорить что самая крупная компания это твой главный конкурент не только не обидно, но даже почётно. Признаться, что какая-то маленькая компания, не имеющая и долю тех ресурсов, что есть у Facebook, смогла сделать мессенджер, который постепенно завоевывает мировую аудиторию, это считай выписать себе смертный приговор. Да Гуманоид даже никогда и вида не сделает, будто знает о существовании Telegram, хотя он точно о нём в курсе и знает про Павла Дурова со времён VK. Начнем по порядку:

Во-первых, Pinterest, Snapchat и TikTok хороши, но они являются конкурентами только для Instagram. При этом, они не представляют из себя полноценную замену Instagram, а лишь дополняют экосистему медиа соцсетей, чтобы у людей была возможность проводить время в разных приложениях.

Во-вторых, Telegram в это же время является прямым и одновременно единственным конкурентом сразу двум продуктам Facebook: Facebook Messenger и WhatsApp. Discord и WeChat неплохи, но они охватывают только определённую аудиторию. В то время как Telegram является самой, что ни на есть альтернативой и полной заменой обоих мессенджеров от Facebook.

В-третьих, выше я уже писал о внутренних конфликтах продуктов Facebook, то что Facebook Messenger и WhatsApp как тигры в клетке, не желающие отдавать друг другу куски мяса и которых ни в коем случае нельзя подпускать друг к другу из-за возможной кровавой схватки не на жизнь, а на смерть. Это я полагаю одна из главных причин, почему в WhatsApp такая проблема с добавлением новых функций и работой существующих - Гуманоиду нельзя допускать, чтобы один из мессенджеров был явно лучше другого. Это видно на примере каналов, которых как таковых до сих пор нет ни в Facebook Messenger, ни в WhatsApp. Я думаю тут проблема не только в том, чтобы суметь сделать их популярными на обоих платформах одновременно, но и в том, что это может стать угрозой для самого Facebook. Я уже давно читаю все новости в Телеграме и тут дело даже не в том, что это лучший мессенджер, а в том, что читать новые посты куда удобнее через формат каналов, когда ты можешь смотреть новый контент от одного определенного контент-мейкера без мешанины с другими постами и за одно знать на каком посте ты остановился в прошлый раз и сколько после него вышло новых. Это абсолютно другой формат подачи контента в отличии от единой ленты, когда посты всех сообществ перемешаны в одной линии и располагаются согласно алгоритмам, а не вашим текущим желаниям. Я уверен, что каналы это именно тот формат потребления контента, который лучше всего подходит для новостей и тематических сообществ. Сказав это, тот факт, что Гуманоид до сих пор не вводит каналы по примеру Telegram, уже не выглядит таким странным - ничто, абсолютно ничто не должно подталкивать пользователей проводить меньше времени в Facebook. Тут уже становится видна другая картина - если на заре интернета Facebook себя позиционировала и как площадка для контента, и как платформа с функциями для коммуникаций, то сейчас интернет становится все более диверсифицированным. Сейчас соцсети вроде Facebook и VK становятся бессмысленными. Мы понимаем, что для фото и видео контента есть фото и видеохостинги, а для коммуникаций есть мессенджеры. То есть если Instagram забрал себе все публикации и контент у Facebook, то мессенджеры начинают перетаскивать функции для общения из Facebook, делая эту соцсеть окончательно ненужной. Гуманоид уже явно осознает, что теперь не только Instagram, но и мессенджеры заставляют людей меньше заходить в Facebook, а это неприемлемо. Гуманоид делает всё, чтобы люди больше пользовались именно Facebook, а не чем-то другим. Недавние аудиофункции это только подтверждают, ведь они появились только в Facebook, а не в мессенджерах, где им самое место. Вся эта бесконечная междоусобица с конфликтами о том, куда на этот раз будет добавлена новая функция, создала идеальные условия для развития Telegram. Телеграм-каналы растут, несмотря на меньшую аудиторию, уникальных функций становится всё больше. И теперь Telegram с одной стороны угрожает Facebook, предоставляя сообществам площадку для более удобного распространения контента, а с другой становится еще более отличительным от Facebook Messenger и WhatsApp.

Получив полный контроль над созданием продукта, Павел Дуров создал самый лучший мессенджер и единственную достойную альтернативу мессенджерам Гуманоида. Недавно Forbes оценил состояние Павла Дурова в 17,2 млрд долларов, а беря во внимание то, что практически всё состояние Дурова это 100% акций Telegram, то это считай то во сколько Forbes оценивает мессенджер. Мне не хочется говорить какое сейчас состояние у Гуманоида, это вы можете и сами узнать, но интересный момент: хотя Павел Дуров, также как и Илон Маск, не ставит выручку и инвесторов во главу угла и вряд ли Telegram в будущем хоть сколько-нибудь сравняется с капитализацией Facebook, всё же дорасти по капитализации до состояния Гуманоида более чем реально, а это значит, что Павел Дуров сможет обогнать Гуманоида по состоянию в списке Forbes. Не то чтобы это Дурова особо беспокоило, но это будет очень знаковая победа со времен разгрома VK.

Казалось бы, на этом можно закончить данный раздел, но я приготовил напоследок очень интересный анализ о мессенджерах Гуманоида, а конкретно о Facebook Messenger. Взгляните еще раз на графики и убедитесь сами, что Messenger за 2017 год вырос с 1 млрд пользователей до 1.3 млрд, точно также как и WhatsApp. Но если WhatsApp к 2021 достиг 2 млрд пользователей, то у Facebook Messenger как было 1.3 млрд пользователей с 2018, так и остаётся. Я понимаю, что там стоит метка о том, что данные о пользователях публично не афишируются. Но!

Во-первых, на графиках есть и другие соцсети с такой же меткой, но по ним данные обновляются.

Во-вторых, как я уже сказал, WhatsApp и Messenger в 2017 году находились на одном и том же уровне, и то что сейчас у WhatsApp 2 млрд, а у Facebook Messenger перестали обновляться данные, очень настораживает. Неужели если б Facebook Messenger пользовалось 2 млрд людей Гуманоид бы это скрывал? Да даже если б полтора миллиарда, разве бы он это не сказал на одном из своих выступлений, тем более что это как бы полностью продукт Facebook?

Я лично очень сомневаюсь, что Гуманоид упустил бы шанс нам об этом поведать. А значит мы вполне возможно наблюдаем как один из четырех столпов империи Facebook показывает не тот рост, которым можно было бы гордиться, если он вообще есть. Во всех источниках, в которых говорится об аудитории Facebook Messenger всегда написана одна и та же фраза - “сейчас Facebook Messenger насчитывает 1.3 млрд пользователей”. Это “сейчас” длится уже 4 года. Я не знаю, что к этому еще можно добавить, разве что я абсолютно нигде не видел, чтобы кто-то хотя бы задался вопросом о том почему Facebook Messenger остановился на отметке в 1.3 млрд пользователей и с тех пор не обновлял данные, что выглядит странно, как и сама ситуация.

Generation Z is not Zucked

Уже прошли те времена, когда Facebook считалась соцсетью для молодежи, а ее основатель гением, филантропом, визионером и человеком, думающем о будущем человечества. Сейчас никто даже и не подумает выпускать статьи вроде этих:

В которых помимо прочей лабуды есть например вот такой текст о проекте дронов, раздающих интернет, о котором я писал в самом начале:

"Цукерберг вспоминает, что тогда совет стал задавать ему предметные вопросы: «"Сколько же миллиардов, если не секрет, вы планируете потратить на эту авантюру? И удастся ли нам увидеть прибыль?" А я ответил: “Ну, вы знаете, точного ответа у меня нет, но я верю, что если мы подключим тех парней, это будет круто. И это поможет расти их экономике. И их жизнь станет гораздо лучше. Ну и конечно, кое-что мы все-таки получим. Когда-нибудь"»". Смешно, Гуманоид, очень смешно.

Или например вот этот отрывок: "Instagram и WhatsApp не будут брендированы как приложения Facebook". Это не цитата Гуманоида, справедливости ради, но репортер говорит это как финальное утверждение.

Всё это я говорю к тому, чтобы напомнить вам как хорошо всё начиналось и как богоподобно выглядели Facebook и Гуманоид в глазах людей того времени. Даже фильм сняли о восхождении Гуманоида и о том, что Facebook это будущее всех продвинутых людей.

Сейчас всё совсем иначе, вот прям совсем. Реальность развернулась на 180 градусов. Сейчас Facebook больше ассоциируется со взломами, утечками, скрытым сбором данных, треш контентом, фэйковыми новостями, хейтом, судимостями, нарушением приватности пользователей, накруткой рекламных просмотров и так далее и так далее. Брэнд и репутация Facebook окончательно пали в бездну, пробивая одно дно за другим. Судя по разным материалам, Гуманоид спокойно жертвовал репутацией своей компании, особенно если на кону стоял полный контроль и возможность слежки за людьми, "«Копирует, покупает и убивает»: разработчики VR-технологий обвинили Facebook в давлении и копировании сервисов". Сейчас можно с уверенностью говорить, что репутация Facebook уже никогда не восстановится, а те дни облизывания прессой навсегда ушли в прошлое. Теперь у нас есть материалы о Facebook вроде этих:

В 2018 Facebook попала в скандал с утечкой данных и Гуманоид был вызван в конгресс для дачи показаний. Тогда же пользователи начали распространять хэштег #DeleteFacebook призывающий удалить свой профиль в Facebook. Об этом говорили и по новостям, и Илон Маск об этом писал в Твиттере. Но едва ли акция по удаления профилей и показания в Сенате сказались на финансовом состоянии Facebook. В начале мы имеем падение, "«Удали Facebook», потеря $60 млрд капитализации и расследования в США и Европе", а потом полное восстановление, "Акции Facebook восстановились после скандала с утечкой данных и Cambridge Analytica". Создаётся ощущение будто падение репутации и скандалы совсем не волнуют Гуманоида и никак не сказываются на работе соцсети. Но если тогда даже с призывами удалить Facebook, рост аудитории ни сколько не замедлился, то в начале этого года не случилась бы эта история, не имей Facebook уничтоженой репутации, "Количество загрузок мессенджера Signal выросло на 4200% за неделю после новостей об изменениях условий WhatsApp". Но всё это ещё цветочки по сравнению с другими изменениями, которые можно наблюдать.

С самого начала Гуманоид руководствовался простой логикой - заставь большинство людей общаться и делиться постами внутри своей соцсети и уничтожай все другие, которые хоть на самую малость становятся популярными среди людей. Тогда всем остальным людям, пускай даже если они всей душой будут ненавидеть Facebook, всё равно придется сидеть в ней, потому что другого способа коммуницировать с людьми у них не будет. Возможно еще стоит привлекать внимание хайпом и модой на соцсети, а качество сайта не так важно, этим можно в свободное время заняться. И эта стратегия работала великолепно, до поры до времени. Вот например исследование за 2014 год, "Исследование: подростки США выбирают Facebook, Instagram и YouTube". Хотя уже тогда на горизонте показался силуэт Всадника Смерти, "Почему 13-летние не используют Фейсбук?". Но тогда было не понятно, то ли они не доросли до Facebook, то ли в Facebook еще нет достаточно постов для них. В любом случае об этом не стоит особо переживать, придёт время и они начнут пользоваться Facebook. Куда они денутся, думал Гуманоид.

Но потом, после пика волны популярности, всё стало развиваться совсем не по-тому сценарию, который прописал Гуманоид. Во-первых вторая часть стратегии не сработала - начали появляться новые соцсети и новые способы коммуникации. И даже соцсеть, которая была куплена Гуманоидом и как он думал таким образом перестала угрожать Facebook, как минимум предоставила выбор для людей и особенно для подростков между тем, где они хотят общаться и проводить время. А на это Гуманоид не рассчитывал, когда разрабатывал свой гениальный план по захвату интернета, что люди смогут выбирать не Facebook и при этом от того, что они выбирают нельзя будет избавиться.

Во-вторых, первая часть плана, согласно которой все люди по-любому будут заходить в Facebook, просто потому что им пользуется больше всего людей, работает, но как оказывается не всегда. Если вы взрослый человек и все ваши друзья, коллеги, знакомые, родственники сидят в Facebook, то у вас считай связаны руки, даже если вы полностью осознаете ужас этой компании. Но если вы только стали тинейджером и ваш круг общения состоит в основном из ваших друзей, которые еще не привязаны ни к одной соцсети, то у вас есть то, чего нет у взрослых - выбор. И вот вы начинаете смотреть какое приложение будет самым удобным, где вы могли бы общаться со своими друзьями и развлекать себя контентом. И тут Facebook, как ни странно, не входит в топ интернет ресурсов, где вы бы хотели проводить время, по понятным причинам, вроде полного трэша в ленте, неудобного интерфэйса, отвратительного дизайна, кучи рекламы и сотни чего другого, тем более что в интернете много плохого говорят об этой компании. Но главное то, что по тем же причинам ваши друзья тоже не хотят начинать им пользоваться, в итоге вы решаете создать аккаунт в другой социальной сети или мессенджере и таким образом у вас нет лишнего повода заходить в Facebook. Тут лучше всего подходит фраза из фильма Социальная сеть, сказанная Джесси Айзенбергом, играющего роль Гуманоида - "Дети из колледжа в сети пока их друзья в сети. Одна доминошка, следом все падают". Но это всё лишь теория, работает ли это на практике?

Вот несколько статей и ссылок с графиками:

Смотря на все эти графики о невероятном росте всех показателей Facebook надо уметь находить лишь одну самую важную метрику - процент подростков в США пользующихся Facebook в разные периоды времени. Весьма специфическая метрика, которая может спокойно затеряться во всех остальных графиках, если она там вообще есть. А самая важная она, потому что показывает как меняется вовлеченность новых поколений подростков с течением времени и фактически определяет будущее аудитории Facebook в США, самом большом её рынке. Пожалуй, самое лучшее исследование на этот счет было сделано компанией Pew Research в 2015 и 2018 годах:

2015
2015
2018
2018

В данных опросах было исследовано как много, в процентном плане, подростков 13 - 17 лет в США пользуются теми или иными социальными медиа, то есть самая важная метрика. Я не знаю будет ли публикация на эту же тему в этом году, учитывая мировую ситуацию, но и данных исследований достаточно, чтобы можно было судить об общей картине.

Как мы видим, Facebook был лидером среди молодежи США в 2015 году, что соответствует исследованиям того времени. 71 процент всех подростков Америки пользовались Фэйсбуком. Дальше Instagram, Snapchat и все остальные. В 2018 году уже 51 процент от общего числа тинейджеров в США пользуется Фэйсбуком. Это просто фантастическое падение за 3 года с 71% до 51% и с первого места на четвертое. Да, стоит упомянуть, что про YouTube у подростков не спрашивали в 2015 году, но даже не смотря на это Facebook упал по количеству пользователей среди молодежи, в то время как Instagram и Snapchat выросли.

А вот опросы практически на ту же тему от издательства Axios за 2019 год, "More younger members of Generation Z use TikTok than Facebook".

Почему эпоха Facebook подходит к концу

Тут мы уже видим, что только 41% подростков от 13 до 16 лет в Америке пользуется Facebook, что еще хуже, по сравнению с опросами Pew Research за прошлые годы. Тут даже наблюдается некая парабола падения популярности Facebook и роста TikTok.

Еще я ума не приложу, почему в самой статье нет ни слова про Twitch. Хотя на самом графике они его указали и на котором явно видно, что его популярность только растет и по логике в ближайшее время даже Twitch будет иметь больше пользователей среди подростков, чем Facebook.

Суммируя всё вышеперечисленное, хочется сказать - все эти цифры, ни много ни мало, пугающие. Молодежь, будущий рабочий класс, в Америке, самом прибыльном рынке Facebook, всё меньше и меньше пользуется соцсетью Гуманоида. И это не теория об ужасном интерфейсе и отвратительном отношении к пользователям, а реальная практика, которая по хорошему должна беспокоить всех инвесторов. Однако эти данные легко скрыть в общей статистике, которую и показывает Гуманоид на каждом собрании акционеров.

Разумеется сам Гуманоид в курсе этого кошмара наяву и предпринимает все способы, чтобы прекратить переход молодежи из Facebook в Instagram и другие соцсети, и сделать Facebook снова популярным для неё. Чтобы вы понимали - Facebook использует абсолютно все способы для наращивания аудитории, начиная с предустановки на телефонах и дефолтных страниц в браузерах и заканчивая договорами с интернет провайдерами на предоставление бесплатного доступа в интернет для Facebook. Это по-прежнему работает, но в основном в развивающихся странах. Поэтому для попытки привлечь больше пользователей из США и Европы Гуманоиду пришлось начать использовать последний доступный инструмент для привлечения новой аудитории - Рекламу. Ну, вы понимаете иронию - самая большая площадка в интернете с самым большим количеством пользователей вынуждена рекламировать саму себя, чтобы привлечь больше новых людей.

Для рекламы Facebook использует в основном сервисы Google - Google Ads и YouTube - единственной компании, чью долю в рынке интернет рекламы Facebook признает.

Почему эпоха Facebook подходит к концу

Лично я постоянно вижу рекламу Facebook, как и Facebook Messenger, на Ютубе и на сайтах где есть баннеры Google.

По-моему это уже очевидно, что Facebook стоит на последней линии обороны от наступающего падения, когда компания уже предпринимает все методы для сохранения роста аудитории, но даже вместе с ними она по-прежнему продолжает терять самый важный сегмент пользователей.

Вот список самых популярных брендов среди американской молодежи, "Google, Netflix и YouTube стали самыми популярными брендами среди молодежи 18-21 лет в США".

Почему эпоха Facebook подходит к концу
Почему эпоха Facebook подходит к концу

Из всего, что связано с Facebook тут только Instagram. Это наглядное доказательство того, что если у тебя отвратительный продукт, отвратительный дизайн, отвратительное отношение к пользователям, отвратительная репутация - попытка создать искусственное удержание и привлечение аудитории только за счет массы пользователей добром не кончится. Также все эти репутационные потери из-за скандалов и утечек лишают Facebook перспектив на рынки устройств для умного дома, умных часов и так далее. Если у людей будет выбор использовать продукты Facebook или нет, то репутация компании в глазах обычных граждан сделает своё дело.

Итоговый итог

Это был очень большой текст, я знаю, сам такого не ожидал. Но надо было подробно описать все моменты, чтобы было меньше вопросов, и как-то соединить их в одну цепь. Давайте вспомним и перечислим все доводы в пользу моей теории:

  • У Facebook нет ни одного успешного созданного продукта
  • Все распиаренные проекты и приложения закрылись
  • Ставка на VR не взлетела, а реальные новые рынки упущены
  • Facebook - самая мерзкая соцсеть и при этом она является основным продуктом компании
  • Facebook уже никогда не станет фото или видео хостингом по примеру медиа соцсетей, также как и платформой для блоггеров
  • Различные ИТ компании бьют по всем фронтам
  • Facebook использовала всю армию против Snapchat, но даже после этого Snapchat продолжает расти
  • Pinterest, Snapchat и TikTok настоящие соцсети с медиаконтентом, набирающие популярность в особенности в США, и первые реальные конкуренты в истории Facebook против которых у неё есть только Instagram
  • Вся империя держится на 4 приложениях, два из которых прямые конкуренты другим двум
  • Если, а точнее когда, пользователи начнут переходить в Instagram, то у Facebook начнет сокращаться аудитория и привлекать её будет уже нечем - это приведет к недовольству инвесторов, уменьшению выручки и сокращению столпов империи как минимум на одну единицу.
  • В Instagram не будет столько же функций, как в Facebook, плюс не будет такого же веба
  • Facebook Messenger и WhatsApp отбирают функции коммуникаций у Facebook, заставляя компанию добавлять новые функции в разброс и замедлять разработку мессенджеров
  • Дуров наносит ответный удар
  • Facebook Messenger не обновляет данные по количеству пользователей
  • Facebook использует все каналы для привлечения аудитории и уже начала использовать рекламу
  • Facebook всё делает, чтобы увеличивать выручку, а так как 98.5% выручки приносит реклама, единственный способ увеличивать выручку это поднимать цены на рекламу и увеличивать её количество. Из-за этого компания на пути к пределу насыщения
  • TikTok уже популярнее среди поколения Z в Америке, чем Facebook, на подходе Twitch
  • Каждое новое поколение молодежи в США, откуда поступает 45% выручки, меньше пользуется Facebook
  • Навсегда опороченные бренд и репутация
  • Ставка на искусственный рост и удержание аудитории только за счёт количества пользователей всегда работать не будет
  • Скандалы, утечки и слежка за пользователями не позволят компании выходить на новые рынки из-за недоверия людей

Практически ни один из этих тезисов не применим к остальным Звездам Смерти из большой пятёрки. Как же у Facebook получилось так вырасти и получить статус Звезды Смерти не имея качеств, присущих остальной четвёрке? Так же как и приход Гитлера к власти, тут была совокупность причин и большая удача:

  • Отсутствие стартапов, способных сделать качественную соцсеть, позволило Facebook наращивать аудиторию имея посредственный продукт
  • Набор критической массы пользователей дал возможность для Facebook сразу перейти к монетизации, показывая рекламу и направлять деньги для наращивания аудитории и так по кругу
  • Удачная покупка Instagram и WhatsApp, которая в случае провала могла стать гибелью компании
  • Удовлетворение всех прогнозов финансовых аналитиков для создания выгодной среды для покупки акций

Удача на самом деле сыграла чуть ли не наибольшую роль в превращении Facebook в Звезду Смерти, что по сути является еще один доводом в пользу конца эпохи Facebook, потому что на удаче ИТ империи не строятся - другие члены из пятёрки долгое время добивались доверия пользователей и надлежащего уровня качества главного продукта, и никогда не совершали сделок по покупке стартапов, которые бы угрожали основному бизнесу компаний.

Я еще раз вставлю слово об Илоне Маске и Павле Дурове. У них очень много общего: они оба развивали компании в тяжелых условиях, оба сделали главным приоритетом лояльность клиентов и качество продукта, никогда не использовали рекламу как средство для расширения клиентской базы и оба знают, что из себя представляет Facebook и имеют свои счёты с Гуманоидом.

Корень всей моей уверенности в том, что эти два чувака добьются успеха кроется в простой логике - эти люди предпочли выгоду в долгосрочной перспективе вместо краткосрочной, и как и стоило ожидать, такая тактика требует больших усилий и терпения. Результат такой тактики будет виден очень не скоро с момента старта и всем будет казаться, что ваша компания на пути к банкротству, но финальные плоды очень сладкие на вкус и смогут обеспечить более устойчивое будущее для вашего бизнеса. Как одно из следствий такого подхода и Илон Маск, и Павел Дуров оба презирают инвесторов, брокеров на Уолл-стрит и биржу, вся суть которых это получать мгновенную прибыль и не париться о долгосрочных последствиях. Именно поэтому я восхищаюсь этими чуваками и уверен, что они добьются своего. К тому же я просто не знаю других людей в ИТ сфере, которые бы так же очевидно играли бы по данной стратегии. Илон Маск в прошлом году более чем доказал состоятельность долгосрочного планирования, на очереди Павел Дуров.

А вот у Facebook ситуация диаметрально противоположная. Гуманоид сразу понял, что чтобы акции компании хорошо торговались на рынке, надо показывать инвесторам в отчетах то, что они хотят увидеть - рост аудитории и прибыли. Этим Facebook и занималась на протяжении долгих лет и результат не заставил себя ждать - дикий рост стоимости акций и любовь среди брокеров. Вы не найдете ни одну статью от финансовых издательств, в которых бы говорилось, что Фейсбуку в будущем могут дорого обойтись нынешние методы увеличения юзеров и выручки. Сейчас вся основа могущественности Facebook и уверенности акционеров в её будущем строится на 4 факторах:

  • Выручка Facebook только растет
  • Facebook имеет 4 приложения, аудитория каждого из которых более миллиарда
  • Аудитория всех приложений только растет
  • Все приложения компании являются безусловными лидерами в своих сегментах интернета по количеству пользователей

Стоит хоть одному из этих факторов не подтвердиться в квартальных отчетах или даже исчезнуть и мы знаем, что может произойти:

Facebook стала заложником собственного успеха. Ни одна другая компания из большой пятёрки не отчитывается о количестве пользователей так как Facebook. Гуманоид сделал это своей фишкой и теперь вынужден всегда её использовать, и стоит Facebook хоть где-нибудь показать неудовлетворительный рост аудитории и тогда от компании отвернуться единственные люди, о которых она больше всего заботится. Если выручку можно увеличивать чуть ли не всегда, на примере других Звезд Смерти, за счет роста мировой экономики, инфляции, выхода на новые рынки, хотя Facebook явно в этом не блещет. То вот аудиторию так же постоянно увеличивать точно не получится, банально потому что люди закончатся раньше, чем все деньги мира и то это при лучшем раскладе, а фактически рост аудитории может закончится даже и близко не приблизившись ко всему населению планеты. Даже с началом оттока аудитории выручка компании может спокойно продолжать расти, поэтому все ИТ гиганты, кроме Facebook, защищены от этой неловкой ситуации в отчетах и могут спокойно раскрывать свои доходы и количество проданной техники, держа при этом в секрете точное количество пользователей и не делая на них акцент на случай если у какого-либо продукта начнется стагнация или отток аудитории. Возможно именно это сейчас и происходит с Facebook Messenger, а деваться некуда. Можно до поры до времени не упоминать об этом в отчетах или скрывать данные с помощью складывания общей аудитории, но последние данные о количестве пользователей сохранены в истории и их не сотрешь. Скрывать от общественности текущие цифры всегда не получится, так или иначе в какой-то момент эти цифры станут известны путем опросов и исследований или запросом от Комиссии по ценным бумагам, это не важно. Вы только представьте на секунду что будет, если Гуманоид на собраниях инвесторов будет говорить, что Facebook и Facebook Messenger уменьшаются по количеству пользователей, но зато Instagram и WhatsApp продолжают уверенный рост …

Я не хочу быть еще одним экспертом, который говорит про очередной пузырь, но данная ситуация действительно напоминает фильм "Игра на понижение", где все финансовые фонды покупают облигации и ценные бумаги рынка ипотечных ставок и жилой недвижимости, потому что этот рынок "не может не расти".

В любом случае Гуманоид выбрал тактику моментальной выгоды, обменяв её на долгосрочные последствия. В итоге колоссальный рост выручки и капитализации, а это собственно единственный фактор, который нужен чтобы считаться Звездой Смерти наравне с остальными ИТ гигантами. Facebook в этой истории похожа на марафонца, который первым открыл допинг, начал его употреблять без остановки и теперь бегает наравне с другими профессиональными спортсменами на олимпийских играх. Вся публика восхищается молодым марафонцем и тем, как быстро он смог прокачать себя до уровня профессионалов. Он всё также продолжает использовать допинг, чтобы не сдавать свои позиции и без сомнений, долгие годы употребления допинга бесследно не пройдут. Последствия такого подхода как правило приходят неожиданно и атакуют стремительно. Пока Facebook продолжает радовать инвесторов, никто из них особо не задумывается над технологической и продуктовой стороной вопроса в долгосрочной перспективе. Ведь у брокеров на Уолл-стрит один принцип - "Да нам насрать на то, как технологии работают. Нам интересно только то, как разбогатеть" - Марк Ханна, Волк с Уолл-стрит.

Эпилог

Сейчас ходят слухи, что хотят снять продолжение фильма Социальная сеть. Оригинальный фильм некоторыми критиками по праву считается чуть ли не лучшим фильмом десятилетия. Фильм настолько хорош, что даже содержит некоторые моменты, которые можно считать пророческими:

  • 28:44
  • 36:00
  • 46:34
  • 1:21:16
  • 1:29:44
  • 1:36:14

Сейчас Джесси Айзенберг выглядит чутка странновато в этом фильме, потому что то как он играет Гуманоида совсем не похоже на ту манеру поведения и манеру речи реального Гуманоида. Надеюсь, что если Джесси будет играть его в продолжении, то он поработает над своей подачей, чтобы вести себя и говорить так же как Гуманоид на своих выступлениях.

Мне хочется поделиться своим наблюдением - из всех актеров, да и в принципе людей, мне Гуманоид больше всего напоминает Вина Дизеля и сходства не только внешние:

  • Оба думают, что они посланники с небес
  • Оба пытаются выглядеть крутыми и в теме, а выглядят нелепо
  • Оба помешаны на тотальном контроле
  • Оба делают вид как им важна идея близких отношений и семьи
  • Оба владеют парашей на букву F / Ф, приносящей миллиарды и которой давно пора закрыться

Хотя наверное я тут перегнул, в Форсаже явно больше качества и смысла, чем в Фейсбуке. В любом случае, меня не особо волнует о чём может быть продолжение Социальной сети. Искренне надеюсь, что туда добавят персонажей Илона Маска и Павла Дурова. Для меня гораздо важнее титры в эпилоге. Будет шикарно, если в конце фильма будут титры вроде: "Рост аудитории Facebook замедляется с каждым годом. Во многих странах рост стал равен нулю, а в США начался отток пользователей. Компания борется с переходом людей из Facebook в Instagram. Аудитория Facebook Messenger и WhatsApp всё больше пользуется набирающим популярность Telegram. Instagram делит рекламный рынок с Pinterest, Snapchat и TikTok. Марк Цукерберг был снят с поста гендиректора Facebook. Сейчас против него ведется уголовное расследование."

P.S.

Паша, дай интервью Дудю, когда будет миллиард пользователей.

6161
27 комментариев
100 ₽

Читал с наслаждением. Отдельный лайк за прекрасное чувство юмора! :-Р

9
Ответить

Браво, автор!! Вы постарались.. и приятно осознавать, что не только я один также оцениваю Фейсбук и его владельца.

14
Ответить

Благодарю

3
Ответить

Осилил пару абзацев, хейт, читать неприятно. Статья такая гигантская, что руками не пролистать)) только кнопка коменты в конец 🙉 спасибо фейсбуку и марку за отличную сеть и особенно за окулус! Не оценивайте это как страницы для телефона, телефон уйдет в прошлое как пейджер. Это мета вселенная, это VR, это большой бизнес. По статье считаю большинство абзацев можно заменить одной фразой и сократить раз в 50 чтобы таки прочитали 🤗

10
Ответить

С гуманоида орнул. Спасибо за материал.

6
Ответить

Только не faamg, а faaNg. Вместо Microsoft - Netflix.

1
Ответить